Презентация "древнегреческая вазопись". Презентация "вазопись древней греции" Древнегреческая вазопись презентация

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Предмет: История искусств.

Класс: 4 класс, дополнительная предпрофессиональная ОП «Живопись».

Тема урока: «Искусство вазописи и греческий орнамент».

Тип занятия : урок усвоения нового материала.

Подготовка преподавателя к уроку:

Наличие классного журнала;

Наличие плана-конспекта урока;

Методическая подготовка урока: занятие проводится с использованием презентации по теме, обучающиеся просматривают фотоизображения Древнегреческой вазописи и греческого орнамента. В ходе урока используются компьютер, интерактивная доска.

Цель урока: познакомить учащихся с искусством вазописи Древней Греции.

Задачи урока:

Образовательные: обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Воспитательные: воспитание отзывчивости на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения; воспитание бережного отношения к произведениям искусства.

Развивающие: развить с помощью занятия природные и психические свойства личности – художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление, познавательные интересы, способности к творчеству.

Этапы и содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.

3. Закрепление нового материала.
4.Объяснение домашнего задания.

1. Организационный момент: проверка присутствия учащихся по классному журналу.

2. Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных видов искусств Древней Греции. Тема нашего урока «Греческая вазопись и греческий орнамент» (Слайд 1). Мы познакомимся с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором (Слайд 2).

Мы уже познакомились с вами с двумя видами древнегреческого искусства: архитектурой и скульптурой. Греческая живопись представлена главным образом вазописью, которая прошла долгий путь развития. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но и прежде всего как к искусству. Самые искусные художники разрисовывали вазы. Они украшали горлышко и низ вазы затейливым орнаментом, а на стенках изображали сцены из жизни простых греков или греческих богов (Слайд 3).

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. А что означает слово «керамика»? (вопрос учащимся).

Предполагаемый ответ учащихся: от греческого «керамос» - глина, изделия из глины.

В Афинах самый известный квартал гончаров находился в районе , получившем своё название по имени покровителя гончаров. Афинские гончары не добывали глину самостоятельно и зависели от поставщиков. Места залегания глины находились в Кап Колиасе в 15 км от Афин, в районе реки и в нынешнем пригороде Афин Марусси (Слайд 4).

Существовало два способа изготовления сосудов (слайд 5): лепка вручную и изготовление изделия на гончарном круге (Слайд 6).

Теперь мы рассмотрим вазопись. Существовало несколько стилей росписи ваз: геометрический, ковровый, черно-фигурный, красно-фигурный, вазопись по белому фону (слайд 8).

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись (Слайд 9).

Геометрический стиль (900-700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами (Слайд 10). Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта . Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками (Слайд 11).

Дипилонские вазы – самые большие вазы, почти два метра. Они служили надгробиями на кладбище в Афинах, возле Дипилонских ворот (Слайд 12). Они сплошь покрыты горизонтальными полосами с геометрическим орнаментом.

Ковровый стиль (с 7 в. до н.э.). На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ сочетании с растительным узором. Восточный , или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры. Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф (Слайд 13) .

Чернофигурный стиль (со вт. п. VII в. До нач. V в.) На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет (Слайд 14) .

Краснофигурный стиль (ок. 530 г. до н.э.). Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений (Слайд 15) .

Вазопись по белому фону. Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась чаще в росписи лекифов, арибалов и алабастронов (Слайд 16) .

Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов.

А сейчас мы немного поговорим о форме и назначении сосудов (Слайд17) .

Составные части древнегреческого сосуда: венчик, шейка, плечи, тулово, ножка (Слайд 18) .

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи – для хранения (Слайд 19) .

Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения масла, вина, воды. Амфоры часто запечатывались глиняной пробкой, которая фиксировалась с помощью смолы или гипса. На ручке амфоры греки ставили клеймо с указанием города изготовителя (Слайд 20) .

Кратер – большой сосуд для смешивания жидкостей (вина и воды). Они представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котла, и двумя ручками по бокам (Слайд 21) .

Килики – это чаши для питья. Снаружи и изнутри чаши украшали росписью. Килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны (Слайд 22,23) .

Скифос – керамическая чаша для питья, имеет суживающееся книзу тулово, с двумя ручками у самого края широкого устья (Слайд 24) .

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках. Иногда использовался как мера жидкости (0,27 л) (Слайд 25) .

Киаф (греч. kyaphos - "кружка, ковш") назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой (Слайд 26) .

Ойнохоя – сосуд для вина, кувшин с ручкой и тремя сливами (носиками), из которого можно было наливать в три чаши одновременно (Слайд 27) .

Лекиф - древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения (Слайд 28) .

Пелика – сосуд для жидкости с двумя ручками по бокам. В отличие от амфоры, имеет расширяющееся книзу тулово (Слайд 29) .

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово. Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших (Слайд 30) .

К сожалению время не пощадило античную вазопись - многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а также в русском художественном музее имени А.С. Пушкина (Слайд 31) . Зачитывается стихотворение О.А. Тарутина (об экспозиции ваз в Эрмитаже):

Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь вазы!» подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз…

То вазы – гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза – с рисунком – рассказом!

герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, падающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать не попробуем враз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

3. Закрепление нового материала (Слайд 32).

Учащимся задаются вопросы по новому материалу.

    Как называются изделия из обожженной глины?

    Для чего применялись керамические вазы?

    О чем нам рассказывают древнегреческие вазы?

    Назовите стили древнегреческой вазописи?

    Какие древнегреческие орнаменты вы запомнили?

    В чем отличие краснофигурной росписи от чернофигурной росписи?

    Какие типы сосудов вы запомнили?

4. Объяснение домашнего задания (Слайд 33-34).

Учащимся предлагается дома продолжить греческий орнамент по выданному шаблону, а также рассмотреть и подписать типы древнегреческих сосудов.

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Выполнила Битюцких Н.Е.,

учитель ИЗО

ГБОУ ГСГ.


Цель:

  • Познакомиться со стилями и сюжетами древнегреческой вазописи.

Задачи:

  • Понять место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.
  • Изучить стили росписи ваз, особенности орнамента и техники нанесения рисунка.
  • Используя сюжетную роспись, орнамент выполнить эскиз греческой чернофигурной вазы.

В Древней Греции вазы изготавливались из обожженной глины.

Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» – глина) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов различного назначения:

  • Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой.
  • Амфоры – для хранения оливкового масла, вина и зерна.
  • Килики – изящные вазы для питья.
  • Гидрии –сосуды для наливания воды.

Основные виды греческих ваз.



Лутофора


Кальпида



Геометрический стиль.

Диплонская амфора.

Глина. 8 в. до н.э.

Лутрофор из Аттики. Глина.

Около 700 – 680 г. до н. э.


В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием черного лака.

Чернофигурный стиль.

Фоном служит естественный цвет обожженной глины, а рисунок выполнен черным лаком.

Краснофигурный стиль.

Фон покрывался черным лаком, а изображения оставались красноватого цвета глины.


Чернофигурный стиль

Клитий и Эрготим.

Кратер (ВАЗА ФРАНСУА)

Глина середина 6 в. до н.э.


Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему– то не сразу:

Подумаешь, вазы…, - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

  • Коринфская ольпа. Глина. 7 в. до н.э.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час, никак не могли

Оторваться от ваз.

Чернофигурная гидрия

«Ахилл с телом Гектора»

Глина. VI век до н. э.

Чернофигурная амфора

«Ахилл убивает царицу амазонок, пришедших на помощь Трое»


То вазы - гиганты,

То карлики- вазы

И каждая ваза, с рисунком- рассказом

Килики. Глина.

Середина VI в. до н.э.


Герой в колеснице летит на войну

Плывут аргонавты в чужую страну,

Персей убивает Медузу – Горгону

Афина – Паллада диктует законы,

Сражается с Гектором грозный Ахилл,

(И Гектор, как видно, лишается сил).

Греческая амфора.


А вот Артемида – богиня охоты

Из меткого лука стреляет в кого– то,

А это – на лире играет Орфей,

А это – вручают спортивный трофей

Эксекий. «Ахилл и Аякс»

Амфора. Глина.

Середина VI века до н. э.


А вот – Одиссей, подающий советы,

А это кентавр…

А это…

А это…

Но описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Дионис, плывущий по морю в ладье. Килик. Эксекий.


Греческие вазы

Краснофигурный стиль




с ласточкой.

Ок. 500 г. до н.э.



Рисунки на древнегреческих вазах.

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы греков, сцены повседневной жизни, спортивные состязания.

Вверху : Ахиллес, преследующий Троила и Поликсену.

В центре : суд Париса.

Внизу : битва Геракла с немейским львом.

Муза, играющая на лире.


Рисунки на древнегреческих вазах.

Греческие воины.

Орфей поет фракийцам, аккомпанируя себе на кифаре.


Виды греческого орнамента

Полоса языков


Виды греческого орнамента

Бутоны лотоса

Пальмета

Листья оливы

Ветка плюща



Древнегреческая вазопись

  • декоративная роспись сосудов, выполненнаякерамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Амфора мастера Андокида . Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.




  • Минийская керамика На территории материковой Греции в среднеэлладский период получила распространение так называемая минийская керамика - из тонкой глины, изящная, но без росписи. К концу среднеэлладского периода её начинает вытеснять минойская керамика. К. Блеген связывал минийскую керамику с приходом греков; в 1970-е гг. Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.

  • Микенская керамика Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.












  • Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль ) до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.


  • Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Ориентализирующий - ковровый стиль. Ольпа


  • Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой - красными.


  • Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Тема:
Древнегреческая вазопись

Введение
Древнегреческая вазопись - это роспись, сделанная с помощью
обжигаемых красок на древнегреческой керамике. Вазопись Древней
Греции создавалась в различные исторические периоды, начиная с
минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть начиная с 2500 г. до
н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее
появлению христианства.
В древней Греции расписывались любые виды глиняной посуды.
Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар
храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг
стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их
фрагменты сохранились десятки тысяч лет, поэтому древнегреческая
вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и
вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не
подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у
искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они
отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают
на место обнаружения или хранения соответствующих археологических
объектов.

Периоды
В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля,
древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов.
Классификация соответствует исторической периодизации и различается по
стилям. Стили и периоды не совпадают:
Крито-минойская вазопись
Вазопись микенского или элладского периода(существовали от части
одновременно)
Геометрический стиль
Ориентализирующий период
Чернофигурный стиль
Краснофигурный стиль
Вазопись по белому фону
Вазы-гнафии
Вазы из Канозы
Вазы из Чентурипе

Крито-минойская вазопись
Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском
культурном ареале начиная с.2500 г. До н. э. Простые геометрические узоры
на первых вазах к 2000г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными
мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так
называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минойской культуре
внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в
новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей
моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов,выполняемых на
светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. До н. э. изображения
подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

Кувшин в морском стиле,
Археологический
музей, Ираклион

Вазопись микенского или элладского периода
Около 1600 г. До н. э. с началом позднего элладского периода из микенской
культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура,
оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном,
преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на
светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н.
э.)становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее
непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются
изображения людей и кораблей.

«Кратер воинов», XII в. до н. э.,
Национальный археологический музей, Афины

Геометрический стиль
С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая
керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до
900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными
строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись
также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование
геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными
регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд
горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит
усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении
чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются
стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и
воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и
кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета
на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в
греческой керамике исчезает.

1 - Аттическая протогеометрическая амфора с Дипилонского некрополя в
Афинах, конец XI в. до н.э., Афины, Музей Керамика
2 - Аттическая протогеометрическая амфора с Дипилонского некрополя в
Афинах, первая половина IX в. до н.э., Афины, Музей Керамика

Амфора с Дипилонского некрополя
в Афинах, cередина VIII в. до н.э.

Ориентализирующий период
Начиная с 725 г до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение
занимает Коринф. Начальный период, которому
соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль,
характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических
изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались
под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны
изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична
чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся
необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Протокоринфская ольпа с изображением
животных и сфинксов,
ок. 650-630 гг. до н. э., Лувр

Чернофигурная вазопись
Со второй половины VII в. до начала V в. н. э. чернофигурная вазопись развивается
в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали
появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись
изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах
становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о
жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с
помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине.
Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались
узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения
и пальмовые листья (пальметты). После обжига основа становилась красной, а
глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали
использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у
женских фигур.
Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью
подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории
искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий.
Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. В V в. до
н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях
вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной
технике.

Чаша с глазами «Дионис» Эксекия
Чернофигурная аттическая амфора

Краснофигурная вазопись
Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г до н. э. Считается, что
эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже
существовавшего распределения цветов основы и изображения в
чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а
наоборот фон, оставляя фигуры незакрашеными. Отдельными щетинками на
неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений.
Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С
появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало
обыгрываться на вазах-билингвах на одной стороне которых фигуры были
чёрными, а на другой - красными.
Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством
мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются
зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных
мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными
в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений,
человеческих образов в три четверти и со спины.
Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах
преобладают автографы гончаров.

“Геракл и Афина” амфора-билингва вазописца Андокида, ок. 520 г. до н. э.
черно-фигурная сторона
краснофигурная сторона

Вазопись по белому фону
Этот стиль вазописи, появился в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что
эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она
заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной
известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали
оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Эта техника вазописи
применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастров.

Лекиф, выполненный в технике по
белому фону, 440 г. до н. э.
Лекиф с изображением Ахилла и Аякса,
ок 500 г. до н. э., Лувр

Вазы-гнафии
Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии
(Апулия), появились 370-360 г до н. э.. Эти вазы родом из нижней Италии
получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их
пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались
белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие
цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и
растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала
исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий
продолжалось до середины III в. до н. э.

Ойнохойя-гнафия, 300-290 гг. до н. э.
Эпихизис, ок 325-300 до н. э., Лувр

Вазы из Каносы
Около300 г до н. э. . В апулийской Каносе возникло регионально
ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия
расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по
белому фону. Эти произведения вазописи получили название «каносских
ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в
захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для каносской
керамики характерны крупные лепные изображения фигур,
устанавливаемые на вазы. Каносские вазы изготовлялись в течение III и II в
до н. э.

Аскос (кувшин) из Каносы,
IV-III в. до н. э., терракота,
высота 76.5 см

Вазы из Чентурипе
Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь
местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись
воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому
предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи
чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону,
вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах
разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На
чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и
погребальных обрядов.

Чентурипская ваза, 280-220 гг. до н. э.

Глина
Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество
добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный
материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими
добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в
Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике - красноватый, а в нижней
Италии - бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для
этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в
большой ёмкости. При этом крупные частицы глинозёма опускались на дно,
а оставшиеся органические примеси поднимались к поверхности воды.
Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись
излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во
влажном состоянии. Во время такого созревания глина «старела» и
становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед
обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для
того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее. Поскольку на
украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы
«обезжиривания» глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены
из очень хорошо «состаренной» глины.

Форма
После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно
вымешивали ногами и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный
круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний.
Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором
тысячелетия до н. э.,. Встречаются также античные изображения, где
гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на
стуле или на корточках.
После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего
сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его
собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга
с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах.
Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные
маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой
глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной
сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После
того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного
круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и
ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.

Формы древнегреческих ваз

Краа́тер (др. греч. κεράννυμι - «смешиваю») - древнегреческий сосуд
из металла или глины реже - мрамора для смешивания вина с водой.
Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по
бокам вместительного сосуда и ножка.
В античной керамике встречаются кратеры двух типов:
оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon) - колоколообразные, с
расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя
горизонтальными ручками внизу;
сосуды с широким горлом, над устьем которого расположены вертикальные
волютообразные ручки, внизу соединённые с туловом.
Оксибафон с изображением Сциллы,
Лувр

Виды кратеров

Стамнос (лат.Stamnos) - древний сосуд округлой формы,
напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные
ручки по бокам. Стамносы впервые появились в архаическую эпоху в Лаконии
и Этрурии и использовались для хранения вина, масел и других жидкостей.
Стамносы часто встречаются с крышками. В Афинах стамносы появились
около 530 г. до н. э.. и изготавливались исключительно на продажу в Этрурию.
Стамносы часто встречаются на краснофигурной керамике на изображениях
празднеств в честь Диониса,у страивавшихся женщинами. Поэтому стамносы
также называются ленейскими вазами. Стамносы, как предполагается, не
использовались в культовых обрядах ввиду своего неаттического
происхождения.
Стамнос с росписью вазописца Полигнота,
ок. 430-420 гг. до н. э.,
Национальный археологический музей,
Афины

Амфора (др.-греч.ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») - античный сосуд
яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Был распространен
у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и
амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла и
вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при
голосовании.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры
использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом
26,03 литра (древнеримский кубический пед) применялись для измерения
жидкостей.
Двусторонняя амфорамастера Андокида
” Геракл и Афина”,
ок. 520 г. до н. э.,
Государственное античное собрание, Мюнхен

Виды Амфор

Гидрия (лат. Hýdria), иначе Кальпида (лат. Kalpis) - древнегреческий
керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также
использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также
использовались для жеребьёвки при голосовании.
Гидрии в геометрическом стиле отличались стройной вытянутой формой и
длинным горлышком. Начиная с VI в. до н. э. гидрии стали более округлыми
по форме. У гидрии три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам
сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для
удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.
Миниатюрные гидрии получили название «гидриск».
Аттические гидрия “Шествие комос и
уринирующая женщина”,
работа мастера из окружения вазописца
Дикайоса, ок. 500 г. до н. э.

Виды Гидрии

Пелика (лат. Pelike) - распространившаяся в Аттике форма амфоры.
Пелики в отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им
сохранять вертикальное положение. У пелик обычно было две ручки, но не
было крышки. Как правило они отличаются плавной формой перехода от
горлышка к основной округлой части сосуда. Горлышко достаточно расширено
к кромке.
Впервые пелики появились в конце VI в. до н. э. в мастерских так
называемой «группы пионеров» - вазописцев краснофигурного стиля.
Пелики использовались в первую очередь на симпосиях. Пеликами в Аттике
также называли стамносы.
“Юноша рассчитывается с гетеро”,
краснофигурная пелика вазописца
Полигнота,
ок. 430 г. до н. э.

Ойнохойя (др.-греч. ἡ οἰνοχόη - «кувшин для вина»)
- древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым
венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для
подачи вина, и характерны в том числе и для крито-минойской
культуры Древней Греции.
Из-за трилистникового венчика ойнохойю также называют «вазой с тремя
носиками». Профессиональные виночерпии, приглашаемые на симпосии,
искусно разливали с помощью ойнохойи вино сразу в три сосуда.
Ойнохойя из Камироса,
о. Родос, 625-600 гг. до н. э., Лувр

Виды Ойнохойи

Килик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) - древнегреческий сосуд для напитков
плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки,
которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши.
Килик, Британский музей, Лондон

Виды Килика

Лекиф (др.-греч. λήκυθος) - древнегреческая ваза,
предназначенная для хранения оливкового масла,
которая также использовалась как погребальный дар в
V в. до н. э. Характерными чертами лекифа являются
узкое горлышко и небольшая ножка.
Лекифы часто украшались росписями разными
красками по белому фону. Если лутрофоры в
свадебных и погребальных обрядах символизировали
незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с
неженатым мужчиной. Лекифы также изображались
рельефами или скульптурно в местах погребения в
качестве художественных элементов надгробий, в
частности на кладбище Керамейкос в Афинах.
Лекиф,
ок. 500 г. до н. э.,
Национальный археологический музей

Виды Лекифа

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) - древнегреческий сосуд для питья в форме
кубка с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Из канфаров
пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис.
Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как
предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе
религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался
исключительно для культовых обрядов.
Канфар, Лувр

Виды Канфара

Киаф (лат. Kyathos) - древнегреческий сосуд с одной ручкой,
напоминающий по форме современную чашку. Однако ручка у киафа больше
и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались
на симпосиях также для зачерпывания вина.
Объём киафа составляет 0, 045 литра, т.е четверть секстария.
Киаф, 550-540 гг. до н. э., Лувр

Скифос (др.-греч. σκύφος) - древнегреческая керамическая чаша для
питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками.
Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также
называют кубком Геракла. Изображения скифоса часто встречаются на
древнегреческих вазах, выполненных в стиле чёрно- и краснофигурной
вазописи.
Чёрнофигурный скифос, ок. 490-480 гг. до н. э.

Виды Скифоса

Роспись.
Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной
тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или
минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый
оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо
осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные
изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и
незаконченных изделиях.
Изображения на вазах
в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего
наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз
использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых
местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от
посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной
вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленниковграверов. Для этих работ вазописцы использовали острый
металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был
известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и
полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются
наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой
деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время
обжига исчезали.

Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить
на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. На
незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто
обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на
готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная
линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали
прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого
оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши
закрашивались большой кистью в чёрный цвет. На сосуды наносились различные
надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные
надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены
изделия либо клеймо изготовителя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок 1 Вазопись и греческий орнамент Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

2 слайд

Описание слайда:

Орнамент Древней Греции Древнегреческое орнаментальное искусство развивалось в основном в двух направлениях: вазописи и архитектурном декоре. При этом по вазописи можно проследить во всех подробностях историю развития греческой орнаментики; архитектура как бы подхватывает и продолжает эту историю. Самым древним видом росписи древнегреческих ваз являются геометрические полоски; позже появляются стилизованное изображение растений, животных и фигурные узоры. Впоследствии главным мотивом стала человеческая фигура (чаще всего это сцены из греческой мифологии).

3 слайд

Описание слайда:

Меандр Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр - непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.

4 слайд

Описание слайда:

Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы - добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр - символ того, что можно совершить невозможное! Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались - кто же сочинит более совершенный орнамент?

5 слайд

Описание слайда:

Спираль На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль - один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре - пуп Земли.

6 слайд

Описание слайда:

Спираль В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты - такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

7 слайд

Описание слайда:

Акант Для античности характерен ещё один любопытный орнамент - акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.

8 слайд

Описание слайда:

Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней - корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу. Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана. Акант

9 слайд

Описание слайда:

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта - веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока - впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн. Пальметта

10 слайд

Описание слайда:

Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов. Пальметта

11 слайд

Описание слайда:

Орнамент Древней Греции Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство. Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.

12 слайд

Описание слайда:

Орнамент Древней Греции Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялись мотивы: ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами. Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства.

13 слайд

Описание слайда:

Декорирование тканей в Греции Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных.

14 слайд



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.