Райкин против Мединского. «Минкульт и люди театра оказались по разные стороны баррикад

Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в эфире «Дождя» обратился к театральному сообществу, зрителям и власти с призывом «урезонить» министра культуры Владимира Мединского , который, по словам Райкина, «целенаправленно вредит театру». Приводим текст его обращения.

В течение всего года [в театре] идут прокурорские проверки. Одна, другая, они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений они не выявили. А почему же тогда все-таки шесть этих проверок? Их причина - не желание навести порядок и дознаться до истины, а это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон». Просто вредит самым последовательным прицельным планомерным образом.

Сейчас посягает на наше строительство: хочет его остановить, ему помешать. А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом - это значит его уничтожить. Сделать это в общем при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии (речь идет о реконструкции театра).

Поэтому я хочу просто обратиться ко всему театральному сообществу, к руководителям театров, к Союзу театральных деятелей, к его руководителям, к зрителям, в конце концов, театра «Сатирикон», которых за 30 лет его московского существования уже миллионы собралось, я думаю.

Я хочу обратиться к высоким властным инстанциям, которые находятся над Министерством культуры . Ну давайте, дорогие друзья, как-то урезоним нашего министра, понимаете, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин , которым я руковожу 30 лет, у этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед культурой отечественной.

Извините, я первый раз в жизни про это говорю, но у меня лично есть тоже заслуги благодаря этому театру перед отечественным театром. Я все-таки народный артист России, лауреат государственных премий, у меня два ордена за заслуги перед Отечеством, все эти высокие награды мне вручали три президента, среди них Владимир Владимирович Путин .

Я думаю, что мои скромные заслуги - они не меньше, а больше, чем заслуги этого начальника нравственности всея Руси, директора честности и доктора исторических и политических наук. Я думаю, что если мы всем миром, все вместе как-то сумеем его поставить на место, то я думаю, что будут благодарны не только театр «Сатирикон», но и многие деятели и учреждения культуры.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram - подборка главных новостей за день.

Худрук «Сатирикона» назвал постоянные проверки прокуратуры «местью» и попросил «урезонить министра». Минкульт в ответ заявил о конфликте интересов в театре

Константин Райкин и Владимир Мединский. Фото: ТАСС

Министерство культуры против Райкина. Замглавы ведомства Александр Журавский ответил худруку «Сатирикона». Ранее он назвал постоянные проверки прокуратуры в театре «местью» за слова о «наездах на искусство» и попросил власти «поставить Мединского на место». В ответ на это Журавский заявил, что в театре имеет место быть конфликт интересов. Кто победит: Райкин или Мединский?

Чтобы оперативно ответить на заявления Райкина, Минкультуры пришлось обнародовать данные еще мартовских проверок, которые должны были остаться для служебного пользования. В понедельник вечером худрук «Сатирикона» заявил телеканалу «Дождь» , что ему за его прошлогодние высказывания на Союзе театральных деятелей мстит Владимир Мединский.

художественный руководитель Московского театра «Сатирикон» «Он свои личные отношения, пользуясь служебным положением, выражает в этих действиях, вообще вредит театру. Сейчас посягает на наше строительство, а остановить его и не дать моему театру въехать в свой дом — это значит уничтожить театр. Сделать это при его могуществе сейчас несложно при том, что мы находимся в промежуточном состоянии. Я хочу обратиться ко всему театральному сообществу и высоким властным инстанциям, которые находятся над Министерством культуры. Ну, давайте, дорогие друзья, как-то урезоним нашего министра».

Во вторник днем Министерство культуры сделало ответный ход. Заместитель Мединского Александр Журавский назвал заявление Райкина излишне эмоциональным и рассказал, что из шести проверок «Сатирикона» его ведомство по сигналу национального антикоррупционного комитета инициировало лишь две, в результате которых обнаружило несколько серьезных нарушений со стороны руководства театра. Речь идет о конфликте интересов, говорит Журавский.

Александр Журавский заместитель министра культуры «Константин Аркадьевич настаивает на том, что причина проверок — некоторая месть со стороны руководства министерства. Оставим это без комментариев. Но чего мы не можем оставить без комментариев, так это то, что идет некоторое посягательство на строительство. Никакого посягательства на строительство нет, потому что строительство не ведется. А инвестиционный контракт, которому насчитывается уже десять лет, к сожалению, не реализуется. При этом, как мы уже говорили, есть личная заинтересованность руководства театра, поскольку доли в этом инвестконтракте принадлежат двум руководителям театра, что недопустимо по законодательству».

Публичных высказываний в поддержку Константина Райкина пока не последовало, но вряд ли мало кто солидарен с худруком театра «Сатирикон», говорит театральный критик Глеб Ситковский.

Глеб Ситковский театральный критик «Я не припомню такого единодушия со стороны театральных людей по поводу Министерства культуры за последние годы. Человек чтобы все время указывал, как должен работать театр, пытался ограничить свободу творчества, пытался как-то мешать с помощью проверок (мстительных проверок, как заявляет Райкин, и нет оснований ему не верить). Не думаю, что это объясняется эмоциональностью, как сказал господин Журавский. Думаю, это все-таки вызвано объективными причинами. В этом конфликте я на стороне театра. Сам факт, что Минкульт и люди театра оказались по разные стороны баррикад, — это нехороший симптом».

Справедливости ради надо заметить, что история с финансированием «Сатирикона» достаточно интересная. Райкину и директору театра Полянкину действительно принадлежат доли в аффилированных структурах, однако цифр в доказательство своих слов по результатам проверок в Минкульте предъявлять не стали. Теперь ответные заявления должны последовать от театральной общественности. Если, конечно, последуют.

Между тем, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин пусть и коротко, но все же прокомментировал слова заместителя министра культуры Александра Журавского о системных нарушениях в деятельности «Сатирикона».

Кто на самом деле душит Константина Райкина

Представленный в ноябре в двух государствах спектакль "Константин Райкин и российское государство", конечно, разыгрался сам собой, стихийно, без сценария и режиссуры. Но вышло очень поучительно.

Сначала, напомним, народный артист России выступил с патетическим призывом "урезонить и поставить на место" министра культуры Мединского. По версии Константина Аркадьевича, Владимир Ростиславович лично "мстит ему и его театру за уличение в неправде" и душит его прокурорскими проверками.

Заявив это, деятель культуры отправился в Одессу, где начал было выступать с моноспектаклем, год назад наделавшим шуму, поскольку в нем он назвал Россию "некрофильским государством ".

Там, в одесском театре, Константин Аркадьевич был "тепло" встречен активистами украинского национально-освободительного движения - они вторглись в моноспектакль с собственным перформансом и фактически согнали артиста со сцены.

Вернувшись в Россию, Райкин получил ответ министра культуры на свои призывы. Владимир Мединский , выступая по телевидению, напомнил, что впервые Райкин поднял скандал почти ровно год назад. И что скандалить тогда артист начал из-за денег.

"Театр, художественным руководителем которого является Райкин, привычно затребовал допфинансирование . В нем было отказано , потому что не было соответствующего обоснования, после чего - через несколько дней - прозвучала пламенная речь о цензуре в стране , начался шум. Мы провели проверку после этого шума - результатом оказались крайне разочарованы. Дали год на устранение недостатков. К концу года вместо устранения недостатков мы видим новую серию патетических выступлений на тему того, что "меня лично душит министр", - крайне сжато разъяснил глава ведомства.

Реконструируемое здание театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина

Помимо этого сжатого министерского комментария, напомним, есть развернутая журналистская версия в нескольких частях, с которой еще год назад мог ознакомиться любой читатель. В двух словах : здание театра "Сатирикон" под руководством артиста К. А. Райкина, который год не функционирует, потому что никак не идет инвестпроект с реставрацией и застройкой у предпринимателя К. А. Райкина. Спектакли "Сатирикона" ставятся на дружественных площадках деятелей, с которыми руководство театра имеет целую сеть связей . Только на аренду дружественной Райкину "Планеты КВН" в год вылетают десятки миллионов рублей.

Интересно не то, что за год, судя по грустной констатации Мединского и эмоциональным обвинениям Райкина, ничего не изменилось в финансово-хозяйственном плане, - нарушения закона о госзакупках по-прежнему фиксируются. В конце концов, артистов любят не за то, что они кристально честны. И не за то, что аккуратно заполняют все формы, отчитываясь о расходах. Их любят вообще не за то, каковы они в реальной жизни.

Артистам, если очень надо, могут простить махинации с инвестпроектами, убыточную аренду залов у приятелей без конкурса, костюм гувернантки по цене гумовских бутиков, заказ полиграфии собственным женам (все это за госсредства), многолетний бизнес на госсубсидиях и прочие "нарушения законодательства о госзакупках".

Фотография спектакля "Все оттенки голубого" театра Сатирикон

И конечно, люди могут простить артистам максимы типа "театр должен безжалостно уличать государство, а государство - ему за это платить ". Публика, включая госчиновников, постоянно держит в уме, что "у них работа эмоциональная, нервы гастролями расшатаны, их надо понять". Могут простить и прощают.

И когда на вопрос "кому на Руси жить хорошо?" президент России В. В. Путин грустно шутит: "Режиссерам и другим представителям творческих профессий", он тоже констатирует некоторую негласную привилегированность артистического сословия. Но есть один нюанс.

При всем этом артисты должны играть, режиссеры - ставить спектакли, а театры - собирать публику . То есть быть в первую очередь не успешными состоятельными парнями, а создателями прекрасного.

И дело в том, что именно по этому показателю, за который артистам все прощается, театр "Сатирикон" - и это не секретные сведения - годами находится на последних местах среди федеральных театров.

Прекрасное - оно ведь вполне себе измеряемо в некотором смысле. Две сотни работников театра во главе с самим Райкиным в 2014 году дали четыре премьеры, в 2015-м - две, в 2016-м - одну, в 2017-м - тоже одну. И заполняемость у них годами одна из самых низких по стране, как и частота представлений.

Мнение народа как оно есть

В этом ноябре в афише "Сатирикона" - два десятка спектаклей. Для погружения в атмосферу и проблематику я на волне шума собрался сходить на ближайшее представление, но его ("Чайки") пришлось ждать дней пять. И хотя это была единственная сатириконовская "Чайка" в ноябре, свободных мест в зале хватало .

Про сам спектакль писать воздержусь, я не критик и ничего не понял. Тем более что постановка оказалась не классическая, а новаторская, там актеры все время меняются ролями. Когда эта "Чайка" была премьерой, то есть лет семь назад, ее даже награждали за новизну прочтения. Но сейчас, судя по числу зрителей, очарование новизны несколько рассеялось.

Несмотря на ненапряжность работы райкинского театра, кормить "Сатирикон" государство меньше не стало (сведения тоже не секретные: 2014 год - 175 миллионов, 2015-й - 191 миллион, 2016-й и 2017-й - по 213 миллионов рублей ). Учитывая упавшее число представлений, удельный вес казенных средств в общем бюджете стал даже больше. И по убыточности райкинский театр тоже в федеральных рекордсменах.

Костя, готовься отправиться по этапу вслед за Серебренниковым

То есть перед нами не совсем живое учреждение культуры , получающее тем не менее из госказны сотни миллионов. В этом контексте фраза главного героя о "некрофильском государстве" приобретает новые и во многом самокритичные нотки. В заключение стоит отметить один факт.

Когда год назад народный артист К. А. Райкин вышел со смелыми заявлениями о цензуре, о ее недопустимости, о том, что государство должно платить за критику, эффект был потрясающий . Шумели СМИ, блогеры, читатели и зрители. Обращала на это свое бесценное внимание и зарубежная пресса. Шум стоял, пожалуй, с месяц, и СМИ уже устали публиковать колонки о Райкине, и множество отповедей ему остались неопубликованными. А вот попытка сделать ремейк год спустя и публики, и прессы собрала до обидного мало.

У меня есть версия. Публика, видимо, уже осмыслила Константина Аркадьевича как явление, попробовала его заявления на вес и обращать внимание на них перестала. Поскольку стало понятно, что при нынешнем положении дел деньги российского государства волнуют артиста куда больше, чем российский зритель, который ответил артисту взаимностью .Этот безжалостный, но поучительный факт лишний раз напоминает нам о том, как важны в жизни творческих работников премьеры, работа над собой и поиск новых форм.

Им про финансовые нарушения, а они – про «свободу творчества» и свою исключительность

К такому излюбленному приему вновь и вновь стали прибегать некоторые отечественные деятели культуры, как только Фемида начинает интересоваться их злоупотреблениями в расходовании государственных средств. Сначала такую тактику использовал режиссер Кирилл Серебренников, у которого в «Гоголь-центре», обнаружили многомиллионные хищения и в результате чего он был помещен под домашний арест, а на этот раз под подозрение попал московский театр «Сатирикон» Константина Райкина. В ответ на проверку его театра прокуратурой худрук вдруг почему-то выступил с требованием… «урезонить» руководителя совсем другого ведомства - министра культуры.

Выступая в эфире либерального телеканала «Дождь» Райкин заявил, что уверен, будто прокурорские проверки - «месть» лично со стороны министра культуры Владимира Мединского. «Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против несправедливых решений, касающихся «Сатирикона», - пожаловался Райкин. Однако непонятно, какое отношение имеет министерство культуры к проверкам со стороны совсем другого ведомства – прокуратуры, которая следит за правильностью расходования государственных средств? Ведь, как известно, этот правоохранительный орган министерству никак не подчиняется и его глава – Владимир Мединский, конечно, никаких распоряжений насчет «Сатирикона» отдавать прокуратуре не мог, даже если бы очень этого захотел.

Однако обиженный руководитель «Сатирикона» не унимается и обратился к «высоким властным инстанциям, которые находятся над министерством культуры» с просьбой «урезонить» министра. «Ну, давайте, дорогие друзья, - потребовал от них Райкин, - как-то урезоним нашего министра, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин, которым я руковожу 30 лет. У этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед отечественной культурой», - отметил он.

Постойте, но причем здесь «заслуги»? Причем здесь его отец, замечательный и любимый народом советский сатирик Аркадий Райкин, который создал театр 80 лет назад? Ведь речь идет о злоупотреблениях в театре, которые вершатся, как подозревают правоохранители, в нем сегодня, а не 80 лет назад.

И вообще, зачем министру культуры, который по своей должности заинтересован в прямо противоположном – его успешном функционировании - «целенаправленно вредить театру»?

Поэтому жалобы и упреки Райкина вызвали в минкульте искреннее недоумение. "Заявление о шести прокурорских проверках, которые, по словам Райкина, были организованы министерством с целью "запугать" руководство театра, по меньшей мере абсурдно", - сказал заместитель министра Александр Журавский. Он пояснил, что проверок было не шесть, а две, и проводились они, чтобы разобраться в сложной финансовой ситуации в "Сатириконе". Кроме того, у министерства вызывают озабоченность показатели эффективности работы театра (заполняемость зала, количество показов).

В результате проверок, сообщил Журавский, выявлены серьезные нарушения и конфликт интересов со стороны руководства "Сатирикона». В частности, выяснилось, что в некоторых случаях получателями государственных денег оказывались организации, связанные с директором и художественным руководителем театра. "Об этом Константин Аркадьевич почему-то упомянуть забыл", - заметил замминистра. Он подчеркнул, что ведомство не только не посягает на строительство театра, но и неоднократно напоминало руководству "Сатирикона" о необходимости ускорить реконструкцию. Каждый год простоя, по словам Журавского, ведет к дополнительным расходам федерального бюджета, из которого за три года "Сатирикону" уже выделили около 115 миллионов рублей. При этом он отметил, что министерство никак не может влиять ни на контролирующие, ни на правоохранительные органы. А проверки театра «Сатирикон» проводились «по сигналам Национального антикоррупционного комитета», а вовсе не министерства культуры.

В ходе этих проверок было выявлено достаточно большое количество нарушений, особенно «в части наличия конфликта интересов со стороны руководства театра» (что в переводе на обычный язык свидетельствует о банальной коррупции).

«Никакого посягательства на строительство нет, потому что строительство не ведется, инвестиционный контракт, которому насчитывается уже 10 лет, к сожалению, не реализуется. При этом, как мы уже говорили, есть личная заинтересованность руководства театра, поскольку доли в этом инвестконтракте принадлежат двум руководителям театра», - уточнили в ведомстве.

Журавский заявил, что в Минкультуры в марте прошло заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов. На этом заседании поднимались вопросы наличия у руководства «Сатирикона» конфликта интересов. «Райкин и [директор театра] Полянкин не пришли на заседание, прислав адвокатов... К ним было не меньше вопросов, чем к тем, кто их прислал», - добавил он. Руководство театра в лице Райкина и Полянкина просили принять меры по урегулированию конфликта интересов по вопросу строительства «путем отчуждения принадлежащих им долей участия в уставных капиталах организации». Александр Журавский заявил, что Минкульт не планировал предавать это огласке, но планы изменило выступление художественного руководителя театра Константина Райкина. Но в ответ на это, казалось, убедительное разъяснение Райкин снова пришел в ярость. «Он лгун, как и его начальник», - сердито заявил он, комментируя РБК высказывания Журавского.

Словом, вместо аргументированного ответа – снова оскорбления. А ведь ситуация более чем ясна: речь идет о «конфликте интересов» (т.е. о коррупции) и нарушениях в театре, чем заинтересовался Антикоррупционный комитет, что никакого отношения к творческой работе коллектива не имеет. Причем тут министр культуры, которого Райкин обвиняет в «мести»? Ясно, что ни при чем, а попытка худрука «Сатирикона» поставить себя выше всех проверок и заявления о том, будто прошлые «заслуги» театра и его основателя ставят его сегодня выше любых подозрений, выглядят как открытое и агрессивное давление на правоохранительные органы, как попытка помешать расследованию.

С такими агрессивными нападками на власть и на тех, кто думает иначе, с заявлениями о том, что творческая элита, а точнее, либеральная тусовка, к которой он принадлежит, находится вне критики Райкин, выступает уже в первый раз.

В прошлом году на 7-м съезде Союза театральных деятелей России он заявил: «Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех, - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества».

«Словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели, - считает Райкин. – Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что - это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли».

Хороша логика! Те, кому не нравится то, что ты делаешь в искусстве, кто открыто об этом говорит или публично против этого протестует, кто тебе не аплодирует и не кричит «браво!», непременно – «мерзкие люди»? А если кто-то говорит о нравственности, Родине и народе, то это непременно означает, что он «прикрывает этим низкие цели», что он «проплачен»? Неужели заслуженный артист и в самом деле считает, что в нашей стране нет людей, кто говорит об этом искренне, исходя не из низких, а высоких целей? Что у нас нет искренних патриотов, и тех, кто горячо любит свою страну не за деньги? Кто готов за нее жизнь положить? Уж не по себе ли он судит?

Кстати, в сети на призыв Райкина «урезонить министра» пользователи ответили однозначно: урезонить давно пора его самого…

Специально для «Столетия»

Милые бранятся, пока догорает старый мир

Не раз уж нами было замечено, что при всей - очень мягко говоря - неоднозначности министра Мединского именно ему выпал жребий взрывать разоспавшееся арт- или научное сообщество: вот воткнул он Калашникова в центре Москвы - проснулись офигевшие скульпторы; отстоял свою докторскую - встрепенулся наконец научный мир; решил попрессовать Константина Райкина - худрук «Сатирикона» покатил баллоны на своего же начальника, едва ли не впервые в нашей истории призвав людей театра урезонить министра. И хотя по делам «Матильды» и Седьмой студии Мединский проходил косвенно - но и эти скандалы, переросшие в серьезные базовые дискуссии, тоже случились при нем. И не случайно. Общество дозрело до перемен. Меняется этика. Меняются модели поведения.

Повторяю, дело не в сиюминутных скандалах как таковых - бог бы с ними. Наконец, спустя 30 лет после перестройки, встретились на узкой улочке старая и новая модель видения мира, и им не разойтись. А затейливый Мединский словно бы взял да перевернул посреди этой улочки бак с помоями, чтобы два времени схлестнулись только острее. Почти каждый скандал с ним широко расходится волнами, забирая в свою орбиту все цеховые отношения, и это замечательно: люди пересматривают свои взгляды на мир, на себя, на искусство, на экономику культуры. Ящерка дозрела, чтоб сбросить кожу.

Посмотрите на этот скандал с Райкиным. Константин давеча записал видеообращение: «В течение всего года идут проверки прокурорские - одна, другая; они не выявили никаких серьезных нарушений. А причина их - месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и театр мой непосредственный начальник Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде СТД» (того самого, о цензуре. - Я.С.). Худрук «Сатирикона», понятно, упомянул и базовую причину: «сейчас он посягает на наше строительство» - и обратился к руководителям театров, к зрителям, к высоким властным инстанциям, которые находятся над Минкультом: «Дорогие друзья, давайте как-то урезоним нашего министра».

И - опять-таки впервые - Райкин заметил, что «мои заслуги больше, чем заслуги этого… (пауза) начальника нравственности всей Руси, директора честности и доктора исторических наук».

И дело не в разовом демарше конкретного театрального худрука. Просто наступил (для деятелей культуры - с некоторым опозданием) XXI век, когда холуйствовать перед начальством не то что не модно, а просто это патриархальное (не спорю - для кого-то очень уютное и удобное) чинопочитание само собой выродилось, ушло со сцены. Ну кто еще и когда бы во всеуслышание дал понять: вот этот человек, наш министр, - он, собственно, кто и зачем?..

Потихоньку наступает время, когда лучшим министром культуры будет тот, фамилию которого никто толком и назвать не сможет. Функционер такой-то. Невидимый миру человек. Потому что всего лишь нужна отлаженная экономическая модель взаимодействия театров, филармоний, цирков - и ЧАСТИ государственных денег. Да и нужно прекращать эти учреждения называть государственными. Они творческие - это первично. А какая там часть государства, спонсоров, пожертвований религиозной общины (как в Австрии) - это никого вообще не колышет. И Мединский - опять же от противного - этот нарыв вскрыл.

Вслед за Райкиным потянутся и остальные - не сразу, но потянутся (многим боязно, и есть что терять), и не раз еще мы услышим: «Владимир, ты не прав!» И это очень полезно. Потому что если после Владимира на культуру посадят, не приведи бог, какого-то полного одиоза, то сообщество будет готово к тому, чтобы разорвать его при необходимости как грелку. Потренировались на Мединском.

К слову, Мединский хоть не очень заморачивается с идеологией. Он больше про самоокупаемость. Нет, заморачивается, конечно, от лица своего РВИО, но так - скорее карикатурно. А ведь может прийти некто совсем больной на голову. И если это случится - получим новую фазу отношений: отъезд нового поколения актеров, режиссеров, художников вон из страны, и язык уже не будет помехой, как это считалось ранее.

Министр культуры должен стать функцией. Частое употребление его имени должно стать дурным тоном в принципе. Да, у нас любят личностей, но эта любовь боком выходит: Россия устала от культурных дураков. Хрущеву уж ракеты на Кубе не припоминают, а вот его слова на выставке авангардистов в декабре 1962-го всплывают постоянно - старик в гробу переворачивается.

А нынешние скандалы с театром Джигарханяна? Добрый Юрий Михайлович, не отягощая себя тонким художественным чутьем и раздавая всем направо-налево театры, фольклорные центры, галереи и прочее, заложил мины замедленного действия, которые в ближайшие десять лет будут рваться. Первый скандал - Театр «Модерн», второй - Джигарханян, приготовиться Манежной площади, на которую нормальные люди смотреть не могут без содрогания…

Вот случись что с Джигарханяном - что прикажете делать городу с этим театром? В основе его создания нет ни мощного режиссерского кредо (а-ля Гончаров, Плучек, Захаров, Товстоногов, Любимов, Ефремов), ни экономического резона. Вот и получаются такие сяськи-масяськи, когда государство сначала наворотит глупостей, потом само же их расхлебывает.

Назрела дистанция. Между художником и государством. И она будет все увеличиваться, потому что визит большого начальника в театр такой-то и упадание всех разом в «придворные поклоны и реверансы» смотрятся ужасающим атавизмом. Ребята, проснитесь: поменялось искусство, поменялись ценности, не при Людовике XIV живем!

Вон сейчас всех несколько удивило, что близкие Задорнова никого не хотели пускать на прощание, провели церемонию в частной загородной клинике, без телекамер и фотовспышек. Но это только первый звоночек. А ведь это норма, так это и должно быть, и вскоре этой «новой моде» последуют очень и очень многие, потому что устраивать из смерти каждого народного артиста Колонный зал с речами и подушечками с орденами - это какой-то дикий карнавал, не соответствующий духу времени ни разу.

Форма осталась - содержания нет. Почти все великие, кто связывал эту страну с той - с Советским Союзом, - уже ушли. Все пафосные слова сказаны. Понятия исчерпаны. Теперь время - за новыми словами и новыми смыслами, и бежит это время стремительно. За что и Мединскому, и Райкину спасибо. Даже если это - «спасибо, не надо».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.