Вопрос: Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр В словах Петра обращаюсь к политику. Главные герои «Сказки о царе Салтане Какие чувства молодого царя сумел

Сочинение

Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.

Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по стилю она похожа на народный сказ.

Да и можно ли здесь говорить о возвышенном чувстве, если Кирибеевич, сумев подстеречь Алену Дмитревну вечером на улице, на глазах у всех болтливых соседей предлагает ей наряды и драгоценности в обмен на ее любовь?! Однако наглость и вседозволенность не сходят с рук эгоистичному ухажеру.

Однако решение царя было однозначным. Гордо и достойно взошел Калашников на плаху, оставшись в памяти знавших его людей примером чести, благородства и глубокой порядочности: Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится. М. Ю.

И только Степан так любил жену, что ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. Ведь честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего. И даже в последние секунды жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях. Люди были восхищены смелостью купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится» - этими строчками Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова.

удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно разными людьми. Один из них - честный и достойный, удачливый купец и уважаемый соседями хозяин, работящий и верный муж Степан Парамонович Калашников. В его молодую красавицу жену Алену Дмитревну влюбился любимый царский опричник Кирибеевич. Это человек совсем иных принципов. Думая только о себе, он без всяких угрызений совести готов поломать чужую жизнь и счастье, разрушить семью и навлечь позор на голову своей любимой.

Еще раз доказал купец свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены.

За честь и доброе имя жены и собственной семьи вступается сам Степан Калашников. Без раздумий готов он вызвать на смертный бой обидчика, заранее зная, что в случае победы навлечет на себя гнев самого царя. Однако ничто не может остановить храброго купца, стремящегося отстоять справедливость. Услышав имя соперника и его обвинения, задрожал Кирибеевич, побледнел, но деваться-то уже некуда: раз вышел - нужно биться. И проиграл эту битву хвастливый опричник, пораженный могучим ударом Калашникова.

Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал, чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Так Лермонтов с большим мастерством превратил обычную бытовую ситуацию в историю любви, полную драматизма.

Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…

Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены-то и защитников больше не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший - совсем кроха.

В поэме автор описывает жизненный случай. В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитревну на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь. На бою присутствовал сам царь Иван Васильевич.

Другие сочинения по этому произведению

Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\ Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова") Художественное своеобразие "Песни про царя Ивана Васильевича…" Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»

Вернее, речь пойдёт не об одном, а сразу о двух кумирах, двух конных памятниках в Санкт-Петербурге, изображающих русского царя Петра I в образе античного триумфатора.

Один из этих монументов, работы Этьена Фальконе, обрёл значение символа Северной столицы на Сенатской площади. Ему мало равных в мировой скульптуре. Воспетый Пушкиным как Медный всадник, он органично вписался в ансамбль невских набережных.

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою,

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне...

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин Судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

Другой конный памятник Петру I, работы Карло Растрелли, стоит напротив Михайловского замка. Отлитая в царствование дочери Петра I, Елизаветы, статуя свыше сорока лет ждала своего часа и была установлена уже правнуком преобразователя - Павлом I перед южным фасадом своей новой резиденции. Наряду с стремительным Медным всадником Фальконе, гордый монумент Растрелли - символическое воплощение победоносной, преображенной России. Как и много лет назад, сегодня он является композиционным центром ансамбля Кленовой и Замковой улиц.

Искуссницу попросили рассказать историю создания этих удивительных монументов эпохи барокко и классицизма в России.

Итак, дорогие мои читатели, начиная рассказ, хочу напомнить вам, что искусство никогда не умирает, оно существует рядом с нами, внутри нас, помогает расставить вехи исторического пути. Взгляд на фигуру и роль в истории Петра Великого неоднозначен, но сегодня мы посмотрим на него глазами современников и потомков, которые пришли ему на смену. Елизавета, Екатерина II, Павел I - дочь, жена внука и правнук. И те, кто своим талантом и трудом создал образ Преобразователя, Отца Отечества и Героя - Карло Бартоломео Растрелли и Этьен Фальконе.


Труды и дни Карло Растрелли


1715 год. Пётр I посылает в Европу своего доверенного человека, Ф. Лефорта для того, чтобы вербовать для работы в Санкт-Петербурге знатных архитекторов, скульпторов, механиков, специалистов по гравировке и чеканке. В Париже Лефорт заключает договор сроком на три года с итальянским архитектором и скульптором графом Карло Бартоломео Растрелли. Талантливый художник едет в Россию с целью завоевать благосклонность царя Петра.

По договору, итальянец должен составить проекты двух загородных дворцов и осуществить их постройку. Но сам Растрелли лелеет другие планы. Ему известно, что в стране, где он будет работать, в память о великих событиях и героях возводятся церкви, и нет ни одного светского памятника. Уже через год Растрелли представил царю модель конного монумента, но Пётр, занятый войной и строительством, отнёсся к идее мастера прохладно. Время монументов царям и полководцам ещё не пришло. Царь, одетый в римскую тогу, вызвал бы по меньшей мере, недоумение и испуг. Несколько лет Карло Растрелли посвятил созданию скульптурного портрета. Им была создана целая галерея изображений придворных и самого царя.

Скульптор явно не прибегает к лести и создаёт образ человека, полного энергии и ума, убеждённого в своих грандиозных планах, в то же время, нетерпимого и беспощадного. Сжатые челюсти, слегка сдвинутые брови, гордо приподнятый подбородок, легко узнаваемые усы - таков Пётр. Карло Растрелли удалось раскрыть его натуру порывистую и стремительную. Всепобеждающую силу Петра подчеркивают беспокойные, ломкие складки горностаевой мантии и чеканный рыцарский панцирь. И сейчас этот бюст - одно из сокровищ Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1720 году, казалось, настаёт час для талантливого скульптора. Пётр готовится к принятию титула императора. До этого Россия была царством, теперь ей предстояло стать империей. Во времена Петра слова "империя" и "император" звучали на западный манер и выражали, несомненно, новую ступень могущества и величия. Блеск Константинопольского двора, когда-то ослеплявший русских великих князей, для Петра утратил всякое значение. Пётр интересовался обычаями, унаследованными Европой от Древнего Рима и в 1717 году совершил новое путешествие в Европу. В Париже перед ним предстала конная статуя "короля солнце" Людовика XIV, и ему захотелось поднять собственный престиж, получить точно такой же памятник, прославляющий монарха. Со свойственной ему активностью, он выбрал место для памятника на Васильевском острове, напротив здания Двенадцати коллегий, где нынче располагается СПб университет. И, конечно же, автором и исполнителем проекта, он назначил Карло Растрелли. Скульптор понял задачу: конная статуя Петра в доспехах римского триумфатора, воздвигнутая перед зданием, где размещались правительственные учреждения, должна олицетворять связь побед на поле брани с государственными преобразованиями.

Пётр только успел одобрить эскиз будущего монумента, и скульптор начал трудиться над изготовлением модели - как вдруг 28 января 1725 года императора не стало. Со смертью Петра работа над монументом задержалась. Растрелли было поручено изготовить посмертные маски и так называемую "восковую персону с платьями" покойного государя. К слову, гипсовую маску Петра Растрелли выполнил ещё в 1719 году. Тогда папа римский Климент пожелал поместить в музей восковых фигур в Ватикане фигуру русского царя Петра. Папа позвал царя в Рим, но тому недосуг было ехать и пришлось снять дома маску и отослать вместе со слепками рук и ног. Одновременно Пётр I приказал изготовить раскрашенный, по моде того времени, собственный бюст из воска в латах. Надо сказать, весьма болезненная технология! Петру пришлось наголо побриться и сбрить знаменитые усы. Затем его усадили в кресло, руки привязали к подлокотникам, а туловище - к спинке. Глаза залепили пластырем. Голову и лицо смазали гусиным жиром. Поверх надели бочонок - опалубку - укрепив на подпорках. В ноздри вставили трубочки, чтобы дышать. Всё это сооружение залили жидким гипсом и стали ждать, пока гипс застынет. Во время процедуры мастеру ассистировали денщики царя и сын Франческо. Когда гипс затвердел, мастер проверил его готовность стуком. Опалубку отодрали и стали раскалывать то, что получилось - это было нечто наподобие белой тумбы, в которой находилась голова царя. Затвердевший гипс скололи, собрали, отлепили от лица все кусочки. Пётр мужественно терпел. Этот обычай снимать маски с человеческого лица был унаследован на западе от римлян.

Восковая персона Петра I. 1725 год




"Персона" Петра облачена в богатое платье из голубого гродетура - добротной шелковой материи в рубчик. Костюм был сшит руками Екатерины к собственной коронации. До этого события Пётр предпочитал облачаться в зелёный преображенский мундир, в котором сражался под Полтавой. Пётр надевал его лишь однажды - в день коронации супруги 7 мая 1724 года. Фигуру Петра скульптор сам вырезал из дерева в точном соответствии с обмерами тела царя. Парик на голове - из собственных его волос. Широко раскрытые, глядящие прямо на зрителя, глаза, выполнены финифтью на золоте знаменитым художником-миниатюристом Андреем Овсовым. Для придания фигуре подвижности, для рук и ног выточены специальные круглые шарниры. В настоящее время находится в Экспозиции Государственного Эрмитажа.

Екатерина I не спешила ставить памятник своему супругу. Она царствовала два года. Сменивший её Пётр-внук, сын казнённого царевича Алексея, даже не думал о том, чтобы увековечить дедушку в виде римского полководца. В царствование Анны Иоанновны было не до Петра-героя. Всё изменилось с приходом к власти дочери Петра - Елизаветы. Ей, захватившей трон в результате дворцового переворота, было важно оправдать своё деяние демонстрацией кровной связи с великим отцом. Поэтому уже в первые дни её царствования зашла речь о конном монументе основателю империи.

Карло Растрелли с воодушевлением взялся за статую героя-полубога, стоящего над людьми, чуждого волнений и страданий, неумолимого ко всему, что идёт вразрез с его волей. Его новое лицо под резцом скульптора утратило порывистость и страсть, сверлящий зрителя взгляд, каким он был наделён в бронзовом бюсте. Теперь император, увенчанный лавровым венком, восседающий на "шагом звенящим идущем коне, был преисполнен молчаливого сознания своего превосходства.

Работа шла успешно. Уже в 1743 году Елизавета Петровна "апробовала", как тогда говорили, модель памятника, выполненного в натуральную величину. Однако в следующем, 1744 году, Карло Расстрелли умер, не успев начать отливку памятника.

Как отливали статую


Отливкой конной статуи поручили заняться помощнику Карло Растрелли - французу Мартелю. Царская канцелярия доносила, что Мартель "имеет искусство делать отличные из серебра и меди портреты и прочие мастерства знает". Но вот конные статуи этот мастер не отливал никогда! Взявшись за ответственную работу, француз медленно продвигался к успеху и за девять лет лишь сумел снять с глиняной модели разборную форму (кусками) и отлить по ней новую - из воска. К изготовлению восковой статуи он приступил в 1753 году.

В это время сын автора памятника, Бартоломео Растрелли, проектировал новый Зимний дворец, тот самый, который занимает теперь Государственный Эрмитаж. Воплощение стремительно растущего величия империи, дворец поражал воображение сотнями белоснежных колонн на лазоревом (ныне зелёном) фоне - ординарных, парных, сгруппированных пучками, без малого тысячей окон в лепных наличниках, золочеными вазами и статуями вдоль крыш. Как бесконечно далёк от всего этого великолепия скромный летний дворец Петра! Вот почему архитектору казалось особенно необходимым то, чтобы сам основатель империи собственным присутствием украшал бы резиденцию дочери. Поэтому статую работы Растрелли-отца было решено установить перед Зимним дворцом в центре круглой площади. Растрелли-сын намеревался окружить площадь двойной колоннадой, что ещё теснее связало бы памятник с дворцом и отделило его от города. Все должны были воочию убедиться в том, что сама память о Петре принадлежит его дочери. Елизавете понравилась идея Бартоломео Растрелли.

Осуществлению замысла помешала война с Пруссией. Страна испытывала финансовые трудности, и Елизавете приходилось экономить на всём, включая свои прихоти. Но работа над статуей продолжалась. Восемь лет готовили, сушили, сковывали железными обручами форму из огнеупорной глины, выжигали и выплавляли из этой формы воск. И вот пришёл день, когдамастера затопили плавильную печь и статую отлили. Это произошло в 1761 году, но в этом же году, 25 декабря умерла Елизавета Петровна. По иронии судьбы, племянник и наследник Елизаветы, великий князь Пётр Фёдорович, приходился не только внуком Петру I, но и внучатым племянником Карлу XII. Выросший при дворе своего отца Карла Фридриха Голштинского в ненависти ко всему русскому (мать, старшая сестра Елизаветы Анна Петровна скончалась через три месяца после его рождения), он воцарился под именем Петра III. Его короткое правление ознаменовалось поклонением полководческому искусству врага России прусского короля Фридриха II, заменой петровских мундиров на прусские и заключением мира с Пруссией, когда наша армия победоносно вошла в Берлин. При таком императоре даже упоминать об установке перед Зимним дворцом триумфального памятника его деду было опасно. Через полгода Пётр III, не успевший короноваться, был свергнут гвардией и убит приближенными своей супруги Екатерины. Новая императрица как раз остро нуждалась в любви своего народа и пожелала приобрести бессмертную славу и величие. Екатерина II была мудра. Она понимала, как важно увековечить память Великого Петра, подчеркивая собственную роль его преемницы. Но в то же время, уже готовая статуя, заказанная его дочерью, не годилась. Она подчеркивала связь дочери с отцом, а для вчерашней немецкой принцессы это было неприемлемо. Напрасно Растрелли-сын предвкушал скорую установку отцовского детища на площади перед Зимним дворцом. Из Сената поступило обидное известие: "Упомянутый портрет её императорское величество апробовать не соизволила в рассуждении, что сделан не таким искусством, какое бы должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного С.-Петербурга".

Дерзкий замысел Фальконе


Екатерина решила поручить создание нового монумента скульптору, способному превзойти Карло Растрелли. Это было не простым делом. Императрице помог великий французский энциклопедист, философ и художественный критик Дени Дидро, порекомендовав ей скульптора Этьена Фальконе.

Этьен Морис Фальконе начал трудовой путь в мастерской ремесленника. В 25 лет "столярный подмастерье" едва умел подписать своё имя, но страсть к познанию и огромная работоспособность, превратили его в одного из образованнейших художников своего времени. В написанных им статьях и трактатах. составлявших шесть объёмистых томов, он утверждал, что единственная цель искусства - просвещать, наставлять людей на добрый путь, внушать им высокие идеалы.

Фальконе прибыл в Россию в 1766 году в сопровождении своей семнадцатилетней ученицы Мари Анн Колло, и ему тут же была вручена программа памятника, составленная президентом Академии художеств Бецким. Это была многофигурная композиция. Пьедестал со статуей должны были окружать четыре статуи добродетелей, которые составляли славу Великого Петра, попирающие пороки.

Монумент мой будет прост, - ответил скульптор. Образ Петра он определил так: "Созидатель, Преобразователь, Законодатель". Фальконе задумал создать образ, воплощающий страну и её прогресс. Он считал недопустимым противопоставлять героя толпе. Ведь герои - это сыны народа, всегда неразрывно связанные с его историей и судьбой. Тщательно изучив весь исторический материал, прижизненные скульптурные портреты и маску Петра, созданные Растрелли, в начале 1768 года скульптор приступил к работе над моделью памятника в величину будущей статуи. Предварительно он долго изучал движение коня с всадником. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу. Сотни раз наездник по приказу Фальконе проскакал галопом на различных лошадях. "Потому что глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений", - писал сам скульптор. Изучив движение коня, он принялся рассматривать, рисовать, лепить каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон. Подходящая модель коня была найдена в конюшнях графа Орлова. Для фигуры всадника позировал генерал П.И. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший царя Петра.

Между тем, Екатерина, не желавшая ни в чем следовать своей предшественнице Елизавете, выбрала для памятника иное место. Рядом с Адмиралтейством, там, где когда-то зачинался Петербург, простиралась обширная площадь. Торец Адмиралтейства ограничивал одну его сторону, вторую составило здание Сената, третьей стороной площадь была открыта в сторону зеркала Невы, а в четвёртой, в глубине, был заложен собор во имя Исаакаия Далмацкого, святого, в день которого Пётр увидел свет. 12 апреля 1768 года в камер-фурьерском журнале было записано, что императрица, проездом в Царское Село, изволила побывать в "портретолитейном доме", то есть в мастерской Фальконе. Здесь скульптор познакомил её величество с готовой моделью. Екатерина его работу похвалила, за исключением головы статуи, но предоставила скульптору свободу творить и дальше.

"Ваша статуя будет, может быть, первая хорошая, мною виденная. Всякий школьник больше моего смыслит в Вашем искусстве", - сказала она.

В отличие от Екатерины, президент Академии Бецкий по любому поводу вмешивался в работу.Он то отрывал мастера от дела, приказывая ему предоставить анализ конных памятников, воздвигнутых в европейских странах, то требовал сделать так, чтобы один глаз всадника смотрел на Адмиралтейство, а другой - на здание Двенадцати коллегий. Фальконе жаловался Екатерине на Бецкого. Он объяснял ей, что Пётр, по его мысли, должен быть представленным на коне, взвившемся на дыбы у края обрыва. "Подъявши руку в вышине", с грозной силой обращен он к заморской дали, как властелин не только над людьми, но и над стихиями. Конь весь в движении, порыв охватывает его целиком, а поза всадника олицетворяет величественный покой. В этом контрасте суть композиции.



Памятник Петру I. Современный вид

Пётр не восседает на коне, как в статуе Растрелли, а повелевает им, предуказывая резкое и порывистое движение. Конь не просто повинуется седоку - в нём та же страсть, то же стремление. Отсутствие седла и стремян и плащ, ниспадающий с плеч всадника на круп коня, сливает их воедино. Под копытами, корчась, издыхает змея. Она символизирует силы зла, растоптанные Петром. Правда и добро торжествуют. Ничто больше не препятствует всаднику мчаться в безбрежную даль.



Змея. Современный вид

Работа близилась к окончанию, но голова всадника по-прежнему не удавалась Фальконе. Он сделал три скульптурных варианта портрета, но они были отвергнуты императрицей. Многие, пользуясь этим, критиковали статую. Фальконе нервничал, обижался и раздражался. Екатерина хоть и подбадривала его: " Смейтесь над глупцами и идите своей дорогой", было ясно, что голова Петра ей не нравится.

Как же ранило это самолюбие Фальконе!

Мари Колло угождает

императрице


И тогда юная Мари Анн Колло попросила у своего учителя разрешить ей вылепить голову Петра. Мари пришла в мастерскую Фальконе маленькой девочкой. Он сразу обратил внимание на талантливого ребёнка и взялся её учить. В России Мари была его помощницей целых 12 лет, а затем стала невесткой, выйдя замуж за его сына Пьера Этьена, живописца.

Работая над головой Петра, Колло исходила от гипсовой посмертной маски. Эскиз, сделанный ею, привёл мастера в восторг. Ученица, используя гипсовый слепок лица царя, добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремлённость, волю Петра.

Гордо вскинутая голова царя в венке из лавров поражает выражением высокой мысли. Глаза широко открыты, они озаряют лицо светом разума.

И то, что взгляд Петра направлен туда же, куда обращен и жест руки, усиливает ощущение целеустремлённости. Пётр - это Россия, неудержимо стремящаяся вперёд.

На этот раз голова Петра понравилась императрице.

"Гром-камень"

Теперь Фальконе с облегчением берётся за подготовку постамента. Он задумывает его в виде скалы и, следуя совету военного инженера Карбюри Ласкари, решает высечь её из монолита. Скала должна была показать, как всадник на полном скаку одолел крутой подъём и вздыбил над пропастью коня. Нужна была похожая на морскую волну глыба с плавным подъёмом и резким обрывом вниз.

Подходящую скалу обнаружили в 12 верстах от Петербурга, у деревни Лахта. посреди труднопроходимого болота. Это был гранитный валун. По преданию, в него ударила молния, и он дал трещину. Местные жители прозвали его "Гром-камень" и рассказывали, что царь Пётр обозревал отсюда местность ещё до основания столицы.

Но добыть и доставить на место монолит весом более ста тысяч пудов казалось безумием. Бецкий считал, что дело это безнадёжно. Фальконе упорствовал на своём.

В сентябре 1768 года начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Землекопы отрыли котлован вокруг углубившегося на пять метров в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. Следующей зимой под руководством военного инженера Ласкари, подпоручика Ивана Шпаковского и "без рангов" Ивана Хозяинова в замёрзшее болото были забиты сваи. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Вдоль дороги устроили наподобие рельсов обитые железом деревянные желоба. В марте месяце 1769 года двенадцатью 30-метровыми рычагами "Гром-камень" подняли и установили на деревянную платформу, приспособленную для движения на полозьях. В полозьях были сделаны полукруглые желоба с бронзовыми шарами, на которых она перемещалась. Тянули глыбу с помощью канатов и двух воротов, которые приводили в движение 32 человека. А вообще-то сотни работных людей были задействованы в транспортировке каменной глыбы. Благодаря их усилиям, она, словно нехотя, медленно поползла к Финскому заливу.



Перевоз "Гром-камня"

Во время движения на камне находились люди. Два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах. Сорок каменотёсов продолжали обрабатывать скалу. Несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном.

Многие петербуржцы из любопытства приезжали посмотреть, как продвигается к заливу камень. Екатерина тоже приезжала в Лахту со свитой.

Достигнув берега, камень перегрузили на плот, укреплённый между двумя судами и Финскому заливу, а потом по Неве доставили на место, выбранное императрицей.

Весть о беспримерном инженерном предприятии облетела всю Европу. Мир ещё ничего подобного не видел, восхищались люди. В честь события была выбита медаль с надписью: "Дерзновению подобно. 1770".

Отливка статуи


Отношения у Фальконе с Бецким лучше не стали. Вельможа продолжал нападать на скульптора, то требуя более пышных складок одежды, то отвергая изображение змеи под копытами скакуна. Внезапно начала охладевать к мастеру и Екатерина. Среди русских мастеров за отливку памятника никто не брался. Из Франции вызвали литейного мастера Эрсмана, но и он счел задачу невыполнимой. Дело оборачивалось так, что Фальконе оставалось самому приниматься за отливку. Он не был новичком в таком деле, освоив его ещё в Париже. К работе он приступил в 1775 году, потратив четыре года на подготовку.

Отливка статуи едва не закончилась катастрофой. В плавильной печи, топившейся уже много дней, рабочие развели сильный огонь. дежуривший литейщик-иностранец заснул, и верхняя часть формы сгорела. Металл, хлынувший в эту часть, превратился в бесформенную массу. В мастерской начался пожар. Фальконе был ранен и потерял сознание. Все рабочие убежали, кроме литейщика Емельяна Кайлова. Мужественный литейщик, оставшись один, справился за всех, заставив бронзу течь из печи в форму до последней капли. Обработка отлитой статуи отняла у Фальконе ещё три года. Вместе с опытным чеканщиком Сандозом, скульптор сам чеканил и отделывал бронзу.

В 1778 году Фальконе в последнем письме к императрице доложил об окончании работ. Но за это время отношения его со Двором настолько испортились, что он не получил ответа от Екатерины. Художник ей больше не был нужен, и так он покинул Россию, не дожидаясь установки своего монумента.

Торжество Екатерины


После отъезда Фальконе руководство сооружением памятника перешло к архитектору Фельтену. Ещё четыре года выравнивали Сенатскую площадь, устанавливали пьедестал, монтировали фигуру, отливали решётку.

Открытие памятника было назначено на 7 августа 1782 года. В этом году как раз отмечался столетний юбилей воцарения Петра. На площадь прибыли гвардейские петровские полки - всего 15 тысяч солдат и офицеров. Едва Екатерина появилась на балконе здания Сената, взвилась ракета. Тотчас полотняные щиты, окружавшие памятник, упали на мостовую. Войско отдало памятнику "честь ружьём и уклонением знамен, а суда - поднятием флагов, и в ту же минуту производимая пальба с обеих крепостей и с судов, смешанная с беглым огнём полков и барабанным боем и игранием военной музыки, поколебала восторгом город, Петром созданный".


И знаете, кто вспомнил о нём? Сын Екатерины Великой - Павел I. После смерти матушки, последовавшей 5 ноября 1796 года, не любившей его и державшей вдали от Двора, и даже помышлявшей отставить престол внуку Александру, Павел стал поступать наперекор ей. Впрочем, были у него очень серьёзные причины подчеркнуть, что корона унаследована им от отца - внука Петра I, а не от матери, захватившей престол силой. Ведь его отец был убит, до того, как успел совершить обряд коронования и похоронен не в царской усыпальнице Петропавловского собора, а в Александро-Невском монастыре. Через год Павел переименует его в лавру. Екатерина II как будто вычеркнула Петра III из списка русских царей. И вот, на следующий день после смерти матери, Павел распорядился выкопать прах отца из могилы. Гроб был поставлен в монастырском соборе и... впервые в истории, коронование было совершено над прахом. Затем останки Петра одновременно с телом Екатерины, захоронили в Петропавловском соборе. Наследие Павла было подтверждено, справедливость восторжествовала. Новый император показал сим, что получил свою власть от Бога и не считал себя обязанным дворянству, как его мать.
Перед помазанником Божьим все равны, а он со всеми справедлив - так мыслил Павел. При встрече с императорской каретой теперь любой вельможа, как бы ни был он знатен, должен был выходить из экипажа и кланяться помазаннику, пускай грязи на дороге было по колено. За провинность дворянина ждало телесное наказание, как мужика. За малейшее упущение на параде полк в полном составе маршировал в Сибирь. Вот такая справедливость.
Павел объявил беспощадную войну круглым шляпам, отложным воротникам, жилетам и сапогам с отворотами. Всем было предписано пудрить прическу и носить косицу. Зачесывать волосы на лоб строжайше запрещалось. В этом заключалось равенство.
Павлу постоянно мерещилось, что в стенах царских дворцов всё ещё живёт ненавистный дух дух матушки Екатерины. Он решил построить себе новую резиденцию и выбрал место близ Марсова поля - обширной площади для парадов и муштры.
Здесь начала строиться мощная цитадель - вне всяких стилей и эпох - полный величия и трагической красоты замок. Он был предназначен воплощать мечту русского императора о жилище идеального рыцаря, таком как Камелот легендарного короля бриттов Артура. Заложен замок был в феврале 1797 года. С удивительной скоростью были подготовлены проект, составленный знаменитым зодчим Василием Баженовым и рабочие чертежи, а все работы были окончены за два с половиной года. Помощниками Баженова были Винченцо Бренна и молодой Карло Росси. Абсолютный рекорд для того времени! Работы велись и днём и ночью, при свете факелов и фонарей. Ещё и недостроенная. "сырая", новая резиденция Павла впечатляла всех! Вход с гранитными обелисками по сторонам напоминал триумфальную арку. По обычаю Древнего Рима, её украшали изображения трофеев и вензеля. Ров, соединённый с реками Фонтанкой и Мойкой, отрезал замок от города. Попасть в него можно было только через подъемный мост, охраняемый днем и ночью. Замок получил название Михайловского, так как Павел отдавал себя под защиту Архангела Михаила, традиционного покровителя русских царей. Перед главным фасадом решено было водрузить статую. Тогда-то и вспомнили про нереализованный проект памятника Петру I, заброшенный при Екатерине. И Павел в который раз подчеркивает, что во всём следует наперекор матери. Скульптуру тщательно реставрируют и водружают посреди площади перед замком на пьедестале из полированного гранита.

Пётр представлен в виде античного полководца-триумфатора в римской тоге с лавровым венком на челе. В его руке фельдмаршальский жезл.

На пьедестале, справа по ходу коня, расположен рельеф "победа под Полтавой" - величайший сухопутный триумф Петра. Слева изображена "Гангутская победа" - триумф в морском бою. Надпись спереди выражает мысль Павла о том, что только он один должен считаться продолжателем славных дел деда. Она лаконична: "Прадеду - правнук".

Впечатляет изображение не только всадника, но и рыцарского коня. Конь выгнул шею, раздул ноздри, как хищный зверь. Всадник, надменно выпрямивший стан и откинувший увенчанную лаврами голову, надменен и даже несколько мрачен. Образ Петра, созданный Карло Растрелли, наделён сверхчеловеческой силой, волей и знанием, недоступным обычным людям.

Монумент обрёл своё место, но не обеспечил защиту правнуку. Только 38 дней Павел любовался из окон замка рвом, квадратной площадью и конным монументом своего прадеда. 11 марта 1801 года он был убит заговорщиками с молчаливого согласия сына Александра. Мёртвого императора провезли хоронить мимо бронзового прадедушки, который по-прежнему надменно взирал на процессию и заплаканного праправнука. Впоследствии очевидец с иронией напишет: "Государь шёл с полными слёз глазами - батюшкины убийцы - впереди, дедушкины убийцы - позади".

Но никому не дано прервать победный марш медных всадников. Один стремится вперёд, не останавливаясь перед зияющей бездной, утверждая связь царской власти с государственной, военной и духовной жизнью страны. Другой олицетворяет собой могущество и волю властелина.

В XVIII веке на смену христианской символике приходит светская. Язык искусства - иносказательный. Пётр Великий, каким он был? Обратитесь с этим вопросом к творениям Карло Растрелли, который знал его лично, лепил с натуры, прикасался к нему руками. Или доверьтесь гению Фальконе, мыслителю и философу, которому удалось запечатлеть мгновение и тем выразить целую героическую эпоху.

Аннотация.

В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся.

Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.

В ней тоже главный герой — царь Пётр Первый, но здесь он уже предстаёт перед нами не полководцем, главнокомандующим, как в поэме «Полтава», а прежде всего царём, государственником, великим реформатором, строящим могучее государство и основывающим новую столицу — Петербург, с одной стороны, а с другой — безжалостным императором, который ради государственных замыслов может пожертвовать жизнями простых людей, если они мешают их осуществлению.

В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, при грозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Кстати, такое название памятник Петру получил благодаря поэме Пушкина. На самом деле памятник отлит из бронзы, возведён он в Петербурге в 1782 году по инициативе императрицы Екатерины Второй. (Демонстрируются фотографии памятника.) Надпись на
памятнике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая». Она сделана на русском и латинском языках. Латынь символизировала прорыв России в европейское пространство.

Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла.

Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного …

Чем же было продиктовано решение Петpa об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть при годным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления. Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

На какие части можно разделить это вступление к поэме? О чём рассказывается в каждой из них?

Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Озаглавим каждую часть цитатой из поэмы. Так у нас получится цитатный план.
Вот он:
1. «Здесь будет город заложён … »
2. «Юный град … вознёсся пышно, горделиво … »
3. «Люблю тебя, Петра творенье! .. »

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Первая и вторая части вступления отражают взгляд Петра: в первой мы видим ещё только замысел государя и цели, которые он ставит («Здесь будет город заложён», «Отсель грозить мы будем шведу», «Все флаги в гости будут к нам …»): во второй эти планы становятся реальностью (город появился, «корабли / Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся … ») — это именно то, о чём мечтал русский царь. В третьей части звучит личное отношение поэта к городу, который он описывает; он говорит о том, что любит и ценит в нём: его «строгий стройный вид», задумчивые ночи, морозные зимы, «девичьи лица ярче роз, / И блеск, и шум, и говор балов», «воинственную живость / Потешных Марсовых полей» и т. д.

Каким предстаёт Петербург в этом вступлении? Какое чувство вызывает у читателя?
Найдите все контекстные синонимы, которыми Пушкин называет Петербург. Петербург предстаёт перед нами величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора. Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».

Как по этим синонимам можно определить исторический путь Петербурга? Что было сначала на его месте? Какое впечатление производит невский пейзаж, глядя на который Пётр строит свои планы? Какие части речи преобладают в его описании?
Контекстные синонимы воссоздают перед нами исторический путь города, сначала скрытого во «тьме лесов и топи блат» и затем стремительно вознёсшегося «пышно, горделиво» на свет, превратившегося в новую столицу России.

Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
В пейзаже почти нет красок, потому что нет солнца (оно спрятано в тумане). Всё убого и безрадостно: быстрая река, «бедный чёлн», который «одиноко» борется с течением, чёрные избы — «приют убогого чухонца».

В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам … Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы …

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?

Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями. Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил.

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Пётр. Пред ним катилась
Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий муж. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Пейзаж стал более конкретным, зримым. Река не просто катится в своих берегах, а несётся, «бедный чёлн» стремится по её волнам. Вспоминается выражение «река жизни», где утлый челнок с плывущим на нём человеком становится символом его беззащитности перед судьбой и её непредсказуемостью. Именно на эту реку и чёлн устремлён взгляд царя, пытающегося пронзить время и увидеть будущее. Перечитаем ещё раз стихи о его планах и вдумаемся в них:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Пушкин назвал эти планы великими. Почему? Объясните, что значит «в Европу прорубить окно, / Ногою твёрдой стать при море». Пётр мечтает о выходе в море, о собственном флоте, о торговых и политических связях с Европой. Именно поэтому Пушкин называет его планы великими.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)

Вчитайтесь внимательно в глаголы. Каким образом можно получить выход в море?
-Прорубить окно» — значит освоить природу, вырубить леса, осушить болота, получить цивилизованный выход к морю, в Европу, основав портовый город.

Зачем нужно это сделать?
Чтобы выставить заслон западным захватчикам и предупредить их, что дорога врагу закрыта: «Отсель грозить мы будем шведу … ». Город будет заложён «назло надменному соседу». И в то же время «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Как это понять? Сочетается ли это — грозное предупреждение и приглашение в гости? Да, такова матушка Россия: неприступная для врагов и хлебосольная для добрых соседей, званых гостей …

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются. Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.

В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.

Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод …

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург … Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво …

На что похоже рождение этого города? Почему в поэме ничего не говорится о его строительстве? Какой мотив это вносит в поэму?
Рождение Петербурга похоже на чудо, потому что нет ни слова о том, как он строился. Дети сравнивают его появление с проросшим зерном, которое никто не видел, пока оно таилось в земле. И вдруг проросло сначала смелым стебельком, а потом превратилось в могучее дерево. Отсутствие рассказа о строительстве города и привносит в поэму мотив чуда. Город будто родился из небытия и удивил всех. Тот, кто бросил это зерно в землю, отодвигается на второй план, ибо город оказывается даже великолепнее замысла. Он — «полнощных стран краса и диво».

Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.

Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.

Убогий чухонец в роли «пасынка природы» (то есть нелюбимого дитяти) жил на берегах «пустынных волн», забрасывая в воды «свой ветхий невод». Во второй части он уже стал только воспоминанием: не видно ни его, ни жителей Петербурга … Есть только «громады … дворцов и башен», «богатые пристани», «тёмно-зелёные сады», гранитные берега, мосты «над водами».

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр
Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо. Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.

Какое слово постоянно повторяется в этом гимне?
Люблю: «Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид … », «Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз … », «Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей … », «Люблю, военная столица, / Твоей твердыни дым и гром … ».

Что же любит поэт в Петербурге? Докажите, что город в его восприятии живой, одухотворённый.
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить» одна другую.

Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом» …

Созданный державной волей Петра по образцу европейских столиц, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднят он «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой. Поэтому читатель, заворожённый пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье» и
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой

5 / 5. 1

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан – государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон – сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь – рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица – это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха – сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха – сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха – относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

(20 )

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.

3.4 / 5. 20



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.