Любопытные факты о Японии и японцах (33 фото). Японская этническая культура

Введение

1. Общие сведения о Японии

2. Характеристика народов Японии

3. Особенности японской культуры

Заключение

Список литературных источников

Введение

Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всём умели найти гармонию.

В данной работе мы сможем окунуться в историю древней Японии, узнать много интересного о жизни в этой стране, попытаться понять современную японскую культуру, узнать секреты кулинарии, понять, что японское «аниме» – не просто мультфильмы, а жанр искусства, узнаем тайны восточной медицины, истоки древнейшей философии, по которой и по сей день живет японский народ.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в культуре России, наиболее значимым является изучение стабильно развивающейся культуры тех народов, с которыми можно было бы сравнить современную российскую культуру и придержаться каких-либо определённых аспектов культурного развития. Одним из таких культурных эталонов является Япония, которая поражает своими нравами, обычаями, и невероятными фантазиями японских художников, которые подарили всему миру удивительные образы Аниме персонажей, вдохновили нас создать этот уникальный по своему портал.

Таким образом, Япония – страна с многовековым культурным наследием и далеко уходящими в будущее технологиями. Каждый из этих ресурсов по своему уникален и замечателен своим наполнением и красочными материалами, которые собираются и размещаются для детального обзора Японской культуры и расширения кругозора её посетителей.

Следовательно, целью данной работы является определение основных аспектов культурного развития народов Японии, которые впоследствии можно сравнить с российским развитием культуры.

Предметом для изучения послужит, соответственно, народ Японии и его культура.

1. Общее сведения о Японии

Территория Японии состоит из множества островов. Их насчитывается около 7 000 и большинство из них не отличаются крупными размерами. Только четыре главных острова могут быть причислены к относительно большим: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. На них приходится 98% всей территории страны.

Общая площадь Японии – 372,2 тыс. кв. км, что составляет 1/45 часть территории России. По размерам территории Япония сравнима с Финляндией (338 тыс. кв. км) или Парагваем (406 тыс. кв. км). Расстояние от северной до южной точки Японских островов – около 3 тыс. км.

Акватория Японии многообразна: Тихий океан – на востоке, Японское море – на западе, Восточно-Китайское море – на юге, Охотское море – на севере и Внутреннее японское море – между островами Хонсю и Сикоку.

Климат этой страны разнообразен. Есть места на севере, где температура может падать до , а на южных островах, таких, например, как Окинава, значительно теплее: там максимальная температура летом составляет , а зимой она редко опускается до .

Конечно, климат Японии существенно отличается от климата России. Примерное представление об этом даёт сравнение климата Москвы и Токио (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение климата Москвы и Токио

Весна начинается рано – с конца февраля и начала марта. Дни становятся заметно теплее, а главное – в это время разнообразной цветовой гаммой расцвечиваются деревья и кустарники.

Лето длится с мая до сентября. Начало лета там сравнительно короткое. Зато это прекрасное время года: тёплые солнечные дни, смешанные с остатком свежести весны, делают Японию райской местностью.

В сентябре наступает осень, и длится она до конца ноября. И хотя порой идут холодные дожди, в целом погода становится суше и прохладнее. А главное, природа в это время меняет свою одежду, и вся Япония как бы надевает кимоно, раскрашенное разноцветными риснками.

Зимой, с конца ноября до февраля, дуют холодные и неприятные ветры по всей Японии. Хотя в среднем температура сравнительно высокая (в Токио большее время она чуть выше нуля), японцы всё же не любят зиму.

Население Японии на 1 октября 2000 г. Составило 126919 тыс. человек, и по этому показателю она занимает восьмое место в мире. Это одна из наиболее густонаселённых стран: на 1 кв. м там проживают 338 человек, тогда как в России – 9 человек. По плотности населения Япония стоит на первом месте в мире.

В Японии, как во многих странах мира, остро стоит и демографическая проблема. Специалисты составили прогнозы динамики роста населения до 2100 г. По прогнозам, население Японии к 2100 г. Уменьшится по сравнению с 2000 г. На 59,5 млн. человек, или почти на 50%.

По средней продолжительности жизни Япония занимает первое место в мире: этот показатель составляет у мужчин 77,1, у женщин – 83,99 лет (1999 г.).

Общаясь с иностранцами, можно заметить любопытную особенность: корейцы, например, часто приглашают иностранных гостей на ужин к себе домой. Японцы в аналогичной ситуации тоже приглашают гостей на ужин, но только не домой, а в ресторан. Почему японцы не любят приглашать иностранных гостей домой? На этот счёт существуют две версии. Первая? При достаточно развитой сети ресторанов и высоким уровне сервиса японцы считают, что нет необходимости организовывать ужин для гостей у себя дома. Вторая версия: как правило, жилище японцев имеет относительно небольшую площадь, поэтому они приглашают гостей к себе, особенно, ингстранных, неохотно.

В современной Японии большинство домов изготавливают из алюминия, дерева и бетона. Традиционные японские комнаты отапливаются с помощью котацу (это низкий столик с вмонтированным внутрь электронагревателем, а весь стол накрыт стеганным одеялом).

Основой традиционной кулинарии стран Азии, как известно, является рис. Не является исключением и Япония. Но в то же время можно выделить некоторые характерные особенности национальной кухни Страны восходящего солнца.

Во-первых, японцы предпочитают употреблять в первую очередь блюда, приготовленные из сырых продуктов.

Во-вторых, основная масса японцев не употребляет в пищу перец и чеснок.

В-третьих, придается большое значение внешнему офомлению блюд, которые настолько красиво, художественно оформлены, что иногда просто жаль их трогать, тем более есть. Не зря говорят: японские блюда нужно есть глазами.

В-четвёртых, блюда подают в широком ассортименте на красивой посуде, маленькими порциями. Популярными блюдами японской кулинарии являются сасими (тонко нарезанные кусочки свежей сырой рыбы), тэмпура (жаренные в кляре морепродукты и овощи), суси (тонко нарезанные кусочки сырой рыбы или морепродуктов с рисом), удон (плоская или круглая лапша, изготовленная из пшеничной муки), соба (тоненькая бледно-коричневая лапша из гречневой мук), рамэн (завезенная когда-то из Китая лапша, подаваемая к столу в глубоких суповых пиалах, приправленная овощами вместе с мясом).

Император в Японии, согласно Конституции, является символом государства и единства нации. Он не имеет полномочий влиять на действия правительства.

В Японии действует демократическая состема правления государством.

Государственный флаг Японии – Хиномару, на нём изображён большой красный круг на белом фоне. Солнце в виде красного круга используется в качестве государственного символа по крайней мере с 17‑ого века. Государственный гимн Японии – Кимигае – был положен на музыку примерно 100 лет назад.

В Японии нет государственной религии. Однако два направления религии сыграли заметную роль в историческом развитии и фомировании многих национальных традиций. Это синтоизм и буддизм.

Япония вырабатывает небольшое количество энергии с помощью гидравлических, атомных, солнечных и тепловых станций. Однако в целом она зависит от остального мира, то есть от ипотра сырья и топлива.

Только 11% территории Японии приигодно для сельского хозяйства. Фермы, как правило, маленькие, их площадь в среднем не превышает 1,6 га. Горы в основном имеют вулканическое происхождение. Они покрывают 75% суши. Большая часть самых высоких гор находится на острове Хонсю.

Растительный мир Японии очень богат. По мнению японских учёных, флора страны насчитывает примерно 5–6 тыс. видов. Наиболее известное растение – сакура, которая тесно связана с историей, культурой и религией Страны восходящего солнца.

2. Характеристика народов Японии

Японское общество на протяжении веков характеризовалось чётко выраженным расслоением на классы. Перед Второй мировой войной существовали дворянские семьи с наследуемыми титулами и несколько очень богатых семей, контролировавших крупные промышленные синдикаты. В городах влиятельными фигурами были владельцы магазинов и другие независимые предприниматели, а в сельской местности господствующее положение занимали помещики. После Второй мировой войны все титулы, за исключением принадлежащих императорской семье, были упразднены. В результате краха промышленных синдикатов их бывшие владельцы потеряли источники своего благополучия, а аграрная реформа лишила помещиков большей части их землевладений, перешедших к арендаторам и другим крестьянам в виде мелких наделов.

Семья среднего достатка, как правило, тратит 23% своего дохода на продукты питания, по 10% – на транспорт и отдых, по 6% – на одежду и бытовую технику и 7% – на жилье. Семейный бюджет находится в руках жены, которая делает большую часть покупок и отвечает за образование детей.

Сегодня молодые люди все чаще женятся по любви. Тем не менее родители до сих пор просят друзей или сослуживцев подыскать партию для своих детей. В этом случае происходит обмен фотографиями и устраивается встреча сторон. Когда сговор состоялся, договариваются о конкретных датах, и, если все проходит удачно, в назначенный срок происходит бракосочетание. Таким способом заключается до половины всех браков.

Основные религии в Японии – синтоизм и буддизм; христианство пришло в страну в середине 16 в., но число его приверженцев составляют менее 1% населения. Синтоизм, собственно японская религия, и буддизм, заимствованный в Китае, могут сосуществовать, поскольку затрагивают разные стороны жизни человека: синтоизм «отвечает» за нынешнюю жизнь, а буддизм – за потустороннюю. Бракосочетания совершают в основном синтоистские священники; церемония по случаю похорон совершается в буддийском храме. Накануне Нового года японцы традиционно посещают святые места. 31 декабря после 11 часов вечера к ним устремляются тысячи людей, чтобы боги в предстоящем году не забыли их и подарили здоровье и достаток.

Интересы делового сообщества в Японии отстаивают четыре организации – «зонтика»: крупнейшая из них – Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), Японская торгово-промышленная палата (Ниссё), Федерация предпринимательских организаций (Никкэйрэн), Ассоциация экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай). Кроме того, существуют сотни отраслевых ассоциаций, представляющих фирмы, занятые в сфере производства, услуг, финансов и торговли. Их руководители поддерживают тесные личные связи с чиновниками и функционерами из ЛДП.

Кооперативы, которые имеются в каждой деревне, защищают интересы крестьянства. Их общенациональной организацией является богатый и влиятельный Союз сельскохозяйственных кооперативов, насчитывающий около 340 тыс. сотрудников и обеспечивающий мощную избирательную поддержку ЛДП. В свою очередь, эта партия проводит линию на то, чтобы производители риса могли продавать свой урожай государству по гарантированным высоким ценам и извлекать выгоду из внешнеторговой политики, ограничивающей закупки риса в США и других странах, где его себестоимость намного ниже. В результате потребитель в городах Японии покупает отечественный важнейший продукт питания по ценам, вчетверо превышающим мировые.

После окончания средней школы второй ступени или колледжа большинство девушек обращается на рынок труда. Некоторые устраиваются на фабрики, другие становятся секретарями, служащими или продавцами. Наниматели знают, что все они проработают несколько лет до тех пор, пока не выйдут замуж. Многие женщины, в том числе учителя и медицинские сестры, могут надеяться на продолжение работы после замужества. Обычно заработная плата женщин составляет 57% от заработка мужчин за выполнение аналогичных обязанностей.

Некоторые женщины приобретают какую-либо профессию, становятся менеджерами в корпорациях, занимают высокие должности на государственной службе и в политике. В 1986 вступил в силу закон о равных возможностях при трудоустройстве, основанный на Конвенции ООН о преодолении всех форм дискриминации женщин. Чем крупнее фирма, тем выше процент женщин, продвинувшихся на должности руководителей отделов и других подразделений; такая картина особенно характерна для компаний, специализирующихся на розничной торговле и финансовой деятельности.

Большинство женщин после вступления в брак уходит с работы. Некоторые из них, когда дети становятся старше, вновь устраиваются на работу. В настоящее время работают полный рабочий день либо частично заняты около половины замужних женщин.

Для молодых японцев учёба нередко оказывается суровым и тяжким испытанием, поскольку провал при приеме в престижную школу может самым негативным образом отразиться на будущей карьере. По окончании общеобразовательной средней школы молодые люди стремятся продолжить образование в колледжах и университетах для получения профессии.

Для студентов, преодолевших все преграды и поступивших в высшие учебные заведения, жизнь сразу становится легче, поскольку японские университеты предъявляют минимальные требования к студентам, чье профессиональное становление должно произойти уже во время работы в разных отраслях промышленности или на гражданской службе. Студенты вузов уделяют много времени серфингу, лыжному спорту, клубной деятельности. Клубам в Японии придается большое значение, так как в них формируются многолетняя дружба и деловое сотрудничество. Система высшего образования в Японии чрезвычайно эффективна с точки зрения подготовки компетентных инженеров и чиновников.

Каждый японец охвачен системой медицинского страхования, действующей в рамках одной из трех программ, осуществляемых либо правительством, либо организациями здравоохранения. Работающие регулярно платят страховые взносы вплоть до достижения 70‑летнего возраста. Больные оплачивают лишь незначительную часть стоимости медицинских услуг, основные затраты ложатся на страховую компанию.

Пенсионный возраст для многих оставляет 55 лет. В 60 лет пенсионеры могут получать социальные пособия. У компаний имеются собственные пенсионные программы, предусматривающие выдачу выходного пособия и ежегодной пенсии в размере менее половины прежнего годового заработка. Японцы любят трудиться и, получив пенсию, далеко не всегда отправляются на отдых. Обычно фирмы переводят сотрудников пенсионного возраста на работу в филиалы на более низкие должности или в качестве советников. Пожилые женщины подают в офисах чай и убирают помещения. Такая практика экономит средства предпринимателям, а пенсионерам обеспечивает прибавку к пенсии.

Японцы имеют право на кратковременные выплаты по безработице и долговременные – по нетрудоспособности в размере около 60% заработной платы. По закону им полагается ежегодный отпуск продолжительностью в пять дней плюс один день за каждый год службы.

По закону каждый ребенок обязательно должен получить шестилетнее образование в начальной школе и трехлетнее – в средней школе первой ступени. Учебный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается в марте. Он состоит из трех семестров, разделенных 40‑дневными каникулами в июле-августе и зимними – в конце декабря. Школьники посещают занятия в среднем 240 дней в году, включая субботу. В 1996 в Японии из более 1,5 млн. выпускников средней школы первой ступени 99% продолжили обучение в средней школе второй ступени. Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущее благополучие и социальная значимость человека в большой мере определяется успехами на вступительных экзаменах в школу второй ступени, колледж и университет, и предварительно подросток должен преодолеть «ад вступительных экзаменов» («дзюкэн дзигоку»). Существуют частные средние школы, в которых обучение платное и нет конкурсного отбора учащихся. Некоторые частные университеты, например Нихон Дайгаку, располагают собственными начальными и средними школами.

Программы школ всех ступеней утверждаются министерством образования. Авторы учебников – признанные авторитеты в своих областях, однако министерство сохраняет за собой и регулярно использует право на цензуру учебных пособий.

3. Особенности японской культуры

На Японском архипелаге имеются находки мезолитической (додзёмон, 10–6 тыс. лет до н.э.) и неолитических (протодзёмон и дзёмон, 7 тыс., 6–1 тыс. лет до н.э.) культур. Письменные источники датируются началом 8 в. н.э. С этого времени можно довольно точно проследить историю смены правителей (императоров) Японии. Заимствование китайской письменности в середине I тысячелетия открыло японцам доступ к китайской культуре.

В середине 19 в., вслед за падением сёгуната, были предприняты усилия для заимствования достижений европейской цивилизации. Способность японцев усваивать все лучшее помогла им стать одной из самых развитых наций в мире.

В настоящее время в Японии действуют более 400 университетов. Древнейший из них – Токийский (основан в 1877), в прошлом Первый Императорский университет, является самым авторитетным высшим учебным заведением Японии. За ним следуют университеты в Киото (открыт в 1895), Сэндае (1907), Саппоро (1918).

В 1996 из 1,555 млн. выпускников средней школы второй ступени 460 тыс. поступили в колледжи (95% из них – частные) и 579 тыс. – в университеты с четырехлетним курсом обучения. Из них 20% были приняты в государственные университеты, остальные – в частные. Более 90% студентов двухлетних младших и пятилетних технических колледжей – девушки, а в университетах 75% студентов – юноши. Абитуриенты, не принятые в вуз, обычно готовятся (самостоятельно либо с репетитором) к повторным вступительным экзаменам в то же учебное заведение.

В Японии сохраняются многие традиционные виды литературы и искусства. Особой популярностью пользуются стихотворные жанры: танка (нерифмованное пятистишие из 31 слога) и хайку, или хокку (нерифмованное трехстишие из 17 слогов). В воскресных выпусках большинства общенациональных и местных газет имеются колонки со стихами в жанре хайку или танка и оценкой лучших из присланных работ. Функционируют также национальные клубы любителей хайку и танка, члены которых встречаются в местных отделениях и сочиняют стихи для публикации в клубных изданиях. Существуют также специальные государственные организации, в которых обучают молодежь японским танцам, пению в стиле но, аранжировке цветов, чайной церемонии, рисованию тушью, каллиграфии и игре на таких инструментах, как 13‑струнный кото, трехструнная вертикальная флейта сямисэн, или сякухати.

Корни современной японской литературы лежат в древней культуре; темы, характерные для Гэндзи-моногатари, классического произведения 11 в. японской писательницы Мурасаки Сикибу, остаются лейтмотивом и в таких романах, как Личное дело Оэ Кэндзабуро, Нобелевского лауреата по литературе 1994. Широко известен в стране и за рубежом мастер нравственно-философского и гротескно-фантастического романа Абэ Кобо («Женщина в песках», «Сожженная карта», «Человек-ящик» и др.). Тенденции развития современной японской прозы не могут быть поняты без учёта влияния на нее западного реалистического романа. Многие писатели прошлого, такие, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, пришли в литературу после углубленного изучения произведений европейских авторов; это характерно и для современных авторов, включая Оэ Кэндзабуро и Накамура Синъитиро, изучавших французскую литературу в Токийском университете.

В театральной жизни Японии традиционные театральные жанры – ноо (но, ногаку), кабуки, кукольный театр бунраку, или дзёрури, – уживаются с современным театром. Жанр ноо сформировался в 14 в. Это музыкальное представление с песнями, танцами и драматическим сюжетом, основу которого составляют произведения классической японской литературы. Популярный в Японии театр кабуки возник в начале 17 в. В его репертуаре в основном классические пьесы. Однако для театров ноо и кабуки писали также такие известные современные прозаики, как Мисима Юкио и Осараги Дзиро. Среди актеров кабуки – исключительно мужчин – широкую известность приобрел Бандо Томасабуро. В 1990‑е годы звезды японского театра выступали в спектаклях кабуки, проходивших с аншлагом в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сеуле, Сиднее, Мехико и Каире.

Среди крупных современных драматургов – Иноуэ Хисаси, Тэраяма Сюдзи, Кара Дзюро. Тэраяма и Кара известны социальной сатирой, а пьесы Иноуэ, среди которых Нихондзин-но хэсо (Пупок японца), завоевали симпатии зрителей своим тонким юмором и разнообразием тем. Однако наиболее популярны в последние годы музыкальные постановки. Труппа Гэкидан Сики побила рекорд посещаемости благодаря показу таких мюзиклов, как Кошки и Эвита. Пьеса Фудзита Тосио «Перед наводнением» считается одним из лучших японских мюзиклов.

В Японии создана мощная киноиндустрия, значительная часть продукции которой экспортируется в США и Европу. Наиболее известны такие талантливые японские кинорежиссеры, как Куросава Акира («Идиот», 1951, «Семь самураев», 1954, «Дерсу Узала», советско-японский фильм 1976, «Августовская рапсодия», 1991 и др.), «Синдо Канэто» (Голый остров, 1960, «Сегодня жить и умереть», 1970, «Горизонт», 1984 и др.). Ежегодный репертуар в японских кинотеатрах в течение ряда лет состоял примерно из равного числа японских и иностранных (главным образом, американских) кинофильмов.

Япония славится фарфоровыми изделиями. Наследники Какиэмона Сакаида, мастера 14 в., чье имя непрерывно передавалось в семье по наследству от отца к сыну, создали в 17 в. стиль арита, уникальное направление в производстве фарфора.

Крупнейшая в Японии Национальная парламентская библиотека в Токио насчитывает более 5 млн. томов. Токийский университет занимает первое место среди других учебных заведений по богатству своих книжных фондов (свыше 4 млн.). Университетские библиотеки разрешают доступ к своим хранилищах только профессорскому составу и аспирантам. Для студентов же выделены специальные помещения, куда библиотеки передают в постоянное пользование литературу по каждой академической дисциплине. Одно из главных хранилищ рукописей и редких книг находится в Центральной библиотеке города Тенри (в префектуре Нара). Ее фонды насчитывают около 1,6 млн. единиц и включают собрание ранних изданий и черновиков рукописей коллекционера Лафкадио Херна, англоязычного журналиста и одного из первых европейцев, очарованных Японией. В Правительственной библиотеке хранится примерно 575 тыс. редких и старых книг. В каждой из 47 префектур страны и в крупных городах работают публичные библиотеки. В сельских районах действуют передвижные библиотеки, и даже в деревнях, в залах для проведения встреч и собраний (комикан), имеются небольшие библиотечные фонды.

В Мино, пригороде Осаки, расположен Государственный музей этнологии, обладающей большой этнографической и археологической коллекцией. В столичном парке Уэно находится Токийский национальный музей, выделяющийся богатым собранием шедевров японского искусства и археологических находок. В музее, получающем мощную государственную поддержку, сосредоточены художественные произведения индийских, китайских и корейских мастеров. В специально отведенном здании хранятся сокровища 6–7 вв. из храма Хирюдзи (префектура Нара). Государственные музеи имеются также в Киото и Наре. Основу их собраний составляют картины и скульптуры, принадлежавшие близлежащим храмам. Три интересных частных коллекции произведений японского и китайского искусства экспонируются в префектуре Токио: галерея Идэмицу, в которой представлено много картин и произведений каллиграфии дзэнского монаха и художника конца 18 – начала 19 в. Сэнгая, и художественные музеи Нэдзу и Гото. В токийском парке Уэно разместились также Национальный музей современного искусства (основан в 1952), в фондах которого хранится более 900 репрезентативных работ японских художников, созданных после реставрации Мэйдзи, и Национальный музей западного искусства (открыт в 1959), в котором демонстрируются творения европейских и американских мастеров.

Практически в каждом оживлённом месте в городах можно найти книжный магазин. Развита сеть букинистических магазинов. Возле большинства школ расположены магазины, в которых книги и комиксы за весьма умеренную плату выдаются на прокат.

Японские семьи тратят на приобретение книг, газет, журналов и прочих печатных изданий примерно 25% расходов на досуг. В стране выходят 420 газет общим тиражом ок. 72 млн. экземпляров (Япония – вторая страна в мире после Норвегии по обеспеченности газетами в расчете на душу населения), из них пять общенациональных. За исключением одной страницы местных новостей, содержание утреннего издания каждой из них одинаково для жителей как северного острова Хоккайдо, так и южного острова Кюсю. Самая массовая газета – «Иомиури» (ок. 14 млн. экземпляров). За ней следуют чуть менее консервативная «Асахи» (12,7 млн.), «Майнити» (10 млн.) и «Санкэй симбун» (3 млн.). Ежедневная газета «Нихон Кэйдзай», выходящая тиражом 2,9 млн. экземпляров, специализируется на освещении внутренних и международных финансовых новостей.

Японцы – страстные любители спорта. Старейшим национальным видом спорта признана борьба сумо, упоминание о которой имеется в хронике 7 в. Нихон Сёки. Ежегодно в стране проводятся шесть соревнований по сумо, в которых в рамках высшей лиги (маку-но ути) примерно 50 спортсменов борются за Кубок Императора. Борец, показавший лучшие результаты в 15 встречах, становится победителем. Другие национальные виды спорта – кэндо (вид фехтования с использованием бамбуковых мечей), дзюдо, каратэ. С Запада первым пришел в Японию бейсбол, и с 1950 существуют две профессиональные бейсбольные лиги, Тихоокеанская и Центральная, каждая из которых включает по шесть команд. В 1996 состязания по бейсболу посетили примерно 20 млн. человек. Каждую весну и лето проводятся национальные бейсбольные турниры среди команд высших учебных заведений. Летние соревнования были организованы впервые в 1915 и весенние – в 1924. Профессиональным видом спорта стал в Японии также и американский футбол. В спортивном календаре предусмотрены ежегодные состязания по футболу, регби, хоккею на траве и льду, волейболу, баскетболу и гандболу. Команды финансируются либо университетами, либо фирмами, которые вносят весомый вклад в подготовку спортсменов-олимпийцев. В 1946 был учрежден Национальный спортивный фестиваль. Представители каждой префектуры встречаются на соревнованиях летом (плавание, яхты), осенью (27 видов спорта, включая легкую атлетику, бейсбол, регби и гимнастику) и зимой (коньки, лыжи). Кубок Императора достается префектуре, мужчины которой набрали наибольшее количество очков, аналогичным образом женщинам вручается Кубок Императрицы. Соревнования проводятся каждый год по очереди в какой-либо из 47 японских префектур. Одним из спонсоров этих состязаний выступает министерство образования.

Одним из главных отмечаемых праздников Японии является Новый год. По мере его приближения люди собираются на вечеринки, посвященные «поминовению» предыдущего года (бонэнкай). Рождество сопровождается покупкой рождественского торта и игрушек детям. 29 декабря большинство предприятий закрывается и возобновляет свою работу 4 января. 31 декабря традиционно считается днем очищения (охараэ), и люди в большинстве домов съедают тарелку длинной лапши, которая ассоциируется с долголетием. В полночь большие колокола в храмах бьют 108 ударов, каждый из которых отражает ту или иную душевную боль, переживаемую людьми. В первый день года люди заполняют храмы, где бросают монеты и банкноты в большие корзины для подаяний, получая взамен благословение буддийских или синтоистских священников. Завершение года – повод для обмена подарками (осэйбо).

Следующий праздник – 15 января, День зрелости, когда молодые люди, достигшие 20‑летнего возраста и одетые, как правило, в кимоно, посещают общественные мероприятия, устраиваемые в их честь. Сэцубун, хотя и не является формально праздником, отмечается в большинстве семей 3 или 4 февраля; чтобы изгнать злых духов разбрасывают жареные бобы. 11 февраля – День основания государства. 29 апреля, день рождения покойного императора Хирохито, переименован в День зелени и посвящен весеннему возрождению природы. 3 мая – День конституции и 5 мая – День детей. Не считающийся официальным праздником фестиваль Бон проводится в течение трех дней в июле или, в некоторых районах, в августе. Считается, что духи умерших возвращаются в дома, где они обитали при жизни. Это опять же случай обменяться подарками (отюгэн). 15 сентября – День почитания престарелых. 23 сентября – День осени – приурочен ко дню осеннего равноденствия и является днем почитания предков. 10 октября отмечается День спорта и 3 ноября – День культуры. 23 ноября – День благодарения труду, когда выражается признательность за все им содеянное; этот день, ранее известный как фестиваль первых плодов, отмечается проводимой самим императором церемонией, в рамках которой урожай риса предлагается синтоистским божествам. Национальным праздником является также День рождения императора Акихито – 23 декабря.


Заключение

В результате исследования народов и культуры Японии были получены интересные факты, а именно, территория Японии состоит из множества островов (их насчитывается около 7 000 и большинство из них не отличаются крупными размерами).

Климат этой страны разнообразен. Есть места на севере, где температура может падать до , а на южных островах, таких, например, как Окинава, значительно теплее.

Население Японии на 1 октября 2000 г. составило 126 919 тыс. человек, и по этому показателю она занимает восьмое место в мире. Это одна из наиболее густонаселённых стран: на 1 кв. м там проживают 338 человек, тогда как в России – 9 человек. По плотности населения Япония стоит на первом месте в мире.

Японцы являются единой этнической семьёй, говорящей на одном языке. Грамматика японского языка относительно проста, но сложна письменность, поскольку используются три типа знаков: две азбуки (катакана и хирагана) и иероглифы (кандзи). В повседневном употреблении сейчас находится около 2 тыс. иероглифов.

Большинство японцев воспринимают себя как средний класс. Они не богаты, но и не бедны. В среднем японские семьи откладывают 13% своих доходов, чтобы дать образование детям и обеспечить старость. В 1996 семья со средним достатком имела годовой доход в 30 тыс. долл. Японцы предпочитают жить в отдельном односемейном доме с садом, однако в Токио приобрести такой дом для средней семьи нереально. Средний размер жилища в стране – 92 кв. м, но его площадь существенно различается в городах и сельской местности.

Основные религии в Японии – синтоизм и буддизм; христианство пришло в страну в середине 16 в., но число его приверженцев составляют менее 1% населения.

В середине 19 в (вслед за падением сёгуната), были предприняты усилия для заимствования достижений европейской цивилизации. Способность японцев усваивать все лучшее помогла им стать одной из самых развитых наций в мире.


Cписок литературных источников

1. Арутюнов С.А. «Япония: народ и культура» / Арутюнов С.А. – М.: Изд. «Знание», 1991

2. Бок Зи Коу «Экономика Японии. Какая она?» / Бок Зи Коу – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002

3. В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций» – М. 1996

4. Кузнецов Ю.Д. Новицкая Г.Б., Сирицын И.М. История Японии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» – М.: Высшая школа, 1998 г.

5. Лещенко Н. «Сегуны Токугава: Иэясу» // Япония сегодня – 2002 г. – февраль

6. Льюис Р.Д. «Деловые культуры в международном бизнесе» – М., 2001 г.

7. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М., «Бизнес. Коммуникации стратегии и навыки» – Санкт-Петербург, 2001 г.

8. «Символ единства народа» // Япония сегодня. – 2001 г. – декабрь

9. Советский энциклопедический словарь, М., 1987

10. Справочник «Страны мира», статья «Япония», 1996

11. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшебной сказке», - говорят люди, посетившие Японию.

Беспрекословное повиновение и подчинение – в крови у этой нации. Не пугайтесь, когда встретившая вас на пороге своего дома японка падает на колени, кладет на пол перед собой и прижимается к ним лбом – так она выражает свое почтение. Кстати, не вздумайте пожимать хозяину руку в знак приветствия: это здесь не принято.

В представлении европейца давно сложился образ «страны восходящего солнца». При слове «Япония» в воображении живо всплывают красота японских девушек, виртуозные па мастеров карате,Фудзияма, цветущая сакура, икебана, нецке, Сад камней, саке и древнейшая императорская династия. Об исторических событиях минувшей эпохи напоминают многочисленные архитектурные сооружения тех времен: замки, буддистские храмы Киото, Нара и др. Все это будет Японией. Или иллюзией о ней. С иллюзией не расстаются, ее насыщают. И во всем этом я попыталась разобраться в своей работе.

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНЦЕВ

Вопросы этногенеза японцев и в настоящее время все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.

В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные - лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V в. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние.

К VI-VII вв. островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII в. завершилась ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

В настоящее время Япония - одна из самых однородные по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.

Социальная история японцев

Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э.- V в. н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий. Это «Кодзики» («Записки древности» - 712 г.) и «Нихон секи», или «Нихонги» («Анналы Японии» - 720 г.).

ХОЗЯЙСТВО ЯПОНИИ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Методика возделывания риса и других зерновых, а также ряда овощных культур была ввезена в страну из Китая через Корею. С тех древних времен в Японии выращивают рис, пшеницу, ячмень, просо, соевые бобы, редьку, огурцы.

Древнейшие крестьянские орудия труда изготовлялись из дерева или камня. Когда в страну из-за рубежа проникла технология обработки железа, производительность труда в сельском хозяйстве резко возросла. В аграрный оборот были вовлечены заболоченные участки и освобожденные от камней горные террасы. А в XVII в. появились первые книги о методах возделывания урожая.

С появлением городов начался отток населения из сельских районов.

Более половины урожая изымалось в качестве налогов, поэтому крестьяне постоянно жили на грани голода. Крестьянский труд пришлось интенсифицировать, прежде всего за счет освоения новых земель, применения удобрений. В период Эдо крестьяне получили право продавать часть урожая на рынке, что позволило придать аграрному производству товарный характер.

До Реставрации Мэйдзи (1868) в сельском хозяйстве было занято около 80% населения страны. Из-за крайней ограниченности сельскохозяйственных угодий животноводство было развито сравнительно слабо. Рис оставался основной сельскохозяйственной культурой, к тому же весьма трудоемкой, что сказалось на формировании национального характера.

После открытия страны для международных контактов японцы проявили огромный интерес к европейской и американской аграрной практике. Однако ситуация с землей в Японии значительно отличалась от ситуации в странах Запада, и поэтому перенос зарубежных технологий на японскую почву не давал результатов. В итоге основой сельскохозяйственного производства в Японии так и осталось рисоводство. Довольно долго в аграрном секторе Японии из-за миниатюрности крестьянских наделов не могла привиться механизация.

Лишь после земельной реформы 1946 г., когда значительные участки плодородной земли были изъяты у помещиков и по низкой цене распределены между фермерами, сельское хозяйство стало приобретать современные черты. Государство поддержало процесс формирования сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивших кредитование крестьянских хозяйств и применение на полях сельхозтехники, удобрений, новых интенсивных технологий.

С конца 50-х гг. начался процесс ускоренной урбанизации страны, сопровождавшийся массовым оттоком рабочих рук из деревни. На фермах оставались в основном лишь пожилые люди и дети. Обработка земли вблизи городов приобрела повременный характер, когда работники приезжали в деревню лишь в период очередной страды - посева, уборки урожая.

Благодаря внедрению механизации - тракторов, культиваторов, комбайнов - урожайность риса за 25 лет (с 1950 г. по 1975 г.) увеличилась с 9,5 млн. до 13 млн. метрических тонн. Однако потребление риса (в пересчете на 1 человека) за эти годы уменьшилось. Преимущественно рисовая диета уступила место более сбалансированной мясо-молочной, овощной, фруктовой, и государству пришлось решать проблему перепроизводства риса. Крестьянам стали платить деньги за то, чтобы они на своих рисовых полях выращивали другие культуры.

Сейчас Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле - на 85%, в овощах - на 86%, во фруктах - на 47%, в мясе - на 56%, в молочных продуктах - на 72%, в пшенице - на 7%. По ситуации на 1997 г. аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6-7 млн. т морепродуктов в год - страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов. Япония располагает большим рыболовным флотом (более 400 тыс. судов общим тоннажем 2,7 млн. бр. рег. т), который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/3 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах.

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование, в котором сохраняется большая роль модернизации отраслей массового экспорт ориентированного производства (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения) и активно развивающиеся новые наукоемкие отрасли (авиационно-космическая, приборостроение и др.) Основные центры: Токио, Кадома, Хадокате, Хиросима, Куре, Футю, Йокодука и др.

Судостроение, специализирующееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытывало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов (1995 г. - 44% общемирового объема строительства). Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны. Главные центры судостроения - крупные портовые города: Йокогама, Кобе, Нагасаки, а также Майдзура, Йокосуки, Сасебо.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.


Многих, впервые посетивших Японию, поражают устройство жилища, атрибуты одежды и убранства помещений. На всем печать строгости и порядка. И везде поразительная чистота. Наглядную картину этой стороны национального характера японцев нарисовал в своей книге Н. Т. Федоренко: «Мы входим в „гэнкап" – небольшую прихожую. Каменный пол из отполированных булыжников серых и буроватых тонов. За ним – деревянный настил, приподнятый, как театральные подмостки. Здесь мы оставляем верхнюю одежду и, по старинному правилу, снимаем свои ботинки, которые сразу же ставим на увлажненные кругляки таким образом, чтобы можно было легко, как бы с ходу надеть их при прощании. На пол в японском доме не полагается ступать теми же ботинками, в которых вы шли по грязной дороге. Ведь уличную пыль главным образом приносят на обуви… Надеваем легкие туфли и проходим в комнату. Но когда с дощатого пола, зеркально отполированного, нам нужно войти в комнату с циновочным полом, мы снимаем и эти легкие туфли. Ходить по циновке принято лишь в специальных матерчатых носках – „таби" – либо в обычных носках» .

Естественно, такую идеальную чистоту может позволить себе человек с достатком, в жилищах бедняков – все проще. Однако стремление к такому идеалу общенационально.

Аккуратность и чистоплотность в сочетании с бережливостью служат как бы фундаментом для овладения известными производственно-практическими навыками, позволяющими японцам с поразительной точностью и совершенством создавать продукцию, которая является предметом зависти многих зарубежных фирм. Безусловно, здесь надо отдать должное и японской любознательности.

Особенности национального характера японцев, как и любой другой этнической общности, по своей природе социальны. «Своеобразие условий жизни каждого народа, – справедливо отмечает Н. Джандильдин, – специфика окружающих его на протяжении всего периода существования явлений вырабатывает у него определенный оттенок в способе восприятия мира, в образе мышления, т. е. то, что дает ему возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые для других народов» . Способ производства, условия жизни японцев создали у них особый стиль проявления способностей к познанию.

Те, кто встречаются с японцами впервые, сразу подмечают их пытливость, стремление вникнуть в суть вещей, докопаться до скрытого смысла. «Что вы скажете о японцах?» – спросили мы как-то одного нашего инженера, сопровождавшего по Москве группу японских энергетиков. «Они как-то по-особенному любознательны»,- не задумываясь ответил тот. Как же это «по-особенному»? Полагаем, что не сделаем здесь открытия, если скажем, что японцы любознательны по натуре, по духу жизни, похоже, они любознательны от рождения, хотя мы уже не раз подчеркивали, что национальный характер народа формируется в условиях его жизнедеятельности. Как бы там ни было, любознательность неотделима от национального японского характера.

Надо заметить, что любознательности японца присуща четкая практическая направленность, можно сказать, прагматическая нацеленность. Когда инженер-японец берет в руки незнакомое изделие, он старается «схватить» это изделие в единстве формы и содержания. Любознательность японца детерминирована конкретностью его мышления, в значительной мере воспитанного буддизмом.

Японский буддизм далек от каких бы то ни было аналитических, абстрактных построений. Буддизму свойственна простота, конкретность, лаконичность. Адепты буддизма настойчиво учатся тому, как общаться друг с другом, «минуя слова». Одна из популярных буддийских притч так иллюстрирует постулат о нераздельном единстве субъекта и объекта: «Маленькая рыбка сказала морской королеве: „Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно – я не знаю". Морская королева ответила: „Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть бытие твое"» (цит. по . Японцы не очень-то стремятся вечером в свои городские квартиры, они стараются отдыхать вне дома.

Унаследовав от предков чувство мужского превосходства, японец считает обременительным находиться по вечерам в обществе собственной жены; японец рвется на просторы города, в увеселительные заведения. Поступить иначе – значит уронить мужское достоинство, потерять социальную роль главы семейства.

Вечерние «выходы» мужской части населения Японии давно стали неотъемлемой частью японского образа жизни. В них втянуты как любители развлечений, так и те, кто хочет просто пообщаться с людьми своего круга. Едва начинают сгущаться сумерки, как любители повеселиться устремляются в районы ночных заведений, среди них немало и уставших за длинный трудовой день рабочих и служащих. Бездельники жаждут развлечений, трудяги мечтают отдохнуть, забыться, расслабиться. Последние должны также заботиться о поддержании тесных социальных контактов. Провести свободное время за выпивкой с коллегами – значит сохранить и упрочить хорошие отношения на работе. Обычно рабочие и служащие являются постоянными посетителями сравнительно недорогих ресторанчиков. Как только они переступают порог, им тут же подносят рюмочку сакэ или бокал пива. Посетители чинно рассаживаются и начинают обмениваться новостями.

Беседуют о разном. Тут и жалобы на боссов, и советы, и предложения. Слышны дружеские одобрения, похлопывания по плечу. Пересуды сменяются осуждением каких-то неполадок, критикой неурядиц. Однако во всем этом – ни тени озлобленности или уныния: японец смотрит на жизнь более или менее спокойно. Кстати сказать, бизнесмены «гуляют» чаще не на свои деньги, а за счет «представительских» фондов своих компаний.

Характерно, что ночная жизнь больших городов сравнительно коротка. Волна гуляний катится по ночным заведениям часа три, примерно с восьми до одиннадцати. К одиннадцати часам ночи большинство гуляющих расходится по домам. После одиннадцати прекращаются многие шоу, полиция начинает свои рейды по злачным кварталам.

Кроме всякого рода низкопробных увеселений ночной Токио предлагает и подлинные образцы национального искусства: допоздна идут представления классических, кукольных и музыкальных театров, их залы обычно не пустуют.

В бане. Баня в Японии – это больше, чем гигиеническая процедура. Это – возможность расслабиться, время для телесного и духовного очищения, мисоги (обряд очищения водой). Баня – это и гигиена, и ритуал, и терапия.

Японцы любят посещать общественные бани. Для многих после рабочего дня баня – сущий рай. Здесь беседуют, спорят, решают важные проблемы. Считается, что, расслабившись, можно успешнее прийти к соглашению по многим сложным вопросам. Баня как раз то место, где японец забывает о своей характерной сдержанности и делается доступнее.

Японский город трудно представить без общественных бань с э н т о. В Токио, например, их более двух с половиной тысяч. Обычно бани сэнто представляют собой громадные одно-, двухэтажные здания с высоченными трубами. Каждую такую баню ежедневно посещают тысячи горожан. Приток посетителей особенно заметен в вечерние часы. Женщины, дети и старики успевают помыться до вечернего наплыва посетителей. Как правило, сэнто открыты с трех часов дня до полуночи.

Баня разделяется на мужскую и женскую половины. Перед банным отделением посетитель снимает обувь, платит за вход и попадает в раздевалку. Здесь он складывает одежду в специальную корзинку, которую ставит на полку. Потом идет в банный зал, где моется, отдыхает, принимает водные процедуры для расслабления.

В банном зале сэнто обычно есть бассейн, в котором могут разместиться от десяти до двадцати человек. Вдоль стен – ряды кранов с горячей и холодной водой. Прежде чем войти в бассейн, посетитель тщательно трет себя намыленной губкой и окатывается горячей водой. Вода в бассейне очень горячая, но японцы к этому привыкли, и в обжигающей влаге обычно блаженствуют, беседуя, с десяток человек. Адаптировавшись к температуре, новичок сначала прислушивается к разговору, а потом и сам включается в беседу.

Говорят о чем угодно: о рекламе зубной пасты и о международных событиях. Память как-то по-особому цепко удерживает все услышанное в бане. Не случайно в Японии дает себя знать «банный» источник информации. Нередко можно слышать, как один другому, скажем, в перерыве между заседаниями говорит: «А вот вчера в бане я слышал…» Считается, что самое лучшее место для разрешения сложных вопросов, философских споров и политических дискуссий – это баня, точнее – бассейн с обжигающей водой.

Японская баня является тем местом, где в известной степени нивелируются характеры людей. Обычно японец довольно застенчив и старается упрятать свое тело в «сорок одежек». Мы не раз удивлялись тому, как в условиях несносной духоты, когда иностранцы готовы были снять с себя буквально все, что можно, японцы стойко оставались при галстуках. Обнажать свое тело перед другими – это не в духе нации. Но вот в бане, оставшись нагишом, японец делается совсем другим человеком. Создается впечатление, что вместе с одеждой он оставляет в раздевалке и застенчивость. Баня во многих отношениях раскрывает внутренний мир японца.

В бане за сравнительно небольшую плату посетитель может нанять сансукэ, который усердно натрет ему спину, сделает массаж. Эту обязанность обычно исполняют молодые мужчины. От моющихся их отличает нечто вроде плавок. Сансукэ обслуживают как мужское, так и женское отделения, считается, что такая работа не для женщин.

Повторим: японцы любят обжигающую воду. В бассейне общественной бани так горячо, что европейцы могут окунуться туда только после специальной тренировки. Сами японцы свою приверженность к горячей воде объясняют по-разному. Однако здесь очевидно следующее: в холодное время хочется согреться, а горячая вода для этого лучшее средство, летом горячая вода вызывает реакцию охлаждения. Так или иначе, все японцы в любое время года предпочитают обжигающую воду. Не отступают от этой привычки и те, у кого дома есть современная ванная комната.

Во многих национальных японских домах ванны, как и прежде, делают деревянными, сидячими. Теперь под ванны используются и вместительные баки, и другие емкости. В городской квартире ванны стандартные, пригодные для лежания. Душ в Японии не принят – он не дает такого эффекта, как ванна. Однако ванна – это одно, а баня совсем другое, доставляющее несравнимое с ванной удовольствие, считают японцы.

В столице за последние годы открылось несколько бань, находящихся на попечении местных властей. В Токио выходила банная газета «Нюёку тайме». Из 3000 ежедневно выпускаемых экземпляров 2400 распространялись только в банях. Издатели ведут настойчивое просвещение японцев в жанре «банного этикета», пишутся даже «банные стихотворения». Вот одно из них:


Взгляните – что за диво?

В мужское отделение пробрался

Длинногривый!


Многие правила поведения в банях составляются, и редактируются муниципальными советниками по делам общественных бань. Однажды эти советники подняли вопрос перед банной администрацией о дополнительной плате с длинноволосых мужчин. Японцы в шутку окрестили эти действия «дискриминацией в банях».

Поистине, баня в Японии – это серьезно.

В обществе гейши. Слово "гейша" включает два иероглифа: гэй – талант, ся – человек. Таким образом, гейша – это талантливая женщина. Понятно, что не каждая японка может стать гейшей. Исследователи считают, что в японском языке слово «гейша» бытует со второй половины XVIII в., так что институт гейш в Японии – это явление сравнительно позднее, хотя еще в известных японских хрониках XI-XII вв. упоминается о молодых прелестницах, чьи функции позднее и перешли к гейшам. Гейши всегда производили сильное впечатление на иностранцев. Вот что рассказывает о них наш соотечественник Г. Востоков:

«"Гейши" – самые образованные женщины в Японии. Остроумные, превосходно знающие свою литературу, веселые и находчивые, они расточают перед вами все свое очарование. С классическим искусством „гейша" пропоет вам и продекламирует лучшие стихотворения и отрывки из лучших драматических произведений. И все время непринужденно веселая, остроумная и кокетливая, она не потеряет своего женского достоинства. „Гейша" – вовсе не непременно продажная женщина; это, во всяком случае, не входит в ее обязанности; скорее всего это артистка, которую приглашают за известную часовую плату для развлечения и удовольствия художественного… Когда какой-нибудь японец хочет задать друзьям пир, то он устраивает его в чайном домике; жены и дочери его остаются дома, а к столу приглашаются „гейши"».

Современные гейши, конечно, не всегда соответствуют образу, созданному Г. Востоковым. Уровень их традиционного искусства неуклонно снижается. Тем не менее институт гейш ценится в Японии и, очевидно, сохранится на долгие времена. Сейчас понятие «гейша» объединяет множество различного типа развлекательниц. Стать гейшей не так-то просто, поскольку это искусство требует больших знаний и многих умений. Обучение начинается с раннего возраста, иногда с семи лет. Сейчас нередко профессию гейш начинают приобретать девушки и с шестнадцати лет. Основная масса гейш – дочери служащих из ресторанов и чайных домиков. Довольно часто занятия гейши передаются по наследству от матери к дочери.

Ученица-гейша учится пению, танцам, актерскому искусству, игре на различных инструментах, приобретает широкий культурный кругозор. Большое внимание уделяется обучению навыкам ведения беседы. Будущие гейши живут и овладевают своим мастерством в кварталах гейш. В Киото гейшу-ученицу называют майко, а в Токио – осяку. Ученицы носят кимоно, широкий пояс оби и высокую прическу, по которой их отличают от гейш-выпускниц.

Гейшу нанимают для развлечения гостей. Пока подают кушанья, гейша шутит, играет, поет, танцует. Все это создает атмосферу непринужденности и поднимает настроение. Иностранцы между тем не могут ощутить в полной мере всех нюансов ситуации, так как не способны понять тонкостей японского языка и скрытого смысла высказываний.

Когда гейша выполнит предписанную ей программу, она считается свободной и может распоряжаться собою по своему усмотрению. Настоящая гейша обычно не входит в интимные отношения с теми, кого развлекает. Однако в Японии имеются разные категории гейш. Ритуал гейш исполняют и настоящие мастерицы своего дела и как бы ремесленницы, стоящие на низшей ступеньке института гейш. Этих девушек, не обладающих талантом гейши, часто называют «гейшами для постели». Именно они создают у иностранцев искаженное представление о японских гейшах.

Распорядок дня гейши достаточно уплотнен. Утром она совершенствуется в искусстве аранжировки цветов, чайной церемонии, танцах, пении и т. д. После этого следует легкий обед, затем до трех часов беседа с подругами-гейшами. В три часа гейша начинает прихорашиваться, готовясь к вечеру. На это она затрачивает уйму времени, проделывая сотни разнообразных процедур – от натирания пяток до укладки волос. В результате гейша принимает вид, способный привлечь внимание любого гостя.

До недавнего времени гейши не распоряжались своим гонораром, поскольку их деятельностью руководила специальная организация. Вечером в соответствия с заявкой гейша получала «направление» и на рикше отправлялась по указанному адресу (до сих пор в Японии для этих целей используются рикши). После окончания вечеринки гейша подписывала «направление», где указывалось время, затраченное ею на развлечение гостей. Оплата практиковалась обычно в конце месяца. Гонорар гейши зависел от ее возраста, мастерства, популярности и ряда других факторов. В настоящее время гейша считается свободной женщиной.

Теперь в урочные утренние часы гейше разрешается наряду с классическими занятиями играть в гольф и развлекаться по своему усмотрению. Современная гейша может даже водить автомобиль. По данным статистики, в Токио работает до пяти тысяч гейш, а по всей Японии – до тридцати пяти тысяч. Подсчеты показывают, что число гейш-профессионалок идет на убыль. Говорят, что к концу XX в. институт гейш в Японии прекратит свое существование.

Трудно согласиться с этой точкой зрения, поскольку гейша создала специфическую культуру развлечения, которую мужская половина Японии тщательно оберегает.

Япония - самая молодая из восточных цивилизаций. Она расположена на архипелаге из 4 крупных островов: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Кроме того, к Японии относится более 3 тысяч островов. Современное население Японии составляет примерно 12 млн. человек, из них 99% этнические японцы. Японский этнос оформился в результате продолжительных миграционных процессов, связанных с передвижением этнических групп из Сибири, Кореи и с островов Тихого океана. Ядро народностей сложилось к началу нашего времени в 3-6 веках, когда в центре острова Хонсю образовалось первое государство Ямато.

Островное положение Японии уберегло ее от военных завоеваний и создало условия для культурной изоляции страны. Близость к восточному побережью Азии предопределило влияние Китая и Кореи на формирование культуры Японии.

Древнейшие племена, населявшие Японские острова, занимались охотой, рыболовством, лесным прибрежным собирательством. Они почитали Солнце, о культуре которого свидетельствуют алтари в виде выложенных из камней колец с возвышающимся в центре вертикальным камнем. Самое большое сооружение такого рода было раскопано в местечке Ою. Диаметр наружного кольца составляет 46,5 метров, а внутреннего 14,57 метров. Найдены небольшие глиняные фигурки, изображающие женское божество. Сохранилась керамика, сделанная без гончарного круга и покрытая "веревочным узлом" (стиль Дземон). Размеры некоторых изделий достигают метра. Пышные, фантастические формы сосудов демонстрируют неукротимую силу магии.

Культура бронзы зарождается в Японии в начале нашей эры под влиянием иммигрантов из Кореи. Японцы научились отливать бронзовые колокола, изготовлять мечи и другое оружие. В конце 3 века началась массовая эмиграция китайцев, которые завезли в Японию технологию железа.

"Живая жизнь" переместилась из столицы с императором (правители Ямато приняли со временем титул тэнно - император) и его регентами в провинции. Владельцы сеэн же, боясь друг друга, и для защиты своих владений, создавали отряды воинов-дружинников из своих крестьян, мелких землевладельцев или беглых. Так, в Японии появилось сословие профессиональных воинов-самураев, вассалов сильных домов и императора.

Самурайство отличалось от других вариантов служилого сословия на Востоке тем, что находилось на службе не у государства, а у знатных домов, за что вначале и получало лены (с 14 в. постепенно перешло на натуральный паек). Самурай. Вершина самосовершенствования и развития человеческого духа. Органичное соединения извечного противоборства созидания и разрушения. Идеальная машина "смерти" или грубый, агрессивный, невежественный убийца? Нет одинаковых людей и нет идеальных людей. Каждого из нас создаёт время и место. Столетия природных и социальных катаклизмов в отрезанной от всего мира маленькой островной Японии создали особый устойчивый к экстремальным ситуациям психологический тип.

Наиболее характерным представителем этого типа являлась военная, а впоследствии и государственная элита страны Восходящего солнца - самурайское сословие, которое жило по определённым правилам именуемым «Кодекс самурая»: «Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириады зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а, глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь. Тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности».

Особое внимание в культуре Японии отводят Гейшам. Существует две версии появления гейш на земле Японии. Приверженцы первой версии считают, что прародительницами гейш были две предприимчивые особы, которые решились в одиннадцатом веке заработать деньги и славу необычным представлением для священных воинов. Нарядившись в парадные одежды своих зрителей - белые длинные платья, высокие шапки, и, прикрепив мечи к поясу, они пустились в пляс…

Гости были так ошеломлены, что, спустя несколько дней, барышни стали самыми яркими персонажами на всех званых приёмах. С годами белые одежды немного разнообразили - юбки покраснели, а мечи вышли из моды.

Вторая версия гласит, что первоначально в гейши допускались только представители сильного пола, и развлекали они отнюдь не высшее общество. Гейша-мен входили в состав так называемого «водного мира», что, по сути, являлось аналогом парижского «двора чудес». Постепенно мужчины остались не удел, поскольку публике больше импонировали плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении женщин. Как только произошла эта революция полов, гейши сразу приобрели более чем достойную репутацию - красавиц начали приглашать на чайные церемонии. Районы, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати). Руководили гейшами «матушки» - Ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности, которая продавалась наиболее значительным клиентам ханамати за огромные деньги. Чем больше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше были шансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой гейшей. Популярность и красота гейши стали измеряться статусом приглашающего её чайного дома.

Несмотря на то, что гейши являли собой элиту чувственных наслаждений, они ни в коем случае не были проститутками. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Золотой век гейш продолжался с 60-х годов XIX и до начала XX века. Именно в этот период была разработана сложная и утонченная система воспитания гейши, которая включала в себя литературу, рисование, музыку и искусство быть неотразимой - Коконо-токоро (девять рецептов красоты), которое позволяло женщинам - цветам выглядеть безупречно.

Иностранные ученые выделяют основные этапы развития культуры:

культура древних веков до 6 в. нашей эры;

Буддийская культура с 6 в. до конца 8 в.;

формирование национальной культуры с 8-12 вв.;

развитие культуры в средневековье в 13-15 вв.;

культура предновейшей эпохи 15-17 вв.

этап модернизации культурной жизни 19-20 вв.

Таким образом, цивилизация и культура Японии до глобального столкновения западной и восточной цивилизаций имела много ярких уникальных особенностей, некоторые из них сохранились и в новейшее время. Одной из существенных является отсутствие хронологически четкого перехода от древности к средневековью, связанного с формированием феодализма как социально-экономической и политической структуры.

На эпоху 16 - начало 17 века приходится рассвет японской архитектуры и искусства японского сада.

Это специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.

Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.

На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.

Утренняя . Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро - наиболее прохладное время), начинается около шести утра.

Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.

Вечерняя. Начинается около шести часов пополудни.

Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.

В культуре этого периода отражаются политические и экономические процессы. Старые формы были разрушены, люди развивали новые отношения и создавали другое восприятие мира, что порождало свежие культурные творения. Военная диктатура начала 16 века постепенно переросла в политику просвещенного правления. Архитектура 16-19 веков демонстрирует явную стилистическую двойственность. С одной стороны, ярко проявилась тяга к показной пышности и декоративной насыщенности. С другой стороны, продолжала развиваться тенденция к выразительности чистой конструкции, прежде всего это проявилось в уникальной архитектуре чайных домиков.

Созревание феодального общества и развитие городской торговли дали основания для роста богатой творческой культуры. Устанавливая свое владение, феодалы сооружали в его центре долговременные замки, располагая их на равнинной местности, что делало более удобным транспортное сообщение и строительство городов вокруг замков. Замок представлял собой настоящее военное сооружение, так как с началом применения огнестрельного оружия феодалы превращали замки в сложные, в военном отношении и значительные по масштабам сооружения. Замок - дворец можно считать выражением эстетических идеалов, верхушки новой феодальной знати. Главным сооружением всегда была башня - "тэнсю", которая воплощала силу и могущество владельца замка. Если неприятель проникал в башню, ее владельцу оставалось лишь одно - совершить ритуальное самоубийство - "сэппука", чтобы избежать позора поражения.

Первым в истории Японии замком, окруженным каменными стенами был - "Адзути", находящийся на берегу озера Бива. Но в том же 16 в. он был сожжен и уничтожен. Сохранились лишь мощные фундаменты. Влияние этого замка на архитектурную традицию Японии было столь огромно, что Адзути стал своего рода образцом для всех замков, строящихся в конце 16 и начале 17 вв. В настоящее время сохранилось всего 12 подлинных замковых башен этого периода.

Традиционные театральные жанры занимали большое место в системе средневековой культуры Японии. Они не только воплощали основные эстетические идеи времени, но оказывали значительное влияние на изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, воспринимая и осваивая их открытия. Вне соприкосновения с театром останутся непонятными многие явления общественной жизни и особенности японской художественной культуры в целом. Особое место в театральной культуре Японии занимают драматические школы Но, Кабуки и Дзерури.

Театр Но - символический. Каждый жест и движение это условный знак, передающий то или иное душевное состояние героя. Сценическое движение лишено какой-либо импровизации, оно складывается из 250 канонических поз - ката. Они могут быть чисто танцевальными или же символизировать эмоции. Важнейшую роль во всех действиях актера играет веер. С веером исполняются все танцы ситэ и всевозможные характеристики героя. Также не менее важную роль играют маски (в спектаклях применяются 4 основных вида маски: старцы и божества, воины, женщины, демоны) и костюмы, имеющие свои символические значения.

Развитие драматического искусства Японии определяли Кабуки (театр актера) и Дзерури (театр марионеток). Театр Кабуки возник в начале 17 в. в Киото и стал любимым развлечением горожан. Прототипом Кабуки служил тип танца, котором женщины появлялись в необычных костюмах. Возникнув в Киото в начале периода Эдо, этот танец получил название Кабуки Одори и был достоин того, чтобы его заметили из-за своего свободного стиля, новизны и свободы нрава. Эти ранние танцы и пародии развивались в пьесы с определенной драматической структурой. В конечном итоге женщины были отстранены от сцены из-за угрозы гражданского беспорядка, чинимой мужчинами, которые вели соперничество в свою пользу, и мужчины более старшего возраста развились в серьезных актеров того, что оказалось известным как Кабуки. Доминирующее положение заняли пьесы, относящиеся к истории, легендам и современной жизни, и темы гуманности, верности и любви. К середине периода Эдо появился ряд хороших драматургов, чьими усилиями Кабуки превратилась в традиционную драму Японии. Приоритет в Кабуки актерского мастерства над всем остальным привел к тому, что огромная важность придавалась преемственности фамильного имени и актерской традиции. Все театральные жанры - яркое самобытное явление художественной культуры Японии. На протяжении всего средневекового периода театр был важной частью духовной жизни японского народа, выражая этические и эстетические идеалы времени.

Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии ХVII-XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Кто из нас не видел загадочных коротких стихов, которые похожи на картину-иероглиф? Несколько взмахов кистью - и перед вами законченная мысль, образ, философия.

Хокку, танка, хайку. Что это такое, как и когда появились такие стихи и чем они отличаются?

Появились они в средние века. Никто не знает, когда все началось, то точно известно, что все эти формы японского стихосложения родились из народных песен и… слоговой азбуки.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.

Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой.

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века. Хокку обладает устойчивым метром.

Наша жизнь - росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же...

Сакура - известный символ Японии и японской культуры - с давних пор почитаемое японцами растение. Ханами - японская национальная традиция любования цветам, самая известная из которых - цветение сакуры.

Существует множество культур сакуры, в частности - Сомэй Ёсино Сакура (ソメイヨシノ), впервые культивированная в Эпоху Эдо и широко распространившаяся по всей Японии со времён Мэйдзи.

В старину главенствующее положение в культурном плане занимали Ямадзакура (山桜 - «горная вишня»), Яэдзакура (八重桜 - «вишня с удвоенными лепестками») и известнейшая сакура Ёсино - производная от Ямадзакуры. Со времён Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборах учащихся и военных, как показатель ранга. В настоящее время используется на гербах полиции и вооружённых сил Японии. Кроме того, сакура - традиционный символ женской молодости и красоты. В Японии находится в обиходе монета достоинством 100 иен с изображением сакуры.

марта, начиная с 4-го года Хэйсэй (1992) общественной организацией «Общество Японской Сакуры» введён Праздник Цветения Сакуры. Этот праздник проходит во всех районах Японии, время проведения зависит от времени цветения сакуры.

Японская культура очень многогранна….

Японская еда - это чуть ли не главная причина посетить Японию и самый капризный едок будет обрадован, узнав, что меню в этой стране не исчерпывается блюдами sushi, tempura и sukiyaki, которые являются наиболее известными в других странах. За исключением shokudo (столовые) и izakaya (эквивалент паба), большинство японских ресторанов специализируется в одном направлении кухни. В большинстве ресторанов, обедающие сами выбирают себе состав блюда, в основном это смесь мяса, даров моря и овощей, которые запекают в капусте. Также есть рестораны, специализирующиеся в грилях на древесном угле.

Культура распития спиртных напитков - это клей, который скрепляет японское общество. Спиртное здесь пьют все, почти каждый взрослый, будь-то мужчина или женщина и большинство подростков. Пиво - фаворит в этих краях, японцы пьют его везде, покупая в торговых автоматах даже на территории храмов. Саке (рисовое вино) употребляется теплым или холодным, но с теплой закуской. Похмелье после саке незабываемо, так что пейте в меру. Также Япония славится своим зеленым чаем, который содержит много витамина C и кофеина. Он очень освежает и заряжает бодростью, а как недавно стало известно - еще и предотвращает рак.

Япония - потрясающая страна. Здесь уникально все - города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

культурный япония самурайство чайный хокку

Слезинка звёзд на лепестке пиона,

Несмелый взгляд - смущенное молчанье...

Журчит ручей, сбегая вниз со склона...

Легка так акварель... очарованье...

И тонкая тропинка, нитью шёлка,

Ведёт все выше, с небом на свиданье...

На лотоса цветок присела пчелка,

Пусть камыша шумит густая челка...

Восход зари подарит вдохновенье,

Окрасив небо лаской снов ириса,

Рождая первый луч - судьбы мгновенье...

Да шум ветвей зелёных, кипариса,

С оглядкою на гибкий стан бамбука,

Вбирает солнечную радугу нарцисса...

Там древней мудрости рождается наука...

Полутонов тончайших смысл глубокий...

И сердца стук - загадка чувств и звука...

Такой безбрежный мир… такой далёкий...

В садах вселенной лепестками вишни...

Ты был там... подскажи... он одинокий?..

Японцы - девятый по численности народ мира (130 миллионов человек). Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н) (127 миллионов), расположенном на Японских островах, близ побережья Юго-Восточной Азии. Япония – островное государство, состоящее из остров Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных примыкающих к ним мелких островов. Территория – 372,2 тыс. км 2. Столица – Токио (10,9 млн.).


Правителями Японии во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная ещё с VII века до нашей эры. Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу. Японское иероглифическое сочетание тэнно – Небесный хозяин. Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.




В Японии средняя продолжительность жизни одна из самых высоких в мире и составляет более 82 лет. Сейчас в Японии более людей перешагнули столетний рубеж.




Традиционное жилище японцев имеет раздвижные стены из рам, заклеенных картоном. Крыша соломенная или черепичная. Пол покрыт циновками из рисовой соломы. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку.


Национальная одежда японцев называется кимоно. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах. Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами. У женщин оно подпоясано широким поясом, который завязывается большим бантом на спине.




С культурных традиций наиболее известны чайная церемония, искусство декоративных садов, икебана. Япония - необыкновенная страна. А в какой еще стране главные национальные праздники - цветочные? Весной цветет сакура - японцы любуются ею. Осенью - праздник цветения хризантем, в феврале - праздник цветения сливы, в мае - глицинии и ирисов. И одежда у японок - цветочная, рисунок на кимоно должен быть сезонным.






В настоящее время Япония высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др.,- и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых экономик мира.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.