Узбекские музыкальные инструменты: названия и описание. Музыкальные инструменты китая Музыкальные инструменты средней азии

Гиджак (гыджак, гыржак, гижак, gijjak ) - струнный смычковый народный музыкальный инструмент узбеков, таджиков, каракалпаков, туркмен, уйгуров. Конструкция гиджака очень близка к персидской кеманче , которая распространена в Азербайджане, Иране и Армении.

В народных музыкальных инструментах - вся философия и мудрость веков. На гиджаке исполняют народную музыку , песни, инструментальные пьесы, макомы (вокально-инструментальный циклический жанр, в мелодической основе которого чаще всего лежит интонация плача). Гиджак и его разновидности наряду с другими народными инструментами входит в узбекские национальные инструментальные оркестры .

Корпус гиджака - шаровидной формы, по традиции изготавливается из тыквы специального сорта, дерева или другого материала (например, крупного кокосового ореха), сверху обтянут кожей. Размеры инструмента различаются и часто зависят от материала, из которого он изготовлен.

Количество струн современного гиджака - четыре, хотя исторически это число было также непостоянным, чаще всего встречались трехструнные гиджаки. В старину у гиджака были шелковые струны, сегодня - металлические.

Принято считать, что гиджак еще в XI в. изобрел Авиценна (Абу Али ибн Сина) - великий персидский ученый, врач и философ, который заложил основу области науки о музыкальных инструментах (инструментоведения), описал почти все существующие на то время музыкальные инструменты и составил подробную классификацию их типов.

При классической игре на гиджаке инструмент держат вертикально, звук извлекается специальным коротким смычком в форме лука, хотя современные исполнители также используют скрипичный смычок.

Однако есть виртуозы , которые играют на гиджаке не только классическую народную музыку, но и необыкновенно яркие пассажи. На видео ниже можно не только послушать, как звучит гиджак , но и посмотреть виртуозную игру на гиджаке мастера своего дела - узбекского музыканта Фарходжона Гаппарова (произведение "Storm" иранского композитора Бижана Мортазави):

Персидский струнный смычковый музыкальный инструмент. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. В наши дни этот инструмент распространен в Центральной Азии и Среднего Востока.
"Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Кяманча возникла в 19 веке, в эту эпоху историк констатируют период расцвета исполнительского искусства игры на кяманче. Это связано с развитием искусства профессиональных певцов ханенде.
Ханенде - это азербайджанские народные певцы. Они обладали не только прекрасными голосами, но и редким умением импровизировать. Ханеде пользовались большим уважением. Именно эти певцы «вывели в свет» кяманчу.
Первые инструменты были изготовлены из выдолбленной тыквы или индийского ореха. Как правило, они богато украшались слоновой костью.
Корпус кеманчи круглый. Шейка - деревянная, прямой и округлой формы с крупными колками. Дека сделана из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом.
Согласно одному из предположений о возникновении кяманчи, она появилась на основе смычкового гопуза. Гопуз - азербайджанский народный струнный музыкальный инструмент. Это двух- или трехструнный инструмент, чем-то напоминающий гитару.
Знания о кяманче дополняются сведениями из классической поэзии и изобразительного искусства. Благодаря этому можно составить представление о ней. Так, например, кямнача упоминается в поэме «Хосров и Ширин» персидского поэта Низами Гянджави. Он сравнивает игру на кяманче с божественной музыкой, которая стонет и пылает.
Чтобы представить себе, как выглядит кяманча, достаточно взглянуть на миниатюры средневековых азербайджанских художников. Там она изображена в составе ансамбля.



- древний духовой музыкальный инструмент. Его возникновение из бараньего рога не случайно. Дело в том, что в семитских языках слово «шофар» и название горного барана - однокоренные слова. В Талмуде разрешается изготовлять шофар из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей, но всё же рекомендуется использовать именно рог барана, который ассоциируется с жертвоприношением Исаака. Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля.
Шофар используется в особых случаях. Так, в древности звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года. Этот же инструмент сообщал о начале несчастий – военных действий или каких-либо бедствий. Шофар - это непременный атрибут различных празднеств.
Существует две разновидностей шофара – ашкеназский и сефардский. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары - длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.
Шофар имеет четко выраженный религиозный характер. В него играют в время некоторых ритуалов, в дни постов или молитв. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона («иерихонская труба»). Ни один еврейский Новый год (Рош ха-Шана) не обходится без шофара. В Израиле, например, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош ха-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно. Звуки шофара в день Рош ха-Шана усиливают торжественность, побуждают к покаянию. Согласно народным представлениям, это звуки должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.



- это праздничная флейта, распространённая на Ближнем и Среднем Востоке, Закавказье, Индии, Анатолии, Балканах, Иране, Средней Азии. Как и любая флейта, она имеет вид трубки с отверстиями и маленьким пищиком. Обычно на трубке до девяти отверстий, одно из которых находится на противоположной стороне.
Близким родственником зурны можно назвать гобой, который имеет такую же двойную трость. Отметим, что гобой все же длиннее зурны, у него больше боковых отверстий, а, кроме того, он оснащен клапанной механикой, как кларнет, флейта, фагот. Однако по устройству пищик зурны и двойная трость гобоя настолько похожи, что иногда музыканты-зурначи покупают в магазине для своего инструмента трость гобоя.
Зурна имеет особый специфический звук. Ее диапазон – до полутора октав, а тембр яркий и пронзительный.
Зурна хорошо звучит в составе инструментального ансамбля. Музыканты чаще всего выступают втроем. Первый музыкант называется уста (или мастер), он играет основную мелодию. Второй музыкант как бы дополняет игру первого и вторит ему протяжными звуками. Третий же музыкант играет на ударном инструменте и исполняет разнообразно варьируемую ритмическую основу.
Самая древняя зурна насчитывает боле трех тысяч лет. Во время раскопок на территории Армянского нагорья был обнаружен древнейший экземпляр зурны. Известно о наличии подобного инструмента в Древней Греции. Он сопровождал гимнастические упражнения, театральные представления, жертвоприношения, военные походы. Название у него, правда, тогда было другое - авлос, но он мало отличался от нынешней зурны.
Основой для изготовления зурны является дерево – абрикос, орех или тутовник. Диаметр ствола инструмента – около двадцати миллиметров. Инструмент расширяется книзу до шестидесяти миллиметров в диаметре. Средняя длина зурны – триста миллиметров.
В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»). Ее длина около ста миллиметров. Вытачивается она из древесины ивы, ореха или абрикоса. Именно втулка регулирует настройку пластины. Мундштук зурны делается из сухого камыша, его длина – десять миллиметров.
Исполнитель выдувает воздух через мундштук и таким образом получаются звуки. Диапазон зурны довольно большой для такого маленького инструмента - от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы. Однако профессиональный музыкант может расширить этот диапазон на несколько звуков. Опытные исполнители умеют заставить зурну петь мягко и нежно.



Флейта - деревянный духовой инструмент. Это общее название для ряда инструментов, которые состоят из цилиндрической трубки с отверстиями. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.
В мире существует большое разнообразие флейт: блокфлейта, поперечная флейта, Панфлейта, флейта пикколо и другие. – это тоже флейта, которая распространена в арабо-иранской, таджикско-узбекской и молдавской культурам. Нэй является разновидностью продольной флейты, к которой относятся свирель, пыжатка и вистл. – не единственное название такой флейты. Ее имя зависит от материала, из которого она сделана. Так, деревянная флейта назывется агач-Най, жестяная - гарау-НайНай, латунная - бриндгжи-Най. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке
Рассмотрим нэй, о которой не так много известно. У арабской флейты восемь игровых отверстий, а у узбекской – шесть. Несмотря на такие отличия, это не отражается на игре, которая имеет немало поклонников. Звуки на флейте не только «обычные», привычные большинству слушателей, но и хроматические. Что касается молдавской флейты, то ее составляющие многочисленны – до двадцати четырех трубок. Они должны быть разной длины, от этого зависит высота звука. Трубки укреплены в дугообразной кожаной обойме. Ее звукоряд – диатонический.
Най (или нэй)- не принципиально новый инструмент, он появился из усовершенствованного гаргы туйдука, который был известен на протяжении многих веков у восточных народов. Однако этот древний духовой инструмент - гаргы туйдук – дошел до наших дней. Он изготавливается из тростника и имеет шесть ладовых отверстий. Нет определенных размеров для него, каждый экземпляр вырезается по-разному. Используют эти инструменты также индивидуально: одни – для сольной игры, другие - при аккомпанементе. Продольная флейта, способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Дутар. Ду - два. Тар - струна. Инструмент с навязными ладами и двумя струнами из жил. Думаете, чем меньше струн, тем проще играть?

Ну, тогда послушайте игру одного из лучших мастеров игры на дутаре - Абдурахима Хаита, уйгура из Синьцзяня, Китай.
Бывает еще туркменский дутар. Струны и лады у туркменского дутара металлические, корпус долбленный, из цельного куска дерева, звук очень яркий, звонкий. Туркменский дутар один из моих самых любимых инструментов на протяжении последних трех лет, а дутар, изображенный на фото, мне привезли из Ташкента совсем недавно. Восхитительный инструмент!

Азербайджанский саз. Девять струн разбиты на три группы, каждая из которых настроена в унисон. Аналогичный инструмент в Турции называется баглама.

Обязательно послушайте, как звучит этот инструмент в руках мастера. Если мало времени, то посмотрите хотя бы начиная с 2:30.
От саза и багламы произошел греческий инструмент бузуки и его ирландский вариант.

Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни. Аль-уд - лют, лютня - слышите? Обычный уд не имеет ладов - лады на данном экземпляре из моей коллекции появились по моей инициативе.

Послушайте, как играет на уде мастер из Марокко.


От китайской двухструнной скрипки эрху с простеньким корпусом-резонатором и маленькой мембраной из кожи произошел среднеазиатский гиджак, который на Кавказе и в Турции получил название кеманча.

Послушайте, как звучит кеманча, когда на ней играет Имамйар Хасанов.


Рубаб имеет пять струн. Первые четыре из них сдвоены, каждая пара настроена в унисон, а басовая струна одна. Длинный гриф имеет лады в соответствии с хроматическим звукорядом почти на две октавы и небольшой резонатор с кожаной мембраной. Как вы думаете, что означают загнутые вниз рога, исходящие из грифа по направлению к инструменту? Его форма не напоминает вам баранью голову? Но ладно форма - какой звук! Вы бы слышали, какой звук у этого инструмента! Он вибрирует и дрожит даже своим массивным грифом, он заполняет своим звуком все пространство вокруг.

Послушайте звучание кашгарского рубаба. Но мой рубаб звучит лучше, честное слово.



Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву - толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.

Послушайте, как звучит иранский тар.
Иранский тар - предок нескольких инструментов. Один из них индийский сетар (се - три, тар - струна), а о двух других я расскажу ниже.

Азербайджанский тар имеет не шесть, а одиннадцать струн. Шесть таких же, как и у иранского тара, еще одна дополнительная басовая и четыре струны, на которых не играют, но они резонируют во время игры, дополняя звук эхом и делая звучание более продолжительным. Тар и кеманча, пожалуй, два главных инструмента азербайджанской музыки.

Послушайте несколько минут, начиная с 10:30 или хотя бы начиная с 13:50. Вы такого никогда не слышали и не могли предположить, что на этом инструменте возможно такое исполнение. Это играет брат Имамйара Хасанова - Руфат.

Есть гипотеза, что тар является родоначальником современной европейской гитары.

Недавно, когда я рассказывал об электроказане, меня упрекали - мол, я вынимаю душу из казана. Наверное, примерно то же самое говорили человеку, который 90 лет назад догадался поставить звукосниматель на акустическую гитару. Примерно тридцать лет спустя были созданы лучшие образцы электрогитар, остающиеся стандартом до сегодняшнего дня. Спустя еще десятилетие появились Битлз, Роллинг Стоунз, а следом за ними Пинк Флойд.
И весь этот прогресс никак не помешал производителям акустических гитар и исполнителям на классической гитаре.

Но не всегда музыкальные инструменты распространялись с востока на запад. Например, гармонь стала необычайно популярным инструментом в Азербайджане в 19-м веке, когда там появились первые немецкие переселенцы.

Мою гармонь изготовил тот же самый мастер, который создавал инструменты для Афтандила Исрафилова. Послушайте, как звучит такой инструмент.

Мир восточных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Я не показал вам даже и части своей коллекции, а она далеко не полная. Но еще о двух инструментах я должен рассказать обязательно.
Дудочка с раструбом, что наверху, называется зурна. А инструмент под ним называется дудук или балабан.

Со звуков зурны на Кавказе, в Турции и Иране начинаются торжества и свадьбы.

Вот как выглядит аналогичный инструмент в Узбекистане.

В Узбекистане и Таджикистане зурну называют сурнай. В Средней Азии и Иране, к звукам сурная и бубнов обязательно добавляют протяжные звуки другого инструмента - карнай. Карнай-сурнай - устойчивое словосочетание, обозначающее начало праздника.

Интересно, что родственный карнаю инструмент существует в Карпатах, а название его знакомо многим - трембита.

А вторая дудочка, изображенная на моей фотографии, называется балабан или дудук. В Турции и Иране этот инструмент называют еще и мей.

Послушайте, как играет на балабане Алихан Самедов.

Мы еще вернемся к балабану, а пока я хочу рассказать о том, что я видел в Пекине.
Насколько вы поняли, я коллекционирую музыкальные инструменты. И как только во время поездки в Пекин у меня выдалась свободная минутка, я немедленно отправился в магазин музыкальных инструментов. Что я купил себе в этом магазине, я еще расскажу в другой раз. А сейчас о том, что я не купил и о чем страшно жалею.
На витрине стояла дудочка с раструбом, конструкцией в точности напоминавшая зурну.
- Как это называется? - спросил я через переводчицу.
- Сона, - ответили мне.
- До чего похоже на "сорна - сурнай - зурна" - подумал я вслух. А переводчица подтвердила мою догадку:
- Китайцы не произносят букву р в середине слова.

Подробнее о китайской разновидности зурны можете
Но, вы знаете, зурна и балабан ходят рука об руку. В их конструкции много общего - может быть, поэтому. И что вы себе думаете? Рядом с инструментом сона стоял другой инструмент - гуань или гуаньцзи. Вот как он выглядел:

Вот, как он выглядит. Ребята, товарищи, господа, да ведь это дудук и есть!
А когда он попал туда? В восьмом веке. Следовательно, можно предположить, что попал из Китая - сроки и география совпадают.
Пока документально известно только то, что этот инструмент распространялся на восток со стороны Синьцзяня. Ну а как в современном Синьцзяне, играют на этом инструменте?

Смотрите и слушайте с 18-й секунды! Вы только послушайте, какой роскошный звук у уйгурского баламана - да, здесь он называется точно так же, как в азербайджанском языке (существует и такое произношение названия).

А давайте поищем дополнительную информацию в независимых источниках, например, в энциклопедии Ираника:
BĀLĀBĀN
CH. ALBRIGHT
a cylindrical-bore, double-reed wind instrument about 35 cm long with seven finger holes and one thumb hole, played in eastern Azerbaijan in Iran and in the Republic of Azerbaijan.

Или Ираника симпатизирует азербайджанцам? Хорошо, вот БСЭ тоже говорит, что слово дудук имеет тюркское происхождение.
Азербайджанцы и узбеки подкупили составителей?
Ну, хорошо, вот болгар в симпатии к туркам точно не заподозришь!
на весьма серьезном болгарском сайте по слову дудук:
дудук, дюдюк; дудук, дюдюк (от тур. düdük), пищялка, сворче, гласник, доп - Народен дървен музикален инструмент от типа на аерофоните, полузатворени тръби.
Опять указывают на турецкое происхождение слова и называют его своим народным инструментом.
Распространен этот инструмент, как выяснилось, преимущественно среди тюркских народов, либо среди народов, контактировавших с тюрками. И каждый народ обоснованно считает его своим народным, национальным инструментом. Но только один приписывает себе его создание.

Ведь только ленивый не слышал, что "дудук - древний армянский инструмент". При этом намекают, что дудук был создан три тысячи лет назад - то есть, в недоказуемом прошлом. А факты и элементарная логика показывают, что это не так.

Вернитесь к началу этой статьи и еще раз посмотрите на музыкальные инструменты. Почти на всех этих инструментах играют и в Армении тоже. Но совершенно понятно, что все эти инструменты появились у гораздо более многочисленных народов с ясной и понятной историей, среди которых как раз и жили армяне. Представьте себе небольшой народ, живущий в рассеянии среди других народов, имеющих собственные государства и империи. Станет такой народ создавать полный набор музыкальных инструментов для целого оркестра?
Я, признаться, тоже думал: "Ладно, то были большие и сложные инструменты, оставим их в стороне. Но хоть дудочку армяне могли придумать?" А выясняется, что нет, не придумали. Если бы придумали, то у этой дудки было бы чисто армянское название, и не поэтическо-метафорическое циранопох (душа абрикосового дерева), а что ни будь попроще, понароднее, с одним корнем, либо и вовсе звукоподражательное. Пока же все источники указывают на тюркскую этимологию названия этого музыкального инструмента, а география и даты распространения показывают, что свое распространение дудук начал из Средней Азии.
Ну хорошо, давайте сделаем еще одно допущение и скажем, что дудук попал в Синьцзянь из древней Армении. Но каким образом? Кто принес его туда? Какие народы переселялись с Кавказа в Среднюю Азию на рубеже первого тысячелетия? Нет таких народов! А вот тюрки постоянно двигались из Средней Азии на запад. Они вполне могли распространить этот инструмент и на Кавказе, и на территории современной Турции и даже в Болгарии, на что указывают документы.

Я предвижу еще один аргумент защитников версии армянского происхождения дудука. Мол, настоящий дудук делается только из абрикосового дерева, которое на латыни называется Prúnus armeniáca. Но, во-первых, абрикосы в Средней Азии распространены ничуть не меньше, чем на Кавказе. Латинское название не указывает на то, что это дерево распространилось по миру с территории местности, носящей географическое название Армения. Просто именно оттуда оно проникло в Европу и было описано ботаниками примерно триста лет назад. Напротив, есть версия, что абрикос распространился с Тянь-Шаня, часть которого находится в Китае, а часть - в Средней Азии. Во-вторых, опыт весьма талантливых народов показывает, что этот инструмент можно изготовить даже из бамбука. А мой любимый балабан изготовлен из тутовника и звучит намного лучше абрикосовых, которые у меня тоже есть и произведены как раз в Армении.

Послушайте, как я научился играть на этом инструменте за пару лет. В записи участвовал народный артист Туркменистана Гасан Мамедов (скрипка) и народный артист Украины, мой земляк по Фергане, Энвер Измайлов (гитара).

При всем при этом я хочу отдать дань уважения великому армянскому исполнителю на дудуке Дживану Гаспаряну. Именно этот человек сделал дудук известным во всем мире инструментом, благодаря его труду в Армении возникла замечательная школа игры на дудуке.
Но говорить "армянский дудук" правомерно только о конкретных инструментах, если они изготовлены в Армении, либо о типе музыки, возникшей благодаря Дж.Гаспаряну. Указывать на армянское происхождение дудука могут только те люди, которые позволяют себе бездоказательные утверждения.

Прошу заметить, что я сам не указываю ни точного места, ни точного времени появления дудука. Вероятно, это уже невозможно установить и прообраз дудука древнее любого из ныне живущих народов. Но я строю свою гипотезу о распространении дудука, опираясь на факты и элементарную логику. Если кто-то пожелает возразить мне, то я хочу заранее попросить: пожалуйста, при построении гипотез точно так же опирайтесь на доказуемые и проверенные факты из независимых источников, не чурайтесь логики и попытайтесь найти иное внятное объяснение перечисленным фактам.

Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.

Расскажем вам о них поподробней.

Узбекский карнай



Карнай - это массивный духовой инструмент, выполненный из сплавов меди и латуни. Большая труба достигает длиной до 3 метров и позволяет создавать уникальные мелодии.

Современные узбекские музыканты традиционно используют карнай на свадьбах. Эти глубокие торжественные звуки сегодня символизируют праздник. Их слышно не то что с соседней улицы, их слышно даже из другого квартала города. На празднике мелодии, украшенные карнаем, громко и во всеуслышание заявляют, что в этом доме отмечают торжество.

Раньше карнай использовался и как инструмент для созыва воинов, а также в целях оповещения населения, что приближается враг, неприятность. Звук карная был слышан на весь аул и люди были готовы к тем или иным действиям благодаря громкости национального духового инструмента.

Таджикский рубаб





Рубаб - это струнный инструмент с большой историей. Изготавливается он вручную из особых пород деревьев. Процесс вырубки кувшиновидного корпуса очень кропотливен и требует не только большого усердия, но и специальных навыков. Секреты вымачивания срубов, натяжки кожи животного на основную часть музинструмента, настройку струн и колков в Таджикистане передают только от мастера к ученику.

Звучит рубаб очень лирично. Струны рождают дивную мелодию или аккомпанемент для песни поэта. Но настоящие мастера игры могут выдавать на рубабе и танцевальные национальные таджикские мелодии, многим из которых уже несчитанное количество лет, и их просто считают традиционным фольклором.

Кыргызский комуз



Комуз - это национальный кыргызский струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего три струны, но очень звонкое и мелодичное звучание. Изготавливается настоящий комуз из дикого урюка (абрикосового дерева). Процесс плотницких работ для создания формы комуза, соответствующего углубления в корпусе, верхней части, грифа и прочего очень сложный и требует большого мастерства. Заготовка из спила дерева для будущего комуза должна полностью просохнуть, для этого ее могут поместить в специальную темную комнату на несколько лет.

На грифе комуза, как и на некоторых других музыкальных инструментах народов Среденей Азии, нет ладов. На нем учатся играть на слух, поэтому стать комузчи (мастером игры на комузе) может далеко не каждый.

Звучание струнного инструмента, практически, не подражаемо, поэтому для комуза написано так много свойственных мелодий, которые исполняются национальными акынами, как сольно, так и в ансамбле.


Источники информации, фотографий и видео

Музыка у народов Средней Азии, как считают специалисты, является очень оригинальной и разнообразной. Известны многочисленные музыкальные инструменты Средней Азии, их насчитывается около семидесяти двух разновидностей. Некоторые из них были популярны в прошлых веках, часть успешно используют и сегодня. Самыми известными музыкальными инструментами народов Средней Азии считаются:

  • уд или барбад;
  • танбур;
  • канун;
  • икидилли;
  • бозук;
  • дилли туйдук, Гоша дилли туйдук;
  • гамыш баламан.

Музыкальный инструмент уд или барбад

Этот инструмент отличается тем, что не имеет ладов и содержит пять струн. Исполняется музыка при помощи специального приспособления под названием киришкакара либо плектр.

Во времена средневековья этот инструмент был широко известен среди жителей Востока, в том числе и у среднеазиатских народов. Ученые деятели, которые писали трактаты в то время, упоминали и название этого инструмента. Из научных источников стало известно, что изначально данный азиатский музыкальный инструмент носил название барбард , а примерно в восьмом девятом веках его переименовали на уд .

Оба названия, которыми именуется один и тот же инструмент, имеют арабское происхождение и переводятся как лебединая шея.

Этот инструмент создал мервский музыкант по имени Бард Мервези, который в свое время прославился на весь Восток. Мужчина руководил музыкальным салоном, который существовал при дворе Хысрова Первези, царствующего в период с 590 по 628 год.

Звучанием уда наслаждались жители туркменской земли с древних времен и до начала восемнадцатого века. Если сведения о том, что струны этого инструмента были сделаны из шелка. Согласно научным источникам изначально у инструмента было четыре струны, а некий аль Фараби прикрепил к нему пятую, благодаря этому удалось расширить его музыкальные возможности.

Очень часто этот инструмент упоминается в литературе классиков Туркмении.

Музыкальный инструмент танбур(тамбура)

Тамбура широко использовался народами Восточных и Среднеазиатских стран, об этом упоминает известный узбекский ученный, который всю свою жизнь занимался изучением музыкальной культуры этих стран. На туркменских землях на нем играли где-то до семнадцатого восемнадцатого века.

Инструмент отличался тем, что имел маленькую головку и длинный гриф. По внешнему виду он похож на дутар. Основание инструмента было деревянным, его изготавливали из ореха, туты, абрикоса. Тамбура являлся трехструнным, а лады состояли из шелковых струн в количестве от шестнадцати до девятнадцати.

Для игры на этом инструмент использовался серебряный либо металлический киришкакара, который одевался на указательный палец. В эпосе под названием «Героглы», а также других классических произведениях есть упоминанием о применении туркменами тамбура.

Музыкальный инструмент чен

В том же эпосе «Героглы» можно прочитать, что музыкальный инструмент под названием чен являлся национальным у туркмен. Этот инструмент использовали в государственном национальном оркестре народных инструментов в 1941 году. Однако в связи с отсутствием исполнителей со временем его исключили.

Музыкальный инструмент канун

Этот инструмент является старинным, его использовали восточные народности. Канун в древние времена применяли турки и арабы, а через некоторое время он стал популярен среди жителей Ирана, Афганистана, Кавказа и Средней Азии.

Во время празднований канун использовали на туркменской земле, в период с девятого по восемнадцатый век. Сегодня этот инструмент также пользуется большой популярностью.

Музыкальный инструмент икителли

Этот инструмент является смычковым и имеет второе название оклы-гопуз.

В книге «Музыка народов Азии и Африки» 1973 года московского издания говорится о том, что туркменский икителли очень похож на тюркский икили.

Музыкальный инструмент бузук

Музыковед по имени Темел Гарахан в 1999 году выпустил книгу «Турецкая баглама», где были приведены сведения о том, что музыкальные инструменты Средней Азии баглама, саз, икидилли, тамбур, бозук походят от гопуза.

Игра на бузуке, также осуществлялась при помощи киришкакара. О внешнем виде первоначального инструмента судить сложно, так как в течение многих веков его развивали и усовершенствовали разные народы.

Музыкальные инструменты Средней Азии дилли туйдук, Гоша дилли туйдук

Именно он, по мнению большинства музыковедов, является прародителем всех известных духовых музыкальных инструментов. Практически у всех народов использовался такой инструмент, отличительным было только его название.

Туркменские чабаны называли его рогом пастуха. С ним выступали фольклорные группы, некоторые исполнители были настоящими виртуозами.

Азиатский кавказский музыкальный инструмент, возрастом более ста лет, на данный момент находится в Московском музее им. М. Глинки.

Гоша дилли туйдук является одним из спаренных инструментов. Играть на нем намного сложнее, чем на дилли туйдуке. Люди, которым доводилось услышать звучание этого инструмента, восхищались ним. Ведь музыкант мог выдувать звуки одновременно с двух дудок либо поочередно из каждой.

Музыкальный инструмент гамыш баламан

Он очень похож с дилли туйдуком, однако является более усовершенствованной моделью, поэтому их использовали в качестве самостоятельных инструментов. Гамыш баламана отличался тем, что имел закрытый наконечник, в месте, предназначенном для дутья.

Благодаря такой особенности извлечь звуки из дудки было легче. Кроме того, у этого инструмента больше ладовых дырочек, поэтому и исполнительские возможности значительно шире. Музыкальный инструмент под названием гамыш баламан чаще всего использовали в окрестностях Каракала.

Видео: Как звучит тамбура

Волынки широко популярны по всему миру на протяжении многих столетий. Среди всего разнообразия волынок максимальную известность имеет волынка шотландская. Когда идет речь о волынке, то, как правило, имеется в виду

Еще с того момента, как музыка появилась на свет, и по сей момент, она используется в качестве средства взаимодействия на человеческое сознание. Хитрые музыкальные приемы Музыку, как стройную систематизированную звуковую линейку можно

Саксофон, инструментальная музыка-пожалуй неразделимые вещи для современных меломанов. Возникновение саксофона Впервые о создании такого инструмента заговорили во Франции, где долгое время многие оркестры состояли только из духовых инструментов известных марок: Harmonies, «Musiques militaires», что

Кул джаз является прохладным или спокойным стилем в таком направлении музыки как джаз. Он был сформирован уже как отдельный стиль и направление с 1939 года и формировался на протяжении 10-12 лет. Кул джаз

Пианистка из города Великий Новгород выступила на официальном открытии XVIII филармонического сезона в Великих Луках. Кроме того открылся и специальный цикл концертов под названием "Молодые таланты России". Восьмиклассница удостоилась права исполнить



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.