«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!».

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

  1. Знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
  2. Определение важнейших стилевых особенностей творчества композитора (преобладание светлых, радостных настроений, оживлённых мелодий) на примере «Маленькой ночной серенады».

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной. «Волшебные колокольчики». Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах)

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения.
  2. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.
  3. Играть на детских музыкальных инструментах

Вольфганг Амадей Моцарт родился и жил в Австрии, но его музыку знает и любит весь мир. Эта музыка полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта Гелиосом – богом солнца.

Судьба Моцарта была удивительной. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Моцарт прожил всего 36 лет. Но он успел создать очень много музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.

В те времена, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевидения, ни компьютеров, люди ездили на лошадях или в каретах, носили белые напудренные парики, мужчины ходили в камзолах и кружевных панталонах, а женщины – в красивых длинных платьях, именно в те далёкие времена жил и творил Вольфганг Амадей Моцарт.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом города Зальцбурга, давал уроки музыки.

Необычная одарённость мальчика проявилась очень рано. Уже в 3 года он обнаружил удивительный и упорный интерес к музыке: едва услышав звуки, Вольфганг бросал все забавы и устремлялся навстречу им.

Малыш мог часами слушать, как занимается на клавесине сестра Наннерль. Его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, ребёнок долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся ему созвучия, потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, целые отрывки из услышанных пьес.

Однажды трёхлетний Вольф подошёл к инструменту и ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши и… потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.

Убедившись в том, что малютку-сына влечёт к музыке, отец решил потихоньку начать занятия с ним.

Когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, всё семейство Моцартов отправилось в Мюнхен. Курфюрст Мюнхена прослушал выступление Вольфганга и его сестры Наннерль и похвалил их. После этого, вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься музыкой ещё прилежнее, и осенью 1862 года дети выступали в Вене перед императорским двором.

Семья Моцартов посетила все крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась четыре года и превратилась в триумфальное шествие.

Так начался трудный творческий путь великого композитора. Уже ребёнком Моцарт много работал.

Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с косичкой и в тяжёлом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе, выглядел забавной куклой. Ещё бы!

Ребёнок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти! С закрытыми глазами! И с закрытой платком клавиатурой! Двумя руками! Одной рукой! И одним пальцем! Угадает любую ноту, названную из публики... Сыграет с листа любые незнакомые произведения... А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы... Спешите! Спешите...

Концерты детей Моцартов продолжались по 4-5 часов и вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга. Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и органе. Он импровизировал музыкальные произведения на заданную тему, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд, т. е. одарённый ребёнок.

Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нём жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла всё его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом.

Послушайте один из самых прелестных оперных отрывков – хор из сказочной оперы «Волшебная флейта». Называется он «Послушай, как звуки хрустально чисты», вы сразу почувствуете лёгкость, естественность мелодии. Наверное, поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.

А знаете ли вы, какую ещё музыку создал композитор В. А. Моцарт? Все мы знакомы с музыкой Моцарта, даже не подозревая об этом.

Послушайте Колыбельную «Спи, моя радость, усни» (напевает):

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.

Всё-то добыть поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.

Одно время эта песенка была музыкальной заставкой телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!». А ведь её музыку написал Моцарт. Но и это ещё не всё. Известна ли вам такая детская песенка (напевает):


Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.


Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.


Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.


Остались от козлика рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

Эта песенка тоже музыка Моцарта. Получается, что Моцарт, который жил более 200 лет тому назад, написал музыку к песням, которые по своей популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые музыкальные рекорды. Оказывается, каждый из нас знал их уже с младенчества.

В необычайно музыкальном городе Вене днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке. Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймёте, что это за музыка. Даже самая простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь её написал Моцарт!

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный тёплый вечер.
«Серено… так называли тёплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюблённых кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады на открытом воздухе небольшими оркестрами.

  1. Вам понравилась музыка В. А. Моцарта?
  2. Назовите, какую музыку Моцарта вы сегодня слушали?
  3. Можно ли отличить музыку В. А. Моцарта от музыки других композиторов?
  4. Что характеризует его музыку? (Радостное начало, мажорность, мелодичность, изящество.)
  5. Вспомните названия песен В. А. Моцарта.
  6. Каков был характер музыки?

Пройдёт время, но имя Моцарта по-прежнему будет на устах у благодарных слушателей. Он автор незабываемых музыкальных произведений. Моцарт был искренне убеждён, что музыка должна доставлять людям наслаждение, и всегда следовал этому своему правилу, сочиняя мелодии, на которые и сегодня отзываются наши сердца теплотой и восторгом.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Жил был у бабушки серенький козлик (потешка), mp3;
Моцарт. Волшебные колокольчики, mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Спи, моя радость, усни, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

К 125-летию С.С.Прокофьева

Поэт Константин Бальмонт как-то назвал Сергея Прокофьева «солнечным богачом». Действительно, «солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».
Цикл коротких фортепианных пьес - Мимолётности - написан под впечатлением стихов Константина Бальмонта. Две строки из его стихотворения были выбраны Прокофьевым в качестве эпиграфа.

"В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры".

«Мимолётности»
Visions fugitives, Op. 22





«Осколками» крупных замыслов композитора, а иногда и просто лирическими отступлениями от капитальных работ являются созданные двадцать фортепианных миниатюр - «Мимолетности», ор. 22 (1915-1917).
«Первой была сочинена № 5, последней - № 19,- рассказывает Прокофьев,- порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических.

В фортепианном творчестве Прокофьева цикл пьес «Мимолетности» однако занимает отнюдь не преходящее, «мимолетное» положение. Здесь предельно сжато и конденсированно воплотился основной строй музыкальных образов композитора в их специфически прокофьевском пианистическом выражении.

Важное значение этих пьесок сразу ощутил Н. Я. Мясковский:
«Мимолетности» - ряд небольших по размеру, но крупных по внутреннему содержанию пьесок..,- писал он. - Это как бы моментальные записи минутных настроений, капризных вспышек фантазии, моментов внезапного душевного сосредоточения или беспредметного лиризма; то это легкая шутка, как бы луч улыбки, то острый, неожиданно сорвавшийся афоризм, то взволнованно-негодующий порыв, то, наконец, какое-то безвольное погружение в потустороннее. Преобладают настроения мягкие, мечтательные, усмешливые, изысканно-простые, но, благодаря вкрапленным среди них эпизодам сильным и бурным, целое не получает характера однотонности и однообразия. ...В «Мимолетностях» явно чувствуется какое-то органическое углубление, обогащение авторской души; чувствуется, что композитор уже прошел полосу стремительного - сломя голову - бега и начинает приостанавливаться, оглядываться по сторонам, замечать, что вселенная проявляет себя не только в сногсшибательных вихрях, но что ей свойственны, при постоянном движении, и моменты глубокого растворяющего душу покоя и тишины...».

Цикл «Мимолетностей» можно разделить по характеру выраженных в них образов и настроений на несколько групп. Прежде всего,- нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это - и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.
Лирическая направленность названных «Мимолетностей» приводит Прокофьева в дальнейшем к «Сказкам старой бабушки» и другим шедеврам его лирического дара. Несомненно, лирическая группа пьес - наиболее важная часть цикла по своему общему значению в творчестве композитора.

Вторая группа - пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда.

И, наконец, третья группа - пьесы остро экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен.

Остальные номера цикла стоят особняком, разрешая самые различные образные и языковые задачи (например, «Мимолетность» № 7, как бы подражающая арфе).

Оглядывая единым взором весь цикл пьес, поражаешься их естественной правдивости, непринужденности высказывания, абсолютной чуждости всякой манерности, обыгрывания «напоказ» каких-либо острых и вообще «интересных» мест. «Новая простота» такого рода лирики ощущается даже в относительно сложных, гармонически и ритмически, построениях. Она обязывает и к своеобразной простоте интерпретации - к сдержанности и строгости, к избеганию даже малейшего намека на «навязывание», «открытость» эмоционального воздействия, исполнительскую риторику или «позу».

Да, цикл «Мимолетностей», не имея общей сюжетно-психологической канвы, какого-либо определенного тонального принципа связи или интонационной общности все же представляет собой целостное явление. Пьесы объединяет не столько их тип и жанр, нередко даже весьма различные, сколько единое авторское отношение, творческий метод.
В. Дельсон
источник-http://www.belcanto.ru/prokofiev_visions.html


В августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет:

Ребёнку богов, Прокофьеву

Ты - солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.
Твое вино - рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.
Там где-то далеко рассыпчатые зори
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши свет
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной,
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной луной.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

В.А. Моцарта в детстве называли солнечным мальчиком, в раннем отрочестве – вундеркиндом, а потом – гением.

В 4 года он свободно играл на скрипке и клавесине, уже в 6 лет начал сочинять музыку, в 7 импровизировал, состязаясь с известными музыкантами, в 14 лет его признали композитором, а в 15 – членом музыкальных академий Болоньи и Вероны.

Он прожил всего 35 лет и создал

626 музыкальных произведений,

в том числе:

23 оперы,

18 сонат,

23 фортепианных концерта,

41 симфонию.

Он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Краткая энциклопедическая справка

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор и дирижер, представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Всемирно признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Ранние годы.

1.Зальцбург. Дом, в котором родился В.А.Моцарт. 2.Леопольд Моцарт. Худ. П.Лоренц. 3.Акварель художника Кармонтеля. Урок для Вольфганга и Анны.

Вольфганг Амадей Моцарт (имя при крещении - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадеус Моцарт) родился 27 января 1756 года в небольшом австрийском городке Зальцбурге. Первые два слова в его полном имени - имя святого Иоанна Златоуста, последнее - по-латыни обозначает «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Его отец, Леопольда Моцарт, был придворным органистом и в то же время известнейшим в Европе музыкальным педагогом. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» была опубликована в 1756 году - в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на русский язык. Музыкальный талант Вольфганга и его старшей сестры Анны обнаружился еще в раннем детстве. Отец сам обучал сына игре на органе, скрипке, клавесине. В три года мальчик уверенно импровизировал, а в пять - сочинял музыкальные произведения.


4.Шестилетний Моцарт в костюме, подаренном императрицей. Худ. П.Лоренц. 5.Семья Моцартов. На стене - портрет матери. Худ. И.Непомук де Кроче.

Решив показать маленького сына-вундеркинда публике, Леопольд Моцарт предпринимает в 1762 году, когда сыну было всего 6 лет, успешную концертную поездку по Германии, Швейцарии, Голландии. Семейство дважды удостаивается приема у императрицы Марии-Терезии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около десяти лет, и везде и всегда музыка мальчика Моцарта поражала слушателей удивительной красотой и гармонией. Кроме Вольфганга, в турне участвует его старшая сестра Анна, одаренная певица.

К 17 годам репертуар юного композитора включал более 40 крупных произведений. Концерты приносили немалый доход семье, но требовали от маленьких музыкантов больших физических и психических затрат.

В 1763 году во Франции издаются четыре произведения юного композитора в сонатной форме для клавира и скрипки. Это было настоящее признание.

6.Орден Золотой шпоры. 7.Сын И.С.Баха - Кристиан Бах. Худ. Т.Гейнсборо. 8.Портрет Моцарта. Худ. Дорис Шток.

Особенно важной для Моцартов оказалась поездка в Лондон (1764 – 1765). Сразу же по приезде они были приняты королем Георгом III. На одном из концертов присутствовал композитор Иоганн Кристиан Бах (сын великого Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт спустя много лет назовёт своим учителем. Именно в Лондоне были сочинены первые симфонии.

С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество великих мастеров, в частности Генделя.

1769 – 1770 годы – поездка в Италию. Моцартов принимают король Фердинанд IV и Папа Римский Климент XIV, который награждает музыканта орденом Золотой шпоры.

В 1770-1774 годы Моцарт жил в Италии, где изучал европейскую музыку и овладевал тонкостями мастерства, знакомился с выдающимися музыкантами своего времени. Там же созданы его первые оперы («Мнимая простушка», «Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), имевшие большой успех у публики.

Расцвет творчества.

Расцветом творчества Моцарта принято считать 70-ые годы 18 века, когда им созданы такие произведения, как симфония №31 (Парижская), 6 сонат для клавира, духовные хоры, концерт для флейты и арфы, 12 балетных номеров.
В это же время Моцарт тяжело переживает смерть матери. Потеря изменила стиль его произведений с безмятежного, солнечного на бурный, драматический.

В это время (1779) Моцарт начинает служить. И первым местом его постоянной работы становится должность придворного органиста в родном городе. Но придворная жизнь тяготит независимую и свободолюбивую творческую личность уже известного музыканта, и он выбирает нелегкий путь вольного музыканта и тяжкие заботы о хлебе насущном.

Пик славы.

В 1781 году на оперной сцене Мюнхена дебютировала опера Моцарта «Идоменей», имевшая большой успех у публики. Моцарт принимает решение окончательно поселиться в Вене. В 1783 году он женится на Констанце Вебер. В это время Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; огромной популярностью пользовались его «академии» - так назывались публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора им же самим. В Вене были созданы наиболее значительные произведения оперного и симфонического жанров. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» (обе написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) ставятся во всех крупных театрах Европы, став выдающимися образцами оперного реализма.

В 1789 году композитор получил весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Музыкальный мир того времени не понял его отказа, который одновременно был чреват и материальными трудностями. Сам же композитор сделал выбор в пользу семьи и творчества.

Заботясь о материальном обеспечении детей, Моцарт был вынужден напряженно работать. В это время его преследуют неудачи. «Дон Жуан» неожиданно проваливается в Вене. Моцарт вынужден занять должность композитора и капельмейстера при дворе императора Иосифа II, который мало понимал в музыке и мог публично высказаться, что сочинения Моцарта «не во вкусе венцев».

Последним большим сочинением Моцарта стала гениальная опера на немецком языке «Волшебная флейта» (1791) - своего рода духовное завещание.

9.Худ. И.Эдлингер. Прижизненный натурный портрет В.А.Моцарта.Мюнхен.1790. 10.Вена. Дом, в котором

Смерть.

Последние годы жизни Моцарта трагичны. Тяжело болела жена. Заботы и напряженный творческий труд окончательно подорвали здоровье 35-летнего композитора. С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с постели. Он чувствовал приближение смерти, поэтому мистически воспринял заказ на создание заупокойной мессы «Реквием». Заказ сделал граф Вальзегг-Штуппах в память своей умершей жены. Есть сведения, что граф отличался тем, что заказывал талантливым композиторам произведения, которые позже исполнял под своим именем. Так должно было быть и с «Реквиемом». Моцарт работал, пока его не оставили силы, но «Реквием» так и не был закончен. Работа завершена учеником Моцарта Зюссмайером, который использовал наброски и эскизы своего великого учителя.

Последние месяцы жизни композитора прошли в бедности. Умер Вольфганг Амадей Моцарт 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронен в общей могиле для малоимущих на кладбище Святого Марка в Вене. Однако знаменитая легенда об отравлении Моцарта его другом и соперником Сальери, не нашедшая исторического подтверждения, продолжает жить.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте на 9-ый день после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями «Реквием» Антонио Розетти, написанный ещё в 1776 году.

Предлагаем вам посмотреть один из лучших документальных биографических фильмов о великом Моцарте. Его создал немецкий музыковед и композитор Малькольн Хоссик на основе опубликованных материалов и личных впечатлений. Фильм в формате mp4 продолжается 26 минут и охватывает все основные события из жизни Моцарта. Перейдите по ссылке на youtube: https://youtu.be/updJKzBBe5A - или просто нажмите на кадр.

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

Гениальная музыка Моцарта светлая, чистая и необычайно искренняя. Не случайно австрийского композитора Вольфганта Амадея Моцарта во всем мире называют «солнечный композитор»

А. С. Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» вложил в уста Сальери, следующие замечательные слова, характеризующие музыку Моцарта: «Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность!» В этой лаконичной оценке отмечены лучшие качества музыки великого композитора.

П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», — воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители». Современные ученые решили своими научными методами выяснить, что же такое притягательное есть в музыке Моцарта, в чем ее уникальность.

Независимые исследования проводились во всем мире многочисленными медиками, психологами и другими специалистами. Все они в итоге пришли к одному — произведения Моцарта не только стройная, глубокая и солнечная музыка, она обладает уникальным лечебным эффектом.

Американские ученые использовали сканирование головного мозга (МРТ) у людей, которые слушали различную музыку, в том числе и Моцарта. Все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). Как отметили сами ученые, у человека, слушающего музыку именно Моцарта начинает “светиться” буквально вся кора головного мозга.

Наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. Звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс и несут в себе мощнейший энергетический заряд для всего организма.

Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей

Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.

Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества - в том числе и самые маленькие слушатели.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.