Идейно тематическое содержание сказок а линдгрен. Сказочные повести астрид линдгрен

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

План

Введение

1. Биография Астрид Линдгрен

1.1 Ранние годы

1.2 Начало творческой деятельности

2. Сказочные повести Астрид Линдгрен

Заключение

Введение

Литературная сказка - целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов. Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью. Основой литературной сказки может стать фантастический образ, рожденный воображением ребенка.

Юмор в литературной сказке носит различный характер и стал ее отличительным признаком. Порою литературные сказки, написанные для взрослых, становятся любимым детским чтением, и наоборот, талантливые литературные сказки, предназначенные для детской аудитории, делаются достоянием и детей, и взрослых и не только потому, что взрослый узнает из них, как воспринимает жизнь ребенок, но и потому, что взрослая жизнь, отраженная в категориях детского видения и восприятия, приобретает неожиданные юмористические, а подчас и сатирические контуры. Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи».

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» - полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л.Ю. Брауде: «Литературная сказка - авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей».

линдгрен сказка пеппи карлсон

1. Биография Астрид Линдгрен

1.1 Ранние годы

Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Её родители - отец Самуэль Август Эрикссон и мать Ханна Йонссон, - познакомились, когда им было 13 и 9 лет. Спустя 17 лет в 1905 они поженились и поселились на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине Виммербю, где Самуэль начал заниматься сельским хозяйством. Астрид стала их вторым ребёнком. У неё был старший брат Гуннар (27 июля 1906 - 27 мая 1974) и две младшие сестры - Стина (1911-2002) и Ингегерд (1916-1997).

Как указывала сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков «Мои выдумки» (1971), она росла в век «лошади и кабриолета». Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее, развлечения - проще, а отношения с окружающей природой куда более тесные, чем сегодня.

Такая обстановка способствовала развитию у писательницы любви к природе - этим чувством проникнуто всё творчество Линдгрен, от эксцентричных историй про дочь капитана Пеппи Длинный чулок, до повести о Ронни, дочери разбойника.

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.

Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, - «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (1973).

1.2 Начало творческой деятельности

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф«, чего, по собственному мнению, она не заслуживала.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном (1898-1952). Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

2. Сказочные повести Астрид Линдгрен

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство.

По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок« (1945) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок - это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930-40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей - её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шёгрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» (1944) и издательский договор на неё.

В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги. Несмотря на огромную занятость и совмещение редакторской работы с домашними обязанностями и сочинительством, Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений. Особенно продуктивно шла работа в 40-х и 50-х годах. Только за 1944-1950 годы Астрид Линдгрен сочинила трилогию о Пеппи Длинный чулок, две повести о детях из Бюллербю, три книжки для девочек, детектив, два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки. Как видно из этого списка, Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует» (на русском языке обе повести были изданы в 1959 году под названием «Приключения Калле Блюмквиста»), а в 1953 году - завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус» (был переведён на русский в 1986). «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!» (пер. 1965). В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей (так было и до «Мио, мой Мио!»). Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации - этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

В очередной трилогии - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955; пер. 1957), «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962; пер. 1965) и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968; пер. 1973) - снова действует фантазийный герой незлого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи воображаемым другом Малыша, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи.

Малыш - младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом - через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя.

В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго - во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях.

Заключение

Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. Многие из них переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. В Швеции она стала живой легендой, поскольку развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, участвовала в политической жизни, изменяла законы и, что немаловажно, заметно повлияла на развитие детской литературы.

Форма общения со сказкой у современных детей изменилась. Общение с СМИ стало для них повседневностью, а рассказчика сказок - маму или бабушку заменила техника. И неизвестно, чему или кому дети отдают большее предпочтение: электронному устройству или живому рассказчику. Все зависит от привычки. Однако в последнее время все больше ощущается ностальгия по прошлому. Так, в США в колледжах, обучающих будущих библиотекарей, организованы курсы рассказчиков сказок. В последнее десятилетие американское «Общество рассказчиков» стало функционировать достаточно широко. Его участники, в большинстве своем женщины 20 - 60 лет, пытаются возродить традицию устного рассказа. Ими проводятся фестивали рассказчиков, на которых звучат в основном сказки. А в библиотеках регулярно устраиваются утренники, вечера сказок с соревнованиями рассказчиков и представлениями кукольных театров.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формирование творческих взглядов шведской писательницы Астрид Линдгрен. Фантастические приключения ее героев, отличающихся непосредственностью, пытливостью и озорством. Специфика сказочного мастерства Линдгрен, неизбежность окончательной победы добра.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2015

    Детская литература как инструмент партии для идеологического воспитания нового человека в СССР. Советское общество, реалии и ценности в повести-сказке Л.И. Лагина "Старик Хоттабыч". Образы главных героев повести-сказки: пионера Вольки и Старика Хоттабыча.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Начало литературной деятельности Л.Н. Андреева. Ранние рассказы "Петька на даче", "Ангелочек". Рассказы "Жизнь Василия Фивейского" и "Красный смех", их место в развитии специфического художественного метода и стиля писателя. Идейные поиски в годы реакции.

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Жанровое и языковое своеобразие повести "Митина любовь". Место лирического начала в произведении, его лирико-философское начало и проблематика. Концепция любви у И.А. Бунина. Характеристика образов главных героев повести, проявления декадентского начала.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2013

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Литературная сказка как направление в художественной литературе. Особенности скандианвской литературной сказки: X. К. Андерсен, А.Линдгрен. Творчество Тувы Янссон, яркой представительницы литературной сказки Скандинавии. Сказочный мир Муми-дола.

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Начало литературной деятельности И.С. Тургенева, особенности его творческой жизни. Анализ проблемного поля и жанрово-стилевого своеобразия повести "Вешние воды". Художественные средства и приемы, использованные автором для создания реальной картины мира.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2011

    Описания учебы в сиротском приюте и кадетском корпусе. Начало литературной деятельности А.И. Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет". Проблемы армии в повести "Поединок". Социальное неравенство людей в повести "Олеся".

Своеобразие реализма Диккенса, например, в срав-нении с реализмом Флобера, и заключается в по-пытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобра-зием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи роман-тизма, то в английской литературе романтизм и реализм оформились в художественные системы прак-тически одновременно. Поэтому становление и раз-витие реализма Чарльза Диккенса происходило под воздействием трех художественных систем — про-свещения, романтизма и нового реализма в тесном их взаимодействии и с доминированием реалисти-ческого начала.

Реалистическое начало в творчестве Диккенса оп-ределяет и отчетливую эволюцию тех персонажей, которые в его романах являются носителями зла. Овеянные романтическим демонизмом образы Фейджина и Квилпа уступают образу типа Джонаса Чезлвита, в котором Диккенс достигает более глубо-кой и реалистически убедительной характеристики природы зла. Джонас Чезлвит уже не просто коры-столюбивый убийца, но человек, раздираемый про-тиворечиями, которого мучают угрызения совести и немыслимые подозрения.

Если в «Оливере Твисте», «Николасе Никклби» и в «Лавке древностей» зло сосредоточено в одном человеке и лишено оттенков, то в более поздних романах писателя зло представляется как явление многогранное: зло — это не только предельная алч-ность Джонаса, но и лицемерие Пекснифа, нечисто-плотность и алчность миссис Гемп. Зло в «Мартине Чезлвите» — это уже не «готический» кошмар, а реальность художественной действительности, создан-ной писателем-реалистом. Зло теперь существует не за магическим кругом деяний «добрых» персонажей, а проникает в этот «непорочный круг» и сосуще-ствует наряду с добром. Теперь добро и зло при-сутствуют в каждом герое Диккенса и борьба между добром и злом происходит внутри самого героя.

Эволюцией эстетических и этических взглядов Диккенса объясняется и та значительная роль, ко-торая будет отведена в поздних романах писателя образам-символам. Эти образы-символы появляются уже в «Домби и сыне» — первом большом романе писателя. В художественном отношении наиболее удачном в этом романе является образ-символ же-лезной дороги, которая для Домби, боящегося всего нового, символизирует смерть. Для Диккенса же этот образ имеет двойственное значение. Железная дорога — это и символ прогресса (по убеждению писателя, она может улучшить условия жизни про-стого народа), и символ возмездия (под колесами экспресса гибнет негодяй Каркер).

Стремясь подчеркнуть типичные черты своих ге-роев, Диккенс обращается и к символическим при-емам. Так, например, зубы Каркера, о которых неоднократно напоминает читателям романа «Домби и сын» писатель, это не только гротескная деталь внешнего облика героя, но и символ, определяющий ту роль, которую Каркер играет в судьбе Домби и его семьи. Позже в романах Диккенса даже деталь в одежде героя будет содержать аллегорический смысл. Например, вестник смерти в «Холодном до-ме» — Талкингхорн постоянно появляется в черном, даже костюмом своим символизируя смерть. Материал с сайта

Символичны в романах Диккенса и имена героев. Даже через символическое осмысление звучания их имен писатель пытается выразить и их нравственную сущность, и внушить читателю совершенно определен-ное о них представление. Например, судебный крючок в «Оливере Твисте» назван Fang, т. е. коготь. В ро-мане «Мартин Чезлвит» гробовщик назван Mould — тление, а далеко не блещущие мягкосердечием дочери Пекснифа явно с иронией названы Merey — милосер-дие и Charity — благотворительность. Романы Диккен-са полны такими именами, как профессор Храп, преподобный мастер Длинные уши, лейтенант Убий-ство, преподобный Рева. Есть у него и персонажи, имена которых ничего не означают, но производят комическое впечатление самим своим звучанием.

Уже к моменту завершения романа «Крошка Доррит» социальных тайн для Диккенса не су-ществовало, поэтому на первый план в его романах выступает тайна человека. Реализм Диккенса стано-вится все более психологичным, а его символизм служит средством для реалистической типизации и в целом ряде случаев достигает высочайшего уров-ня, соответствующего лучшим образцам романа на-шего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • диккенс реализм
  • реализм романов чарльза диккенса
  • реализм в творчестве чарльза диккенса
  • реализм и символизм в литературе кратко
  • реалистический роман в зрелом творчестве диккенса

Лучшей и наиболее известной представительницей современ­ного жанра сказки в детской литературе не только в Скандина­вии, но и всего мира является Астрид Линдгрен. Ее книги переве­дены более чем на 50 языков, в том числе и на русский.

Будущая писательница выросла в крестьянской семье, на ху­торе, в провинции Смоланд. Скромная конторская служащая из Стокгольма, она в конце сороковых годов вошла в литературу как автор рассказов для детей и юношества. Среди первых книг Линдгрен - «Пеппи длинный чулок» (1945), трилогия «Знамени­тый сыщик Калле Блумквист» (1946), «Опасная жизнь Калле

Блумквиста» (1951), «Калле Блумквист и Расмус» (1953); «Мио, мой Мио!» (1954). Затем увидели свет трилогии о Малыше и Кар­лсоне, об Эмиле из Лённеберги, книги «Братья Львиное сердце» (1973), «Роня, дочь разбойника» (1981). Герои Линдгрен извест­ны детям не только по книгам, но и по экранизациям и театраль­ным постановкам.

Шведская писательница разнообразила жанровую палитру современной сказки, создавая социально-бытовые, детективно-приключенческие, героико-романтические произведения. Близки к фольклору ее сборник сказок «Солнечный луг» и повесть-сказ­ка «Мио, мой Мио!»

Особенность сказок Линдгрен состоит в том, что она ставит ребенка - читателя или рассказчика - на место героя сказки. Ведь детям свойственно играть в других, им одиноко и неуютно в равнодушном мире взрослых. От самой волшебной сказки в ее традиционном понимании в творчестве писательницы остается как бы тоска по этой сказке, жажда волшебства. Так, принц Мио в действительности - это обделенный любовью и лаской приемыш, которому хочется иметь отца. И именно в своей сказке он получа­ет и отцовскую любовь, и дружбу, и исполнение своих заветных желаний. Таким же одиноким и несчастливым чувствовал себя и Малыш, к которому стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки толстяк Карлсон, и братья Львиное Сердце, переселяющиеся из тягостной будничной жизни в волшеб­ную страну. Но и в такой волшебной стране ничего не дается даром. Писательница заставляет своих маленьких героев прило­жить усилия, побуждает их к поступкам, к активным действиям. Именно так и происходит с принцем Мио, сумевшим победить злого рыцаря Като.

В сказке «Мио, мой Мио!» живет и действует также сама при­рода. Животные, травы, деревья, горы помогают Мио и его дру­гу. Пленительные описания природы роднят современную ска­зочницу с Андерсеном и Топелиусом. Вот тополя с серебристыми листьями, упирающиеся вершинами в самое небо, так что звезды зажигаются прямо на их макушках. Вот дивные белоснежные ло­шади с золотыми гривами и копытами. Волшебные пастушьи флей­ты помогают друзьям в беде, ложечка сама кормит, плащ-неви­димка спасает от преследования, то есть здесь налицо вся фольк­лорная символика. И старый колодец нашептывает по вечерам маленьким героям народные сказки. И в то же время к сказочной атмосфере постоянно примешивается будничная жизнь, реаль­ность. Мальчику Мио трудно, страшно, временами он отчаива­ется и плачет, но все же совершает свой подвиг, становясь насто­ящим героем.


Сказки Линдгрен отличаются от фольклорных истоков боль­шим психологизмом, детальной разработкой характеров. Одна­ко их концовки, как в повести о Мио, приводят к традиционному моральному уроку: победа над злым рыцарем состоялась благо­даря любви и дружбе.

Детство, как сказала писательница в одном из интервью, - это не возраст, а состояние души. Поэтому ее сказки адресованы не только детям, но и взрослым, а с детьми говорят серьезным, «взрослым» языком. Подобное отношение к детям, умение гово­рить с ними о важных взрослых проблемах проявляется во многих произведениях Линдгрен. Так, книга «Братья Львиное Сердце» рассказывает о неизбежности смерти, об утрате близких. Борьбу за справедливость ведет Пеппи: добрая и находчивая, она умеет защитить слабых и обиженных. Суровая действительность пока­зана в «Расмусе-бродяге», где речь идет о приюте для детей-си­рот. Социальный аспект постоянно присутствует в творчестве Линдгрен, и писательница считает, что детям надо рассказывать правду, даже если дело касается самых сложных и неприятных вещей. В случае с Расмусом действительность развеивает радуж­ные мечты ребенка о бродяжничестве. Расмусу сперва весело с настоящим взрослым бродягой Оскаром, но потом он видит, что это за жизнь: голод, бесправие, жестокое обращение окружаю­щих. Жизнь бродяги - «собачья». И только обретя свой дом и семью, Расмус понимает, в чем истинное счастье: «Маленькой, грязной, худой рукой Расмус гладил бревна своего родного дома» -так кончается эта повесть.

Со своим героем Эмилем Астрид Линдгрен возвращается на­зад на хутор, в страну своего детства, рисуя смешные и нелепые проказы этого веселого парнишки: «Эмиль из Лённеберги», (1963) «Новые проделки Эмиля из Лённеберги» (1966), «Жив еще Эмиль из Лённеберги!» (1970). Более романтична сказка «Роня, дочь разбойника» - о двух детях, мальчике и девочке. Герои, вопреки вражде, разделяющей их родителей, свирепых разбойников, проносят через все испытания дружбу и взаимную преданность. Малолетние Ромео и Джульетта не погибают в борьбе со злом, а выходят из нее победителями. Дети у Астрид Линдгрен олицетворяют собой надежду на добро и справедли­вость. Вновь звучит в этой книге тема любви к природе, близости к ней и умения в ней жить.

Опираясь на фольклорные традиции и используя лучшие об­разцы литературной сказки прошлого, Астрид Линдгрен создала современный сказочный мир детства с вполне реальными черта­ми: одиночество, сиротство, социальные проблемы большого го­рода, но также и помощь, сострадание, дружба, радость и смех.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Семинарское занятие 1

Тема: Жанрово-тематическое многообразие сказки XX века

Вопросы для обсуждения

Русская литературная сказка XX века: основные тенденции развития. Нравственно-эстетический потенциал сказов. Мастерство — сказочника. Сказка притча в творчестве. Проблематика и поэтика сказок.

2. Подготовить к защите реферат о творчестве одного из писателей (по выбору).

основная , ,

дополнительная , , , , ,

Форма контроля

1. Устный опрос.

2. Защита рефератов.

Семинарское занятие 2

Тема: Жанр сказки в мировой литературе для детей

Вопросы для обсуждения

Ш. Перро — основоположник европейской литературной сказки. Творчество братьев Гримм. Психология и словесное творчество ребёнка в сказке А. Милна «Вини-Пух и все-все-все» Сказочное наследие

Задания для самостоятельной работы

Прочитать по три-пять сказок каждого из указанных авторов, оформить записи в дневниках чтения. Подготовить анализ одной из сказок (автор по выбору) по следующей схеме: проблематика, образы, составляющие сюжета (экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка, эпилог), особенности повествования (автор, повествователь, герой), жанр произведения, особенности языка и стиля. Разработать тематику этических бесед для дошкольников по произведениям зарубежных сказочников (автор по выбору). Подготовиться к устному выступлению и презентации подготовленных материалов.


основная , ,

дополнительная , , , , ,

Форма контроля

Устный опрос. Письменный анализ сказки.

Семинарское занятие 3

Тема: Развитие жанров научно-познавательной прозы в русской литературе.

Вопросы для обсуждения

Роль в становлении научно-познавательной литературы для детей. Советская (сопоставительный анализ произведений,). Жанрово-тематическое многообразие современной научно-познавательной литературы. Специфика ознакомления дошкольников с научно-познавательными жанрами.

Задания для самостоятельной работы

Прочитать рассказы, рекомендованные Учебной программой по дошкольному образованию для работы с детьми дошкольного возраста (,). Провести сопоставительный анализ произведений о природе, : общее и индивидуальное в раскрытии темы природы: жанровое своеобразие произведений, неповторимость языка и стиля. При определении жанровой специфики произведений использовать информацию об особенностях жанрообразования в природоведческой книге (энциклопедии, атласы, рассказ, статья, сказка, приключение, путешествие, фантастический рассказ, повесть, роман). Подготовить обзор-аннотацию современных энциклопедий для дошкольников (3 — 5 изданий). Подготовиться к устному выступлению и презентации подготовленных материалов

основная , ,

дополнительная , , , , , ,

Форма контроля

Устный опрос. Письменный анализ произведений о природе.

Семинарское занятие 4

Тема: Методика развития речи в процессе ознакомления дошкольников с

Вопросы для обсуждения

Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы. Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей. Беседы с детьми дошкольного возраста в связи с чтением художественных произведений.

Задания для самостоятельной работы

Сделать тезисные конспекты по всем вопросам темы занятия. Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам. Подготовить конспект беседы с детьми по одному из предложенных литературных произведений:

    средний дошкольный возраст — К. Ушинский «Умей обождать», М. Пришвин «Журка», « Два жадных медвежонка»; старший дошкольный возраст — В. Гаршин «Лягушка-путешественница», Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Живая шляпа».

основная ,

дополнительная , ,

Форма контроля

Устный опрос. Конспект беседы с детьми по одному из предложенных литературных произведений

Семинарское занятие 5

Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с поэзией и произведениями устного народного творчества

Вопросы для обсуждения

Приёмы обучения выразительному чтению стихов. Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора. Народные сказки, их роль в общем и речевом .

Сделать тезисные конспекты по всем вопросам темы занятия. Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам. Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (загадок, пословиц, и поговорок, песенок, потешек и др.), продумать и описать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.


основная ,

дополнительная , ,

Форма контроля

Устный опрос. Конспект по использованию произведений фольклорного жанра в работе с детьми.

Практическое занятие 1

Тема: Поэтическая сказка (,).

Вопросы для обсуждения

Новаторство сказок: многозначность содержания, психологизм в раскрытии образов, выраженность авторского начала. Традиции в сказке «Конёк-Горбунок». Практическая работа с текстами сказок.

Задания для самостоятельной работы

Подготовить тезисы ответа на вопросы для обсуждения на занятии. Прочитать сказки:

      («Сказка о царе Салтане ….», «Сказка о рыбаке и рыбке») «Конёк-Горбунок».
Сделать записи в читательском дневнике.

основная , ,

дополнительная , , , , ,

Материалы, необходимые для работы на занятии:

    книги («Сказка о царе Салтане ….», «Сказка о рыбаке и рыбке»), «Конёк-Горбунок»; бумага формата А4 читательские дневники. карандаши, фломастеры и др.

Форма контроля

Устный опрос. Оценка подготовки и качества работы на занятии.

Практическое занятие 2

Тема: Произведения о детях в русской литературе XIX — XX веков

Вопросы для обсуждения

Жанр повести в русской литературе. Образы детей в творчестве. Традиции Толстого в рассказах. Мастерство - психолога в рассказах о детях. Русский социальный рассказ и повесть конца XIX — начала XX вв. Советский юмористический рассказ (, и др.) Новые тенденции в развитии современной детской прозы.

Задания для самостоятельной работы

Прочитать рассказы, рекомендованные дошкольного образования для чтения детям, оформить записи в дневниках чтения. Провести письменный сопоставительный анализ рассказов и (по выбору). Параметры сопоставления: возрастная ориентация текстов, жанровая специфика, проблематика, концепция детства, характер изображения ребенка, специфика использования в работе воспитателя учреждения дошкольного образования. Разработать тематику этических бесед для дошкольников по произведениям, . Подготовиться к устному выступлению и презентации подготовленных материалов

основная , ,

дополнительная , , , , ,

Форма контроля

Устный опрос. Письменный анализ рассказов.

Практическое занятие 3

Тема: Зарубежная повесть о детях

Вопросы для обсуждения

Тема обездоленного детства во (Г. Мало «Без семьи», А. Доде «Малыш», В. Гюго «Гаврош»). вена - психолога и сатирика в повестях о детях («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»). Жанрово-тематическое своеобразие реалистических повестей А. Линдгрен («Расмус-бродяга», «Эмиль из Леннеберги»). Произведения о детях в XX века (Э. Кестнер «Эмиль и сыщики», «Проделки близнецов», Д. Крюс «Мой прадедушка, герои и я»).

Задания для самостоятельной работы

1. Сделать тезисные конспекты по всем вопросам темы занятия.

2. Подготовить к защите реферат (доклад) о творчестве одного из писателей (по выбору).

основная , ,

дополнительная , , , , ,

Электронные ресурсы:

http://bibliogig. ru

Форма контроля

Устный опрос. Работа в подгруппах.

Практическое занятие 4

Тема: Литературные произведения зарубежных природоведов в учебной программе дошкольного образования.

Вопросы для обсуждения

Специфика анималистических рассказов Э. Сетон-Томпсона, критерии отбора произведений писателя для дошкольников. аррелла в чтении детей, их юмористическая направленность, выраженность авторского отношения. Роль научно-художественных книг в развитии и воспитании детей. Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению дошкольников с произведениями зарубежных природоведов

Задания для самостоятельной работы

Изучить и законспектировать информацию о жизненном и творческом пути Д. Даррелла, Э. Сетон-Томпсона. Ознакомиться с содержанием рассказов Э. Сетон-Томпсона («Рваное ушко», «Чинк»), Д. Даррела (сборник «Зоопарк в моем багаже»). Выписать в дневник чтения отрывки, приемлемые в чтении дошкольникам с мотивацией выбора. Подготовить сопоставительный анализ рассказов Сетон-Томпсона и Даррелла, отразив собственное впечатление о прочитанных произведениях. Разработать методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению дошкольников с произведениями зарубежных природоведов. Подготовиться к письменному опросу по следующим вопросам: Перечислите представителей зарубежной научно-познавательной книги. Кто считается создателем первого анималистического рассказа? В чем заключается новаторство Э. Сетон-Томпсона при разработке темы природы? Перечислите произведения Э. Сетон-Томпсона, принесшие автору мировую известность. Каково построение книг писателя, написанных в жанре «биографии» животных? В чем заключается художественное своеобразие анималистических рассказов Сетон-Томпсона? Какое место в творчестве Томпсона занимает книга «Путь писателя-натуралиста»? Чем обеспечивается ценность произведений канадского классика в чтении современных детей? Какие произведения Сетон-Томпсона могут быть рекомендованы для чтения дошкольникам? Что вам известно о жизненном и творческом пути Д. Даррелла? Назовите произведения писателя, переведенные на русский язык? Определите жанровую принадлежность рассказов Д. Даррелла из книги «Зоопарк в моем багаже». В чем заключается необычность сказочной повести Д. Даррелла «Говорящий сверток»? Как представлены произведения зарубежных природоведов в современных энциклопедиях для детей?

основная , ,

дополнительная , , , , , ,

Форма контроля

Защита-презентация подготовленных материалов. Письменный опрос по карточкам.

Практическое занятие 5

Тема: Русская и зарубежная поэзия для детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

Русская поэзия XIX века в круге детского чтения. Основные тенденции в развитии советской поэзии для детей. Жанрово-тематическое многообразие современной детской поэзии. Зарубежная поэзия в переводах для детей (авторы, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования).

Задания для самостоятельной работы

Прочитать и занести в дневник чтения произведения поэтов XIX — XX вв., рекомендуемые учебной программой дошкольного образования). Подготовить анализ стихотворения современного автора (мотивация выбора произведения, своеобразие содержания и формы, рекомендации по ознакомлению дошкольников с поэтическим текстом). Представить презентацию творчества одного из современных детских поэтов (, Ю. П, Мориц, Г. В, Сапгир, Р. С, Сеф, А. E. Усачев, и др.) Написать сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое стихотворение…», в котором отразить следующие моменты: мотивация выбора текста;характеристика чувств и ассоциаций, которые вызывает произведение; определение основного настроения стихотворения; выделение наиболее выразительных поэтических средствe. Подготовиться к устному выступлению-презентации подготовленных материалов.

основная , ,

дополнительная , , , , , ,

Форма контроля

Защита-презентация подготовленных материалов. Сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое стихотворение…»

Практическое занятие 6

Тема: Поэтические произведения для для детей дошкольного возраста

Индивидуальное или групповое выразительное чтение слушателями стихотворений с элементами показа, игровых действий, драматизаций.

Задание для самостоятельной работы

Выучить наизусть 2-3 стихотворения (по выбору слушателя). Подготовиться к его выразительному чтению в аудитории (провести предварительный анализ текста).

Чтецкий анализ:

    Написание партитуры текста: выделение в нем слов, на которые по законам логики русской речи падает логическое ударение, расстановка пауз. Анализ эмоциональной стороны произведения: выделение эмоциональных композиционных частей с определением для каждой из них чтецкой сверхзадачиe. Определение сверхзадачи для чтения произведения в целом. Определение роли интонации, жеста, мимики, позы, игровых действий.
Для выразительности чтения использовать сведения об основных правилах логики русской речи: Группа подлежащего и сказуемого разделяется паузой.

Исключения:

Если подлежащее выражено , оно не несет ударения и читается в один такт со сказуемым: Он вышел. Ты вернешься. если в сказуемом нет особого смысла: Дул ветер. Шел дождь. Определение является ударным, если выражено: существительным в : Лоб Сократа; существительным с предлогом: Певец из оперы; определением-приложением: Лесник-старожил; распространенным определением: Лохматая овчарка, привязанная к яблоне. Определение не несет ударения, если выражено: местоимением: моя книга; прилагательным: голубое небо; северная повесть. В словосочетании «глагол и дополнение» ударение падает на дополнение: Едят сладости, бросают апельсиновые корки. Противопоставление: ударение падает на оба противопоставляемых понятия.

Сына убили — мать на его место встала.

Сравнение: ударение падает на то, с чем сравнивается предмет.

Глупа, как истина (запятая перед как не читается, паузы нет).

Обращение в начале предложения отделяется паузой:

Товарищи, // у меня большая радость.

Если обращение стоит в середине или конце предложения, то паузы почти нет:

Спой, светик, не стыдись.

В сложных наименованиях ударение падает на последнее слово:

Большой Академический театр Российской Федерации.

При перечислении ударение ставится на каждом слове:

Трещат звонки, колокольчики, будильники.

10 Если перечисляются определения, то последнее из них, стоящее перед существительным, ударения не несет:

Одно из тех жестких, сухих, озлобленных лиц.

Если определения являются неоднородными, то ни пауз, ни ударений нет: Последние уличные фонари.

основная , ,

дополнительная , , , , , ,

Форма контроля

Выразительное чтение стихотворение

Практическое занятие 7

Тема: Формы работы с книгой вне занятий

Вопросы для обсуждения

Книжный уголок, его значение, требования к оформлению в разных возрастных группах Особенности содержания и формы работы в книжном уголке с детьми разного дошкольного возраста. Литературные праздники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задание для самостоятельной работы

Разработать эскиз книжного уголка (рисунок, и др.). Сделать его описание:

    место расположения, освещенность, эстетика оформления; перечень книг, содержание и формы работы.
Разработать план-конспект литературного утренника, литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста. Подготовиться к их презентации и проведению.

основная ,

дополнительная , , , , ,

Журналы по дошкольному образованию (Пралеска, Дошкольное образование, Ребёнок в детском саду, Обруч и др.).

Форма контроля

Устный опрос. Эскиз книжного уголка. План – конспект литературного мероприятия.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.