Леонид пантелеев годы жизни. Леонид Пантелеев: мне всю жизнь самым чудесным образом везло

Леонид Пантелеев (фото смотрите ниже) - псевдоним, на самом деле писателя звали Алексеем Еремеевым. Он родился в августе 1908 года в Петербурге. Отец его был казачий офицер, герой русско-японской войны, получивший дворянство за свои подвиги. Мать Алексея - купеческая дочь, но в первую гильдию её отец вышел из крестьян.

Детство и юность

Алёша с детства пристрастился к книгам, домашние даже подтрунивали над ним, называя его "книжным шкафом". С самого раннего возраста он начал сочинять и сам. Детские его опусы - пьесы, стихи, приключенческие повести - слушала только мать. С отцом быть не могло никакой душевной близости - это был человек военный и суровый.

Маленьким Алексей привык называть его на "вы", да так и осталось навсегда. Образ отца писатель Леонид Пантелеев навсегда сохранил в своей памяти и нёс его по жизни с любовью и гордостью. Этот образ не был светлым, скорее, цвета как - благородный рыцарский образ.

Зато мать - наставница в вере, самый добрый и задушевный друг для своих детей. В 1916 году, когда Алёшу отдали на учёбу в реальное училище, мама была в курсе всех его уроков, оценок, взаимоотношений с учителями и однокашниками, и во всём помогала сыну. Училище он так и не окончил - не успел.

Скитания

В 1919 году отец мальчика был арестован, некоторое время его держали в тюремном изоляторе, а потом расстреляли. Александра Васильевна, как настоящая мать, решила бежать из холодного и голодного Петербурга, чтобы сохранить жизнь детей. Сначала осиротевшая семья поселилась в Ярославле, затем - в городке Мензелинск в Татарстане.

В этих скитаниях будущий писатель Леонид Пантелеев очень хотел помочь родным, искал работу, иногда находил, знакомился с разнообразными людьми, и некоторые из них оказывались связанными с криминалом. Очень юный и доверчивый человек быстро попал под нехорошее влияние и научился воровать. За отчаянную смелость, доставшуюся, видимо, по наследству от отца, новые друзья называли его кличкой знаменитого питерского налётчика - Лёнькой Пантелеевым. Отсюда и появился впоследствии такой писательский псевдоним.

Школа Достоевского

Поскольку новая "деятельность" Алексея часто была связана с милицией и чекистами, мальчик постарался забыть свои имя и фамилию. Лучше уж фамилия бандита, чем расстрелянного казачьего офицера. Тем более маменька из архангельских крестьян, выбившихся в купцы. К новой фамилии он привык быстро и даже при знакомстве с обыкновенными людьми, далёкими от воровских его приятелей, своё настоящее имя держал в секрете. И правильно сделал, словно предвидел, что, как долго верёвочке ни виться... Его, конечно же, поймали.

Сразу после окончания Гражданской войны правительство страны вплотную взялось решать проблему Отвечал за результат сам Самое интересное то, что уже через два-три года беспризорного ребёнка найти стало невозможно, а ещё в 1919-м они на улицах бегали толпами. Вот так и Пантелеев Леонид: биография конца 1921 года пополнилась неудачной попыткой воровства. Он был пойман и отправлен в специальную комиссию, которая занималась беспризорниками Петрограда. Оттуда его направили в Школу Достоевского, ту самую знаменитую "Шкиду".

Маленькая республика

Это удивительное учебное заведение можно было сравнивать и с дореволюционной бурсой, и с пушкинским лицеем. Малолетние беспризорники учились в школе, изучая предметы глубоко и с удовольствием, писали стихи, ставили пьесы, учили иностранные языки, выпускали собственного производства газеты и журналы.

Пантелеев Леонид, биография которого как писателя начала закладываться именно тут, получил все предпосылки, чтобы вернуться к нормальной жизни, без ночлежек в котлах, без воровства, голода и побегов от милиции.

Здесь мальчик прожил два года, которые зарядили его энергией на всю жизнь. Появились друзья, чьё прошлое тоже было не безоблачным, оставшиеся с Алексеем Еремеевым навсегда. Так, судьба свела его с таким же воспитанником школы - Григорием Белых. Именно он станет соавтором первой и самой знаменитой книги о беспризорниках - "Республика ШКИД". Белых тоже рано потерял отца, мать зарабатывала стиркой белья жалкие копейки, но занята была всегда, потому что работа долгая и очень тяжёлая. Сын решил помочь ей: бросил школу и пошёл в носильщики. Там же, на вокзалах, тоже попал под влияние тёмных личностей и стал воровать.

Соавторы

Мальчики подружились и решили вместе стать киноактёрами. Для достижения этой цели они оставили "Шкиду" и поехали в Харьков. Поучившись немного на курсах киноактёров, вдруг поняли, что актёры из них никакие. Оставив это занятие, некоторое время бродяжничали, в "Шкиду" не вернулись - им было, наверное, совестно. Однако школу свою подростки любили беззаветно, скучали о ней настолько, что решили написать об этом книгу.

В конце 1925 года они вернулись в Ленинград, поселились у Григория в пристройке на Измайловском проспекте - комната узкая, длинная, заканчивающаяся окошком во двор, а в ней - две кровати и стол. Что ещё нужно для летописи? Купили махорку, пшено, сахар, чай. Можно было приниматься за дело.

Составление плана

Было задумано - из того, что вспомнилось - тридцать два эпизода с собственной сюжетной линией. Каждому из них предстояло написать шестнадцать глав. Алексей попал в "Шкиду" позже Григория Белых, поэтому он писал вторую половину книги, а потом всегда охотно и великодушно отдавал все лавры соавтору, сумевшему в первой части книги настолько заинтересовать читателей, что они дочитали книгу до конца.

И действительно, именно в первой части завязались все конфликты, там были заложены механизмы для взрыва, там случилось также всё самое яркое и самое прекрасное, что и было отличительной особенностью "Шкиды".

Публикация

Писали с азартом, быстро, весело. Тем не менее, абсолютно не думали, что с рукописью случится потом: куда её? А уж о каком-либо успехе они даже и не мечтали. Никого из писателей или издателей мальчики, разумеется, в Ленинграде не знали. Единственный человек, которого они два раза видели давным-давно в "Шкиде" на каких-то торжественных вечерах, Лилина, начальник отдела из Наробраза.

Можно себе представить тот ужас на лице бедной женщины, когда два потрёпанных жизнью бывших детдомовца принесли ей огромную, просто неподъёмную рукопись. Тем не менее, она её прочитала. И не только. Соавторам везло просто сказочно. Она, прочитав, передала толстую, растрёпанную папку настоящим профессионалам - в Ленинградский Госиздат, где рукопись прочитали Самуил Маршак, Борис Житков и

Как авторы прятались от славы

"Ищут пожарные, ищет милиция...". Да, действительно, их целый месяц искали все и повсюду, потому что книга получилась такой... Ну, словом, книга получилась! Адреса они не оставили никому. Ничего, кроме рукописи. Кроме того, поссорились, выйдя из кабинета. Белых кричал, что вся эта идея с обустройством рукописи - полностью идиотская, ну написали и написали, что он больше позориться не собирается и приходить сюда за результатом постыдится. Потом помирились и решили никуда больше никогда не ходить. Актёров из них не вышло, да и литераторов, похоже, тоже. Вот грузчики - да, неплохие из них получились.

Писатель Леонид Пантелеев, однако, не выдержал. Прошло время томительное и странное, как будто некуда себя деть. Хотя и ожидать как будто бы нечего, но сосёт и сосёт под ложечкой, всё хочется узнать, что там с их книжкой? И Алексей, потихоньку от более устойчивого и волевого друга, всё-таки решил навестить товарища Лилину из Наробраза.

Как слава всё-таки нашла авторов

Увидев Алексея в коридоре Наробраза, секретарша закричала: "Он! Он! Он пришёл!!!". А потом целый час товарищ Лилина ему рассказывала, как хорошо написана их книга. Её прочитала не только она, но все в Наробразе, вплоть до уборщиц, и все сотрудники издательства. Можно себе представить, что чувствовал в это время Леонид Пантелеев! О чем писал даже через много лет, не в силах подобрать слова. И слов-то таких не бывает, чтобы описать то, что он чувствовал в тот момент.

Самуил Яковлевич Маршак подробно вспоминал о первом визите соавторов в редакцию. Они были почему-то хмурыми и мало разговаривали. Поправки вносить чаще всего отказывались. Но были, конечно, рады такому повороту событий. Вскоре после издания книги из библиотек начались отзывы. "Республику ШКИД" читали запоем, разбирали нарасхват! Всем было интересно, кто такие эти Григорий Белых и Леонид Пантелеев, биография для детей была очень важна.

Секреты успеха

"Книга писалась легко и весело, без каких-либо раздумий, поскольку мы почти ничего не сочиняли, а вспоминали и просто записывали, не так много времени прошло с тех пор, как мы покинули стены школы", - вспоминали авторы. Для полного окончания работы потребовалось всего два с половиной месяца.

Алексей Максимович Горький прочитал "Республику ШКИД" с огромным увлечением, рассказал о ней всем своим коллегам. "Прочитайте обязательно!" - говорил он. В. Н. Сорока-Росинский, директор школы, был назван Горьким педагогом нового типа, фигурой монументальной и героической. Горький даже письмо Макаренко написал о Викниксоре, сделав вывод, что директор "Шкиды" - такой же страстотерпец и герой, как великий педагог Макаренко.

Однако Антону Семёновичу книга по нраву не пришлась. Он увидел там педагогическую неудачу, а саму книгу никак не хотел признать художественной, она показалась ему чересчур правдивой.

После славы

Соавторы ещё некоторое время не расставались: писали очерки, рассказы. "Часы", "Карлушкин фокус" и "Портрет" оказались очень удачными. На этом и закончилась совместная работа, которую дружно вели Григорий Белых и Леонид Пантелеев. Краткая биография их содружества была завершена.

Алексей написал ещё множество книг для детей, среди которых нужно отметить превосходный рассказ "Честное слово", ставший хрестоматийным, и рассказ "Пакет", которым, впрочем, сам автор никогда не был доволен: ему казалось, что он этим рассказом обесценил память о своём отце. Тем не менее, этот сюжет был экранизирован дважды.

Соавтор

Григорий Белых в 1936 году был безвинно арестован, донос написал муж его сестры, приложив тетрадку стихов. Квартирный вопрос виноват. Белых получил три года тюрьмы, а дома у него остались молодая жена и маленькая дочь. Леонид Пантелеев даже Сталину телеграфировал, обегал все инстанции, но напрасно. Оставалось только носить в тюрьму передачи и писать другу письма.

Григорий сам отговорил Алексея от продолжения хлопот. Причину не назвал, но она была. Тюремные врачи обнаружили у Белых туберкулёз. Ему ещё даже не исполнилось тридцати лет, когда бывший беспризорник, воришка, а впоследствии замечательный писатель умер в тюремной больнице. Леонид Пантелеев после этого много лет отказывался переиздавать "Республику ШКИД". Белых был признан врагом народа, а убирать имя друга с обложки было делом немыслимым. Однако со временем пришлось...

Леонид Пантелеев был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, чудом избежавшим сталинских репрессий, одним из авторов легендарной книги «Республика Шкид».
Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.
В 1916 году Алешу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литературному творчеству. Первые его «серьезные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.
После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».
Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Респу-лика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – еще ряд очерков, посвященных этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.
Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л. Пантелеев поселяется у Г. Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Ее заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, веселая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.
Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную гражданской войне. Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Теркина.
Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л. Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осажденном Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованны) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осажденном городе», воспоминания о писателях – М. Горьком,

ПАНТЕЛЕЕВ, ЛЕОНИД (наст. имя и фамилия Еремеев Алексей Иванович) (1908–1988), русский писатель. Родился 9 (22) августа 1908 в Петербурге. Отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне, отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство; мать из петербургской купеческой семьи. В 1916 поступил во 2-е Петроградское реальное училище (не окончил, как и многие другие учебные заведения – от приготовительного училища до курсов киноактера). В 1918 отец пропал без вести, мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 мальчик вернулся в Петроград – к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете, позднее описанных им в автобиографической повести Ленька Пантелеев (1939; новый вариант, 1952). В том же году комиссией по делам несовершеннолетних был направлен в школу им. Ф.М.Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени известного питерского «урки», и встретил своего будущего соавтора и друга Григория Георгиевича Белых (1906–1938). После двухлетнего пребывания в Шкиде друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 понемногу печатались в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя».

Пантелеев пробовал сочинять с 8–9-летнего возраста (стихи, пьеса, приключенческие рассказы, трактат о любви). С 1925 несколько лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, В.В.Лебедев, Н.М.Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и «Еж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть Республика Шкид (1927), принесшая ошеломляющий успех, широкие литературные знакомства и восторженную поддержку А.М.Горького. Не выстраивая сложной сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого, драматичного, а порою и трагического. Впервые в отечественной литературе была открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат Правонарушители Л.Н.Сейфуллиной, Ташкент – город хлебный А.Неверова, На графских развалинах А.П.Гайдара), но и в более широком плане тема «аномального» детства, со всеми вытекающими из нее проблемами обучения и социальной адаптации ребят, прошедших уличную школу воровства, мошенничества и аутсайдерства.

Рассказ о столкновении и взаимовоспитании (взаимокоррекции) беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал и упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка»: негативным был отзыв Н.К.Крупской, а после выхода в 1933–1936 Педагогической поэмы – и А.С.Макаренко, увидевшего в книге «картину педагогической неудачи», относя к таковой и деятельность директора школы, выдающегося педагога В.Н.Сороки-Росинского, «Викниксора»). Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М.Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения «плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Белых. Выход книги в 1960 вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 на ее основе был создан одноименный фильм (реж. Г.И.Полока).

К теме беспризорничества Пантелеев вернулся в рассказах Карпушкин фокус , Портрет и повести Часы (все 1928), где создал колоритную фигуру маленького «джентльмена удачи» – Петьки Валета. Совместный с Белых сб. рассказов Американская каша (1932) и кн. очерков Последние халдеи (1939) в целом завершают тему «республики Шкид». Белых, хорошо знакомый с предреволюционным бытом питерских рабочих, публикует повести Дом веселых нищих (1930) и Холщевые передники (1932), а Пантелеев обращается ко второй значимой теме своего творчества – рассказам о подвиге (Пакет , 1933, ставший одним из лучших советских произведений о Гражданской войне; Ночка , 1939; Долорес , 1942, опубл. в 1948; Гвардии рядовой , На ялике , оба 1943; Главный инженер , 1944; Платочек , Индиан Чубатый, оба 1952, и др., многие из которых навеяны событиями Великой Отечественной войны), которые так же, как и предшествующие сочинения, адресованы не только взрослой, но и детской аудитории. Эмоциональный и простой, живописный и безыскусный язык Пантелеева, занимательный, несложный и энергично развивающийся сюжет, способность писателя глубоко проникать в детскую и подростковую психологию, с пониманием передавая накал переживаний ребенка в несущественных для «больших», но серьезных для него перипетиях его «маленькой» жизни, тонкое и бесстрашное умение смешивать «героическое» с «наивным», проницательно угадывая общее в бесхитростном и открытом взгляде на мир, добрый юмор, пластично разрешающий парадоксальные ситуации, – все это способствовало долговременному успеху многих произведений Пантелеева, ставших классикой отечественной детской литературы (среди лучших – рассказ Честное слово , 1941, ставший хрестоматийным; Новенькая , 1943; цикл Белочка и Тамарочка , 1940–1947, Буква «ты », 1945).

Своеобразная хроника процесса совместного с ребенком познания себя и мира – в книге для родителей Наша Маша (1966), основанной на дневнике, который писатель вел много лет, наблюдая за дочерью. Автор книг блокадных записей В осажденном городе (1964) и Живые памятники (1965), воспоминаний о Горьком, К.И.Чуковском, Маршаке, Шварце и др. В кн. Повесть «Ленька Пантелеев » и моя подлинная биография (опубл. в 1994) писатель прояснял роль автобиографического элемента в названном произванном произведении. Некоторые повести и рассказы Пантелеева экранизированы (кроме названных – Часы , Честное слово , Большая стирка , Пакет ).

Первые десять лет жизни Алёши Еремеева были светлейшим временем. В сумрачно-сером Петрограде его детство было освещено и освящено тихими огоньками свечек и лампадок «у распятия, у Казанской, у Скорбящей, у Николы-Чудотворца, у Серафима Саровского» . Через много-много лет и много страданий старый писатель напишет, что мирные церковные радости «на всю жизнь оставили след в памяти и душе» .
Однако ни ханжой, ни святошей мальчик не стал. В зажиточной интеллигентной семье он рано полюбил и театр, и синематограф, и чтение - особенно чтение!
Всё кончилось - или прервалось? - в октябре семнадцатого. Революция расколола Россию надвое, революция заставила людей жить двойной жизнью. Спасаясь от голода, семья Еремеевых бежит на Волгу. Ченцово, Ярославль, Мензелинск… «Убогая, вшивая, угарная, голодная и холодная жизнь. Детский дом. Сельскохозяйственная школа. Профтехническая школа. И будто в чёрную яму провалился. Уже ничего святого» . Было воровство. Были лохмотья. Была тюрьма, из которой парень, слава Богу, попал в школу им. Ф.Достоевского - специальное заведение для беспризорных и бездомных детей революции. Судьба, словно устыдившись собственной свирепости, собрала здесь людей, способных выжить и спасти, - учителей «Шкиды». Им Алёша Еремеев был обязан своим новым рождением, или, лучше сказать, - воз-рождением.
Урок пошёл впрок: в 1927 году появилась книга под названием «Республика Шкид» - хроника нищей, весёлой, сумасшедшей и прекрасной жизни. На обложке стояли имена двух авторов: Г.Белых, Л.Пантелеев. С тех пор фамилию «Еремеев» никто не вспоминал - беспризорник из «Шкиды» превратился до конца жизни в писателя и публициста Л.Пантелеева.
Повесть имела бешеный успех. За десять последующих лет она издавалась десятки раз на десятке языков. Но в тридцать восьмом, когда Григорий Белых был арестован и убит вместе с другими «врагами народа», книгу запретили, и она опять появилась на свет только после смерти Сталина.
Л.Пантелеев уцелел. Во всяком случае - остался жив.
Его уже хорошо знали и любили как автора книжек о беспризорщине и гражданской войне. Это были не совсем обычные книги, не очень-то похожие на барабанную дробь тогдашней литературы. «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы», «Магнолии», знаменитая повесть «Пакет», наконец… Внутри каждой пантелеевской истории была беда, была правдивая правда прожитых лет. Но побеждённый и победитель видят прошлое по-разному. Пантелеев был победителем. Не потому, что «примкнул к большевикам», а потому что сохранил вкус к жизни, какой бы тяжкой она ни была. Самыми простыми словами он закручивал самые лихие приключения, смешил в каком-нибудь неожиданном месте, и удивлённый читатель вдруг понимал, что на самом-то деле в непредсказуемой реальной жизни от мозоли на левой ноге до ордена - один шаг.
Чем старше становился писатель, тем спокойнее и мудрее делались его книги.
В предвоенные годы чистые и светлые, как солнышко, рассказы для маленьких - «Белочка и Тамарочка», «Буква “Ты”», «Честное слово»… Вот уж где вроде бы ничего не происходит с точки зрения мирового прогресса - так, смешные детские мелочи. Но если каждый маленький мальчик, который дал честное слово, до конца его сдержит, весь мир станет лучше.
Однако история не читает детских книг: началась Великая Отечественная война.
Пантелеев едва не умер в блокадном Ленинграде, где чудом избежал ареста, а потом смерти от истощения. Свидетельством тому были дневниковые записи, рассказы «В осаждённом городе», «На ялике», «Новенькая». Спасённый вождём Союза советских писателей Александром Фадеевым и вывезенный в крайней стадии дистрофии Л.Пантелеев стал фронтовым журналистом.
После войны всё как будто успокоилось. Были удачные, интересные публикации - «Наша Маша», «Приоткрытая дверь», «Маленькие рассказы». Копились в рабочем столе дневники, записки, мемуары. Много времени уходило на переписку с читателями, детьми и взрослыми. Но радости не было. В последние годы он стал отшельником: умерла любимая жена Элико-Елена, дочь Маша часто лежала в больнице…
Никто не знал, что в тишине затворничества Алексей Иванович пишет свою последнюю книгу, которая называется «Верую!». Он завещал опубликовать её только через три года после смерти. Горькая исповедь, глубокое покаяние открыли миру совсем другого человека. Это было так не похоже на привычного и знакомого писателя Л.Пантелеева! Читатели думали, что знают его биографию, потому что познакомились когда-то, много лет назад, с повестью «Лёнька Пантелеев». И вот оказалось, что всё не так - ведь перед смертью люди не обманывают…
Сколько же их было в действительности, Пантелеевых? Может быть, это человек, болезненно, до мании преследования боявшийся ареста (страх за дворянское происхождение и за исповедание веры)? Или - сам когда-то беспризорный, вставший на защиту поднадзорного Солженицына? Признанный советский детский писатель-орденоносец? Православный христианин, десятилетиями не снимавший отцовского креста? Ответ может дать только Тот, о Ком он написал «Верую!».

Алексей Коновалов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. / Предисл. К.Чуковского. - Л.: Дет. лит., 1983-1985.

ВЕРУЮ…: Последние повести. - Л.: Сов. писатель, 1991. - 413 с.
ВЕРУЮ!: Автобиогр. повесть. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 382 с. - (Б-ка духовной прозы).
«…Язык, на котором я пишу свои книжки, - эзопов язык христианина» .

ИЗБРАННОЕ: Повести; Рассказы; Лит. портреты; Публицистика / Рис. А.Слепкова. - Л.: Дет. лит., 1978. - 607 с.: ил. - (Библ. сер.).

ЛЁНЬКА ПАНТЕЛЕЕВ: Повесть. - Ярославль: Верхне-Волжск. кн. изд-во, 1987. - 336 с. - (Шк. б-ка).
Повесть о том, как благодаря Советской власти Лёнька Пантелеев не пошёл по воровской дорожке своего знаменитого тёзки - грозы и гордости лиговских дворов.

НАША МАША: Книга для родителей / Рис. М.Беломлинского. - Л.: Дет. лит., 1976. - 382 с.: ил.
«Семьёй я обзавёлся уже в том возрасте, когда нормальные люди готовятся стать дедушками. Появление в моей жизни дочери было благодатью, чудом - тем чудом, которого не знают, вероятно, родители более молодые…»

ПАКЕТ: Повесть; Рассказы / Худож. Е.Лиманова. - Л.: Лениздат, 1989. - 382 с.: ил.
«…Слева Шкуро теснит, справа Мамонтов, а спереду Улагай напирает…» Посланный на верную смерть Петя Трофимов, боец«будёновской Красной Армии при особом отряде товарища Завирухина» , перехитрил и белых, и безносую.

ПРИОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ…: Рассказы; Очерки; Разговор с читателем; Из старых записных книжек. - Л.: Сов. писатель, 1980. - 542 с.
Сокровенная вещь - записные книжки писателя. Они приоткрывают дверь не только в творческую мастерскую, но и в душу.

БЕЛЫХ Г., ПАНТЕЛЕЕВ Л. РЕСПУБЛИКА ШКИД / Рис. Н.Тырсы. - Л.: Дет. лит., 1988. - 270 с.: ил. - (Библ. сер.).
БЕЛЫХ Г., ПАНТЕЛЕЕВ Л. РЕСПУБЛИКА ШКИД. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 416 с. - (Любимое чтение).
Среди вымышленных литературных стран эта вольная республика существовала на самом деле. Её координаты были просты - Ленинград, угол Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы. Она имела и гимн, и герб. Население Шкиды состояло из двух враждующих лагерей - дефективных шкетов и последних халдеев.

ЧАСЫ: Повесть / Худож. А.Пахомов. - М.: Сов. Россия, 1977. - 47 с.: ил.
«С Петькой Валетом случай вышел.
Видит Петька часы. Золотые часы. Чистокровные. С цепкой. С разными штучками и подвесными брелоками. Схватил Петька часы - и в угол к окну. От радости дух захватило, кровь в головёшку ударила…»

- Для маленьких -

БУКВА «ТЫ»: Рассказы и сказки / Рис. М.Беломлинского. - Л.: Дет. лит., 1990. - 30 с.: ил. - (Читаем сами).
БУКВА «ТЫ»: Рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 77 с.: ил.
Содерж.: Рассказы о Белочке и Тамарочке; Фенька; Честное слово; Буква «Ты».

ВЕСЁЛЫЙ ТРАМВАЙ: Рассказы; Стихи; Сказки. - Л.: Дет. лит., 1974. - 160 с.: ил.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР / Рис. В.Маркина. - М.: Малыш, 1986. - 29 с.: ил.

ДВЕ ЛЯГУШКИ: Рассказы / Рис. О.Богаевской и Ю.Данилова. - Л.: Дет. лит., 1986. - 16 с.: ил. - (Читаем сами).
ДВЕ ЛЯГУШКИ. - М.: Эксмо, 2003. - 12 с.: ил.

ПРО БЕЛОЧКУ И ТАМАРОЧКУ. - М.: Махаон, 2007. - 94 с.: ил.

ФЕНЬКА / Рис. Е.Лысенко. - Одесса: Вариант; Два слона, Б.г. . - 14 с.: ил. - (Книжки-минутки).

ЧЕСТНОЕ СЛОВО / Рис. И.Харкевича. - Л.: Дет. лит., 1982. - 14 с.: ил. - (Мои первые книжки).
ЧЕСТНОЕ СЛОВО: Рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 63 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

Алексей Коновалов

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

Пантелеев Л. Разговор с читателем // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 3. - С. 290-336.

Антонова Г., Путилова Е. Республика Шкид // Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. - М.: Правда, 1988. - С. 505-506.
Лурье С. Посмертная исповедь // Пантелеев Л. Верую… - Л.: Сов. писатель, 1991. - С. 3-11.
Маршак С. Об этой книге: [Предисл. к повести «Республика Шкид»] // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 2. - С. 7-21.
Путилова Е. …Началось в Республике Шкид. - Л.: Дет. лит., 1986. - 125 с.
Сивоконь С. Честное слово // Сивоконь С. Весёлые наши друзья. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 45-70.
Чуковский К. Пантелеев // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 1. - С. 5-18.

Ал.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

Пакет. Телефильм. Реж. В.Назаров. СССР, 1965. В гл. роли - В.Золотухин.
Республика Шкид. Сцен. Л.Пантелеева (А.Еремеева). Реж. Г.Полока. Комп. С.Слонимский. СССР, 1966. В ролях: С.Юрский, П.Луспекаев и др.

Леонид Пантелеев родился 22 августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом.

Настоящее имя Леонида Пантелеева - Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул. В зажиточной интеллигентной семье Алексей рано полюбил и театр, и синематограф (так называли нынешние кинотеатры), и чтение – особенно чтение! За страсть к чтению он в семье получил прозвище «книжный шкаф». Уже в 9 лет мальчик начал заниматься сочинительством – в эти годы из-под его пера вышли первые приключенческие рассказы, волшебные сказки и стихи.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда бы он впоследствии не поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял - литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.

В 1917 году наша страна пережила две революции: Февральскую и Октябрьскую. Произошли изменения и в жизни будущего писателя. Малолетний парень рано остался без должного присмотра и за неимением средств даже на краюху хлеба начал подворовывать. Подобное занятие часто оканчивалось времяпрепровождением в стенах милиции или уголовного розыска. Именно в этот период за Алексеем Еремеевым прочно закрепилось прозвище «Лёнька Пантелеев» – так звали известного в то время налётчика Петербурга.

Пантелеев не возражал, ведь прослыть бандитом со знаменитой, пусть и не очень хорошей по меркам общества, фамилией было куда безопаснее, чем открыто афишировать свои считающиеся «буржуйскими» корни. Наконец, подобная разгульная и удалая жизнь привела к тому, что Леонид Пантелеев попал в Комиссию по делам несовершеннолетних в Петрограде, откуда был определён в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского, где познакомился со своим будущим другом и соавтором - Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика ШКИД» о жизни в этой школе. А затем - ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В ШКИДе друзья тоже долго не задержались. Пантелеев впоследствии признавался, что именно ШКИД стал местом, придавшим ему колоссальный запас жизненных сил. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие - ради романтики странствий.

Белых, Г., Пантелеев, Л. Республика ШКИД [Текст] / Г. Белых, Л. Пантелеев. – Москва: Клевер-Медиа–Групп, 2015. – 478 с. : ил. – (Советская серия).

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург. Здесь они пишут «Республику ШКИД», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика ШКИД», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно эта рецензия способствовала выходу авторов в большую литературу.

В начале 1920-х годов в результате мировой и гражданской войн в России около 7 миллионов детей лишились семьи. Некоторым из них посчастливилось попасть в Школу-коммуну для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского, созданную гениальным педагогом В. Н. Сорокой-Росинским.

Пантелеев, Л. Пакет [Текст] / Л. Пантелеев; рис. Ю. Петрова. – Москва: Детгиз, 1957. – 64 с. – (Школьная библиотека).

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Это рассказ о гражданской войне, о борьбе красных с белогвардейцами, о подвиге молодого бойца будённовской Конной армии Пети Трофимова. О том, как будённовец добирался с секретным пакетом к товарищу Будённому в Луганск, и что произошло с ним в пути. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.


Пантелеев, Л. Рассказы и сказки [Текст] / Л. Пантелеев; худ. Е. Володькина. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 63 с.


Пантелеев, Л. Буква «Ты» [Текст]: рассказы / Л. Пантелеев; худ. Владимир Юдин. – Москва: Дрофа-Плюс, 2011. – 78 с.

В своем творчестве Пантелеев неоднократно обращался и к жанру сказок. Леонид Пантелеев придумал тех самых лягушек, одна из которых утонула от бездействия, а вторая сбила молоко в масло и осталась жива. Для сказок, как и для остальных произведений писателя, характерно наличие глубокой внутренней проблемы и поиск её правильного решения с точки зрения морали и нравственности.


Пантелеев, Л. Про Белочку и Тамарочку [Текст]: рассказы / Л. Пантелеев; худ. Л. Николаева. – Москва: Махаон, 2008. – 96 с. – (Малышам о хорошем).

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который писатель вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К. Чуковского «От двух до пяти».


Пантелеев, Л. Честное слово [Текст]: рассказ / Л. Пантелеев; рис. И. Харкевича. – Ленинград: Детская литература, 1982. – 14 с.– (Мои первые книжки).

В Советском Союзе писателя не только печатали, но и экранизировали. По многим рассказам и повестям Пантелеева были сняты отличные художественные фильмы.

Фильм «Республика ШКИД» 1966 года, режиссер которого – Геннадий Полока. Снятый по мотивам легендарного произведения, он не теряет своей популярности благодаря игре актёров, таких как Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Александр Мельников и другие. Картина относится к жанру семейного, комедийного и одновременно драматического кино и рекомендуется к просмотру и взрослым, и детям, ведь вне зависимости от возраста, посмотреть на перипетии судеб подростков-школьников будет интересно всем. Также был экранизирован и ряд других книг: «Пакет», «Честное слово», «Часы» и другие.




2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.