Битва при марчиано вазари в большом разрешении. Во флоренции обнаружена фреска леонардо да винчи, считавшаяся утраченной безвозвратно

В настоящую детективную история превратились поиски шедевра Леонардо да Винчи. Фреска Леонардо Битва при Ангиари утеряна навсегда, унеся с собой 500 лет истории? Или есть надежда, что она сохранилась, и будет открыта?

Апрель 1503 года , Флоренция. Из города изгнана семья Медичи, и Флоренция стала Республикой. Необходимо было укреплять эту молодую Республику, нужны были новые символы, и глава Флоренции Пьер Содерини приглашает двух выдающихся художников воспеть Республику. Микельанжело 28 лет, 51 год. На стенах Большого Салона Пятисот, главного Зала комунального Совета во Дворце Флоренции Палаццо Веккио два гения выбирают сюжеты, прославляющие победные битвы войск флорентийской республики – Битвы при Ангиари и при Кашине.

Две огромные стены напротив друг друга, два гения, подающий надежды и зрелый, два разных характера: настороженный и ершистый, элегантный и загадочный. Один художник отличается неутомимым трудолюбием и обязательностью, другой – непостоянством и ветренностью. Этот грандиозный заказ должен был быть великим соревнованием двух гениев, но не получилось… не было ни выигравшего, ни проигравшего. Микельанжело приготовил эскиз Битвы при Кашине , и был отозван в Рим Папой Римским. Леонардо задумал огромное поле Битвы при Ангиари , полное всадников, борющихся за Знамя, но оставляет работу и возвращается в Милан в мае 1506 года.

Вот, что Леонардо написал о начале работы в своих заметках: «Сегодня 6 июня 1505 в пятницу в 13 часов начал расписывать во дворце. Как только коснулся кистью, погода испортилась, разорвался картон, треснула чаша, и пролилась вода, потемнело как ночью, и до вечера шёл ливень великой водой». Вот это «удачное» начало, предзнаменования несчастливой судьбы работы великого художника?

Тавола Дория, Токио, набросок к Битве при Ангиари стоимостью 80 млн.евро

Что же произошло между июнем 1505 года, когда Леонардо начал работу над фреской и маем 1506 года, когда он уехал из Флоренции? Где его Битва при Ангиари , которую скульптор Бенвенуто Челлини признал «мировой школой» творчества? Последний конкретный факт этого детектива – существование фрески Леонардо на стене ещё в 1549 году . Флорентийский литератор Антон Францеско Дони написал в 1549 году путеводитель по Флоренции , где указано: «Поднимитесь по лестницам в Большой Зал и обратите внимание на группу лошадей и всадников, которая покажется вам чудом ». Дальше уже кончаются факты, касающиеся фрески Леонардо Битва при Ангиари и начинаются домыслы.

На несколько десятилетий с начала шестнадцатого века стены Большого Зала оставлены без изменений. Между делом, радикально изменилась политическая ситуация во Флоренции. Потерпела поражение Флорентийская Республика, и вернулась к власти династия Медичи, Козимо I. Мысли его, естественно, обращены к Большому Салону, необходимо превратить его из места прославления Республики в главный зал, подчёркивающий власть и могущество Медичи. 1555 год — , живописец, архитектор и историк, получает заказ от правителя Флоренции Козимо I Медичи .

Заказ грандиозный, не только на украшение, но и на реконструкцию Большого Зала Совета Пятисот. Потолок поднимают на семь метров по проекту Вазари, и зал приобретает современные размеры – длина 54 метра, ширина – 23 метра, высота – 18 метров. На стенах Салона Вазари решает проблему, что делать с существующей фреской Леонардо – уничтожить или сохранить? Не в первый раз такая дилемма возникла перед Вазари, он уже сталкивался с работами Джотто и Мазаччо , и выбрал Сохранить . Неужели с работой Леонардо, которым он восхищался, он мог поступить по-другому и уничтожить её?

Работа гения, без сомнения, восхищает Вазари, вот что написал он в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев про Битву при Ангиари . «…нарисовал группу всадников, сражающихся за знамя, вещь, которая была признана выдающейся и выполненной с большим мастерством… в этом изображении люди прявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногамии сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя; при этом один из солдат, вцепившись в него руками и всем туловищем на него налегая, пускает свою лошадь вскачь и, обернувшись … хватается за древко знамени, стараясь силой вырвать его из рук остальных четырёх.

Двое из них защищают его каждый одной рукой и, высоко замахнувшись другой, держащей меч, пытаются перерубить древко, между тем как старый солдат в красной шапке с воплем держит одной рукой древко, а другой – с высоко поднятой кривой саблей готовит бешеный удар, чтобы сразу отрубить обе руки тех двух, которые, скрежеща зубами, со свирепейшим видом пытаются отстоять своё знамя.» Не привожу вам все описания Вазари, примите во внимание, что глава о Леонардо в его книге занимает 9 страниц, из них 1 страница целиком посвящена только описанию Битвы при Ангиари . Вазари нам недвусмысленно даёт понять, что он видел эту фреску и досконально изучил вблизи, здесь и скрежет зубов, и старый солдат в красной шапке, и свирепость, и кровожадность, и «не выразить словами, как у Леонардо нарисованы одежды солдат».

Не случайно в первой работе Вазари для Старого Дворца Поражение Пизы при Сан Винченцо многочисленны совпадения поз, персонажей, мечей, знамён и лошадей. Для сравнения до нас дошли копии с Битвы при Ангиари (их авторами были , потом неизвестный художник, по работе которого сделана гравюра Лоренцо Заччиа, а потом Рубенс), но они могли быть сделаны не с фрески, а с картона - эскиза Леонардо в натуральную величину. Козимо Медичи также восхищался работой Леонардо, вплоть до того, что в 1513 году он платит за установку деревянных структур вдоль стены для защиты фрески от испанских солдат. Мотив для уничтожения работы Леонардо, во-первых, политический, невозможно оставить свидетельства победы Республики над Синьорией Медичи в главном представительском Зале, во-вторых, состояние фрески. Вазари отметил, что «задумав писать маслом по стене, он (Леонардо) для подготовки стены составил такую грубую смесь, что она по мере того, как он продолжал роспись этого зала, стала стекать, и он бросил работу, видя как она портится».

37 лет итальянский инженер Маурицио Серачини ищет фреску Леонардо Битва при Ангиари . Говорят, что именно этот ученый-энтузиаст послужил Дэну Брауну прототипом одного из действующих лиц книги Код да Винчи . Много за эти годы было противников, но немало и сторонников поиска, например, профессор Карло Педретти , главный мировой эксперт по работам Леонардо Да Винчи. Они оба уверены, что Вазари сохранил шедевр, и до сих пор он находится в Зале Большого Совета. Основания для оптимизма есть.

Подсказка Вазари на флаге «Ищущий обрящет»

Вазари вполне мог сохранить работу Леонардо, и он оставил нам ребус на своей работе Битва при Марчиано на восточной стене Большого Салона. Только на одном из многочисленных изображений знамён есть надпись, причём загадочная — «Тот, кто ищет, тот найдёт». Трудно связать её с битвой или с прославлением Республики. Надпись «неправильная», она не следует волнистому контуру флага. Ошибка для Вазари непростительная, как будто он хотел привлечь внимание к этому зелёному флагу в самом верху Битвы, где её не смог бы разглядеть снизу ни один зритель. Аназиз зелёной краски знамени и белой краски надписи провели в 1975 году. Пришли к выводу, что обе краски одинакового возраста, надпись на знамени не более поздняя пририсовка, а тоже сделана автором Вазари. Ещё одно необыкновенное открытие при исследовании стен зала радаром и телекамерой с инфракрасным излучением — под этим флагом с надписью есть пустое пространство , т.е существует двойная стена. Следующий этап исследований, после многочисленных согласований, прошёл с 27 ноября по 2 декабря 2011 года по ночам , чтобы не прерывать нормальную работу Музея Старого Дворца Флоренции. Невозможно было подобраться сбоку к изучаемому пространству под работой Вазари, т.к. она занимает всю стену и заканчивается карнизом, также закрыто пространство сзади многочисленными постройками, комнатами и пр. Кроме того, подбираясь сзади вслепую, можно повредить фреску Леонардо, если она внутри за стеной, возведённой Вазари для своей Битвы при Марчиано . Было решено посверлить микроскопические отверстия в стене, выбирая участки повреждений на фреске Вазари или недавние краски, наложенные реставраторами, чтобы не повредить ей. Потом запустить зонд в отверстие между двумя стенами. Естественно, поверхность, которую предполагалось обследовать была очень обширной, а разрешено было сделать несколько отверстий и анализов. Была возможность промахнуться, и не попасть на фреску Леонардо.

Композицию Битвы при Ангиари Леонардо представляли, а вот с размерами помог рисунок из Музея Оксфорда . Рисунок головы кричащего старика необычно больших размеров с маленькими наколками по контуру, заполненными углём. По предположению историка искусств Мартина Кемпа это не копия, а часть картона , который использовал Леонардо для работы над фреской. До увеличения стены Вазари, размер поверхности для работы Леонардо составлял 20 метров на 10 метров, и по размерам рисунка головы, предположительно определили размеры всей фрески. Учёные знали, что ко временам Вазари от фрески осталась только центральная часть, поэтому искали фрагмент размером 5 на 4 метра на поверхности 12 на 14 метров. Наметили 14 мест для микроскопических отверстий, где могла сохраниться Битва при Ангиари . Конечно, места были выбраны не оптимальные для обнаружения скрытой фрески, а те, где позволяла это сделать плохая сохранность участков фрески Вазари. Первое же отверстие и зонд определяет, что за кирпичной стеной с фреской Вазари Битва при Марчиано циркулирует воздух, то есть есть полость, и внутренняя поверхность ещё одной стены в 3 сантиметрах от стены с фреской Вазари. Энтузиазм исследователей можно себе представить.Но… мы с вами в Италии, и тут же полемика вылилась в нешуточные обвинения противников исследований: просверлено 60 дырок, работа Вазари под угрозой исчезновения. Прокуратура открывает дело, исследования остановлены. Сделано всего 6 микроотверстий, взято 6 анализов с поверхности внутренней стены. Через полтора месяца их разрешили изучить в лаборатории.

Карло Педретти ознакомил с результатами . Как вы понимаете, во времена Леонардо не было промышленного производства красок, как теперь. Поэтому каждый художник использовал свои собственные краски, и их состав красок Леонардо и Вазари отличается. Во-первых , найдены следы карбоната кальция, состава который покрывает весь исследованный участок поверхности внутренней стены, органический материал, применявшийся как грунтовка. Второе важное открытие : присутствие участка красного цвета, пигмента и связывающей субстанции, типичной для настенной живописи. Итак, не фреска, а живопись на стене, именно, то, что хотел сделать Леонардо, и что повлияло на разрушение работы. Следующий важный анализ показал на этой красной поверхности следы краски чёрного цвета, нанесённые кистью. Состав этой чёрной краски вызвал эйфорию исследлвателе, потому что в нём необычное химическое соотношение марганца и железа по сравнению с нормальным, используемым всеми художниками. Публикация Лувра 2010 года , касающаяся исследований двух работ Леонардо – Джоконды и Иоанна Крестителя , показала точно такой же состав чёрной краски на этих работах в отношении маргаца и железа. Кроме того, Джоконду Леонардо пишет во Флоренции в то же самое время, когда работает над Битвой при Ангиари . Доказательства получены: на внутренней стене за стеной с фреской Вазари Битва при Марчиано есть произведение Леонардо. Из исторических документов явно следует, что он писал на этой стене Зала большого Совета во Флоренции. Есть живопись, краски совпадают по составу с двумя работами Леонардо, по документам, именно он писал на этой стене. Надо отдать должное Джорджо Вазари , не победила зависть, не уничтожил фреску Леонардо, а нашёл необычный способ сохранить её для потомков. Другой вопрос, в каком состоянии Битва при Ангиари на внутренней стене? Сможем ли мы её когда-нибудь увидеть? Каким образом открыть её, не разрушив произведение Вазари? Пока ответов на эти вопросы нет.

«Битва при Ангиари»

Вот что пишет Адольфо Вентури об этом экстраординарном произведении, которое Леонардо должен был выполнить для зала Совета дворца Синьории:

«Леонардо прибегнул к изображению разбушевавшихся стихий, дабы выразить ненависть, которой охвачены люди, перемешавшиеся в яростном сражении. Картина представляет собой ужасную кучу людей, сливающихся воедино, точно пена волны; в центре – группа лошадей, словно выброшенных страшным взрывом. Люди и лошади охвачены конвульсиями, скрючены, переплелись, точно змеи, перемешались, словно в яростной схватке стихий, в безумной схватке…

За этим изображением урагана следуют другие изображения – лошадей, бегущих галопом, поднявшихся на дыбы, совершающих прыжки, закусивших удила, молодого воина, стремительно скачущего на боевом коне, точно устремившегося в полете, всадника, теряющегося в облаке пыли, поднятой вихревым порывом ветра…»

…Но обратимся к фактам. Контракт, подписанный 4 мая 1504 года в присутствии Макиавелли, предусматривал выплату Леонардо аванса в размере 35 флоринов, которые впоследствии предполагалось вычесть из гонорара. Ежемесячно он получал по 15 золотых флоринов на текущие расходы, беря на себя обязательство завершить работу не позднее конца февраля 1505 года. Если к указанному сроку он хотя бы приступит к нанесению рисунка на стену, то контракт может быть продлен. И тогда ему компенсируют все затраты.

Никогда еще Леонардо не получал столь выгодного заказа. 18 октября он вновь записался в корпорацию флорентийских живописцев – доказательство его намерения обосноваться во Флоренции! Макиавелли победил.

Леонардо потребовал помещение для себя и всей своей команды. 24 октября ему были переданы ключи от Папского зала монастыря Санта-Мария Новелла и смежных комнат. Помимо новой мастерской и нескольких жилых помещений Леонардо получил еще просторную комнату, в которой мог спокойно заниматься подготовкой картонов, – своего рода дополнительную мастерскую для частного употребления.

Начался долгий подготовительный период, о котором свидетельствует множество документов, чеков, подтверждающих платежи, произведенные по требованию его сотрудников и поставщиков, а также большое количество предварительных рисунков. Когда же картоны были завершены, он, увы, не смог приступить к основной работе. Папский зал находился в чрезвычайно плохом состоянии, крыша и окна требовали безотлагательного ремонта. Дождевая вода попадала прямо в помещение. 16 декабря Синьория приняла решение произвести ремонт крыши, дабы Леонардо смог приступить к работе. Всё это заняло очень много времени. Однако на сей раз задержка произошла не по вине Леонардо. Лишь 28 февраля были получены материалы, необходимые для ремонта окон и дверей, а также для сооружения больших передвижных подмостков, с помощью которых можно было достигнуть любой части стены.

Подмостки сооружались, разумеется, по чертежам самого Леонардо. Без них было не обойтись, учитывая размеры задуманной фрески «Битва при Ангиари». Предстояло расписать поверхность стены 18,80x8 метров.

Каменщик, производивший ремонтные работы, проделал проход в стене, отделявшей Папский зал от обширной смежной комнаты, которую занимал лично Леонардо. Теперь он мог беспрепятственно перемещаться из одного помещения в другое.

Чтобы получить необходимые сведения о битве при Ангиари, Леонардо обратился к Макиавелли, который специально для него сочинил целую эпопею. Получился захватывающий рассказ о чрезвычайно кровавом сражении, в разгар которого явился святой Петр собственной персоной! Историческая правда весьма далека от того, что придумал Макиавелли. В действительности при Ангиари погиб лишь один человек, да еще один упал с лошади. Словом, событие было лишено величия. Оно совершенно не отвечало тем представлениям о войне, которые Леонардо собирался выразить в своей фреске. Его этюды в записных книжках свидетельствуют об этом.

Леонардо приступил к созданию картонов, на которых изобразил облик зверя, именуемого человеком, охваченного своей наиболее свирепой страстью – истреблением себе подобных. Он показал эти зверства со всей беспощадностью. Зато человеческое выражено в голове лошади, взгляд которой передает весь ужас смерти. Помимо выбранного им ракурса тел, нагроможденных одно на другое, он акцентирует внимание на типичных деталях, придающих большую свободу и динамизм его персонажам. Искусно построенная композиция производит величественное впечатление. Она восхищает, эпатирует, изумляет. А как современники Леонардо? Смогли они разглядеть во всем этом выдвинутое им страшное обвинение войне? Какое это имеет значение, в конце концов… Главное, что смелое творение Леонардо принесло успех его создателю. Он всегда имел вкус к риску – как в своих произведениях, так и в жизни. Виртуозный мастер живописи, он трактует битву с поразительной непринужденностью, но вместе с тем и с неистовой запальчивостью.

Его многочисленные картоны, необходимые для создания столь сложной композиции, представляют различные группы людей и лошадей, перемешанных друг с другом. В центре – двое всадников, атакующих двоих противников; их перекрученные тела нерасторжимо переплелись. Внизу лежат обезображенные тела других людей. Они уже пали, уже мертвы. Судорожные гримасы этих обнаженных тел производят шокирующее впечатление. Леонардо имел привычку сначала изображать своих персонажей совершенно обнаженными, и лишь в самом конце работы облачать их в соответствующие одежды, полагая, что только так можно добиться наибольшего правдоподобия. На другом картоне – река, на мосту через которую происходит другое сражение. При изображении группы всадников Леонардо в полной мере продемонстрировал свое мастерство живописца-анималиста, приобретенное им в Милане: нарисованные им кони поднимаются на дыбы, бегут галопом, лежат на земле, кусают и сражаются подобно людям. Годы работы над «Большим конем» принесли свои плоды, наделив живописца способностью к предельной точности и реализму изображения. Люди и кони своими обезображенными чертами передают всю свирепость мира. Изображение жестоко, но вместе с тем и возвышенно.

Подобно тому как было со «Святой Анной» в церкви Благовещения, эти картоны вызвали большой интерес. Леонардо и на этот раз предложили выставить картоны на всеобщее обозрение, открыв двери Папского зала для всех желающих увидеть его «Битву при Ангиари». И опять потянулись флорентийцы, друзья, соперники… Благодаря тому, что художники увидели эту знаменитую «Битву», мы имеем некоторое представление о ней. Рафаэль, Андреа дель Сарто, Содома (псевдоним художника Джованни Бацци), Лоренцо ди Креди – все воспроизвели увиденное. Даже Рубенс значительно позже сделал копию центральной группы. Кто только не копировал «Битву при Ангиари» прежде, чем она исчезла, пав жертвой ревнивой кисти Вазари!

Даже недоверчивый и обидчивый Микеланджело тайком скопировал отдельные фрагменты… Впоследствии он часто использовал их в своих композициях с конями – встающими на дыбы, бегущими галопом.

Хотя Леонардо и получает мало заказов, зато его знает весь свет, и каждый имеет собственное мнение о нем. Он по-настоящему знаменит, пусть его слава и не приносит ему пользы. А ведь в тот момент в деньгах он нуждается больше, чем в широком признании. Значит, надо как можно скорее заканчивать работу, а это для Леонардо всегда было проблемой… Главная трудность в живописи a fresco заключалась для него в необходимости работать «не переписывая», к тому же на столь большом пространстве!

Прежде чем приступить к переносу изображения с картона на стену, Леонардо покрыл ее новым слоем штукатурки, дабы сделать ее безупречно ровной и гладкой. Он решил использовать «революционную» технику живописи, предварительно опробованную им на части стены и на маленьких панно. Результат удовлетворил его. Он отказался от фресковой техники живописи, от нанесения красок на еще не высохшую штукатурку. Вместо этого он решил прибегнуть к технике энкаустики, за которую ратовал еще Плиний Старший. Ничего новее Леонардо не нашел! Эта техника сродни нанесению темперы на сухую штукатурку. Леонардо не забыл, сколь печальная участь постигла в Милане его «Тайную вечерю». Больше он не намерен рисковать. Он хочет, чтобы написанное им на этой стене осталось навечно. Однако при создании столь крупномасштабного и вызывающе смелого произведения не лучше ли было бы прибегнуть к технике «раскрашивания»? Сам Боттичелли, предвидя печальную судьбу нового произведения Леонардо, пытался уговорить его применить более простую технику, но тот остался непреклонен. С невероятным энтузиазмом, присущим великим изобретателям, он приступает к работе.

Подготовительные работы успешно продвигались до того рокового дня, который Леонардо назвал днем катастрофы и дату которого с точностью указал в своих записных книжках: «В пятницу 6 июня, когда на колокольне прозвонили тринадцать часов, я приступил к росписи зала во дворце. Однако в тот самый момент, когда я собирался нанести кистью первый мазок, погода резко испортилась, и набатный колокол подал сигнал, чтобы все возвращались по своим домам. Картон разорвался, ранее принесенный кувшин с водой разбился, и вода, разлившись, промочила картон. Погода была ужасной, лило, как из ведра, и ливень продолжался до самого вечера; было темно, как будто уже наступила ночь. Картон оторвался…» Леонардо пришлось водружать его на место, предварительно восстановив его в прежнем виде. Он упорно продолжал работу, попутно экспериментируя с красками, составляя новые смеси, подбирая новые сорта масла и воска, компонуя новые виды штукатурки. Поскольку первые результаты страшно разочаровали его, ему пришлось, отбросив мысль об ополчившемся против него роке, попробовать что-нибудь другое. Он не хотел отступать, напротив, страстно желал добиться успеха, преодолеть все преграды…

Вот что по этому поводу говорит Вазари: «Леонардо, отказавшись от техники темперы, обратился к маслу, которое он очистил с помощью перегонного аппарата. Именно потому, что он прибегнул к этой технике живописи, почти все его фрески отделились от стены, включая “Битву при Лнгиари” и “ Тайную вечерю”. Они разрушились, и причиной этого послужила использованная им штукатурка. И при этом он отнюдь не экономил материалы, потратив шестьсот фунтов гипса и девяносто литров канифоли, а также одиннадцать литров льняного масла…» Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что именно следование рекомендациям, вычитанным у Плиния Старшего, послужило причиной разрушения обоих знаменитых творений Леонардо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В истории искусства найдется немало таких страниц, что читаются словно захватывающий роман. Ну а когда в канву сюжета вплетаются детективная интрига и высокотехнологичные поиски сокровища, утраченного полтысячелетия назад, то выходит практически готовый сценарий для Голливуда.

⇡ Фреска Леонардо да Винчи

Понедельник, 12 марта 2012 года. Город Флоренция, Италия. В одном из главных административных зданий города — древнем и похожем на укрепленный замок Палаццо Веккио — устроена пресс-конференция в честь важного открытия, только что сделанного в области истории искусства.

Как сказал об этом один из выступавших спонсоров проекта, «совместными усилиями искусствоведов и ученых, объединивших исторические свидетельства и современные технологии, исследовательская команда сумела приоткрыть завесу тайны, которая находилась рядом с нами на протяжении более 500 лет».

Объясняя суть проделанной ими работы, ученые во главе с профессором Маурицио Серачини (Maurizio Seracini) рассказали следующее. Благодаря применению миниатюрных щупов и видеозондов, их исследовательский хайтек-проект позволил обнаружить убедительные свидетельства того, что знаменитая фреска Леонардо да Винчи, утраченная еще пять веков тому назад, вероятно, все еще существует — за скрывающей ее фальшстеной непосредственно в том самом зале, где проходит пресс-конференция.

Хотя новость эта, несомненно, прозвучала очень интересно, нельзя сказать, что ее восприняли словно гром среди ясного неба. Маурицио Серачини ищет знаменитую работу великого мастера вот уже более 30 лет, причем едва ли не основная масса его усилий сводится к хождениям по бюрократическим инстанциям и выпрашиванию у неисчислимых чиновников разрешений на очередной цикл неразрушающих аналитических исследований произведений искусства и архитектуры.

В самое последнее время весь этот проект, известный как «Утраченный Леонардо», среди многих искусствоведов и хранителей старины стал считаться не просто спорным и неоднозначным, но и просто вредным. Главная этому причина в том, что в силу «непреодолимых обстоятельств» исследователям понадобилось сверлить несколько отверстий в уже имеющейся работе немалой исторической ценности. А также еще и потому, что далеко не все историки искусства согласны с идеей, будто грандиозная фреска Леонардо до сих пор существует.

⇡ Битва при Ангиари

История большой работы Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» — в три раза превышавшей по размеру «Тайную вечерю» — скрывает в себе немало драматических и загадочных страниц. Начиналось же все в 1503 году. В тот год Леонардо и Микеланджело, два самых знаменитых мастера своей эпохи, одновременно получили от властей Флоренции заказы на большие фрески, которые должны были украсить противоположные стены Зала пятисот — главного церемониального зала в Палаццо Веккио.

Это был период очередного восстановления Флорентийской республики после изгнания клана Медичи. Обе фрески задумывались как отражение исторических побед флорентийцев над своими неприятелями. Ну а двойной заказ подогрел и без того накаленное соперничество между двумя великими мастерами.

Впрочем, согласно имеющимся у историков сведениям, мастеру Микеланджело в работе над своей фреской «Битва при Кашине» не довелось продвинуться дальше большого наброска на картоне. Вскоре он получает приглашение от Папы Римского и уезжает из Флоренции в Рим, дабы заняться украшением Ватикана.

Леонардо же, что известно с документальной достоверностью, не только выставил в зале большой картон с наброском, но и приступил непосредственно к росписи «Битвы при Ангиари» 6 июня 1505 года, когда ему было 53 года. Фреска должна была запечатлеть в веках выдающуюся победу Флоренции над войсками Милана летом 1440 года, когда, несмотря на свое численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

В книге «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», написанной в середине XVI века писателем, художником и архитектором Джорджо Вазари, о завершенном фрагменте этой работы Леонардо рассказывается как о безусловном шедевре:

«...Он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, — вещь, признанная превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, воплощенных при изображении этого смятения. Ярость, ненависть и мстительность у людей в нем выражена столь же ярко, сколь у лошадей... Невозможно передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве, явленном в контурах лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавать лучше, нежели кто-либо».

В той же работе сообщается, что Леонардо удалось завершить лишь фрагмент (размером 4 на 5 метров) своей большой фрески, ныне известный как «Битва за знамя». Но затем, по свидетельству Вазари, художнику пришлось приостановить работу над этим проектом, поскольку у мастера возникли серьезные технические проблемы в ходе экспериментов со смешиванием разных техник, применяемых при живописи маслом и при росписи настенных фресок. (Неудачный опыт с «Тайной вечерей» и постоянно сырая из-за дождей штукатурка вынуждали Леонардо искать новые способы закрепления красок на стене.) В 1506 году да Винчи перебрался в Милан по приглашению французского наместника Шарля д’Амбуаза. А фреска его, таким образом, осталась незавершённой.

Через несколько лет после того, как Джорджо Вазари описал в своей книге историю мучительного создания «Битвы при Ангиари», уже его самого в качестве художника и архитектора наняли для реконструкции Зала пятисот — по повелению нового правителя Флоренции, великого герцога Козимо Медичи. Зал требовалось расширить и перестроить, поскольку герцог желал иметь более просторное помещение, которое вмещало бы весь его двор. По завершении переделки зала, Вазари и его помощники расписали стены новыми большими фресками. А знаменитые незаконченные работы прежних мастеров, соответственно, были при перестройке утрачены — включая и «Битву при Ангиари» Леонардо да Винчи.

На сегодняшний день об этом произведении Леонардо, превозносившемся современниками художника как самая замечательная его работа, известно немного. Среди главных следов от «Битвы при Ангиари» остались несколько подготовительных набросков, выполненных рукой самого мастера, а также превосходная копия «Битвы за знамя», сделанная в 1603 году Рубенсом. Копия, естественно, была снята не с оригинала, а с копии-гравюры другого художника.

С возвращением во Флоренцию семейства Медичи пропали не только фрески Зала пятисот. Следую плану обновления города, разработанному герцогом Козимо I для увековечивания памяти о роде Медичи, Вазари должен был принести в жертву и другие шедевры — в частности, знаменитую фреску «Троица» работы Мазаччо в церкви Санта Мария Новелла.

Спустя века, однако, выяснилось, что Вазари не разрушил работу Мазаччо. Он просто заложил ее фальшивой стеной из кирпича и уже по этой стене добавил свою собственную фреску «Мадонна Розария». Шедевр Мазаччо оставался сокрытым от людских глаз на протяжении трехсот лет, вплоть до 1861 года, когда стену Вазари аккуратно убрали...

⇡ Ищущий находит

В 1975 году, завершив обучение инженерным наукам в США, в свою родную Флоренцию вернулся Маурицио Серачини. И практически сразу присоединился к изучению Зала пятисот, которое проводил в то время Карло Педретти (Carlo Pedretti), исследователь творчества Леонардо, в надежде отыскать там следы «Битвы при Ангиари» — самой крупномасштабной работы из всех, за которые брался да Винчи.

В том же 1975-м, когда Серачини изучал подробности батальных сцен большой фрески Вазари «Битва при Марчиано», на высоте 12 метров он обнаружил, что небольшой зеленый флаг одного из солдат несет на себе надпись из двух слов Cerca Trova, то есть «Ищущий находит» (иногда переводят как «Ищите и обрящете»). Находка этой надписи словно пробила Серачини: а не является ли она ключом-указанием на то, что здесь сокрыто нечто очень важное?

Технологии 1970-х годов, увы, ничем не могли помочь экспертам-искусствоведам в ответе на подобный вопрос. Так что Серачини пришлось потихоньку заняться другими задачами. С годами он сделал себе имя в области научной экспертизы и анализа произведений итальянского искусства, включая картину Леонардо «Поклонение волхвов». Попутно, много работая в США, ученый участвовал в создании центра междисциплинарного изучения искусства, архитектуры и археологии при UCSD, Калифорнийском университете Сан-Диего (впрочем, это произошло это уже в 2007 году. — прим. ред. ). Лишь в 2000 году Маурицио Серачини удалось вновь вернуться для исследований в Зал пятисот, теперь уже вооружившись новыми продвинутыми технологиями и заручившись финансовой поддержкой британского филантропа Лоэля Гиннеса (Loel Guinness).

Прощупав стены в инфракрасном спектре и проведя лазерное сканирование помещения, команда Серачини отыскала точные места, где находились двери и окна зала до того, как перестройкой интерьеров занялся Вазари. При этом новые аналитические результаты подтвердили, что участок стены, когда-то выделенный властями Флоренции для фрески Леонардо, оказался именно там, где находился флаг с надписью «Ищущий находит». Не менее обнадеживающей новостью было и то, что Вазари, как выяснилось, не наносил штукатурку для новых фресок непосредственно поверх работы Леонардо. Как и в истории с шедевром Мазаччо, для своих фресок Вазари воздвиг новые кирпичные стены.

Спустя еще несколько лет, в 2007-м, Маурицио Серачини удалось получить разрешение на обследование стен зала аппаратурой GPR, то есть геофизическим радаром подземного сканирования. В результате такого высокочастотного прощупывания было установлено, что одна из фальшстен Вазари была не простая, а с небольшим, порядка 2-3 сантиметров, воздушным зазором между ней и основной стеной из камня — причем именно там, где среди деталей фрески было найдено зеленое знамя с девизом Cerca Trova...

На этом замечательном открытии поисковые работы Серачини вновь существенно притормозились из-за достаточно активного сопротивления чиновников министерства культуры Италии. Но попутно, в 2005 году, выступая на одной из научных конференций, эксперт обратился за помощью к сообществу ученых — в надежде совместными усилиями отыскать неразрушающий метод анализа, который мог бы достоверно подтвердить или опровергнуть присутствие фрески Леонардо за кирпичной стеной с «Битвой при Марчиано» Вазари.

В итоге родилась идея о применении устройства нейтронной активации, иначе именуемой аналитической технологией вынужденной радиоактивности. С помощью физиков из США, Итальянского агентства ядерной энергетики, а также голландских и российских университетов, Серачини и его коллеги разработали устройства, позволяющие благодаря нейтронному пучку идентифицировать характерные химикаты, применявшиеся в живописи Леонардо да Винчи. (Выбивая нейтронами ионы из скрытой каменной стены, можно получать данные об индивидуальных сигнатурах специфических пигментов. Эти сигнатуры уже собраны и классифицированы ранее исследователями работ Леонардо, в частности в Лувре.)

Реально применить эту аппаратуру в деле появилась возможность лишь к началу 2011 года, когда сменилось начальство в министерстве культуры, а во Флоренции выбрали нового мэра, Маттео Ренци (Matteo Renzi), также воодушевленного идеей отыскать утраченный шедевр Леонардо.

Увы, столь внушительный научный проект оказался в данном случае напрасным. В марте 2011-го, после землетрясения и цунами в Японии, вызвавших катастрофу с ядерным реактором на атомной электростанции Фукусима, повсюду — включая и Флоренцию — возникло крайне нервное и подозрительное отношение к любым ядерным технологиям или устройствам. Так что от уже подготовленной к применению аппаратуры нейтронной активации исследователям пришлось отказаться.

⇡ Мы не вандалы

Ну а затем произошло маленькое чудо, на которое Серачини и его команда прежде даже не надеялись. В конце прошлого года власти дали им разрешение просверлить в кирпичной кладке с фреской Вазари несколько отверстий — дабы с помощью микрозондов попытаться определить, чем покрыта основная каменная стена. И вот теперь, на мартовской пресс-конференции в Зале пятисот, исследователи рассказали, что им удалось обнаружить при анализе результатов зондирования.

Прежде всего, полностью подтвержден факт наличия тонкой воздушной прослойки между кирпичной и каменной кладкой. Поскольку ни одна другая стена в Зале пятисот не имеет за собой подобной ниши, уже это дает веские основания предполагать наличие там фрески.

Миниатюрные, медицинского типа зонды-эндоскопы и прочие хай-тек-щупы применялись для снятия доступных видеоизображений и забора образцов материалов, обнаруженных за кирпичной стеной. Как рассказал Серачини, были выявлены следы пигментов, которые имеют такие же характеристики, что и у материалов, уже известных экспертам-искусствоведам по применению исключительно в работах Леонардо.

В частности один из образцов черного материала, найденного на задней стене и проанализированного сканирующим электронным микроскопом, оказался аналогичен черному пигменту, выявленному в Лувре, в коричневых оттенках картин «Мона Лиза» и «Иоанн-креститель». Имеет смысл также отметить, что Леонардо писал Мону Лизу во Флоренции в то же самое время, когда работал над «Битвой при Ангиари». По оценкам экспертов, это уникальный пигмент, применявшийся только в работах да Винчи, но не у каких-либо других художников.

Также обнаруженные на скрытой стене чешуйки красноватого материала были идентифицированы как, наиболее вероятно, лаковое покрытие, применявшееся для защиты красок. «Подобного рода материал вряд ли можно обнаружить на обычной оштукатуренной стене», — считает команда исследователей. Кроме того, сделанные эндоскопом изображения высокого разрешения позволили ученым установить, что на исходной каменной стене присутствует бежевого цвета материал, который по фактуре «мог быть нанесен только кистью художника»...

Короче говоря, как подвел итоги исследования Терри Гарсия (Terry Garcia), глава Национального географического общества США, выступающего основным финансовым спонсором данного проекта, «имеется полная убежденность, что найдено нечто весьма значительное, а потому можно считать этот день историческим».

Теперь, по словам Гарсии, дело за министерством культуры Италии — именно там предстоит решать, каковы будут следующие шаги исследования и необходимо ли изучать другие части стены. Пока что никто не может сказать ничего содержательного о текущем состоянии скрытой работы Леонардо. Это покажут дальнейшие этапы изучения. Но что бы ни осталось от фрески Леонардо, уверен Гарсия вместе с командой, оно явно находится за этой стеной.

Несмотря на все эти сильные заявления, часть итальянских историков искусства продолжает относиться к предпринимаемым Серачини усилиям крайне скептически. Эта сторона полагает, что фреска «Битва при Ангиари», скорее всего, была уничтожена еще до того, как Джорджо Вазари приступил к созданию своих настенных росписей.

Когда же начался последний этап работы над поисковым проектом, включавший в себя сверление отверстий, от поддержки исследования отказались даже несколько из тех искусствоведов, которые прежде в целом соглашались с гипотезой о фальшстене, укрывшей сокровище. А организация «Наша Италия» (Italia Nostra), ведущая в стране общенациональная структура по обеспечению сохранности природы и искусства, специально обратилась к флорентийским властям с просьбой остановить проект. Потому что, во-первых, это создает риски нанести вред самой по себе ценной фреске Вазари, а во-вторых, по мнению Italia Nostra, вообще крайне маловероятно найти за ней подлинного Леонардо.

Сторонники продолжения работ категорически не согласны с подобной критикой. Все те отверстия, что были проделаны в стене, подчеркивают они, расположены либо в уже отреставрированных ранее местах, либо в трещинах — так что подлинный Вазари при этом вообще не был затронут.

Мэр Флоренции Маттео Ренци уверен, что работу над проектом необходимо продолжать, дабы установить общее состояние работы Леонардо, которая, как считает и он, наверняка находится за стеной. Мэр уже запросил у правительства Италии разрешение на проведение дополнительных сверлений кирпича в еще приблизительно полутора десятках мест, где фрески Вазари на стене нет.

Мэр Флоренции Маттео Ренци (в центре)

«Нам нужно знать, как много там осталось от картины. Мы же не какие-нибудь сумасшедшие вандалы, уничтожающие искусство. Мы любопытные люди, которые не боятся решать одну из величайших загадок в истории искусства», — поясняет свою позицию Ренци.

В целом же, уверен мэр, современные технологии вполне должны позволить публике наслаждаться как произведением Леонардо, так и фреской Вазари. «Но если бы мне пришлось выбирать, — признался Ренци, — то я бы все-таки предпочел Леонардо…»

картина Леонардо да Винчи - Битва при Ангиари

история создания

«Битва при Ангияри» (итал. Battaglia di Anghiari, также иногда переводится, как «Битва при Ангьяре») - утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503 - 1506 годах. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков - авторства Рубенса - находится в собрании Лувра.

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.

Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.

Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы - сражение группы всадников за знамя.

По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью:

выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

В 1555 - 1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено - его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Создан 07 окт 2010

Искусствовед, выведенный под своим именем в романе "Код да Винчи" Дэна Брауна, 35 лет безуспешно пытался сделать выдающееся открытие. Скоро мы, возможно, увидим исчезнувший шедевр Леонардо да Винчи. Речь идет о знаменитой фреске "Битва при Ангиари", которую закрывает работа Вазари.

Зарисовка фрески из альбома Рубенса

Тридцать пять лет искусствоведы безуспешно пытаются добраться до фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари" (Battaglia di Anghiari), чтобы никоим образом не повредить закрывающую ее работу Джорджо Вазари "Битва при Марчано" (Battaglia di Marciano).

В Старом дворце Флоренции, известном во всем мире под его итальянским именем Палаццо ВеккьоPalazzo Vecchio , в так называемом Зале пятисот (Salone dei Cinquecento) имеется фреска "Битва при Марчано", или "Битва при Сканнагалло" (Battaglia di Scannagallo), нарисованная Джорджо Вазари и его учениками. Уничтожил ли своим творением мастер шедевры, созданные его гениальными предшественниками: "Битва при Ангиари" Леонардо да Винчи и эпизод "Битвы при Кашине" (Battaglia di Cascina) Микеланджело?

В 1568 году, работая над заказами флорентийского герцога Козимо I Медичи, Вазари будто бы не пощадил "Троицу" Мазаччо (Masaccio), нарисованную примерно в 1427 году и находившуюся в готической церкви Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella). В 1861 году за ней обнаружили сохранившуюся "Троицу" (La Trinità), а "Пресвятая Дева Мария Розария" (Madonna del Rosario) кисти Вазари оказалась написанной на фальшивой стене, которая лишь скрывала, но не уничтожила работу его предшественника.

В 2000 году, выступая на конференции, посвященной да Винчи, итальянский исследователь Карло Педретти (Carlo Pedretti) предположил, что точно так же Вазари поступил и с фреской Леонардо, которого глубоко чтил. За эту мысль ухватился Маурицио Серачини (Maurizio Seracini) из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который с 1975 году при помощи самых современных средств, включая фотосъемку в инфракрасных лучах, рентген и лазер, ищет следы исчезнувшего шедевра.

Серачини — единственный реальный персонаж, упомянутый Дэном Брауном в бестселлере "Код да Винчи" под его настоящей фамилией. Этот подвижник от науки действует в полном соответствии с девизом Cerca, trova - "ищите и обрящете", начертанном на кусочке зеленого знамени, которое несут на фреске Вазари "Битва при Марчано", и о чем не умолчал Дэн Браун. При этом сам Серачини критически настроен по отношению к американскому писателю, хотя умеет отлично пиариться и заниматься саморекламой.

В 2002 году власти Флоренции запретили проводить исследования фрески Вазари, но после пятилетнего перерыва и смены руководства в Министерстве культуры Италии, разрешение вроде бы было дано. Однако снова испугались портить уже имеющийся шедевр в поисках сомнительной находки. Точка зрения скептиков снова победила, но, как оказалось, лишь на время.

Позади 13-сантиметровой стены обнаружилось пустое пространство. Проникнуть туда удалось, просверлив семь отверстий в разных местах фрески, которая не должна пострадать от вмешательства, поскольку уже кое-где повреждена и нуждается в реставрации. В отверстия просунули микрокамеры, способные улавливать гамма-излучение от пигмента краски. За первым отверстием обнаружили однодюймовое полое пространство.

У идеи обнаружить за фреской Вазари шедевр Леонардо есть не только сторонники, но и противники. Историк искусства из университета имени Фридриха II в Неаполе Томазо Монтанари (Tomaso Montanari) в интервью La Repubblica не без ехидства заметил: "Полагаю, что позади стены нет работы Леонардо, Вазари никогда бы не стал скрывать произведение художника, которым он так много восхищался, в надежде, что однажды кто-то начнет его поиски. Подобную гипотезу можно было ожидать от Дэна Брауна, но не от историков искусства".

В книге "Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550) Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) пишет, что "общественным декретом было постановлено, что Леонардо поручается написать какую-либо прекрасную вещь; в соответствии с этим Пьеро Содерини, бывший тогда гонфалоньером правосудия, предоставил ему названную залу. Для выполнения этого поручения Леонардо начал в зале папы, в Санта Мария Новелла, картон с историей Никколо Пиччинино, военачальника герцога Миланского Филиппе, где он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, — вещь, признанная превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения.

Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность у людей столь же сильно, как у коней; в частности, две лошади, переплетясь передними ногами, бьются зубами так, как бьются из-за знамени сидящие на них всадники; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех — двое защищают его, ухвативши одной рукой, а другой, подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, вопя, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей, наносит крепко удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрежеща зубами, пытаются горделивым движением защитить свое знамя.

А на земле, между ногами коней, две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат, над ним, подняв как можно выше Руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь ногами и руками, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавал лучше, нежели кто-либо.

Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, которое, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь, спускало. Задумав писать по стене масляными красками, составил он для подготовки стены смесь однако такого грубого состава, что когда он принялся за живопись в упомянутом зале, то стала она отсыревать, и вскоре он прекратил работу, видя, что она портится".

Неназванной у Вазари темой композиции Леонардо, как полагают искусствоведы, была битва при Ангиари, произошедшая в июне 1440 года между флорентийскими войсками и миланцами под начальством Никколо Пиччинино, кондотьера на службе у герцога Миланского Филиппе Мариа Висконти. Описание Вазари, видимо, относится к центральной сцене композиции — драматическому эпизоду борьбы за знамя.

Время работы Леонардо над картоном и фреской определяется с 1503 по 1505 годы. Ни картон, ни фреска не сохранились, и представление о них якобы дает известный луврский рисунок Рубенса, воспроизведенный гравюрой Эделинком и передавший в несколько, может быть, переработанном виде леонардовский оригинал. Для Леонардо "Борьба за знамя" была состязанием с Микеланджело, делавшим для той же залы Дворца синьории фреску с эпизодом битвы при Кашине.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.