Все картины айвазовского с названиями и описанием. Айвазовский картины

Публикации раздела Музеи

Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам

В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века .

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер - северо-восточный - борей, также юго-восточный - сирокко; юго-западный - сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали .

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» - одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море - самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем - моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара - Лондону…» (1897).

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному - в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант - Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких - кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам - аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом - Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли - все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году - 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).

Биография и картины Ивана Айвазовского с названиями.

Биография

Автопортрет

Иван Константинович Айвазовский - знаменитый русский художник. Известен, как непревзойдённый мастер живописи в жанре «марина » (морские пейзажи, батальные сцены на море). Во всём мире известен, как один из самых выдающихся русских художников, представляющих как российскую живопись в целом, так и высший уровень маринистического жанра. Если Ивана Шишкина можно назвать лучшим русским пейзажистом, который создавал непередаваемые пейзажи русского леса, то Иван Айвазовский - это лучший пейзажист, главное внимание которого было приковано к морю.

Иван Айвазовский имеет армянское происхождение. Родился 29 июня 1817 года в Феодосии. Настоящее имя - Ованнес Айвазян. С раннего детства обладал творческими способностями. Особые таланты наблюдались в музыке и рисовании. Обучался в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. Здесь его способности были оценены по достоинству. За свои картины он неоднократно получал высшие награды.

По причине высокой успеваемости, Айвазовский закончил обучение на два года раньше срока, после чего Академия отправила его в Крым. После он путешествовал по странам Европы, где на протяжении шести лет занимался самостоятельной живописью. За границей его творчество также было оценено по достоинству. После возвращения в Россию стал художником Главного морского штаба России, а затем профессором Академии художеств в Петербурге.

Главными сюжетами Ивана Айвазовского были морские пейзажи, батальные сцены на море (морские сражения). Кроме того, в его творчестве немало пейзажных картин, городских пейзажей, жанровой живописи.

За свою жизнь Айвазовский написал более 6000 картин . Последней картиной Ивана Константиновича Айвазовского стала работа под названием «Морской залив». В последний день своей жизни приступил к написанию картины « », которая так и осталась незаконченной.

Великий русский художник умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии. Художнику было 82 года. Похоронен в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб Саркис.

Иван Айвазовский является одним из величайших художников мирового значения. Спустя более ста лет после того, как не стало живописца, его картины ценятся всё так же высоко, представлены в крупнейших музеях, считаются бесценным достоянием мирового искусства. Вклад Айвазовского в мировую культуру и живопись сложно переоценить. Для многих последующих художников его искусство - это пример высшего уровня мастерства, к которому стоит стремиться.

Здесь вы можете увидеть собрание картин Ивана Айвазовского . Самые известные полотна. Естественно, представить несколько тысяч картин художника не представляется возможным, но и нескольких десятков, что вы можете увидеть в галерее на нашем сайте, достаточно для того, чтобы понять, насколько талантливым и гениальным был художник, который вошёл в мировую историю, как один из тех, чей талант будет удивлять, радовать и вдохновлять всегда.

Иван Айвазовский картины с названиями


Вид Константинополя при лунном освещении
Буря на море ночью
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Берег моря ночью. У маяка
Берег моря. Штиль Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г.


Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
Бурное море ночью
Буря над Евпаторией
Бухта Золотой Рог. Турция
Великая Пирамида в Гизе
Венеция
Ветряная мельница на берегу моря
Взрыв турецкого корабля
Вид на Везувий в лунную ночь
Вид на венецианскую лагуну
Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог
Волна Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе
Всемирный потоп
Выборгское морское сражение
Галатская башня в лунную ночь
Гурзуф ночью
Девятый вал Зимний пейзаж
Зимняя сцена в Малороссии
Кораблекрушение
Корабль Императрица Мария во время шторма
Кронштадтский рейд
Ледяные горы в Антарктиде
Лунная ночь в Крыму
Лунная ночь на Капри
Море. Коктебель
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 г.
Морской вид с часовней на берегу
Морской залив
Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив
Переход евреев через Красное море
Петербургская биржа
Петр I при Красной горке Прощание Пушкина с морем
Радуга
Синопский бой 18 октября 1853 г.
Синопский бой
Баржи у морского берега
Башни на скале у Босфора
Чумаки в Малороссии
Чёрное море
Утро на море
Тифлис
Сцены из каирской жизни
Сумерки в бухте Золотой Рог
Спасающиеся от кораблекрушения
Сошествие Ноя с горы Арарат Хаос. Сотворение мира
Среди волн Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок» . Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям - движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки , то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского - отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии - тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «...воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое , - рассказывает искусствовед Барсамов. - Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме ».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера . На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так - Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», - стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».


Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём - это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово - можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского - это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину - «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника - и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу » 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь» . Столь разные таланты, разные способы творить - каторжный труд и радостное любование жизнью - не могли долго держаться рядом.


Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.


Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», - из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) - радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение» , - это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар - то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии - а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст - вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование - хоть чьих-то картин, хоть природы - представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.


Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е


Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят... Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже...

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом - очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

День пасмурный сегодня, - сказал Айвазовский, - и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца...»


Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света - иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь ».


Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849


Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892


Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова - он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (...) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач - передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте - свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

Свои лучшие картины художник писал не на заказ, а по вдохновению. Шедевры создавались быстро - в течение одного дня, иногда двух. Эмоции и чувства художника стремились излиться на холст незамедлительно. Увидев интересный сюжет, Айвазовский делал схематичный набросок будущей картины, указывая основные элементы и источники света. А основная работа проходила уже в мастерской, где по памяти восстанавливались все краски и их оттенки. Точно также появилась на свет в 1853 году картина «Море. Коктебельская бухта» - одно из лучших произведений великого мариниста.

Именно в Коктебеле поэзия морских волн вдохновила Айвазовского на создание картины с таким сюжетом, потому что в этом месте все пропитано такой близкой его сердцу чувственной природой. Край голубых холмов (пусть не совсем верный, но самый красивый вариант перевода названия «Коктебель» с крымско-татарского языка) никогда не оставлял художника равнодушным, оставаясь в душе с самого детства и до последних лет жизни.

На картине изображено море, взволнованное и уже уставшее от раздражающих его целый день порывов ветра. С одной стороны оно обрамлено берегом, с другой – огромным, занимающим большую часть картины, небом. Вдалеке в закатной дымке высятся могучие прибрежные скалы древнего массива Кара-Даг, за которым скрывается заходящее солнце, пытающееся своей позолотой успокоить разгоряченные волны. Уже появился молодой месяц, а облака спешат вслед закату спрятаться за скалами или поскорее уплыть за горизонт, но лишь бы уже оставить в покое вскипевшее от дневной непогоды море.

Только маленький кораблик, судьбой занесенный почти к самому берегу, продолжает бороться с ветром, упрямо разворачиваясь в открытое море – к свободе. Паруса убраны, но трепещущие на ветру вымпел и серп на мачте и не собираются сдаваться волнам. А те, все еще взбудораженные, с гневными пенными гребнями переваливаются через палубу, скрывая судно от глаз стоящих на берегу моряков. Зрителям остается только смотреть на развевающееся красное полотнище на мачте и ждать, когда вновь на волне поднимется ввысь неутомимый в своей жажде жить корабль.

На берегу терпеливо ждет хорошей погоды рыбацкая лодка, уговаривая стальные от бесконечной борьбы волны успокоиться и отдохнуть. Ей тоже хочется гордо поднять свой единственный парус и поплыть по морю, не боясь быть разбитой в гневе о прибрежные скалы. И море, как бы соглашается с убегающими облаками, заходящим солнцем и месяцем в чистом вечернем небе, разглаживая свою рябь в солнечной дорожке к закату. Только напоследок оно еще, поругиваясь, отправляет к берегу вспененные волны, говоря свое последнее слово в борьбе стихий за первенство.

Картина «Море. Коктебельская бухта» (холст, масло, размер 82,5 на 118 см)
находится в выставочном зале Феодосийской галерее имени Айвазовского.

Удивительная по своей красоте картина «Море. Коктебельская бухта» была создана в 18 веке Иваном Айвазовским. Она олицетворяет неповторимость непокорного, бушующего моря.

На переднем плане картины художник изобразил пляж и небольшую лодку, нацеленную в морскую пучину. Такое ощущение, что еще чуть-чуть и лодка вырвется из объятий берега и помчится вдаль по волнам навстречу опасностям. Большую часть картины занимает пенящееся и бескрайнее море, такое же, как и небо. Волны и небесные просторы сливаются за горизонтом - превращаясь в некое большое и сверхмогучее существо, которое заслоняет собой солнечный свет и нависает над кораблем, который уже окунулся в бушующие волны.

Айвазовский нарисовал и скалы, они придают картине еще большей строгости и грозности. Они как будто безмолвно наблюдают за всем происходящим, но вмешиваться не желают. От их сурового молчания становится как-то безнадежно и жутко, но потом замечаешь легкий отблеск солнца, робко выглядывающего из-за туч, он будто проблеск надежды на то, что скоро все закончится, море опять станет приветливым и добрым.

Данная картина показывает проявление любви к родному краю, она ощущается в каждом взмахе кисточки автора. Увидев «Коктебельскую бухту» вживую, вы ощутите всю мощь картины и словно почувствуете свежий морской воздух, атмосферу неспокойной морской стихии, которая, несмотря на это, прекрасна.

В пейзажах Ивана Айвазовского, а за свою жизнь он написал их более шести тысяч, море предстает перед нами основой природы во всей своей могучей красе и великолепии. Многие свои картины живописец творил в своей мастерской, чьи окна выходили на сторону, противоположную морю. Айвазовский писал пейзажи не с натуры, а по своей памяти.

Иногда живописец, как его иногда называют певец моря, приглашал к себе в мастерскую заказчиков и прямо на их глазах за час-два писал картину. Такое шоу привлекало все больше клиентов, именно поэтому популярность живописца-виртуоза росла неслыханно, а заказы просто сыпались.

Академически грамотное, добротное качество живописи вызывает всеобщее восхищение среди поклонников пейзажей, особенно в западных странах, где с конца 80-х гг. XX века на творения великого мариниста Айвазовского просто начался бум.

В наше же время картины Ивана Айвазовского являются обязательными экспонатами на всех аукционах, они прекрасно вписываются в общеевропейский ряд, который посвящается ориентальной теме, а также академизму и живописи 19 века.




2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.