Современный авангардизм. Эстетика и художественные черты авангарда в живописи

Share

Авангардизм — это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму.

Авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна.

Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX веков.

Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология.

Романтической и даже религиозной является главная авангардистская идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность».

В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода Модерна.

Вместе с тем, опасным надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели».

Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой… и не может являться одним из направлений искусства только XX века».

Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное - непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.
Если в искусстве XX века действительно происходит «расставание с человеком», то это и есть антикультурное, антиисторическое движение.

Футуристы в самом начале нового столетия призвали «укрощать этот мир и низвергать его законы по собственному усмотрению». Только одним этим тезисом отрицается основное содержание культуры: «возделывание души через почитание, поклонение».

Смещение смысла от произведения искусства на процесс его создания также ничто иное, как словесный маскарад, поскольку в духовном смысле главной ценностью в истории мирового искусства всегда и являлся процесс - акт Творения, а не отдельное произведение в его материальной форме.

Поэтому более важной кажется мысль о том, что в начале XX века «русский религиозно-философский ренессанс» и «русский художественный авангард» не были тождественны, но развивались одновременно, «то и другое оказалось в контексте культурной истории знаком российского менталитета».
Во всех основных течениях западноевропейского и российского авангарда начала XX века: футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, поп-арте, оп-арте, происходило последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства.

Русская художница-авангардистка Любовь Попова определила это так:

«отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности ».

Любовь Сергеевна Попова «Портрет философа»,1915

Такая эмансипация формы от традиционно вкладываемого в нее содержания породила пафос безудержной, часто бестолковой и агрессивной свободы, и, в то же время, – необходимость аналитического, научного подхода к закономерностям формообразования в искусстве (что и осуществлялось в немецком Баухаузе и московском ВХУТЕМАСе). Но разрыв с художественной традицией неизбежно превращал «лабораторную работу по изучению формальных элементов искусства» в бесцельную и наивную игру – комбинаторику, техницизм.

Понятия творческого направления, метода, стиля теряли смысл; виды искусства различались лишь «материалом».
Так закономерно возникла идея «внутренней тождественности средств искусства», пропагандируемая В. Кандинским, «синтеза искусства» и даже «превращения искусства в содержание жизни».

Василий Васильевич Кандинский Kandinsky In the blue, 1925

Вот почему авангардное движение в целом отражает характерный только для XX столетия процесс вытеснения культуры цивилизацией, исторических духовных ценностей - прагматической идеологией технического века.

В самом начале двадцатого столетия туманные идеалы «серебряного века» были буквально сметены мощным напором техницизма, конструктивизма, функционализма.

Эмоциональность заменялась трезвым расчетом, художественный образ – эстетикой конструкции, гармонизацией элементарных форм, высокие идеи – утилитарностью.

Пользуясь терминологией О. Шпенглера, можно сказать, что сложный организм духовной культуры стремительно перерождался в бесчеловечный «механизм». Особенно ярко эта тенденция проявилась в максимализме русской истории.

Освальд Арнольд Готтфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая - 8 мая г.) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни , публицист консервативно-националистического направления.

В 1910-х гг. по словам Н. Бердяева в России подрастало «хулиганское поколение».

Наследники Базарова, развивая идеи 1860-х годов, задумали подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнестроения, «инженерией», позднее закономерно сомкнувшейся с коммунистическими идеями и призывами анархистов.
Российский максимализм, так ярко проявившийся в движении «передвижников» и «шестидесятников» XIX столетия, был только усилен русской революцией, но привел к тому, что во всем мире родиной художественного авангарда стала считаться Советская, большевистская Россия.

«Великая Утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности».

Русский религиозный философ И. Ильин определил авангардизм как «дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности» .

Другой русский мыслитель, священник С. Булгаков подчеркивал:

«Творчество имеет религиозную ценность… Нигилизм есть предельное отрицание творчества ».

Авангардизм и есть нигилизм, поскольку он порывает с художественной традицией как с источником творческого воображения художника.

Прошлое, по убеждению российского авангардиста, «может остаться неиспользованным, как материал, потерявший значительную часть своей активной силы и тем самым свое культурное значение».

К примеру, для Лазаря Марковича Лисицкого в архитектуре «Единица равняется единице», а все остальное: «египетско-греческо-римско-готический маскарад », историко-художественный смысл архитектурной композиции заменяется простой конструкцией. Подобная логика, естественно, приводит авангардиста к мысли: «прошлое никак не связано с настоящим» и «в искусстве нет развития» .
В опасный период социальных революций подобный нигилизм у малообразованной в художественном отношении личности с комплексом неудовлетворенного честолюбия приводил к разрушительным последствиям.

Лисицкий Лазарь (Эль) . Титульный лист альбома «Победа над солнцем». 1923 г.

Советские авангардисты не выступали за создание новых течений или школ в искусстве, а сами себя провозглашали пророками и лидерами «партий», отводя остальным роли безымянных исполнителей в «коллективном пролетарском труде». К. Малевич, М. Шагал, Д. Штеренберг назначались «комиссарами», «уполномоченными» и революция давала им власть силой насаждать свои идеи и формы организации.

Это был большевизм в искусстве , но без традиции, без культуры, объединяющей людей: художника со зрителем, художника с художником; эти люди оставались один на один с пустотой. Маска нигилизма, иронии, «карнавальности» прикрывала страх, зависть, ненависть. В истории искусства подобное одиночество выдерживали только гении, опередившие свое время, но их спасала любовь к людям и вера в Бога…
Авангардисты — атеисты и анархисты -не были гениями; ощущая это, они провозглашали гениями сами себя. Поэтому каждый стремился ниспровергнуть другого.

Малевич враждовал с Кандинским, Кандинский с Малевичем и Татлиным, Татлин, Лисицкий, Матюшин — со всеми. Одновременно их объединяла воля к власти.

Казимир Малевич «Женщины в поле» 1928-1932 гг..

Они мечтали о переустройстве жизни, самое малое: «в масштабе земного шара».

Владимир Татлин . Эскиз декорации к опере «Летучий голландец» , 1915.

Авангардисты хотели «партийного искусства» и, в конце концов, они его получили в форме «социалистического реализма». И хотя не все русские авангардисты были связаны с политикой, многие остались истинными романтиками и идеалистами, в целом авангард свидетельствовал о поражении национальной культуры.

Это отразилось и на терминологии. «Иллюзионизму» классической живописи авангардисты, отрицая понятие изобразительности вообще, противопоставили «визионизм» (от лат visionis — явление).

Матюшин Михаил Васильевич. Беспредметность. 1915-1917.

Определяющими стали техницистские приемы и термины: коллаж, акционнизм, виртуальность, клип.
Показательно то, что искусство авангарда за свою достаточно долгую историю не смогло сформировать ни целостного художественного направления, ни стиля, ни школы.

В произведениях авангардистов отсутствует целостность , они всегда, в той или иной мере, эклектичны, компилятивны и спекулятивны.

Для представителей авангардного искусства, независимо от национальности и творческой индивидуальности, в силу отрыва от исторической традиции характерно общее стремление к «освобождению от целостности формы».

Если старые мастера несли на своих плечах тяжкий груз заботы о гармонии изобразительных средств и выразительных возможностей, то авангардисты с беззаботной легкостью отбросили эту художественную традицию ради «свободы выражения».

Современное искусство действительно стало свободным. Этой безудержной свободой и дерзостью оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о разрушении гармонии, целостности мироощущения, находящегося в состоянии разлада с самим собой и окружающим миром. Такая свобода незамедлила оказать разрушительные последствия в отношении самой творческой личности.
В самом начале XX века итальянские футуристы, воспевая насилие и «инстинкт зверя», добровольно отправились на фронт первой мировой войны и почти все погибли.

Немецкий экспрессионист Э. Л. Кирхнер, получив душевную травму на войне, сошел с ума и окончил жизнь самоубийством.

Покончил с собой В. Лембрук, близким к помешательству был О. Дике.

Однако авангардизму всегда была присуща и другая, коммерческая сторона .

В отличие от искусства модернизма, также ориентированного на принципиальное новаторство формы и содержания, «авангардистское искусство прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики.

Смысл авангардистской позиции»,- как очень точно определил В. Руднев, «в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого авангардное искусство невозможн о».

Авангардист не может работать «для себя» ради достижения идеальной «чистой формы».

«Реакция должна быть немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала, сделала его возможно более трудным. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь ».

Авангард - порождение абсурда, несоответствия духовного смысла реальности искусства и жизни.

Отсюда и возникает «новая прагматика», в которой художественные ценности последовательно подменяются эстетическими, а эстетические - спекулятивными.

Такова суть инсталляций, акционнизма и поп-арта: «скульптор» М. Дюшан демонстрирует вместо произведения искусства унитаз на постаменте, а Э. Уорхол - «композицию» из консервных банок.

Подписанный псевдонимом Р. Мутт писсуар Марселя Дюшана «Фонтан»

Вот почему авангардизм следует отл ичать от сущностно-художественных течений модернистского искусства: акмеизма, символизма, кубизма, орфизма, фовизма, экспрессионизма.

Энди Уорхол «Консервные банки»

И хотя в середине XX столетия, в искусстве постмодернизма эта прагматика была несколько смягчена (возможно просто потому, что авангард перестал быть авангардом), совершенно очевидно, что пренебрежение школой и сложностью постижения художественной формы представляет собой наиболее легкий путь, привлекающий главным образом тех, кому доставляет удовольствие с выгодой для себя дурачить простаков, обманывать недостаточно культурную публику, малообразованных критиков и невежественных меценатов.

Ведь для того, чтобы в полной мере осознать внутреннюю пустоту и бездуховность авангардизма, нужен немалый «зрительный опыт». Чем элементарнее искусство, тем труднее его понять несведущему зрителю, отделить истинные ценности от мнимых.

Это все тот же сюжет «Сказки о голом короле». Понимание современного искусства осложняется и тем, что новаторские устремления в нем постоянно сталкиваются с попытками возврата к традиции, поэтому оказывается, что авангард по названию не всегда является таковым по существу.
Как реакция на это закономерное явление, с 1970-х гг. все чаще появляются названия неоавангард, поставангард, трансавангард. В русской художественной критике слово «авангард» впервые применил А. Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников», в которой он решительно осудил «авангардистов» П. Кузнецова, М. Ларионова, Г. Якулова.

Кузнецов Павел Варфоломеевич. «Скала у реки». Лист из альбома «Горная Бухара».

Михаил Ларионов . «Голова быка».

Якулов, Георгий Богданович «Конструктивный мюзик-холла»

Искусство русского авангарда. Сам авангард зародился во Франции в середине 19 века. В России сложился в предвоенные 1907-1914 гг., и закрепляется за определёнными новаторскими течениями русских художников. В России, как и во Франции, авангард подразумевает отрицание академической живописи и эклектической эстетики, сложившейся в искусстве до этого и принявшей форму застоя живописи. Отрицание культурного наследия нескольких веков, отрицание преемственности и перенятия художественных ценностей, хитросплетение разрушения и созидания - всё это революция нового стиля авангард в русском искусстве. На различных этапах развития данное новаторское течение в русском искусстве классифицировались определениями «модернизм», «авангард», «свежее искусство», «футуризм», « », «левое искусство» и др.

Авангардизм в живописи

Авангардизм - единое обозначение различных художественных направлений 20 века. Для авангардизма присущи поиск новых веяний, неизвестных художественных форм и стилей, нередко это был штучный товар, порицание классических форм живописи и поддержка новаторства. В авангарде всегда присутствуют революционные настроения, поддержание всего нового. Характеризуется данный стиль ещё и разрушением границ между стилями, видами и жанрами, объединение всех стилей в один стиль - новаторское искусство беспрестанно обновляемое. Благодаря авангардизму многие художники, писатели, скульпторы и другие одолели многие теснившие их рамки определённых жанров (футуризм, конструктивизм и др.) и обогатили историю искусства совершенно неожиданными произведениями и художественными ценностями.

Автопортрет

Автопортрет - портрет, который написал живописец сам с себя, обычно при помощи одного или нескольких зеркал. В автопортрете живописец пытается выразить собственную личность, написать себя так, как он сам себя видит или же для того, что бы познать самому себя ещё больше. Посредством изучения собственного лица, художник понимает своё я и пытается показать это другим людям, исповедаться перед собой и обществом. Автопортрет был очень распространён в древнем искусстве, в средневековье, как жанр сформировался к XVI в. Довольно часто художник рисует сам себя в своей рабочей обстановке - в мастерской, или в кругу семьи.

Понятие модернизма. Течения модернизма, их характеристика

Разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения повлекло интерес новейшими философскими теориями и появление новых художественных направлений, получивших названия декадентских, авангардистских и модернистских. Французское слово "декаданс" означает упадок, "авангард" - передовая охрана, а "модерн" - современный, самый. Этими терминами начали обозначать качественно новые явления в литературном процессе, стоявшие на передовых, авангардных позициях и были связаны с упадком и кризисом общественного мнения и культуры, с пошукування положительных идеалов, обращением в этих поисках к Богу и вере, к мистическому и иррационального.

Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - нач. XX в., Отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возник во Франции в конце XIX в. (Бодлер, Верлен, Рембо) и распространился в Европе, России, Украине. Модернисты считали, что не надо искать в произведении искусства какой логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизма и носило преимущественно иррациональный характер.

Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы. В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме «потока сознания», открытием дальних ассоциаций, теории многоголосие, универсализации конкретного художественного приема и преобразования его в общий эстетический принцип, обогащение художественного творчества через открытие скрытого содержания жизненных явлений, открытием ирреального и непознанного.

Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, потому что вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, отстаивая его право быть свободной личностью. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модернизм не исключил всех его достижений, а также используют их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусстве.

Общие черты модернизма:

o особое внимание к внутреннему миру личности;

o приглашенные самоценности человека и искусства;

o предпочтение творческой интуиции;

o понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;

o поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество и т.п.);

o стремление открыть новые идеи, преобразующие мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили

название авангардизма (от фр. avant - вперед, garde - сторожа, передовой отряд) - направление в художественной культуре XX в., который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель; отображении кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме. Авангардизма присуще бунтарство.

Авангардистские направления и течения (футуризм, дадаизм, сюрреализм, "новый роман", "драма абсурда", "поток сознания" и т.п.) обогатили и разнообразили литературный процесс, оставив мировой литературе немало шедевров художественного творчества. Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принципов реализма: возникли сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и «потока сознания». Реалисты в своих произведениях использовали и идеи З. Фрейда, вели формалистические искания в области художественной формы, широко применяли «поток сознания», внутренний монолог, соединили в одном произведении разные временные пласты.

Модернизм как художественное направление был внутренне неоднородным конгломератом художественных явлений, которые основывались на общих мировоззренческих, философских и художественных принципах. В конце XIX в. возникли импрессионизм, символизм и эстетизм. В начале XX в. к ним добавились экспрессионизм, футуризм, кубизм, а во время и после первой мировой войны - дадаизм, сюрреализм, школа «потока сознания», а литература, в которую вошли антироман, "театр абсурда".

Импрессионизм (от фр. "Впечатление") вел свое начало во второй половине XIX в., И расцвел в XX в. Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К. Моне, Э. Мане. А. Ренуар, Э. Дега), откуда распространился на другие искусства (А. Роден в скульптуре, М. Равель, К. Дебюсси, И. Стравинский в музыке) и литературу. Здесь основоположниками импрессионизма стали братья Гонкуры и Поль Верлен. Выраженные проявления импрессионизма были в творчестве Ги де Мопассана и Марселя Пруста, к импрессионистам принадлежали Кнут Гамсун, Гуго фон Гофмансталь, Ю. Тувим.

Протестуя против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, импрессионисты описывали свои впечатления от увиденного - зрительные и чувственные, которые были изменчивыми, как и сам мир, а также оттенки впечатлений и красок, их представления и ассоциации были часто фантастическими и всегда суб " объективными. Произведение импрессиониста - это не объективная картина мира, а система сложных субъективных впечатлений о нем, ярко окрашенная творческой индивидуальностью художника. Особенно уязвимы импрессионисты к чувственной красоты мира; они прекрасно воспроизводили природу, ее красоту, разнообразие и изменчивость жизни, единство природы с человеческой душой.

Самой среди декадентских течений конца XIX - начала XX в. стал символизм. Символ использовался как средство выражения непостижимой сути жизненных явлений и тайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника. Символы считались самым совершенным воплощением идей. Образы-символы воспроизводили таинственную и иррациональную суть человеческой души и ее жизни, величественный продвижение неотвратимой судьбы, изобразили загробной жизни, метафизический мир "инобытия", намекали на мистическую сущность явлений жизни.

Для символистов поэзия, как и музыка, была наивысшей формой познания тайн - поиском и открытием "инобытия". Символ порождал многочисленные ассоциации, захватывал многозначностью, глубинным скрытым смыслом, который трудно или даже невозможно было понять. Символисты придавали большое значение внутреннему звучанию, мелодике и ритму слов, благозвучия и мелодичности языка, эмоциональному возбуждению, которое охватило читателя благодаря ритму и мелодике стиха, игре разнообразных ассоциаций. Начали символизм французские поэты Поль Верлен, Малларме, Артюр Рембо. "Завоевав" Францию, символизм быстро распространился по всей Европе. В разных ее странах символизм представляли Габриель дьАнунцио (Италия), Рильке и Гуго фон Гофмансталь (Австрия), Стефан Георге (Германия), Оскар Уайльд (Англия), Эмиль Верхарн и Морис Метерлинк (Бельгия), Ген-год Ибсен (Норвегия), Станислав Пшибышевский (Польша).

Эстетизм возник в последнее десятилетие XIX в. в Англии. Он породил культ утонченной красоты. Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы вовсе не касаются настоящего искусства, и выдвигали лозунги "искусство для искусства", "красота ради самой красоты". Самым выдающимся представителем английского эстетизма был Оскар Уайльд.

Экспрессионизм (от фр. "Выразительность, выражение") основан тоже в XIX в. Эта авангардистская течение получила свое полного звучания и веса в первой четверти XX в. и стала значительным вкладом в развитие мировой литературы. Экспрессионисты были тесно связаны с реальностью - именно она их сформировала и глубоко волновала. Они осуждали уродливые явления жизни, жестокость мира, протестовали против войны и кровопролитий, были полны человеколюбия, утверждали положительные идеалы.

Но видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотичной системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные, непознаваемы, таинственные, и от них не было спасения. Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли. Именно он должен был находиться в центре внимания писателя. А воспроизводить его следует отчетливо, ярко, с использованием грандиозных образов условных, с нарушенными пропорциями, чрезмерно напряженных, с максимально четкими интонациями, то есть изображать с помощью экспрессивных образов с применением парадоксального гротеска и в фантастическом ракурсе. Или не самый выдающийся экспрессионист Иоганнес Бехер считал характерным для экспрессионизма поэтическим образом "напряжений, открытый в экстазе рот". Итак, в произведениях экспрессионистов много сатиры, гротеска, немало ужасов, чрезмерной жестокости, обобщений и субъективных оценок реальности. Экспрессионизм появился сначала в живописи (Е.Мунк, В.Ван Гог, П.Гоген. П.Сезанн и др.) И в музыке (Рихард Штраус), чтобы вскоре перейти и в литературу. К наиболее экспрессионистов принадлежат Г.Тракль и Ф.Кафка в Австрии; И. Бехер и А. Франс в Германии; Л. Андреев в России.

Имажизм (от фр. "Образ") - течение, привела к появлению русского имажинизма. Появилась она в Англии накануне первой мировой войны и просуществовала до середины 20-х годов. В России впервые имажинисты заявили о себе в 1919 году. Образ имажистов и имажинисты провозгласили самоцелью творчества. "Стихотворение - не организм, а волна образов, из него можно извлечь один образ, вставить еще десять", - утверждал теоретик русского имажинизма В. Шершеневич. Итак, стихотворение представители этого течения считали "каталогу образа", изысканным сплетением метафор, метонимий, эпитетов, сравнений и других тропов - неким капризным накоплением красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий. Содержание имажинисты отодвигали на второй план: он "поедает образом". Разумеется, имажинизм не мог, если бы даже и хотел того, вполне пренебречь содержанием. Творчество С. Есенина - лучшее подтверждение этой мысли. Представителями имажинизма в Англии и США есть Т.С. Элиот, Р. Олдингтон, Э. Паунд, Е. Лоуэлл и др.

Понятие авангардизма. Авангардистские течения в мировой литературе

Футуризм (от лат. "Будущее") возник в 1909 г., в Италии, его родоначальником был Ф. Маринетти. Оттуда распространился по всей Европе, получив название кубизма во Франции (М.Жакоб, Б.Сандрар), егофутуризму и кубофутуризма в России (И.Северянин, брать мех, В.Хлебников, В.Махновський и др.), Авангардизма в Польше (Ю. Пшибось и др.). Украинский футуризм, основанный М. Семенко, получивший впоследствии название "панфутуризм".

Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего, которое было созвучным ритмам новой эпохи "небоскребный-машинно-автомобильной" культуры, и призвали отбросить традиции старой культуры, которую они называли пренебрежительно "плевательницей". Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам, пропеллер, "механической" красоте, отмечали необходимость создания нового человека, достойного своего времени техники, человека нового склада души. Они отвергли традиции реалистической литературы, ее язык, поэтическую технику. Вводя свой язык, новые слова и словосочетания, футуристы доходили даже до абсурда: время придумывали слова без всякого смысла.

Французские кубисты и российские кубофутуристы были тесно связаны с маляра-ми-кубистами, которые пытались эпатировать, поразить обывателей резкостью красок и необычностью содержания: они раскладывали изображаемое на простейшие геометрические элементы - кубы (отсюда и название), квадраты, прямоугольники, линии, цилиндры, круги и т. Провозгласив культ формы, кубисты отодвинули содержание на задний план, возвели его в форму. Писатели озадачивали обывателя не только "на языке, которого еще никто не слышал", но и уходом от благозвучия в сторону какофонии, диссонансов, накоплением тяжелых для произношения согласных.

Сюрреализм от фр. "сюр" - над, то есть надреализм), возникший во Франции в 1920-х годах. Его основателем и главным теоретиком был французский писатель Андре Бретон, который призвал "разрушить существующее по сей день противоречия между мечтой и реальностью". Он заявил, что единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д., и требовал от писателей-сюрреалистов "автоматического письма", то есть на уровне подсознания.

Школа «потока сознания» - это средство изображения психики человека непосредственно, "изнутри", как сложного и текущего процесса, углубление во внутренний мир. Для таких произведений было характерно использование воспоминаний, внутренних монологов, ассоциаций, лирических отступлений и других художественных приемов. Представители: Д.Джойс, М.Пруста, В.Вульф и др.

В "драме абсурда" действительность изображались через призму пессимизма. Тупик, постоянное предчувствие краха, обособленность от реального мира - характерные черты произведения. Поведение, речь персонажей алогичная, фабула разрушена. Создатели - С.Беккет, Э.Ионеско.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом литература на грани XIX-XX веков тесно связана со всеми перипетиями своего времени?

2. Назовите наиболее заметны факторы литературного развития в первой половине XX в.

3. Дайте общую характеристику модернистской литературы.

4. Какие течения и направления относятся к авангардистских? Дайте их общую характеристику.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 29.05.2014 13:17 Просмотров: 7047

Слово «авангардизм» пришло в искусство из военной терминологии: французское avant-garde означает: «передовой отряд». Отсюда становится понятно, что применительно к искусству рубежа XIX-XX вв. авангардизм можно считать передовым явлением в искусстве в отношении предшествующего периода.

История термина

Итак, история термина берёт своё начало в военном деле: авангард – отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд.

Карл Пиппих «В авангарде»

Затем у слова появился политический смысл: в годы Французской революции так назывался якобинский журнал, и в 1794 г. слово стало революционной метафорой. Поскольку в политических процессах значение художника (в широком смысле слова) всё больше обретало ведущую роль, то и творчество сближалось с политическим авангардом, а иногда даже отождествлялось с ним.

Окончательно термин «авангард» в его художественном значении сформировался в начале XX в. и был тесно связан с политикой. Ему был присущ политический радикализм, пришедший из утопических и анархических идей.
Следует отметить, что существует и другой термин, близкий по значению с термином «авангардизм» – «модернизм» («современный»), но эти термины всё-таки не тождественны.
В советском искусствоведении долго время (почти до 1980-х гг.) авангардизм трактовали как антиреализм.
До сих пор не существует типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений. В общем надо понимать авангардизм как передовое явление в искусстве, отрывающееся от традиционного. Когда появились новые тенденции в искусстве (символизм , например) – это уже было проявление авангардизма.

Авангард в изобразительном искусстве

Авангард в изобразительном искусстве тесно связан с различными течениями: модернизмом, абстрактным экспрессионизмом , беспредметностью, дадаизмом , конструктивизмом , кубизмом , примитивизмом , супрематизмом , сюрреализмом , футуризмом , экспрессионизмом и др.

Нико Пиросмани «Актриса Маргарита» (1909). Наивное искусство

Авангард в литературе

Первым текстом, который относят к авангардному, считается роман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1759 г.). Этот роман появился так рано, что его с большой натяжкой можно назвать ниспровергающим каноны, так как сами каноны романа к этому времени ещё не устоялись.
А вот в начале XX в. многие европейские и американские писатели увлеклись экспериментированием с формой. Самыми известными произведениями авангарда того времени были работы Томаса Элиота, проза и драматургия Гертруды Стайн.

Гертруда Стайн (1874-1946)
Наиболее значительным послевоенным экспериментальным произведением считается роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс». Он оказал сильное влияние не только на литераторов авангарда (Вирджиния Вулф, Джона Дос Пассос), но и на более традиционных писателей (Эрнест Хемингуэй).
Авангардные направления в литературе продолжили футурист Филиппо Томмазо Маринетти, который взрывал не только границы традиционного литературного повествования, но и типографского оформления книг; сюрреалист Робер Деснос, написавший роман под гипнозом. Полумистический роман Джека Керуака «Видения Жерара» представил новый формальный подход к стандартам повествования того времени.

Уильям Берроуз (1914-1997)
Дух европейского авангарда жил и в литературе нового послевоенного поколения. Поэт Исидор Ису основал группу леттристов, которые в своей прозе, стихах и фильмах исследовали границы между устным и письменным словом. 1960-е годы отмечены непродолжительным взлётом модернизма и появлением постмодернизма. Роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак» восхитил идеей неограниченной и неподцензурной свободы. Берроуз известен также как создатель стиля «cut-up» (метод нарезок), когда произведение компоновалось из отдельных строк и текстовых фрагментов, вырезанных из различных книг и газет.

Хулио Кортасар (1914-1984)
В 1970-е и 1980-е гг. наиболее известными писателями-экспериментаторами были Итало Кальвино, Майкл Ондатже, Хулио Кортасар. Аргентинец Хулио Кортасар – латиноамериканский писатель, смешивавший фантастические зарисовки, журнальный стиль и художественную литературу. Невозможно не вспомнить колумбийскую семейную хронику «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и др.

Габриэль Гарсиа Маркес (1928-2014)
Современные американские авторы Дэвид Фостер Уоллес, Джаннина Браски и Рик Муди сочетают некоторые экспериментальные формы 1960-х годов с иронией и более выраженной тенденцией к доступности и юмору. Николсон Бейкер склонен к малым формам. Его бессюжетный роман «Бельэтаж» в стиле потока сознания на протяжении 140 страниц описывает подъём офисного клерка с этажа на этаж на эскалаторе во время обеденного перерыва. Американский писатель Марк Данилевский в романе «Дом листьев» комбинирует элементы хоррора (литература ужасов) с академической литературой и типографскими экспериментами.
В начале XXI в. экспериментальная литература использует компьютерные и информационные технологии. Такие произведения называются по-другому электронной, гипертекстовой или кодированной литературой.

В. Маяковский в 1910 г.
В русском литературном авангарде самыми видными фигурами являются, конечно, Владимир Маяковский и Леонид Андреев.

Авангард в драматургии

Родоначальником символистской драмы считается бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Затем Г. Ибсен, Л. Андреев и др. А в XX в. появляется авангардная драма с приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича и др. изображается абсурдная реальность, поступки персонажей нередко алогичны.

Э. Ионеско
Представителями драмы абсурда являются Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене, А. Адамов. Абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

В. Гавел – чешский писатель, драматург, диссидент, правозащитник и государственный деятель, последний президент Чехословакии и первый президент Чехии

Русский авангард

Расцвет русского авангарда относится к 1914-1922 гг. Основными направлениями и их представителями были Василий Кандинский (абстракционизм), Казимир Малевич (супрематизм), Владимир Татлин (конструктивизм), Владимир Маяковский (кубофутуризм).

Е. Гуро «Портрет Матюшина» (1903)
В Санкт-Петербурге создан Музей петербургского авангарда. В 1912-1923 гг. здесь жил выдающийся деятель русского авангарда живописец, скрипач и композитор Михаил Матюшин (1861-1934) с супругой Еленой Гуро (1877-1913).

Музей петербургского авангарда

Дом стал своеобразной штаб-квартирой русских футуристов. Здесь часто бывали К. Малевич, П. Филонов, Н. Костров, Е. Магарил, литераторы М. Горький и А. Крученых, жили и работали В. Маяковский и В. Хлебников.

Марк Шагал «Я и деревня»
Музей демонстрирует основные этапы становления и многообразие петербургской авангардной культуры.
Нигде и никогда авангардизм не был таким радикальным, страстным, разнообразным и безоглядным, как в России в 1910-20 гг. И нигде он не был таким масштабным и утопичным, как в России, потому что мечтал и верил в то, что искусство может изменить жизнь.

Авангард - (фр. аvant-garde - "передовой отряд") - совокупность многообразных новаторских движений и направлений в художественной культуре модернизма первой трети XX: футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, супрематизм, фовизм и др. Авангард - это крайнее проявление модернизма в целом. Авангард - это динамичное, экспериментальное искусство. Начало авангарда - 1905-1906 гг., а о смерти его говорят уже в 20-е гг.

Социальная база авангарда - протест, вражда с современной цивилизацией. В основе авангардных произведений лежит игра с классической культурой в сочетании с идеей разрушения. Характерная особенность авангарда - это новаторская художественная практика, как в области художественной формы, так и в области прагматики (взаимодействия текста с читателем, включение в структуру артефакта того, кто воспринимает).

Аванград в отличие от классического модернизма сознательно ориентируется на аудиторию, активно воздействует на нее. В авангарде нет понятия об эволюции, он не развивается, - это резкий протест против всего, что представляется авангардистам консервативным. Как отметил российский философ В. Ф. Петров-Стромский, "в своих деструктивных тенденциях это искусство было предчувствием и предвестием гуманитарной катастрофы 1914 г., разоблачившей все пустозвонство ницшеанско-горьковской претензии на то, что "человек - это звучит гордо".

Год возникновения - 1907, когда молодой Пабло Пикассо (1881-1973) написал свою программную кубистическую картину "Авиньонские девицы". Кубизм возник как логическое продолжение аналитических исканий в искусстве постимпрессионистов, например, Поля Сезанна, который в 1907 г. обратился к художникам со знаменитым призывом: "Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса".

В истории кубизма выделяют три фазы:

1. Сезаннистская (1907-1909), когда кубисты пытались найти простейшие пространственные структуры явлений мира, не изображали действительность, а создавали "иную реальность", передавая не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность.

2. Аналитическая фаза кубизма (1910-1912) заключалась в применении специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все предметно-пространственные взаимосвязи видимого мира. Плотные и тяжелые предметы могут стать здесь невесомыми, а легкие - обрести тяжесть. Стены, поверхности столов, книг, элементы скрипок, гитар парят в особом оптически ирреальном пространстве.

3. В последнюю, синтетическую фазу кубизма (1913- 1914 г.) кубисты вводят в свои полотна неживописные элементы - наклейки от газет, театральных программ, афиш, спичечные коробки, обрывки одежды, куски обоев, подмешивают к краскам для усиления тактильной фактурности песок, гравий и другие мелкие предметы.

Н.Бердяев увидел в кубизме ужас распада, смерти, "зимний космический ветер", сметающий старое искусство и бытие.

Представители кубизма: П.Пикассо, Ж.Брак, Х.Грис.

Фовизм - (фр. Les faues - "дикие звери; эксперименты с открытым цветом") цвет становился главным средством душевного самовыражения, проявления симпатии к предметам окружающего мира. Фовистов волновала передача красочных, выразительных проявлений предметов, магия цветового воздействия на внутренний мир человека. В 1905 г. на выставке в Париже появилось полотно "Радость жизни" Анри Матисса (1869-1954), в которой четко обозначилась тенденция к абстрагирующей красоте.

Представители фовизма: Ж. Руо, Р. Дюфи, А.Матисс, М.Вламинка, А.Марке, А. Дерен.

Футуризм и кубофутуризм.

Футуризм - (лат. Futurum - "будущее") - одно из предельно эпатажных направлений в искусстве авангарда, наиболее полно реализовавшееся в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начало футуризма - публикация 20 февраля 1909 г. в парижской газете "Фигаро" "Манифеста футуризма" итальянского поэта Ф.Т. Маринетти (1876-1944). В центре эстетики футуризма - преклонение перед современной цивилизацией: упоенные новейшими достижениями техники, футуристы идеализировали урбанизацию, развитие индустрии, материальные ценности. Футуризм отвергал классическое высокое искусство и его "мистические идеалы".

Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее. Основа русского футуризма - ощущение краха, кризиса всего старого. Наиболее близким к футуризму было объединение кубофутуристов "Гилея", в которую входили А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, братья В. и Д. Бурлюки, В.Каменский и др., называвшие себя "будущниками", "будетленами".

Особо выделяются русские кубофутуристы-художники, творчески взаимодействующие с поэтами: Н. Гончарова, М. Ларионов, М. Матюшин, К. Малевич.

Абстракционизм.

Абстракционизм - общая тенденция целого ряда направлений авангарда 1910-1920-е гг. в живописи на создание живописно-пластических композиций, цветовых сочетаний, лишенных какого-либо вербализуемого смысла. В абстракционизме сложились два течения: психологическое и геометрическое.

Основателем психологического абстракционизма был Василий Кандинский (1866-1944), в картинах "Гора", "Москва" и др. он делал акцент на самостоятельной выразительной ценности цвета. Важны музыкальные ассоциации цветовых сочетаний, с помощью которых абстрактное искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", движение "космических сил", а также лиризм и драматизм человеческих переживаний.

Геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм - это нонфигуративный кубизм. Художники создавали новый тип художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Например, в России - лучизм М.Ларионова (1881-1964), возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики; "беспредметничество" О.Розановой, Л.Поповой, В.Татлина; супрематизм К.Малевича.

Супрематизм.

Казимир Малевич (1878,1879-1935) открыл супрематизм в 1913 г.картиной "Черный квадрат". "То, что я изобразил, было не "пустым квадратом, а восприятием необъективности"" (К. Малевич).

Позже в очерке "Супрематизм, или Мир неотображения" (1920) художник сформулировал свои эстетические принципы: искусство непреходяще, чистая пластическая чувственность, универсальные (супрематические) живописные формулы и композиции - идеальные конструкции из геометрически правильных элементов. Сюжет, рисунок, пространственная перспектива в супрематизме отсутствуют, главное - геометрическая форма и открытый цвет. Уход в абстрактные формы. 3 периода супрематизма: черный, цветной и белый. Белый: когда художник стал писать белые формы на белом фоне.

Конструктивизм.

Конструктивизм - одно из главных направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики категорию конструкцию. Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма; он ценил машины и их продукцию выше личности, призывал к борьбе с искусством. Конструкция - целесообразная организация элементов художественной структуры, имеющей конкретное утилитарное или функциональное значение. Родоначальник конструктивизма в России - Владимир Татлин (1885-1953), который создал ряд так называемых угловых рельефов: выведя пластические образы из картины в реальное пространство экспонирования с использованием реальных материалов: жести, дерева, бумаги, окрашенных в соответствующие цвета. Его знаменитый проект "Памятник III Коммунистического Интернационала", воплотившем идею социально-политической роли III Интернационала. Русский конструктивизм стоял на службе революционной идеологии большевиков.

Первое официальное утверждение конструктивизма в Европе произошло в 1922 г. в Дюссельдорфе, когда было объявлено о создании "Международной фракции конструктивистов". Согласно конструктивистской эстетике цель художественного творчества - "жизнестроение", производство целесообразных "вещей". Это способствовало развитию дизайна. Теоретик и практик функционализма (течения конструктивизма) Ле Корбюзье (1887-1965) стремился превратить город в залитый солнцем и открытый воздуху парк. Он создал модель "лучезарного города", не разделенного на районы иерархически разного уровня. Корбюзье утверждал в архитектуре идеи рационализма, демократии и равенства.

Особое место в истории конструктивизма занимал "Баухауз" (Bauhaus - "гильдия строителей") - организованная архитектором В. Гропиусом в 1919 г. в Германии художественно-промышленная школа, которая активно функционировала в Ваймаре, Дессау, Берлине до закрытия ее нацистами в 1933 г. Целью этой школы было подготовить художников-конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники.

Дадаизм - это авангардное направление в искусстве и литературе Западной Европы. Сложилось в Швейцарии и развивалось с 1916 по 1922 год. Основатель направления румынский поэт Тристан Тцара (1896-1963). Истоки дадаизма восходят к кафе "Вольтер", открытого в 1916 г. в Цюрихе, где дадаисты (Х.Балл, Р.Хюльзенбек, Г.Арп) устраивали театральные и музыкальные вечера.

По-франц. "дада"- деревянная детская лошадка (Тцара наугад открыл "Словарь" Лярусса),

- "дада" - несвязный, детский лепет,

Дада - это пустота. Принципиально это слово ничего не значит. В отсутствии значения и есть значение.

Один из основателей дадизма немецкий поэт и музыкант Хуго Балл (1886-1927) считал, что для немцев это "показатель идиотской наивности" и всяческой "детскости": "То, что мы называем дада, это дурачество, извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы; жест гладиатора, игра, играемая ветхими останками … публичное исполнение фальшивой морали".

Принципами дадаизма стали: разрыв с традициями мировой культуры, бегство от культуры и реальности, представление о мире как о хаосе и безумии, в который обрушена беззащитная личность, пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и цели жизни. Действительность в творчестве дадаистов доводилась до абсурда. С обществом они боролись с помощью революции в языке: разрушая язык, они разрушали общество. Дадаисты известны прежде всего своими лозунгами и шокирующим поведением и только затем художественными текстами. Произведения дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное анархичное сочетание слов и звуков, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными. Ирония, эротика, черный юмор, примесь бессознательного - составляющие артефактов дадаизма.

Реди-мейдс.

Реди-мейдс - (англ. Ready-made - "готовый") - произведения - предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Основатель Марсель Дюшан (1887-1968), который первые реди-мейдс выставил в Нью-Йорке в 1913 г.: "Колесо от велосипеда" (1913), укрепленное на белом табурете, "Сушилка для бутылок" (1914), купленная по случаю у старьевщика, "Фонтан" (1917) - писсуар, прямо из магазина доставленный на выставку.

Дюшан считал, что никакая живописная копия не может показать предмет лучше, чем он сам своей явленностью. Проще выставить сам предмет в оригинале, чем стремиться изображать его. Внесение любого предмета в пространство художественной экспозиции узаконивало его статус как произведения искусства, если это "внесение" осуществлялось признанным художником.

Сюрреализм.

Сюрреализм (фр. Surrealism - "сверхреализм") появился в 1920-е гг. во Франции как направление, возникшее на художественно-эстетической почве идей фрейдизма, интуитивизма, художественных находок дадаизма и метафизической живописи.

Эстетика сюрреализма изложена в 2-х "Манифестах сюрреализма" Андре Бретона (1896-1966). Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого духа от "оков" сциентизма, логики, разума, традиционной эстетики. 2 главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений. Обострение приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности. Ирреальная (сверхреальная) художественная атмосфера, уводящая зрителя на иные уровни сознания. Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления - это принцип эстетики сюрреализма. Сюрреализм приводит человека на свидание с загадочной и непознаваемой, драматически напряженной вселенной. Одинокий человек сталкивается с таинственным миром.

Сюрреализм в живописи: Х.Миро, И.Танги, Г.Арп, С. Дали, М.Эрнст, А.Массон, П.Дельво, Ф.Пикабиа, С.Матта.

Безбрежен космос картин испанского живописца, скульптора и графика Сальвадора Дали (1904-1989), который заявил: "Сюрреализм - это я". (работы "Постоянство памяти", "Гала" и др.). Его полотна, словно пышные "похороны Бога", умирающего в груди человека, и холодные слезы по этой утрате. Сдвинутый, и перекошенный неузнаваемый мир на его полотнах то цепенеет, то корчится в конвульсиях. Цель - показать, что все на свете взаимопревращаемо. Невеселая ирония.

Сюрреализм в кино представлен творчеством режиссера Луиса Бунюэля (1900-1983)

Кино напоминает сновидения и связан с тайной. Фильм Бунюэля "Андалузский пес" знаменит сценой разрезания глаза - это сцена сюрреалистического жеста (акта), замечательны его фильмы "Дневная красавица", "Женщина без любви".

Термин "поп-арт" (англ. Popular art - "популярное, общедоступное искусство") был введен критиком Л.Эллуэем в 1965 г. Поп-арт - реакция на беспредметное искусство, удовлетворение "тоски" по предметности, порожденным долгим господством в западном искусстве абстракционизма. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Задача художника - придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Поэтика этикетки и рекламы. Поп-арт - это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжом или скульптурой.

Представители: Р.Гамильтон, Э.Паолоцци, Л.Эллуэй, Р.Бэнхем, П.Блейк, Р.Б. Китай, Д.Хокни, П.Филлипс. В Америке: Роберт Раушенберг (1925-2008), Джеспер Джонс (р.1930), Энди Уорхол, Р.Лихтенштейн, К.Ольденбург, Д.Дайн и др.

Энди Уорхол использовал трафареты для массового производства своих работ в мастерской "Фабрика". Его знаменитый диптих "Мерлин", с которой он был лично знаком. Идея убывающей, тускнеющей краски "ксерокопии": став знаменитостью, вы становитесь повторяемы, уязвимы, и постепенно перестаете существовать, стираетесь во мраке смерти. Джаспер Джонс рисовал американский флаг: нарезал кусочками газету и покрывал ее краской и воском.

Минимализм.

Минимализм - реакция на пестрый мир поп-арта, - направление в искусстве, провозгласившее принципы предельной экономии "изобразительно-выразительных средств", в качестве которых выступали технические детали и конструкции в их минимальном количестве и при минимальном вмешательстве художника в организацию создаваемого объекта. Чаще это были металлические скульптуро-конструкции, покрашенные в неброские цвета.

Представители: С. ЛеВитт, Д. Флэвин, К. Андрэ, Р. Моррис, Д. Джадд, Ф. Стеллар.

Лэнд-арт.

Лэнд-арт (англ. Land-art - "природо-искусство") - арт-практика, в которой деятельность художника выносится на природу и материалом для арт-объектов служат или чисто природные материалы или их сочетания с минимальным количеством искусственных элементов. В 1960-1980-е гг. художники В.де Мария, М.Хайцер, Д.Оппенхэйм, Р.Смитсон, Христо и др. осуществили крупные проекты в малодоступных местах природного ландшафта и в пустынях. На горах, на дне высохших озер художники рыли огромные котлованы и рвы различной формы, строили из обломков скал причудливые нагромождения, выкладывали спирали из камней в морских заливах, рисовали с помощью извести некие огромные рисунки на лугах и т.п. Своими проектами Лэнд-аристы протестовали против современной городской цивилизации, эстетики металла и пластики.

Концептуализм.

Концептуализм (англ. Concept - "понятие, идея, концепция") обосновали в 1968 г. американские художники Т.Аткинсон, Д.Байнбридж, М.Балдуин, Дж.Кошут, Л.Вейнер. Джозеф Кошут (р.1945) в программной статье "Искусство после философии" (1969) назвал концептуальное искусство культурным феноменом, пришедшим на смену традиционному искусству и философии. Концепт - замысел произведения. Произведение должно быть документально-зафиксированным проектом, документальной фиксацией концепта и процесса его материализации. Например, композиция Дж.Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке "Один и три стула" (1965), представляющая собой три "ипостаси" стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотография и словесное описание стула из энциклопедического словаря.

Модернизм в театре и кино.

Один из идеологов модернизма французский философ Жак Лакан (1901-1981) считал, что причиной многих неврозов, психозов и других нарушений, представляющих угрозу для душевной жизни человека, являются "театральные эффекты человеческого я". Будучи вовлеченным в процесс идентификации (поиска собственного реального "я"), человек подвергает себя искушению игрой, меняя маски. Модернистский театр отражал эту трагедийность человеческой расколотости, зыбкости "я", показывая абсурдность мира и, одновременно, выполнял своеобразную терапевтически-катарсическую функцию высвобождения человеческой психики от самозамкнутости в дебрях одиночества.

Трагедийный театр. Реализация в сценическом пространстве не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества, воспринимая его как целостный мир взаимодействующих образов и взаимосвязанных коллизий.

Представитель: английский режиссер-реформатор Гордон Крэг.

Эпический театр. Создает систему новых взаимоотношений, основанную на веселой относительности и нравоучительной безнравственности, циничной свободе общения актера с образом.

Представитель: немецкий драматург и режиссер Бертольд Брехт (1898-1956) - основатель театра "Берлинский ансамбль".

Театр социальной маски. Театральная маска выражает определенный социальный тип, без индивидуальных черт. Например, каждый персонаж в спектаклях В. Мейерхольда ("Клоп", "Лес", "Дама с камелиями" и др.) был обращен лицом в зрительный зал и самостоятельно докладывал о себе в аудитории. Отношения между людьми ослаблены, конфликты затушеваны.

Представитель: русский режиссер-экспериментатор Всеволод Мейерхольд (1874-1940).

"Театр жестокости". Театр пытались вернуть к древней форме ритуального святилища, где зритель может приобщиться к первоначальным, "космическим" стихиям жизненности, впадая в "трансцендентный транс".

Представитель: Антонен Арто (1896-1948) .

Театр абсурда.

Основной девиз: "Выражать нечего, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, равно как и обязательства выражать".

Главный представитель: Эжен Ионеско (1909-1994), в своих произведениях "Лысая певица", "Урок", "Стулья" и проч. через доведение повседневности до фантастики, гиперболизацию человеческих отношений и чувств стремится показать всю абсурдность человеческого бытия. Например, в пьесе "Урок": учитель математики убивает свою ученицу, следуя логике: "арифметика ведет к философии, а философия - к преступлению", "словом можно убить". В пьесе "Стулья" два старика разносят стулья, ждут оратора, который не приходит, - они убивают себя. Образ пустоты пространства в зале и в душах этих стариков доведен до предела. В трагикомедии Ионеско "В ожидании Годо" местом действия является дорога, на обочине которой стоит одинокое дерево, под которым сидят 2 героя. Их встреча - миг, мгновение. Прошлого уже нет, а будущее не наступило. Герои не знают, откуда они идут, не имеют представления о ходе времени. Они бессильны что-либо сделать. Они слабы и как будто больны. Они ждут Годо - и сами не осознают, кто это. В пьесе "Эндшпиль" действие происходит в одной комнате, в которой находится герой, прикованный к креслу, не способный самостоятельно передвигаться. В пьесе "О, счастливые дни" в пустынном пространстве героиня Вини прикована к одной точке. В 1-м акте она по пояс засыпана землей, во 2-ом видна лишь ее голова. Метафора точки в пространстве, к которой привязана героиня - это смерть, могила, которая каждого тянет к себе, хотя не все замечают до времени ее присутствия.

Представители "театра абсурда": А. Адамов, Ж. Жене, С. Беккет.

"Фотогения" - стиль французского режиссера и теоретика кино Луи Деллюка (1890-1924), включающий методы ускоренной и замедленной съемки, ассоциативный монтаж, двойную композицию для подчеркивания внутренней значительности, таинственности объекта съемки.

Монументальный стиль.

Фильмы монументального стиля - это ленты без сценария, смысл произведения доносился до зрителей не через разработку характеров или сюжет, а через новый вид монтажа - "монтаж аттракционов", важная роль в котором отводилась жестам.

Представитель: русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн (1898-1948), его фильмы "Броненосец Потемкин", "Иван Грозный", "Александр Невский" и др.

Стиль "пост-Голливуд".

Возник как реакция на последствия "экономического чуда" в Европе после Второй Мировой войны. Философская база - идеи Ф. Ницше ("о смерти Бога") и О.Шпенглера (о закате Европы). Герой фильмов - лишний человек в обществе всеобщего благосостояния.

Так, немецкий режиссер и сценарист Райнер Вернер Фасбиндер (1945-1982) соединял в единое целое мотивы произведений Т.Манна с элементами уголовной хроники, музыку Л.Бетховена с воплями футбольных болельщиков и проч.

Модернизм в музыке.

Немецкий философ и социолог сер.XX в. Теодор Адорно (1903-1969) считал, что истинной является та музыка, которая передает чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач.

Конкретная музыка.

Запись природных или искусственных звучаний, которые потом смешиваются и монтируются.

Представитель: французский акустик и композитор Пьер Шеффер (1910-1995).

Алеаторика.

В музыке главное - случайность. Так, музыкальная композиция может строиться с помощью жребия, на основе ходов шахматной партии, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей и проч.

Представители: немецкий композитор, пианист и дирижер Карлхайнц Штокгаузен (р.1928), французский.композитор Пьер Вулез.

Пуантилизм.

Музыка в виде отрывистых звуков, окруженных паузами, а также коротких в 2-3 звука, мотивов.

Представитель: австрийский композитор и дирижер Антон Веберн (1883-1945).

Электронная музыка.

Музыка, созданная с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Представители: Х. Эймерт, К. Штокгаузен, В. Майер-Эппер.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.