Волшебные краски. Пермяк

Наталья Ильинична Губарева, учитель начальных классов МБУОО СОШ №5

Пояснительная записка : программой по литературному чтению предусмотрены уроки слушания и работа с детскими книгами с 1 - 4 классы, что предполагает развитие читательской деятельности, когда ученик способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, изучать текст или только знакомиться с ним). Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Данный урок является составной частью уроков литературного чтения по теме «О детях и для детей». Дети знакомы с автором произведения со 2 класса, но текст данного урока не предлагается для самостоятельного чтения, чтобы не терять смысл и логику использования приёма ТРКМЧП восприятия текста на слух. Строго заданная структура урока и приёмы призваны раскрыть творческие способности и нестандартность мышления ученика при знакомстве со сказкой Евгения Пермяка «Волшебные краски». Поэтому учащимся предлагается перед слушанием сказки конструирование предполагаемого текста по опорным словам, заглавию и прогноз содержания сказки.

Предмет : Слушание и работа с детскими книгами. Литературное чтение.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: О детях и для детей. Е. Пермяк «Волшебные краски».

Цель: создать условия для развития полноценного восприятия сказки из круга чтения на уровне понимания главной мысли художественного произведения.

Задачи:

Развивать речевые умения и творческое воображение;

Учить определять смысл событий и поступков героев, давать оценку их нравственных позиций, выражать своё отношение;

Воспитывать трудолюбие; умение видеть прекрасное в труде.

Приёмы : ТРКМЧП: восприятие текста на слух с остановками, «дерево предсказаний», обращение к личному опыту, рефлексия «палитра», подбор пословиц.

Оборудование : портрет писателя, выставка книг автора, листы учащимся для записи сказки, текст сказки только у учителя, «палитра» рисунок (на доске), «дерево предсказаний» – рисунок ели (на доске), сердца-стикеры для учащихся, карандаши, фломастеры.

Планируемые результаты :

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Узнает новое произведение для детей.

Научится выделять главную мысль произведения, понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами.

Формирует воссоздающее воображение.

Характеризует особенности прослушанного художественного произведения: определяет жанр, раскрывает последовательность развития сюжета.

В оспринимает на слух художественные произведения в исполнении учителя.

Отвечает на вопросы по содержанию произведения, пробуждающие дать оценку событиям, поступкам героев, требующие поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведения.

Слушает ответы одноклассников на вопросы по изучаемой теме.

Сравнивает свои ответы с ответами одноклассников и высказывание по поводу художественного произведения

Ценностно относится к труду и творчеству, человеку труда.

Имеет возможность выражать себя в различной творческой деятельности.

Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к другим, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;

развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

    Организационный момент

Пожелаем друг другу хорошего настроения.

Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу.

Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к другим

    Стадия вызова

Что делает «великих людей» великими?

Были ли в вашей жизни моменты, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно? Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе хорошо?

Произведение, которое вы будете слушать, называется «Волшебные краски». (Вынести запись на доску)

Как вы думаете, о чём это произведение?

Попробуйте определить жанр произведения. Объясните.

Как вы понимаете «волшебные», «волшебство»?

Волшебство, магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная способность воздействовать на мир человека (из мифологического словаря).

Сегодня вам предстоит быть очень внимательными, слушая новую сказку Евгения Пермяка.

Вам предстоит написать начало сказки по опорным словам. Время написания - 5 минут. (Акцент на время). Постарайтесь использовать все слова:

Дед Мороз, Новый год, волшебные краски, рисовать, добрые дети, сердца детей, злой мальчик, злая девочка.

Учитель выслушивает всех желающих прочитать начало сказки. Благодарит, но оценки не даёт.

Обращение к личному опыту.

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к слушанию.

Прогнозирование содержания по названию.

Сказка (слово «волшебные»).

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам до чтения учителем произведения.

Дети зачитывают варианты сказок.

Формируем умения создавать монолог, участвовать в диалоге на заданную тему. Овладевать умением создавать письменный текст с учётом особенностей слушателей.

    Стадия осмысления содержания

А вот какое начало сказки у автора.

Учащимся предлагается прослушать начало сказки. (Приложение 1) Учитель читает 1 часть сказки.

Первая остановка

Что необычного в волшебных красках?

Почему Дед Мороз выбирает самого доброго из всех самых добрых детей?

Что если бы у вас были такие волшебные краски?

Предположите, что может нарисовать самый добрый мальчик из всех самых добрых детей?

Приём «дерево предсказаний».

Запишите на сердце - стикере, которое у вас на парте, наклейте на доске (Приложение 2)

Слушание.

Отвечают на вопросы по содержанию произведения.

Обращение к личному опыту

Пишут, что мог бы нарисовать мальчик необычными красками.

Сравнивает свои ответы с ответами одноклассников и оценивает своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Воспитание нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.

Заслушиваются варианты.

Продолжим слушание сказки.(2 часть)

Оправдались ли ваши предположения?

Вторая остановка

Почему нельзя давать волшебные краски злым детям?

Вам всегда нравятся свои рисунки? Почему?

Все ли школьники рисуют как художники? Почему?

У Деда Мороза волшебные краски, которые воплощались в реальные вещи. Предположите, продолжив сказку, что произошло, после того, как рисунки самого доброго мальчика из всех самых добрых мальчиков ожили?

Запишите продолжение сказки (3-4 предложения, время - 5 минут).

Немного отдохнём, а сказки ваши подождут.

Обращение к личному опыту.

Прогнозирование сказки.

Записывают продолжение сказки.

Формируем умение слушать и понимать других.

Используем навыки мышления: предположение, сравнение, противопоставление (добро и зло).

Формируем умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Физминутка

Дед Мороз, Дед Мороз,

Приморозил детям нос,

Приморозил ушки,

Приморозил щёчки.

Зябнут ручки,

Зябнут ножки,

А мы поскачем по дорожке

И согреемся немножко.

Формирование здорового образа жизни

Выслушиваются варианты сказки.

Продолжим слушание.(3 часть сказки)

Третья остановка

Что узнали о главном герое?

Почему нельзя было воспользоваться нарисованным самым добрым мальчиком из всех самых добрых детей?

Предположите, как отнесутся люди к ожившим рисункам? А Дед Мороз? Запишите.

Дети зачитывают свои продолжения сказки.

Маленький, не умел рисовать, добрый, усердный.

Мало быть добрым, надо ещё много знать и уметь.

Активизация причинно-следственных связей и личных приобретенных знаний

Зачитайте ваши продолжения сказки. Учитель выслушивает всех желающих прочитать свой вариант сказки.

Послушайте продолжение сказки. (Чтение 4 части сказки)

Четвёртая остановка

Обратите внимание, «мальчик рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер…и на другой, и на третий, и на четвёртый день...»

Но принесли ли его рисунки радость людям? Виноват ли он в этом? Объясните.

Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации? Каково ваше настроение после прослушанного продолжения сказки?

Предположите, что мог рисовать мальчик простыми красками в течение нескольких лет? Запишите.

Мальчик не желал зла, просто он ещё мало знал и многое не умел.

Обращение к личному опыту.

Было грустно, неприятно, плакал, обиделся, никогда не стал бы больше рисовать.

Записывают продолжение сказки

Развивают умение поставить себя на место героя произведения, отвечают на вопросы, выявляющие эмоциональное отношение к событиям и героям произведения.

Воспитание нравственного чувства.

Выслушиваются ответы детей.

Продолжим внимательно слушать сказку. (Чтение 5 части).

Оправдались ваши предположения?

Пятая остановка

Действительно ли, эти краски были простыми? Почему так думаете? Объясните.

Как рисование простыми красками повлияло на жизнь людей? Что думали люди о рисунках, когда мальчик стал взрослым?

Правильно ли я вас поняла, что простые краски могут стать волшебными?

Послушайте концовку сказки. Учитель зачитывает последнюю часть.

В чём смысл названия сказки «Волшебные краски»?

Что помогло добиться успеха мальчику?

Выберите для ответа (на доске слова):

    простые краски,

    старание,

    трудолюбие,

    доброта,

    упорство

    умение

    желание научиться рисовать

    желание сделать людям добро

Он рисовал обыкновенные рисунки, которые стали переходить в жизнь.

Люди не верили.

Если много рисовать, то появятся умения, и рисунки станут лучше получаться.

Дети слушают

К чему прикасаются руки самого великого волшебника из самых великих волшебников – руки трудолюбивого человека, становится волшебным. Потому что приносит пользу и добро людям.

Личностные УУД:

Формируем умение выражать своё отношение к героям, свои эмоции.

Формируем умение оценивать поступки в жизненной ситуации.

Формируем умение строить речевое высказывание с опорой на слова.

    Стадия рефлексии

Каким образом сказка связана с жизнью? Где в обычной жизни вы могли наблюдать похожую ситуацию?

Поможет ли волшебство стать «великими»?

Выберите из предложенных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сказке:

    Мало хотеть, надо уметь.

    Терпенье и труд всё перетрут.

    Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Как изменилось ваше настроение после слушания конца сказки?

Приём «Палитра »:

Изобразите «смайлик» на клейкой бумаге и поместите на «палитру» на доске (по количеству учеников в классе).

Спасибо, мне тоже было интересно с вами, какая волшебная палитра получилась.

Только труд, старание, упорство помогут человеку стать мастером своего дела

Акцентируем внимание на идее произведения

Стало радостно за мальчика. Он стал настоящим мастером без волшебных красок.

Рефлексия эмоционального состояния.

Нравственно-духовное развитие:

Формируем мотивацию к творческому труду; развитие навыка работы на результат.

    Итог

Вы познакомились с произведением Евгения Андреевича Пермяка (1902 – 1982) «Волшебные краски». Он написал много книг для детей и о детях. Для своих юных читателей отдал много сил и таланта. Одним из высших достоинств человека Е. Пермяк считал трудолюбие и мастерство. (Показать книги автора).

Прочитайте его произведения, где вы научитесь уважать труд людей, узнаете, как добро в жизни побеждает зло.

Отбирает книги для самостоятельного чтения

Работает со справочной и художественной литературой

    Домашнее задание.

Предлагаю вам на выбор попробовать себя в роли художников – мастеров:

    Напишите сочинение-рассуждение «Если бы у меня были волшебные краски…»;

    Скоро Новый год, можно нарисовать мечту в рисунке, если бы у вас оказались волшебные краски;

    Сочините сказку о швейной игле, глине.

Создаёт письменный текст: определяет тему своего будущего письменного высказывания (о чём я бы хотел сказать), главную мысль высказывания (что самое важное в моём рассказе) .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Евгений Пермяк

Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз – в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт. Хочешь – нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь – нарисуй корабль и плыви на нём…Или звездолёт – и лети к звёздам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например, стул, - пожалуйста…Нарисуй и садись на него. Волшебными красками можно нарисовать что угодно, даже мыло, и оно будет мылиться. Поэтому Дед Мороз приносит волшебные краски самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно…Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке – они могут натворить много бед. Стоит, скажем, этими красками пририсовать человеку второй нос, и он будет двуносым. Стоит пририсовать собаке рога, курице – усы, а кошке – горб, и будет собака – рогатой, курица – усатой, а кошка – горбатой. Поэтому Дед Мороз очень долго проверяет сердца детей, а потом уже выбирает, кому из них подарить волшебные краски.

В последний раз Дед Мороз подарил волшебные краски одному самому доброму из добрых мальчиков. Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать. Рисовать для других. Потому что он был самый добрый из всех самых добрых мальчиков. Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме – нарядное платье, а отцу – новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам – большую-пребольшую школу…Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер…Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день…Он рисовал, желая людям добра. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Но…

Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок, нарисованный бабушке, был похож на тряпицу для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пёстрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружьё ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того ужасной, что к ней боялись подходить близко. Падающие стены. Крыша набекрень. Кривые окна. Косые двери...Страшилище, а не дом. Уродливое здание не захотели взять даже для склада. Так на улице появились деревья, похожие на старые метёлки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с какими-то странными кругляшками вместо колёс, самолёты с тяжёленными крыльями, электрические провода толщиною в бревно, шубы и пальто, у которых один рукав длиннее другого…Так появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться, и люди ужаснулись.

Как ты мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков? И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но не умея рисовать, он зря извёл краски. Мальчик плакал так громко и безутешно, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз. Услышал и вернулся к нему. Вернулся и положил перед мальчиком краски.

Только это, мой друг, простые краски…Но они могут стать волшебными, если ты этого захочешь…Так сказал Дед Мороз и удалился…

Прошёл год… Прошло два года…Прошло много и очень много лет. Мальчик стал юношей, потом взрослым человеком, а потом стариком…Он всю жизнь рисовал простыми красками. Рисовал дома. Рисовал лица людей. Одежду. Самолёты. Мосты. Железнодорожные станции. Дворцы…И пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в жизнь…Появилось множество прекрасных зданий, построенных по его рисункам. Полетели чудесные самолёты. С берега на берег перекинулись новые мосты…И никто не хотел верить, что всё это было нарисовано простыми красками. Все их называли волшебными….

Конспект урока литературы в 4 классе

Тема : Е.Пермяк «Волшебные краски»

Цель:

    Обогащать словарный запас детей, развивать устную и письменную речь;

    Развивать наблюдательность и мышление;

    Воспитывать культуру коммуникативной речи, умение работать в группах, строить монологическую речь

    Совершенствовать умение работать с текстом с элементами рассуждения.

Оборудование : тексты, иллюстрации по теме урока.

Тезис урока: «В каждой профессии главное – быть хорошим человеком »

Урок выполнен с использованием приемов технологии развития критического мышления

Ход урока

Реализация замысла

1 этап

Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

Пожелаем друг другу успехов.

2 этап

Эвокация( Evocation ) – побуждение к действию

А) мозговая атака

Не так давно люди встречали Новый год. Наверняка, вы помните и красивую елку, и подарки, и Деда Мороза со Снегурочкой, и веселое праздничное настроение. События этого праздника нашли отражение в произведении, с которым мы будем работать на уроке. Отгадайте, о чем он. (загадка о красках)

Это рассказ Е.Пермяка «Волшебные краски»

Подберите родственные слова к слову «краски».

Какие ассоциации возникают, когда мы слышим слово «краски»?

А если бы слово «краски» стало картиной, то какая бы это была картина?

А если бы слово «краски» стало музыкой, то какая бы это была музыка?

Предположите, почему краски в рассказе волшебные?

В ходе нашего урока мы должны выяснить, почему простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение.

3 этап

Реализация замысла ( Realization of Meaning ) – поиск ответов, осознание смысла

А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками (дети читают текст до пометы «остановка», далее идет работа по каждому отрывку)

1 эпизод.

С кем из главных героев мы познакомились? Что он принес?

Сколько красок он принес? Случайно ли это число?

В чем заключается волшебство этих красок?

Докажи словами текста, какие происходили превращения.

Что могло произойти, если попадали к злому ребенку?

Дед Мороз долго проверяет сердца детей, прежде, чем подарить краски. Так ли это тщательно нужно делать?

2 эпизод

Каким вы представляете мальчика?

Предположите, за что Дед Мороз выбрал именно его?

А кому из вас Дед мороз мог подарить такие краски?

Установите соответствие, что и кому мальчик нарисовал.

Бабушка теплый платок

Мама нарядное платье

Папа новое ружье

Слепой глаза

Товарищи школа

Как вы думаете, почему именно эти предметы?

А что бы вы нарисовали, если бы у вас появились такие краски? Что и кому?

Предположите, почему никто не смог воспользоваться нарисованным?

3 эпизод

Так почему же люди не могли воспользоваться нарисованным? У кого совпало мнение?

Подберите эпитеты в данном отрывке.

Подберите аргументы, почему такие необходимые вещи оказались ненужными. Как они выглядели?

Что стало причиной этого?

Почему мальчик плакал?

Как иначе можно взглянуть на эти события, как по-другому они могли закончиться?

4 эпизод

Как понять выражение «плакать безутешно»? К слову плакать подберите синонимы (рыдать, всхлипывать) В каком из них выражено более сильное чувство?

Какой выход предложил Дед мороз из сложившейся ситуации?

Что произошло с мальчиком?

Найдите и прочитайте, что теперь рисовал повзрослевший мальчик?

Краски были простыми, не волшебными, как же оживали нарисованные предметы?

Почему же люди, когда мальчик рисовал волшебными красками – ужасались, а теперь восхищались?

Действительно ли краски стали волшебными?

Подберите словосочетания со словом «рисовал» в прямом значении и в переносном, используя прием олицетворения.

5 эпизод

Докажите, что похожие чудеса происходят с обыкновенным топором? А со швейной иглой? Так в чем же волшебство?

Возвращаюсь к вопросу, который я задала в начале нашего исследования:

«Так почему же простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение»?

Что такое тема произведения? Какова тема данного рассказа?

Совпадает ли заголовок с темой?

Послушайте стихотворение и скажите, совпадает ли главная мысль рассказа и стихотворения?

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд !

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд !

На все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей,

Кто он, как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд !

Так какова же главная мысль рассказа и стихотворения?

4 этап

Рефлексия ( Reflection ) – этап отображения, размышления

А) «Дерево мудрости»

Поработаем с «деревом мудрости». Оно, как всегда, задает мудрые вопросы, пробуем на них ответить. (карточки прикреплены к рисунку дерева)

    Какими качествами, чертами характера обладал мальчик?

    Почему руки трудолюбивого человека сравнивают с руками волшебника?

    Во второй раз Дед Мороз дарит мальчику простые краски. А как поступил бы ты?

    Почему мальчик рисовал только других, а не для себя?

    Как ты думаешь, чему учит этот рассказ?

Б) работа в группах

Правила: Умей слушать других

Твое мнение не хуже других

Работаем – один за всех и все за одного

1 группа

Вспомните, что такое фразеологические обороты. Определите, какие фразеологизмы подходят мальчику. Докажите.

Зарубить на носу

Не вешать нос

Работать спустя рукава

Работать не покладая рук

2 группа

Придумать и записать другие заголовки к рассказу

3 группа

Установите соответствие. Какие пословицы о труде более всего соответствуют содержанию рассказа?

Делу – время, потехе – час

Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет

Труд города украшает, лень их в пустыню превращает

Без работы день годом кажется

В) Расширение представлений о современных профессиях

В рассказе говорится о труде, о разных профессиях. Многие из них вам знакомы. Но время не стоит на месте и диктует свои права. В современном мире появляются новые профессии. А какие – вам расскажут ребята (выступление детей).

Менеджер

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он дает

Всем сотрудникам своим.

Чтобы фирма шла вперед,

Приносила прибыль им.

Фермер

Расскажу я вам, ребята,

Фермер – это кто такой.

Он растит для нас томаты,

Весь в трудах он день-деньской!

Распевают громко птицы

На ветвях родных берез.

Сеет фермер рожь, пшеницу,

И гречиху, и овес.

Удобряет и сажает –

Ведь землица любит пот!

Фермер зеленью снабжает

Нас с тобою круглый год!

Программист Дизайнер

У меня одна забота – Эти люди создают

Всех компьютеров работа! Удивительный уют!

Нет для них страшнее драмы, Подбирают, например,

Чем отсутствие программы. Подходящий интерьер.

В доме, в офисе, в саду –

Я в дизайнеры пойду.

Г) работа в системе RAFT

Представьте, что прошло 20 лет, вы повзрослели и встретились в школе. R – (роль) – это наш 4 класс 20 лет спустя. Вы рассказываете друг другу, каких успехов вы достигли, кем стали (F -это форма) – диалог. Вас слушают ваши одноклассники – это (A) аудитория. А тема (T) вашего рассказа: «А я работаю … «

R – (роль) мы через 20 лет

А – (аудитория) – одноклассники

F – (форма) – диалог

Т – (тема)

(звучит мелодия, дети рассказывают)

5 этап

Итог урока

В одном большом доме у одних родителей жил мальчик, очень хороший и добрый мальчик. У него было много игрушек, у него были красивые книжки с яркими картинками. Он ходил в детский сад. И звали мальчика Витя. И все было бы хорошо у этого мальчика. Если бы… Но буду рассказывать все по порядку…

Однажды Витя пришел из садика очень расстроенный. Он не стал играть в свои игрушки, он не стал рассматривать свои книжки. Он подошел к маме, обнял ее и тихо сказал:

– Я, наверное, больше не пойду в садик. Уж лучше я буду целый день сидеть один дома.

– Это почему же? Что-то случилось, Витя? И почему ты такой расстроенный? Тебя кто-то обидел?

– Мальчишки дразнятся. Витя – Неумитя, Витя – Неумитя...

– А почему же они тебя дразнят?

– Потому, что я не умею рисовать. Они умеют, а я не умею. Они уже рисуют и машины, и дома, и самолеты. А у меня ничего не получается. Наверное я какой-то не такой.

И Витя обиженно зашмыгал носом.

– Почему не такой? Ты такой! Ты такой же, как все. А для меня ты - самый хороший мальчик на свете. А рисовать мы с тобою научимся. Вот я закончу готовить ужин, и мы сядем с тобою рядышком и будем рисовать. Хорошо?

– Нет. Я уже сто раз пробовал. Наверно в детстве я упал с балкона и стукнулся головой. Очень сильно стукнулся.

– С чего ты это взял? Ни с какого балкона ты не падал. И кто тебе сказал такую чушь?

– Папа сказал.

– Ну это он пошутил. А я с ним вечером серьезно поговорю, не падал ли он сам откуда-нибудь в детстве.

Вечером мама достала карандаши, бумагу, фломастеры.

– Вот смотри, Витя, это – трава, это – деревья, это – домик в лесу. Вот солнышко, тучка. А это – птицы летят по небу.

– На юг. На, попробуй сам.

– Нет, я даже пробовать не буду. У меня никогда так не получится. Я только все испорчу.

И Витя отодвинул бумагу.

– Что же нам делать? Положение действительно серьезное.

Мама убрала рисунки, но потом заговорнически проговорила:

Я знаю, что нам делать. Нужно найти волшебный магазин и купить там волшебные краски.

– А разве бывает волшебный магазин?

– Конечно, бывает. Где, ты думаешь, можно купить шапку – невидимку или ковер – самолет? Конечно же в волшебном магазине.

– А может, и нам тогда уж лучше сразу купить шапку-невидимку?

– Ну, нет, Витя. На шапку-невидимку у меня денег не хватит. Она о-го-го сколько стоит! А вот волшебные краски, я думаю, осилю.

– А когда ты мне их купишь?

– Как только узнаю, где у нас в городе волшебный магазин, так и куплю.

И вот однажды мама объявила Вите:

– Я достала настоящие волшебные краски. У меня даже хватило денег на небольшую волшебную кисточку. Витя, затаив дыхание, следил за тем, как мама доставала из сумки заветную коробочку. Он, не веря в свое счастье, дрожащими от волнения руками принял эту коробочку, прижал ее к груди и прошептал:

– А они в самом деле волшебные?

– Конечно. На них так и написано: “Медовые краски СКАЗОЧНЫЕ”. И знаешь, кто мне их продал? Самый настоящий волшебник. В большой шляпе, в розовых перчатках и синем плаще.

– Мама, а можно мне открыть коробочку?

– Конечно же. Давай, поглядим.

Витя открыл коробочку. В ней было семь красок: красная, оранжевая, желтая, зеленая, белая, синяя и фиолетовая.

– Какие красивые. Хочешь, Витя, мы прямо сейчас их проверим?

– Нет, только не сейчас. Потом.

– А когда же потом? Когда захотим нарисовать что-нибудь замечательное? Что-нибудь необычное?

И Витя убрал свои волшебные краски на полку, где у него лежали самые дорогие вещи – речные камешки, ракушка и сломанные солдатики.

И вот однажды… Витя сидел дома. Не потому, что заболел, просто было воскресенье. Папа ушел в гараж, мама пекла пироги на кухне. А за окном шел дождь. Но не простой грустный дождь. А веселый летний дождь.

Под окном Витиного дома была замечательная большая лужа. У нее-то и затеяли возню соседские мальчишки. Они кидали в лужу камни и хохотали. Дождь загнал мальчишек в подъезд, но они все равно выпрыгивали под дождь и, добежав до лужи и бросив в нее камень, стрелой мчались под навес входной двери.

Витя вышел на балкон, чтобы лучше видеть то, что происходит во дворе.

Вот дождь кончился. Небо очистилось, и ослепительное солнце залило все кругом радостным чистым светом.

Витя смотрел вслед улетающей туче - на сочную зелень травы, на ласточек, взмывающих высоко в небо, на мальчишек у большой замечательной лужи во дворе. А мама хлопотала на кухне над пирогами. Да нет-нет поглядывала, что делает Витя на балконе. Ведь еще ребенок.

Она поставила пироги в духовку. Тесто сегодня получилось воздушное, даже попискивало, когда она его раскатывала.

– Мама! Мама! Радуга! Беги скорее сюда! Смотри, какая радуга!

Мама вышла к Вите на балкон и вместе с ним замерла в немом изумлении. Огромная разноцветная радуга пролегла через все небо от леса к реке.

– Какое чудо, Витя! Какая красота! Но она скоро растает. Вот если бы ее нарисовать! А где наши волшебные краски?

Мама принесла бумагу, краски, баночку с водой, разложила все это на табурете перед Витей. Витя присел на корточки.

– А у меня получится?

– Получится. Рисуй. Начни с красного.

Витя взял в руки кисточку, макнул ее в воду, потом в красную краску и провел через лист красную дугообразную полосу.

– А теперь возьми оранжевую краску.

– Как апельсин?

– Как апельсин.

И Витя провел рядышком оранжевую дугу.

– А теперь?

– А теперь желтая.

– Желтая, как цыпленочек?

– Желтая, как цыпленочек.

И на бумаге легла третья, желтая полоса.

– Следующая – зеленая.

– Зеленая, как травка?

– Зеленая, как травка.

– А теперь какую?

– А теперь голубая. Но жаль, у нас нет голубой. Ну, что ж, давай возьмем синюю.

Синяя полоса легла рядом с зеленой.

– Ну и последняя фиолетовая. Вот, смотри, Витя, что у тебя получилось. Настоящая радуга. Как живая. И ты сам ее нарисовал.

– Мама, так что же это выходит? Что ли я теперь значит, сам умею рисовать? Сам умею?

– Конечно, умеешь. Ведь ты сам нарисовал радугу. Такую красивую.

– Так, значит, я теперь смогу нарисовать и машины, и самолеты, и птичек, и цветы?

– Конечно, сумеешь. Ведь у тебя теперь есть волшебные краски. У тебя все получится, Витя.

– Все получится? Как здорово, мама!

С тех пор Витя больше никогда не приходил из детского сада расстроенным.

Нравится

Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.

Хочешь — нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь — нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, — пожалуйста. Нарисуй и садись на него.

Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице — усы, а кошке — горб, и будет собака рогатой, курица — усатой, а кошка — горбатой.

Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.

В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.

Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме — нарядное платье, а отцу — охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам — большую-пребольшую школу.

Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.

На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:

— Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.

Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков — Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:

— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Так сказал Дед Мороз и удалился.

А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.

Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, — яркие, нарядные одежды.

Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.

— Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.

Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…

Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников — руки трудолюбивого, настойчивого человека.

Взяла в руки эту книги - и очутилась в детстве. Какие сказки!!! Многие переизданы, а многие и нет.

Но мой восьмилетний ребенок от книги не оторвался, до последней страницы.

Таких книг единицы.

В ней много сказок, есть известные, а есть и не очень.

Книга начинается сказкой Гайдара. Не все современные дети знают, кто Мальчиш -Кибальчиш.

Мне все скзки в этой книге нравятся.

Сказка о потерянном времени Евгения Шварца рассказывает о мальчике Пете, не особо прилежном и не любящим делать всё вовремя. Однажды злые волшебники превратили его и ещё троих школьников в старичков, тогда-то Петя начал понимать и ценить все минутки своей жизни. Ведь, как говорится в сказке о потерянном времени: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Сказка Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний лепесток, она нашла нового друга...

Необыкновенно трогательная сказка Два брата Евгения Шварца о том, что братьям нельзя ругаться, а то может приключиться беда. Все несчастья произошли со Старшим братом из-за грубых слов, которые он сказал Младшему: "Оставь меня в покое!". Злой-презлой прадедушка Мороз (отец добродушного новогоднего дедушки Мороза) забрал Младшего в свой ледяной дом. Только доброта и храбрость Старшего помогли братьям воссоединиться и научиться ценить друг друга.

Сказка Два брата - не просто волшебная детская история, а произведение из которого можно подчерпнуть много интересного и полезного. Евгений Шварц объясняет в ней, что одни и те же понятия для разных людей могут значить разное. Например, покой в понимании Старшего брата - это возможность быть наедине с самим собой, читать книгу или заниматься своими делами, не отвлекаясь на игры с Младшим, не уделяя ему внимание и не заботясь о нем. Покой же в понимании Мороза - бесчувственность и холод. Почему седина от радости исчезает очень-очень редко? Да просто потому, что, к сожалению, люди не так часто испытывают настолько сильную радость, сравнимую по глубине с горем от потери ребенка.

А сказка Паустовского " Растрепанный воробей" - сколько в ней добра. Мама девочки Маши работала в театре. Она скоро должна была выступить, для своей сказки мама достала из стола маленький стеклянный букетик и не разрешила даже дотрагиваться до него. Но старая ворона украла букетик и унесла к себе в "сокровищницу". Эта же ворона поймала за воровством воробья Пашку и крепко отдубасила его. Милиционер нашёл воробышка и отдал его Маше. Пашка прижился у неё.. Наконец, настал день спектакля, мама тацевала на сцене, как вдруг в зал влетел воробей и бросил ей букетик..

А эта сказка дала название книге

Евгений Андреевич Пермяк

Волшебные краски

Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.

Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь - нарисуй корабль и плыви на нём... Или звездолёт - и лети к звёздам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста... Нарисуй и садись на него. Волшебными красками можно нарисовать что угодно, даже мыло, и оно будет мылиться. Поэтому Дед-Мороз приносит волшебные краски самому доброму из всех самых добрых детей.

И это понятно... Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке - они могут натворить много бед. Стоит, скажем, этими красками пририсовать человеку второй нос, и он будет двухносым. Стоит пририсовать собаке рога, курице - усы, а кошке - горб, и будет собака - рогатой, курица усатой, а кошка - горбатой.

Поэтому Дед-Мороз очень долго проверяет сердца детей, а потом уже выбирает, кому из них подарить волшебные краски.

В последний раз Дед-Мороз подарил волшебные краски одному самому доброму из всех самых добрых мальчиков.

Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать. Рисовать для других. Потому что он был самый добрый из всех самых добрых мальчиков. Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам большую-пребольшую школу...

Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер... Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день... Он рисовал, желая людям добра. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Но...

Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок, нарисованный бабушке, был похож на тряпицу для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пёстрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружьё ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того ужасной, что к ней даже боялись подходить близко. Падающие стены. Крыша набекрень. Кривые окна. Косые двери... Страшилище, а не дом. Уродливое здание не захотели взять даже для склада.

Так на улице появились деревья, похожие на старые метёлки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с какими-то странными кругляшками вместо колёс, самолёты с тяжеленными крыльями, электрические провода толщиною в бревно, шубы и пальто, у которых один рукав длиннее другого... Так появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться, и люди ужаснулись.

Как ты мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но, не умея рисовать, он зря извёл краски.

Мальчик плакал так громко и безутешно, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз. Услышал и вернулся к нему. Вернулся и положил перед мальчиком краски.

Только это, мой друг, простые краски... Но они могут стать волшебными, если ты этого захочешь...

Так сказал Дед-Мороз и удалился...

Прошёл год... Прошло два года... Прошло много и очень много лет. Мальчик стал юношей, потом взрослым человеком, а потом стариком... Он всю жизнь рисовал простыми красками. Рисовал дома. Рисовал лица людей. Одежду. Самолёты. Мосты. Железнодорожные станции. Дворцы... И пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в жизнь...

Появилось множество прекрасных зданий, построенных по его рисункам. Полетели чудесные самолёты. С берега на берег перекинулись незнаемые мосты... И никто не хотел верить, что всё это было нарисовано простыми красками. Все их называли волшебными...

Так случается на белом свете... Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной... Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека...



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.