Зарубежные художники XIX века: самые яркие деятели изобразительного искусства и их наследие. Известные русские художники Русские портретисты 19 века

Написанный непосредственно с натуры, в живом общении с моделью, путем непосредственного ее изучения и наблюдения, портрет является основой реалистического искусства. Развитие реализма начинается именно с портрета. В России портрет появился позднее, чем в Европе. Русский портрет лишь к рубежу XVII и XVIII столетия окончательно оформился в самостоятельный жанр.

Русский портрет развивался удивительно быстро - от парсун конца XVII века к портретам Рокотова, Шубина, Левицкого, Боровиковского в XVIII веке, которые с полным правом можно поставить в один ряд с лучшими образцами современного им европейского портретного искусства. Это необычайно быстрое и плодотворное развитие объясняется в значительной мере тем, что русские художники хорошо знали западных мастеров, учились у них, никогда им слепо не подражая, сохраняя свое национальное своеобразие.

Гуманизм, особое внимание к человеку и сердечность составляют одну из главных особенностей русского портретного искусства. Русское просветительство, выработавшее высокое представление о ценности человеческой личности, оказало большое и плодотворное влияние на портретное искусство. Оно успешно развивается в первой половине XIX века, достигнув вершины в портретах Брюллова, поражающих эмоциональностью образов и красотой пластической формы.

Вторая половина XIX века была порой расцвета русского реалистического портретного искусства. В нем отчетливо отражено новое представление о ценности человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу. В это время решительно меняется круг моделей - преобладают портреты передовых деятелей национальной культуры. Художники всегда очень объективно давали оценку человеку, его общественной значимости и места в жизни русского общества. Но печать исторической эпохи и ясные черты национальности не заглушали яркости индивидуальной характеристики. Реалистическое портретное искусство художников-демократов решительно противостояло выхолощенным, льстиво салонным портретам академических и придворных живописцев.

В XIX столетии ни одна страна Европы не имела такого блестящего созвездия художников-портретистов, как Россия, где почти одновременно работали такие мастера, как Н. Ге, В. Перов, И. Крамской, Н. Ярошенко, И. Репин. К ним заслуженно должны быть присоединены имена В. Васнецова и В. Сурикова. Эти художники являются главными творцами и создателями не только ярчайших портретных характеристик выдающихся русских людей, но и типичных представителей самого народа. Именно они и прежде всего в портрете, поняли красоту и духовную ценность русского человека. Русское искусство всегда имело общую, главную основу своего бытия. И эта основа - высокий гуманизм, народность, пронизывающие русскую историческую и жанровую живопись и ярко проявившиеся в портрете. Русский портрет впечатляет своей эмоциональной силой, способностью глубоко выражать внутренний мир человека во всей его полноте и значительности.

Тенденция правдивого, непосредственного отражения в живописи современной жизни с ее социальными контрастами, интерес и стремление выразить глубокий внутренний мир человеческой души, раскрыть этические ценности с бесчеловечностью буржуазного общественного уклада - все это приобрело, основополагающий характер в творчестве художников демократической русской школы второй половины XIX века.

Вторая половина XIX столетия в русской живописи была временем блестящего расцвета демократического реализма. Решительная перемена, наступившая в литературе и искусстве в 40-60-х годах XIX века, состояла, прежде всего, в том, что русские писатели, поэты, музыканты и художники обратились к народу, его думам и чаяниям. Жизнь народа стала главным содержанием их произведений. Следствием этого было широкое и интенсивное развитие жанровой живописи с ее конкретными сюжетами из жизни города и деревни. Большинство художников-жанристов занималось и портретной живописью.

Никогда еще в живописи не появлялось такого значительного количества портретов выдающихся прогрессивных деятелей эпохи, причем в каждом из этих портретов можно видеть не только яркое выражение индивидуальною облика писателя или ученого, музыканта или художника, но печать исторической эпохи и ясные черты национальности. Это, бесспорно, русские люди. И в портретах простых людей художники отмечали наиболее ценные и яркие стороны национального характера.

Основным видом портретной живописи стал портрет станковый, но большей части полуфигурный: строение и положение рук, даже не жестикулирующих, всегда усиливает характеристику модели. В это время почти совершенно исчезли официальные парадные портреты, столь часто встречающиеся в XVIII и в первой половине XIX века, так же как и парные супружеские портреты (благодаря чему открывалась возможность выразительного контраста характеров). Теперь внимание художника сосредоточивалось только на одной индивидуальности. Кроме того, за всю вторую половину века не было создано ни одною группового портрета, за исключением немногих семейных портретов.

Русские художники - представители демократической культуры, стремились запечатлеть и живописном образе достоверный, отличающийся убедительным сходством портрет своего современника.

Количество портретов общественно значительных личностей явно преобладает. Здесь уместно отметить деятельность П.М. Третьякова, который, начав собирать коллекцию портретов деятелей русской культуры, предполагал, что эта коллекция должна войти в состав задуманной им национальной галереи.

Уже к концу 70-х годов Третьяковская галерея, непрерывно пополнявшаяся, располагала почти всем лучшим, что было создано и вновь создавалось в то время русским реалистическим искусством.

Вторая половина XIX века была периодом расцвета русского демократического искусства, противостоящего реакционному искусству правящих классов. Русская живопись, являющаяся важной составной частью культуры, приобрела определенно демократический характер.

Совершенно естественно обращение художников-демократов к портретной живописи. Портрет в эпоху 60-90-х годов приобрел невиданное значение. Передовые художники, как и другие прогрессивные деятели той эпохи, понимали все значение и ценность человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу.

Портрет по своей сущности, не простое изображение человека, и в своей основе предполагает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего, выражение свойств, сути, души человека, а не только изображение его внешности, его внешних проявлений.

Русский портрет лишь к рубежу XVII и XVIII столетия окончательно оформился в самостоятельный жанр. Далее пройдя долгий путь от признака социального превосходства, успешно развивается в первой половине XIX века, достигнув вершины в портретах второй половины XIX века, поражающих эмоциональностью образов и красотой пластической формы. Гуманизм, особое внимание к человеку составляет одну из главных особенностей русского портретного искусства. Благодаря этим качествам, признающим ценность личности, портрет получает особо широкое развитие в русском искусстве.

Главная » Русские художники

Известные русские художники

XIV (14 век) XV (15 век) XVII (17 век) XVIII (18 век) XIX (19 век) XX (20 век)

В пестрой веренице лет далекого детства особенно ярко остался в памяти Владимира Александровича Васильева один чудесный летний день. «Я считаю этот день решающим в моей жизни художника. Я впервые пережил тогда то чувство особого счастья, полноты жизни, которое так часто охватывало меня позднее, когда я стал художником, в те мгновения, когда остаешься один на один с природой и постигаешь ее всегда с каким-то новым и радостным изумлением.

Коровин Константин Алексеевич, известный русский живописец и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - на архитектурном отделении (1875), а затем (с 1876) на живописном у И. Прянишникова., В, Перова, Л. Саврасова! и В. Поленова. Несколько месяцев (1882-83) учился в петербургской Академии художеств. Заканчивал художественное образование в Училище (1883-1886).

Крамской Иван Николаевич
(1837-1887)

Крамской Иван Николаевич, выдающийся русский живописец и прогрессивный художественный деятель. Родился в Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Первоначальные знания получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самостоятельно. В шестнадцать лет поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу

Куинджи Архип Иванович
(1842-1910)

А.И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Кустодиев Борис Михайлович
(1878 - 1927)

Кустодиев Борис Михайлович, выдающийся русский советский живописец, график, театральный художник, скульптор. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Родной край дал ему глубокое знание русской жизни и народного быта, любовь к шумным многолюдным ярмаркам гуляньям, балаганам, тем ярким и радостным краскам, которые вошли с ним в русскую живопись.

Лагорио Лев Феликсович
(1827-1905)

Лагорио Лев Феликсович - русский живописец-пейзажист, маринист. Родился в семье неаполитанского консула в Феодосии. Его учителем был И. К. Айвазовский. С 1843 г. Лагорио занимался в Петербурге в Академии художеств у А. И. Зауервейда и М. Н. Воробьева.

Левитан Исаак Ильич
(1861-1900)

Родился в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-74) у А. Саврасова и В, Поленова. С 1884 выступал на выставках Товарищества передвижников; с 1891 - член Товарищества. С 1898 - академик пейзажной живописи. Левитан создал множество замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило развитие то лирическое начало, которое присуще живописи его учителя и наставника А. Саврасова.

Малевич Казимир Северинович
(1878-1935)

Имя Казимира Малевича стремительно обрело подобающее ему место в истории русского искусства, как только рухнула официальная советская идеология. Произошло это с тем большей легкостью, что великий художник давно завоевал прочную славу за пределами Отечества. Посвященную ему библиографию впору издавать отдельным изданием, и на девять десятых она состоит из книг и статей на иностранных языках: многочисленные исследования на русском стали публиковаться с конца 1980-х годов, когда состоялась первая большая выставка Малевича на родине после десятилетий замалчивания и хулы.

Малютин Сергей Васильевич
(1859-1937)

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

Нестеров Михаил Васильевич
(1862- 1942)

Нестеров Михаил Васильевич, выдающийся русский советский художник. Родился в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877- 86) и в Академии художеств у В. Перова, И. Прянишникова и П. Чистякова. Первоначально пробовал себя в бытовом жанре: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884). В 1882 он женился на Марии Мартыновой, которая умерла в 1885 от родов. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он бросил легковесные жанры и обратился к историко - религиозной тематике.

Перов Василий Григорьевич
(1834-1882)

Одним из зачинателей реалистической живописи 60-х годов был Василий Григорьевич Перов - продолжатель обличительных тенденций Федотова. В волнениях и тревогах российской жизни находит он почву для своего творчества, ту питательную среду, без которой не может существовать художник. Перов смело и открыто бросается в бой, обличая фальшь и лицемерие церковных обрядов ( «Сельский крестный ход на пасхе» , 1861), тунеядство и порочность попов и монахов ( «Чаепитие в Мытищах» , 1862; обе в Третьяковской галерее в Москве).

Поленов Василий Дмитриевич
(1844- 1927)

Родился в Петербурге в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук, знаток и любитель искусств. В детстве обучался музыке. Окончил гимназию в Петрозаводске и поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Однако он не бросил и занятий музыкой и некоторое время пел в Академическом хоре. Еще в годы учебы посетил Германию и Францию, восхищаясь Р. Вагнером и Ж. Оффенбахом.

Репин Илья Ефимович
(1844-1933)

Репин Илья Ефимович, выдающийся русский художник, представитель демократического реализма. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. В тринадцать лет начал учиться живописи в Чугуеве у художника Н. Бунакова. Работал в иконописных артелях. В 1863 приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Встретился с И. Крамским, который стал наставником молодого художника на долгие годы.

Рерих Николай Константинович
(1874- 1947)

Рерих Николай Константинович , выдающийся русский художник, искусствовед, археолог и общественный деятель. Родился в Петербурге. Учился в Петербурге в гимназии Мея (1883-93). Брал уроки рисования у М. Микешина. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893-96) и живописное отделение Академии художеств (1893-97) по классу А. Куинджи. Последний стремился развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать замысел картины.

Савицкий Константин Аполлонович
(1844-1905)

Савицкий Константин Аполлонович, русский живописец и жанрист. Родился в Таганроге в семье военного врача. В 1862 поступил в Академию художеств в Петербурге, но вследствие недостаточной подготовленности был вынужден уйти и после двух лет усиленной самостоятельной работы в 1864 снова поступил в Академию. В 1871 получил малую золотую медаль за картину «Каин и Авель». Уже в академические годы был близок к Художественной артели И. Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок и экспонировался на 2-й передвижной выставке (1873). Это возбудило недовольство администрации Академии, которая, придравшись к первому попавшемуся поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен), исключила Савицкого из Академии (1873).

Саврасов Алексей Кондратьевич
(1830-1890)

Есть картины, без которых немыслимо представить русское искусство, так же как нельзя представить русскую литературу без «Войны и мира» Толстого, «Евгения Онегина» Пушкина, И это не обязательно должно быть большое и сложное произведение. Такой подлинной жемчужиной русской пейзажной живописи стала маленькая скромная картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели». Она появилась на первой выставке Товарищества передвижников 1871 года.

Серов Валентин Александрович
(1865-1911)

Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили - кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.

Суриков Василий Иванович
(1848-1916)

Суриков Василий Иванович, выдающийся русский исторический живописец и жанрист. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь». Родился в Красноярске в семье казачьего офицера. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать была прекрасной вышивальщицей.

Федотов Павел Андреевич
(1815-1852)

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года. Отец служил чиновником и каждое утро уходил на службу. Семья Федотовых была большая, жили небогато, но особой нужды не испытывали. Соседи кругом были люди простые - мелкие чиновники, отставные военные, небогатые купцы. Особенно дружен был Павлуша Федотов с сыновьями капитана Головачева, которые жили напротив, а маленькая сестренка, «востроглазая Любочка», как он ее называл, дружила с Катенькой Головачевой, своей ровесницей.

Шишкин Иван Иванович
(1832-1898)

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи.

Юон Константин Федорович
(1875-1958)

Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону . Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

Русские художники


Акимов Николай Павлович
(1901-1968)

Н. П. Акимов попал в Петербург совсем юным, и почти вся его жизнь оказалась прочно связанной с этим городом. Обучался он в студии С. М. Зейденберга (1915-18), через несколько лет поступил в АХ, но оставил ее, не доучившись. Занимался книжной графикой и успел создать себе имя, но по-настоящему нашел себя в сценографии. Работа в театре настолько увлекла его, что в конце 1920-х гг. он обратился и к режиссуре, сделав ее второй, если не первой, профессией: в 1933 г. возглавил Ленинградский мюзик-холл, а в 1935-м - знаменитый Ленинградский театр комедии, художественным руководителем которого оставался до самой смерти (кроме 1949-55 гг., когда был вынужден перейти в другой коллектив).

Нисский Георгий Григорьевич
(1903-1987)

Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ Гомеля. Местный живописец В. Зорин, увидевший рисунки юноши, посоветовал ему продолжить занятия изобразительным искусством. Вняв совету, Нисский поступил в гомельскую Студию изобразительных искусств имени М. Врубеля. Его способности заметили и в 1921 г. направили в Москву на подготовительные курсы при Высших художественно-технических мастерских В 1923 г. Нисский перешел на живописное отделение, где его учителями были А. Д. Древин и Р. Р. Фальк.

Пахомов Алексей Федорович
(1900-1973)

В Вологодской области возле города Кадникова на берегу реки Кубены раскинулось село Варламове. Там 19 сентября (2 октября) 1900 года у крестьянки Ефимии Петровны Пахомовой родился мальчик, которого назвали Алексеем. Его отец, Федор Дмитриевич, происходил из «удельных» землепашцев, не знавших в прошлом ужасов крепостного права. Это обстоятельство играло не последнюю роль в жизненном укладе и преобладающих особенностях характера, выработало умение держаться просто, спокойно, с достоинством.

6.07.2019 в 15:34 · VeraSchegoleva · 11 620

Топ-10 самых известных художников-портретистов, чьи имена должен знать каждый

Портрет – это изображение группы лиц или одного человека с абсолютной точностью. Обычно это рисунок, выполненный в определенном стиле.

Художник-портретист воспроизводит образ по памяти или рисует человека с натуры. Через свои картины портретисты передают не только внешность людей, но и их неповторимые особенности, черты характера.

Портрет – это индивидуальное отношение художника к конкретной личности. Такая интерпретация человека элитарна, эксклюзивна и не всем доступна, поэтому она ценна и очень привлекательна.

Рассмотрим самых известных художников-портретистов, которые лучше всего раскрывали духовную сущность людей через картины.

10. Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк – график и , мастер религиозных сюжетов и придворного портрета. Его родина – Бельгия.

Этот художник был вундеркиндом, он создал свой автопортрет в четырнадцать лет. Когда Ван Дейку было восемнадцать, его приняли в гильдию Святого Луки, которая объединяла печатников, скульпторов и художников.

В двадцатилетнем возрасте Ван Дейк уже начал создавать портреты аристократов, которые отличались невероятным мастерством. Обычно портретисты достигали такого уровня к сорока годам.

Мастер всегда уделял очень много внимания рукам: они были красивыми, грациозными, расслабленными, с длинными пальцами. Работы Ван Дейка можно узнать именно по манере рисовать руки.

Ван Дейк жил в Италии, был придворным художником в Англии.

Известные портреты: «Головы старца», «Семейный портрет», «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», «Портрет Карла I на охоте» .

9. Ганс Гольбейн


Ганс Гольбейн Младший – один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у Гольбейна Старшего, своего отца, который специализировался на алтарной живописи.

Мастер стал известным в двадцатиоднолетнем возрасте. Он был художником при дворе Генриха VIII.

Портреты, созданные Гансом Гольбейном, очень точны, он с максимальной четкостью передавал образы, характеры изображаемых людей. Художник с уверенностью играл со светотенью, он любил выделять различные мелкие детали, подчеркивающие его замысел.

Многие портреты мастера не лишены сарказма и иронии: они выдавали его истинное отношение к изображаемым персонам.

Известные портреты: «Портрет Томаса Мора», «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Генриха VIII» .

8. Диего Веласкес


Диего Веласкес – живописец из Испании, придворный художник Филиппа IV. Веласкес начал учиться живописи, когда ему было десять лет.

Уже в восемнадцатилетнем возрасте художнику удалось открыть собственную мастерскую: в этом ему помог Франсиско Пачеко, его учитель.

В начале творческого пути Веласкес изображал натюрморты, различные кухонные сценки. Особенностями этих картин стали цветотени, насыщенность цвета.

Потом мастер переехал в столицу и стал придворным живописцем. Он не только писал заказные парадные портреты, но и старался запечатлеть самых несчастных, униженных людей: уродцев, шутов, карликов.

Известные портреты: «Трактирщик», «Старая кухарка», «Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах», «Портрет дамы с веером», «Шут Хуан Австрийский» .

7. Илья Ефимович Репин


Илья Ефимович Репин – русский художник, профессор, педагог, член Императорской Академии Художеств. Один из основных представителей русского реализма.

В молодости художник жил в бедности. Он старался заработать, выставляя на продажу свои картины.

Потом, за хорошую учебу в , Репин получил возможность уехать в Европу, чтобы заняться изучением зарубежного искусства. К тому времени он уже завоевал довольно большую известность и начал получать крупные заказы.

Отличительные черты творчества Репина – частые обращения к эмоциональным пикам, отображение общественных тревог и задач, тонкий психологизм.

Известные портреты: «Портрет Льва Толстого», «Портрет Мусоргского», «Портрет матери», «Портрет Константина Петровича Победоносцева» .

6. Рембрандт Ван Рейн


Рембрандт – художник из Голландии, мастер светотени, гравер. Он являлся одним из самых крупных представителей золотого века голландской живописи.

В его картинах воплощался весь спектр человеческих переживаний. Рембрандт предпочитал опускать второстепенные детали и максимально раскрывать душевное состояние изображаемой персоны.

Будущий мастер начал учиться рисовать, когда ему было тринадцать лет. Он постоянно пребывал в творческом поиске и создавал картины в самых разных жанрах: портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты и так далее.

Известные портреты: «Юная Саския», «Портрет Яна Утенбогарта», «Флора», «Портрет Марии Трип» .

5. Питер Пауль Рубенс


Рубенс – фламандский живописец, коллекционер, дипломат. Стал одним из главных представителей искусства барокко. В портретном искусстве талант мастера раскрылся в полной мере. Для него всегда были очень важны жестикуляция, взгляд, поворот головы, поза модели.

Изображая представительниц прекрасного пола, Рубенс как бы наслаждался их чувственностью, женственностью, пышностью тел.

Художник обладал очень большой трудоспособностью: он мог создавать картины с утра до вечера. Работая, Рубенс очень любил беседовать с учениками и посетителями.

Известные портреты: «Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми» .

4. Альбрехт Дюрер


Дюрер – график и живописец из Германии, один из известнейших представителей западноевропейского Ренессанса. Он оставил после себя не только картины, но и трактаты, гравюры.

Альбрехт Дюрер занимался усовершенствованием искусства ксилографии. Он жил в Италии, изучал творческие методы итальянских художников.

Дюрер создал много автопортретов, особенно ему нравилось рисовать себя в молодости. Его творчество пронизывает стремление познать законы природы, а также влечение к идеалу, гармоничной красоте. Оно проникнуто высоким накалом чувств, бунтарским духом.

Известные портреты: «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Бернарда фон Ризена», «Император Максимилиан I» .

3. Тициан


Тициан Вечеллио – известный живописец из Италии. Его творчество связывают с вечностью и бессмертием. Кисти этого художника приписывали магические свойства еще при его жизни.

Тициан создавал замечательные портреты: казалось, что в них скрывались души изображенных людей. Он написал много эпических картин на мифологические и религиозные темы.

Путь Тициана в творчестве был плодотворным и долгим: художник жил почти до ста лет. Его картины неоднократно копировали, но никто так и не смог добиться такого же уровня мастерства.

Известные портреты: «Портрет Петро Аретино», «Портрет Карла V», «Портрет молодой женщины» .

2. Рафаэль Санти


Рафаэль – итальянский график, живописец и . В его картинах отражались идеалы Возрождения.

Мир стал более чистым и добрым, когда на него стали смотреть глаза изображенных Рафаэлем мадонн: Пасадинской, Сикстинской, Орлеанской, Конестабиле.

Он мастерски воплощал в картинах самые разные эмоциональные оттенки. Рафаэль считался одним из самых «сбалансированных» художников. Мастер умер очень рано, в возрасте 37 лет, но оставил после себя колоссальное художественное наследие.

Известные портреты: «Донна Велата», «Портрет Кастильоне», «Портрет Юлия II», «Портрет папы Льва X с двумя кардиналами» .

1. Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи – итальянский художник, архитектор, скульптор, ученый, музыкант, . Он был уникальным «универсальным человеком».

Исследования, открытия, творения да Винчи опередили время не на одну эпоху. Он помог в развитии градостроительства, анатомии.

Внешность да Винчи также поражала: ангельская внешность, высокий рост и невероятная сила.

Для этого художника живопись была дополнением к науке: он всегда был нацелен на то, чтобы фиксировать реальность.

Известные портреты: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Портрет Джинервы де Бенчи», «Портрет музыканта» .

Выбор читателей:









Введение

I. Русские портретисты первой половины XIX века

1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

II. Товарищество Передвижных Художественных Выставок

IV глава. Искусство портретной живописи

Заключение

Цель данной работы рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах ХIX века, об их жизни и творчестве.

В данной работе мы рассмотрим искусство портретной живописи в XIX веке:

Крупнейшие мастера русского искусства 19 в.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок.

Что такое портрет?

История появления портрета.

Первая половина 19 в. – время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали

Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих.

Возрастание и расширение художественного понимания, потребностей отражается в появлении множества художественных обществ, школ, ряда частных галерей (Третьяковская галерея) и музеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьное образование рисования.
Всё это, в связи с появлением целого ряда блестящих произведений русских художников, показывает, что искусство привилось на русской почве, сделалось национальным. Новое русское национальное искусство резко отличалось тем, что оно ясно и сильно отражало главные течения русской общественной жизни.

I. Русские портретисты первой половины XIXвека.

1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе.

Первый же портрет – приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) – выделяется своим эмоциональным колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.

Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из его портретов – и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).

Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образах перед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.

Портреты Кипренского предстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи в его ранних романтических портретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827 ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренского возвышенна и лирична.

«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз. –

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Престрастья важных аонид.

Известен впредь мой будет вид, –

Написал Кипренскому Пушкин в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом и портрет этот висел в его кабинете.

Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.

1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А.С.Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графа И.И.Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. Проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 – по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с О.А.Кипренским. В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного попутно выполнять хозяйственные поручения помещика. В 1823 получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве.

Художник из крепостных, который своим творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика и стал самым известным художником московской портретной школы 20-30 – х годов. Позднее калорит живописи Тропинина становится интересней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное – вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, Тропинин – создатель особого типа портрета – картины. Портреты в которых привнесены черты жанра, образы с определенной сюжетной завязкой: «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка».

Лучшее из портретов Тропинина, такие как портрет сына Арсения (1818 ГТГ), Булахова (1823 ГТГ). Тропинин в своем творчестве идет по пути ясности, уравновешенности несложными композициями портретного изображения. Как правило, образ дается на нейтральном фоне при минимуме аксессуаров. Именно так изобразил Тропинин А.С. Пушкина (1827) – сидящим у стола в свободной позе, одетым в домашнее платье, что подчеркивает естественность внешнего облика.

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва). В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи Украинец, (1810-е годы, Русский музей, Петербург). Булаков, 1823; К.Г.Равич, 1823; оба портрета в Третьяковской галерее).

С годами роль духовной атмосферы– выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846, где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный передвижникам. Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски. Умер Тропинин в Москве 3 (15) мая 1857.


Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807–1811 брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считается основоположником русской печатной карикатуры. Землемер по образованию, оставив службу ради живописи. В жанре портрета создавал пастелью, карандашом, маслом, удивительно поэтичные, лирические, овеяные романтическим настроением образы – портрет В.С. Путятиной (ГТГ). К числу прекраснейших его произведений этого рода принадлежит его собственный портрет (Музей Александра III), написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо – желтых и желто – черных тонах, а также портрет, написанный им со старичка живописца Головоческого (Императорская академия художеств).

Венецианов – первоклассный мастер и необычайный человек; которым вполне должна гордиться Россия. Он с рвением отыскивал молодые таланты прямо из народа, преимущественно среди маляров, привлекал их к себе. Количество его учеников было свыше 60 человек.

Во время Отечественной войны 1812 создал серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.

Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Лучшие из картин Венецианова по-своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта. Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико-романтической идиллии.

Новые творческие поиски прерываются гибелью художника: Венецианов умер в тверском селе Поддубье 4 (16) декабря 1847 от увечий, – его выбросило из кибитки, когда лошадей занесло на скользкой зимней дороге. Педагогическая система мастера, воспитывающая любовь к простой натуре (около 1824 он создал собственное художественное училище), стала основой особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех персональных школ русского искусства 19 в.

1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

Родился 29 ноября (10 декабря) 1798 в семье художника П.И.Брюллова, брат живописца К.П.Брюллова. Получил начальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился в Академии художеств (1810–1821). Летом 1822 его вместе с братом послали за границу за счет Общества поощрения художеств. Посетив Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию, в 1830 он возвратился в Петербург. С 1831 – профессор Академии художеств. Человек замечательной судьбы поучительной и своеобразной. Он с детства окружен впечатлениями российской действительности. Только в России чувствовал он себя дома, к ней стремился, по ней тосковал на чужбине. Брюллов работал вдохновенно, удачливо, пламенно. В его мастерской за два – три месяца появились такие шедевры портретной живописи, как портреты Семеновой, доктора Орлова, Нестора и Платона Кукольника. В портретах Брюллова исполненных с беспощадной правдой и исключительно высоким мастерством видно эпоху в которой он жил, стремление к подлинному реализму, разнообразность, естественность и простоту изображенного человека.

Уйдя от исторической живописи интересы Брюллова лежали в направлении портретописи в которой и проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства. Его блестящее декоративное полотно «Всадница» (1832 ГТГ), где изображена воспитанница графини Ю.П. Самойловой Джованина Паччини. Портрет самой Самойловой с другой воспитанницей – Амацилией (1839 ГРМ). В лице литератора Струговщикова (1840 ГТГ) читается напряжение внутренней жизни. Автопортрет (1848 ГТГ) – печально худое лицо с проницательным взглядом. Очень жизненный портрет князя Голицина, отдыхающего на кресле в своем кабинете.

Брюллов обладая могучим воображением, зорким глазом и верной рукой. У него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.

Сравнительно рано отойдя от практической работы, мастер активно занимался преподаванием в Академии художеств (с 1831 – профессор). Он оставил и богатое графическое наследие: многочисленные портреты (Е.П.Бакуниной, 1830–1832; Н.Н.Пушкиной, супруги великого поэта; А.А.Перовского, 1834; все – акварель; и др.), иллюстрации и т.д.; здесь романтические черты его дарования проявились еще более непосредственно, чем в зодчестве. Скончался 9 (21) января.1887 в Петербурге.


Вдохновляющим примером для товарищества послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869). С надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.

Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В.В.Стасова) была эстетика философского романтизма. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство. Фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, Россия в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к духовным потребностям общества. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, революционно-демократическим сюжетам, которых тут действительно было немало. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным вопросам, но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное, идеально-самодостаточное художественное царство. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна.

На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-реалистической, но и модернистской стилистики. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных передвижников была включена в академический профессорский состав. В начале 20 в. в Товариществе усилились трения между новаторами и традиционалистами передвижники перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России. Общество стремительно теряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Последний, значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление отразить быт современной России.

III глава. Русские портретисты второй половины XIX века

3.1 Николай Николаевич Ге (1831-1894)

Русский художник. Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и Флоренции (1857–1869), в Петербурге, а с 1876 – на хуторе Ивановский в Черниговской губернии. Был одним из учредителей Товарищества передвижников (1870). Много занимался портретописью. Над портретами начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры. М.Е. Салтыков – Щедрин, М.М. Антокольский, Л.Н. Толстой и др. Ге принадлежит один из лучших портретов А.И. Герцена (1867, ГТГ) – облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете духовную историческую личность, воплотил опыт всей её жизни, полной борьбы и тревог.

Его работы отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, драматизмом. Портрет историка Н.И. Костомарова (1870, ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Автопортрет написан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ) лицо мастера озарено творческим вдохновением. Портрет Н. И. Петрункевич (1893) написан художником в конце его жизни. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погружена в чтение. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Цветовая гармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.

С 1880-х годов Ге стал близким другом и последователем Л.Н.Толстого. Стремясь подчеркнуть человеческое содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. Мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л.Н.Толстого за письменным столом (1884). В образе Н.И.Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее). Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.

3.2 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С.К.Зарянко. Испытал особое влияние П.А.Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров – У.Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).

К рубежу 60-70 – х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф.М. Достоевского (1872, ГТГ) А.Н. Островского (1871, ГТГ), И.С. Тургенева (1872, ГРМ). Особенно выразителен Достоевский, целиком ушедший в мучительные раздумья, нервно сцепивший на колене руки, образ высочайшего интеллекта и духовности. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Портреты работы мастера (В.И.Даль, А.Н.Майков, М.П.Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф.М.Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание – Рассказы художника, М., 1960). В 1871–1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882.

3.3 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н.Крамского и в Академии художеств (1867–1874). Много путешествовал – по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Уралу, Волге, Кавказу и Крыму. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.

Его произведения можно назвать портретом – типом «Кочегар» и «Заключенный» (1878, ГТГ). «Кочегар» - первое изображение рабочего в русской живописи. «Заключенный» - актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. «Курсистка» (1880, ГРМ) молодая девушка с книжками идет по мокрой петербургской мостовой. В этом образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни.

Ярошенко был военным инженером, высокообразованный с сильным характером. Художник передвижник служил своим искусством революционно – демократическим идеалам. Мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных. Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П.А.Стрепетова, 1884, там же; Г.И.Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург; Н.Н.Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.

3.4 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Родился в Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища в 1850 году служил писцом, затем ретушером у фотографа. В 1857 году оказался в Петербурге работал в фотоателье. Осенью этого же года поступил в Академию художеств.

Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. Крамского в жанре портрета занимает личность возвышенная, высокодуховная. Он создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры – портреты Салтыкова – Щедрина (1879, ГТГ), Н.А. Некрасова (1877, ГТГ), Л.Н. Толстого (1873, ГТГ), П.М. Третьякова (1876, ГТГ), И.И. Шишкина (1880, ГРМ), Д.В. Григоровича (1876, ГТГ).

Для художественной манеры Крамского характерна некоторая протокольная сухость, однообразие композиционных форм, схем так как в портрете заметны черты работы ретушером в молодости. Отличается портрет А.Г. Литовченко (1878, ГТГ) живописным богатством и красотой коричневых, оливковых тонов. Были созданы также собирательные работы крестьян: «Полесовщик» (1874, ГТГ), «Мина Моисеев» (1882, ГРМ), «Крестьянин с уздечкой» (1883, КМРИ). Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в которой соприкасались два жанра – портретный и бытовой. Например произведения 80 – х годов: «Неизвестная» (1883, ГТГ), «Неутешное горе» (1884, ГТГ). Одной из вершин творчества Крамского является портрет Некрасова, Автопортрет (1867, ГТГ) и портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР).

В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1870 году Крамской стал одним из создателей ТПХВ. При письме портрета Крамской чаще прибегал к графической технике (применение сусла, белил и карандаша). Так выполнены портреты художников А.И. Морозова (1868), Г.Г. Мясоедова (1861) – ГРМ. Крамской – художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель. Он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887.

3.5 Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств в 1864 году.

Репин один из лучших портретистов эпохи. Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностью чутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик продолжая традиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как остро щурится хирург Пирогов. Мечутся скорбнопрекрасные глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. С беспощадной правдой написан им «Протодьякон» (служитель церкви 1877, ГРМ). С душевным теплом написан больной М.П. Мусоргский (1881, ГТГ), за несколько дней до смерти композитора. Проникновенно исполнены портреты молодого Горького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. «Осенний букет» (1892, ГТГ) портрет дочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочери художника. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, ещё цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение.

Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристике персонажей. Таков Горбун портрет, связанный с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ). С горбуна Репин настойчиво подчеркивал прозаичность, убожество одежды горбуна и всего его облика, обыденность фигуры больше, чем её трагизм и одиночество.

Значение Репина в истории Русского Искусства громадно. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозные светские портреты (Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: целый ряд картин с женой Репина Н.И.Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э.Дузе, 1891; Княгиня М.К.Тенишева, 1898; В.А.Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России, когда Финляндия обретает независимость, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репин умер 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся.

3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Родился в Петербурге в семье композитора А.Н. Серова. С самого детства В.А. Серова окружало искусство. Учителем был Репин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Репин направляет его в Академию художеств к П.П. Чистякову. Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение. Серов написал «Девочка с персиками». Первое крупное произведение Серова. Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Она написана в розово-золотистых тонах. Получил премию Московского общества любителей художеств за эту картину. На следующий год Серов написал портрет своей сестры Марии Симонович и назвал Впоследствии «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, аристократы, артисты, художники, предприниматели и даже цари. В зрелом возрасте Серов продолжал писать близких, друзей: Мамонтова, Левитана, Остроухова, Шаляпина, Станиславского, Москвина, Ленского. Серов выполнял заказы коронованных – Александра III и Николая II. Император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Мастер писал и титулованных чиновников, и коммерсантов. Над каждым портретом Серов работал до изнеможения, с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последней работой.Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А.Крылова).

На рубеже 19–20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н.Я.Дервиз с ребенком, 1888–1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А.Мазини, 1890; К.А.Коровин, 1891; Ф.Таманьо, 1891; Н.А.Лесков, 1894; все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей; Г.Л.Гиршман, 1907; В.О.Гиршман, 1911; И.А.Морозов, 1910; Княгиня О.К.Орлова, 1911; все – там же).

В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М.Горький, 1904, Музей А.М.Горького, Москва; М.Н.Ермолова, 1905; Ф.И.Шаляпин, уголь, мел, 1905; оба портрета – в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.

глава. Искусство портретной живописи

Портрет-значительный и важный жанр в искусстве. Само слово «портрет» восходит к старофранцузскому слову «pourtrait», что означает: изображение черта в черту; оно восходит и к латинскому глаголу «protrahere» - то есть «извлекать наружу», «обнаруживать»; позднее – «изображать», «портретировать». В русском языке слову «портрет» соответствует слово «подобень».

В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевается изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.

Изображение человека – основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальные картины подчинены созданию образа, передаче психологического состояния человека. В живописи изображение человеческой головы с натуры должно отвечать нашему привычному объемному видению и пониманию окружающего мира.

Приемы живописи головы в русской академической школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью сильных и горячих теней. Мы можем судить об академических методах, рассматривая работы О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемы чем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии – дисциплина формы.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда переданы интимно – личностные черты изображенного человека, когда воспроизводят оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в воспроизведение действительности свой личный вкус и чувство природы.

Живопись – прежде всего изображение формы, объема. Поэтому часто предварительно прорабатывается форма одним цветом точно со всеми деталями. Потом света писали холодными, густо, фактурно; тени горячими, прозрачно, пользуясь лаками, маслами, смолами. Все это относится к живописи маслом. Акварели того времени – только подкрашенный рисунок, а темпера применялась для церковных росписей, далеких от работ с натуры.

Большое значение в академической живописи имела последовательность работы, система. Лессировки по сухому и мокрому придавали голове окончательную форму, цвет, выражение. Но, вероятно некоторые головы К.П. Брюллов писал сразу, сохраняя при этом строгую лепку, холодные света и горячие тени. Те же горячие тени лежат на портретах И. Н. Крамского. Краснота их смягчается обычно рассеянным музейным светом. Но если на портрет упадет луч солнца – поражаешься условной яркости красных теней.

Импрессионисты обратили наибольшее внимание на то значение, какое имеют теплые и холодные света в лепке живой головы. Или света холодные, а тени теплые, или наоборот. В каждой модели подбирают условия обстановки, исходя из цвета лица, одежды общего облика. Для создания интересного освещения используют экраны – картон, холст, бумагу. Экраном можно затемнить часть фона или одежды, отчего лучше выступит лицо.

Сохраняя подготовительный этюд М. А. Врубеля к портрету Н. И. Забелы – Врубель, где нанесены карандашом границы всех цветовых изменений. Поверхность лица разбита на очень мелкие площадки, наподобие мозаики. Если заполнить каждую из них соответствующим цветом – портрет будет готов.

В портретном образе отражается не только модель, но и сам художник. Поэтому автора и узнают по его произведениям. Один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретах разных художников. Ведь каждый из них вносит в портрет свое отношение к модели, к миру, свои чувства и мысли, свою манеру видеть и ощущать, свой душевный склад, свое миросозерцание. Художник не просто копирует модель, не только воспроизводит её облик – он сообщает свои о ней впечатления, передает, выражает свое представление о ней.

Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.


По мере развития и утверждения в русском искусстве демократических тенденций в процессе решения общих творческих задач наблюдается сближение поисков в разных жанрах и особенно в портретной живописи.

Работа над портретом приводит художника к тесному соприкосновению с представителями различных социальных слоев современного общества, а работа с натуры значительно расширяет и углубляет понимание психологии воплощенных образов в картине. Портретная живопись обогащается типическими народными образами. Углубляется психологическая характеристика изображаемого в портрете человека, его нравственное, социальное осмысление. В портрете особо ощущается характерные для передвижников не только критическое отношение к жизни, но и поиски положительного образа, с наибольшей силой проявляющиеся в изображениях представителей интеллигенции.

Русское искусство имеет богатые традиции реалистической портретной живописи, идущие от XVIII века, оставившего значительное наследие. Они плодотворно развивались и в первой половине XIX века. В эти эпохи именно портрет, относительно свободный от власти канонов, по реалистической полноте своих образов шёл впереди и сюжетной – исторической, и бытовой живописи, которая делала в русском искусстве лишь первые шаги.

Лучшие портретисты XVIII века и первой половины XIX века доносят до нас типические черты своих современников. Но задачи типизации при сохранении индивидуального в человеческом образе вступали в противоречие в этих портретах с господствовавшей классической концепцией, в которой типическое понималось как отвлеченное от индивидуального. В передвижническом же портрете мы встречаем как обратное понимание типического: чем глубже проникновение в индивидуальность человека, чем конкретней и ярче воссоздан его образ, тем отчетливее выступают в его портрете общие черты, сложившиеся под воздействием определенных жизненных условий.

Список литературы

1. Алешина Л.С. Русское искусство XIX – начала ХХ века –М., « Искусство» 1972.

2. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке – М., «Республика» 1999.

3. Гомберг – Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – М., 1961.

4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искуство – М., «Высшая школа», 2005.

5. Искусство портрета. Сборник – М., 1928.

6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.

7. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда – М., «Искусство», 1992.

8. Матафонов С.М. Три века русской живописи – Сиб., «Китеж» 1994.

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе – М., 1938.

10. Рогинская Ф.С. Передвижники – М., 1997.

11. Щульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX – ХХ вв. уч. пособие – М., «Простор» 1996.

12. Яковлев В.М. О великих русских художниках – М., «Издательство Академии художников СССР» 1952.


Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе. М., 1983, С.9.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З., Культура России IX – XX вв. уч. пособие – М. «Простор», 1996 С. 205

Искусство портрета. Сборник. М., 1928 С.77.

Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1959 С.126.

Гомберг – Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – М., 1961. С. 44.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.