Татьяна русская душою онегин. «Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с ее холодною красою любила русскую зиму

Примерный текст сочинения

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги - сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок.

Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Роман «Евгений Онегин» критики-литературоведы характеризуют как «энциклопедию русской жизни», в которой показаны быт и культура русского народа в их взаимосвязи с барской жизнью XIX века. В статье представлен анализ образа Татьяны Лариной как носительницы народной культуры, дан вариант ответа на вопрос, почему Татьяна русская душою.

Портрет русской женщины

Татьяна Ларина родилась и выросла в семье поместных дворян, которые чтили народные устои, но не отказывались и от веяний времени (мама героини зачитывалась романами европейских романистов). Пушкин, создавая образ молодой девушки, ставил перед собой цель в ее лице представить портрет русской женщины. Портретирование начинается уже с выбора имени для героини. Имя Татьяна редко встречалось среди дворянской знати того времени, так называли девочек из крестьянских семей, это простое народное имя.

Образ девушки не поражает своей яркостью. Пушкин показывает, что ее сила не во внешней красоте, а во внутреннем мире, в глубине. Воспитала Ларину крепостная няня в атмосфере простонародного быта, приучила к страшным рассказам на ночь, научила верить в гаданья, приметы, предсказания луны и вещие сны.

Фольклорные черты

Сон, который приснился Лариной накануне ее именин, был о национальных мифологических чудовищах, о медведе, спасшем ее. Это тоже характеризует героиню как носительницу простонародной культуры. Сон напоминает страшную сказку: героиня попадает на заснеженную поляну, она должна преодолеть мост, который сулит гибель.

Испытания - это лейтмотив сказок, все главные герои сказок проходят испытания, тогда их ждет награда. Сон девушки показывает, что сама испытание она пройти не может, ей помогает медведь. Можно предположить, что по сюжету романа это животное символизирует будущего мужа-князя, который станет опорой Татьяны.

С образом Лариной связана вставка в роман русской народной песни. Песня девушек - еще один аспект народного быта, описанный Пушкиным. Сбор ягод с барских кустов занимал много времени у молодых незамужних крестьянок. Помещиками был придуман способ, который позволял контролировать честность этой работы (отсутствие воровства) - девушки должны были петь народные песни, тогда они не смогли бы жевать. Образы крестьянок, которые появляются в романе, перед объяснением Татьяны и Евгения, помогают понять читателю, что происходит в душе героини. Она ощущает себя простой девушкой без каких-то жеманных или кокетливых манер.

Устная речь Лариной живая, разговорная, в ней встречаются просторечные элементы (тошно, нужды).

Как и многие дети русских помещиков, Татьяна плохо знала все тонкости письменного русского языка, поэтому письмо Онегину она составляет на французском языке. Отсутствие прочных навыков владения письменной формой родного языка - еще одна национальная черта русского народа.

Ларина любит русскую зиму с ее народными забавами (катания на санях). Автор подчеркивает, что героиня и природа - это единое целое, описания природы в романе сопровождают повествования о Татьяне. Молодая девушка описывается через эпитеты зимней природы - зимняя, холодная, морозная. Во сне она тоже видит снежную природу, идет по снежной поляне.

Светская дама

Ларина становится женой князя, хозяйкой салунов, которые посещают многочисленные гости. Здесь образ русской женщины Пушкин дополняет чувством собственного достоинства, умением держать себя в свете. Героини чужды разговоры и сплетни светского общества, она чувствует себя одинокой среди многочисленных поклонников и мнимых друзей.

Финальная встреча с Евгением Онегиным характеризует Ларину как женщину верную супружескому долгу, честную, какой она была и до замужества. Ни титул, ни деньги, ни та трагедия, которая произошла в жизни, не изменили ее представление о чести и совести, скорее закалили характер.

Фраза «Татьяна, русская душой» стала афоризмом известным во всем мире, но примечательно то, что Пушкин уточняет, что Ларина «сама не знала» ответа на вопрос, «почему любила русскую зиму…». Статья поможет наметить план ответа на вопрос, в чем смысл этой фразы, и написать на тему сочинение «Татьяна русская душою».

Тест по произведению

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: « Татьяна, русская душою…»

Подготовила Эннанова Лайла Таировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа-гимназия, детский сад № 25»

г. Симферополя Республики Крым

Цели урока:

    Раскрыть основные качества характера главной героини, показать её нравственное совершенство.

    Проанализировать основные эпизоды романа, в которых раскрывается внутренний мир Татьяны

Лариной – героини с истинно русской душой.

    Воспитывать личности учащихся в духе верности долгу, честности, благородства.

Оборудование: презентационный материал

ХОД УРОКА

    Оргмомент.

    Проверка и актуализация опорных знаний учащихся.

    Литературный диктант «Узнай героя» (работа с тетрадями)

    Острижен по последней моде,

Как денди лондонский одет

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно. (Онегин)

    Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила;

Глаза как небо голубые, Улыбка, локоны, льняные… (Ольга)

    Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт,

Он из Германии туманной

Привез учености плоды. (Ленский)

    Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

И часто целый день одна

Сидела молча у окна. (Татьяна)

    Работа по теме урока

1)Слово учителя (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о Татьяне – главной героине романа в стихах А.С. Пушкина. По греческой легенде знаменитый скульптор Пигмалион создал статую прекрасной Лауры, в которую безумно влюбился, боги, увидев страдания автора, оживили камень, очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда ху­ дожник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, "милую про­ стоту". Но кто же стал этим откровением поэзии в романе «Евгений Онегин»? Кто стал ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно, ставшую самой прекрасной Музой во всей русской литературе, – Татьяну. Татьяна становится Музой всего повествования, она Муза самого автора, светлая мечта Пушкина, его идеал. Смело можно сказать, что главная героиня романа именно Татьяна. Именно потому, быть может, Достоевский сказал так: «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы». И правда, раскрываешь роман и начинаешь понимать, что Татьяна, словно небесное светило, проливает на роман радостно играющий луч поэзии, наполненный дивной красотою живой игры. В своем черновике в Михайловском Пушкин писал: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». В этом ангеле-утешителе сейчас же узнаем мы Татьяну, которая, словно путеводная звезда, всегда находится рядом с поэтом на протяжении всего романа. На многих страницах поэт невольно признается: "...я так люблю Татьяну милую мою!..", "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...»

Часто говорят о "тургеневских девушках". Эти образы бу­ дут вечно тревожить воображение своей женственностью, чис­ тотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что "пушкинские девушки" не менее интересны и привлекатель­ ны. Маша Троекурова из "Дубровского", Марья Гавриловна из "Метели". Но самая привлекательная и "знаменитая" из всех героинь Пушкина - Татьяна Ларина.

В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже "прелестный уголок", какие попадаются в средней полосе России. Пуш­кин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русскою душой".

Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и кар­точным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с дет­ства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Провести города, про моды

Беседы с нею не вела.

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила осо­бой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? Эпиграфом к уроку я взяла слова Белинского, на мой взгляд, раскрывающий тему сегодняшнего урока.

Слайд 2. Запись в тетрадь эпиграфа урока.

Слайд 3 . Вернемся к таблице системы образов героев, определим какую категорию общества представляет Татьяна. (Учащиеся определяют по таблице)

Обратим внимание на то, как рисует нам свою героиню Пушкин. В романе почти полностью отсутствует портрет Татьяны, что в свою очередь выделяет ее из всех барышень того времени, например, портрет Ольги дан автором очень подробно.

Слайд 4

    Сообщение ученицы 1. Слайд 5

В этом смысле важно, что Пушкин вводит в роман тонкие сопоставления своей героини с античными богами природы. Таким образом, портрет Татьяны отсутствует, словно автор пытается донести до читателя, что красота внешняя часто лишена жизни, если отсутствует прекрасная и чистая душа, а значит, лишена и поэзии. Но несправедливо было бы утверждать, что Пушкин не наделил свою героиню красотой внешней так же, как и красотой души. И здесь обращением к античным богам Пушкин дает нам возможность представить себе прекрасный облик Татьяны. И в то же время сама античность, которая является неотъемлемой особенностью романа, лишь вновь доказывает, что внешняя красота Татьяны неразрывно связана с ее богатым духовным миром. Одним из самых частых спутников Татьяны является образ вечно юной, вечно девственной богини-охотницы Дианы. Сам выбор Пушкиным именно этой античной богини для своей Тани уже показывает ее вечно юную душу, ее неопытность, наивность, ее незнание пошлости света. С Дианой мы встречаемся уже в первой главе:

вод веселое стекло не отражает лик Дианы.

Эта строка будто предвещает появление героини, которая станет Музой всего повествования. И, конечно, нельзя не согласиться с тем, что Пушкин, как настоящий художник, рисует не лицо, а лик своей Музы, что поистине делает Татьяну неземным созданием. Далее мы еще встретимся с Дианой, неизменной спутницей тринадцатилетней Татьяны. Даже имена «Татьяна» и «Диана»созвучны между собой, что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим.

    Слово учителя (слайд 6)

Рассмотрим эпиграф к третьей главе романа. Вообще, эпиграфы у Пушкина несут огромную смысловую нагрузку, в чем мы еще раз убеждаемся. Итак, эпиграфом к третьей главе взяты слова французского поэта Мальфилатра:

Elle йtait fille, elle йtait amoureuse. – «Она была девушка, она была влюблена».

Эпиграф взят из поэмы «Нарцисс, или остров Венеры». Пушкин привел стих из отрывка о нимфе Эхо. И, если учесть, что в главе говорится о вспыхнувшем чувстве Татьяны к Онегину, то возникает параллель между ней и влюбленной в Нарцисса (в романе это Онегин) Эхо. Далее в поэме шло:

Я ее извиняю – любовь сделала ее виновной. О, если бы судьба ее извинила также.

Эту цитату можно сопоставить со словами Пушкина, в которых в полной мере отразилось чувство автора к своей героине-мечте:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Ужели не простите ей

Вы легкомыслия страстей?

Важно отметить, хотя нельзя отрицать очевидное сопоставление Татьяны с античными богами, она истинно русская душа, и в этом, без сомнения, убеждаешься, читая роман.

    Сообщение ученицы 2

С момента ее первого появления в «Евгении Онегине» во второй главе Татьяна становится как бы символом России, русского народа. Эпиграфом ко второй главе, где автор «впервые освятил именем таким страницы нежные романа», являются слова Горация:

«О, rus! О, Hor…» («О Русь! О Деревня!»)

Этот особый эпиграф посвящен именно Татьяне. Пушкин, для которого так важна близость любимой героини к родной земле, к своему народу, к своей культуре, делает Татьяну «народной героиней». В эпиграфе слово «Русь» заключает в себе и связь героини со своим народом, и с Россией, и со стариной, с традициями, с культурой Руси. Для автора с самим именем «Татьяна» «неразлучно воспоминанье старины». Сама вторая глава является одной из самых важных глав романа с точки зрения композиции: здесь читатель впервые знакомится с Татьяной, начиная с этой главы, ее образ, символизирующий Россию, русский народ, будет теперь присутствовать во всех пейзажах романа. Заметим, что Татьяна тип крепкий, твердо стоящий на своей почве, что и показывает нам истинную трагедию Онегиных, порожденных лицемерным и пошлым светом, - отдаленность от своего же народа и традиций.

Уже в первых описаниях Татьяны замечаешь ее близость к природе, но не просто к природе, а именно к русской природе, к России, ну, а впоследствии воспринимаешь ее как единое целое с природой, с родной землей.

Слайд 6

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно…

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна…

Неуловимый трепет души Татьяны, даже биение ее пульса и дрожание руки передаются вселенной, и «в темном зеркале одна дрожит печальная луна». «Дивный хор светил» останавливается в маленьком зеркальце, а путь Татьяны вместе с луной, с природой продолжается. Можно лишь добавить, что душа Татьяны подобна чистой луне, источающей свой дивный, печальный свет. Луна в романе абсолютно чиста, на ней нет ни пятнышка. Так и душа Татьяны чиста и непорочна, ее мысли, стремления так же высоки и далеки от всего пошлого и приземленного, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а, наоборот, заставляют почувствовать, что, как и одинокая луна в небе, она недосягаема в своей душевной красоте. Надо сказать, что луна у Пушкина – это еще и повелительница небесных светил, затмевающая своим чистым сиянием все вокруг. А теперь перенесемся на мгновенье в последние главы романа. И вот мы видим Татьяну в Москве:

Красавиц много на Москве.

Но ярче всех подруг небесных

Луна в воздушной синеве.

Но та, которую не смею

Тревожить лирою моею,

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Вновь в образе луны видим мы нашу Татьяну. И что же? Не только своим величаво прекрасным обликом затмила она «причудниц большого света», но той беспредельной искренностью и чистотой души.

Портрет Татьяны становится неотделим от общей картины мира и природы в романе. Ведь не просто природа, а вся Россия, даже вся вселенная с величественной сменой дня и ночи, с мерцанием звездного неба, с непрерывным выстраиванием «небесных светил» органически входит в повествование.

Слайд 7

И снова «милая Таня» в родной деревне:

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий. В поле чистом,

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.

В «Евгении Онегине» природа выступает как положительное начало в человеческой жизни. Образ природы неотделим от образа Татьяны, так как для Пушкина природа есть наивысшая гармония души человеческой, и в романе эта гармония души присуща лишь Татьяне:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

************************

Теперь она в поля спешит…

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей.

    Сообщение ученицы 3

Словно лишь природе Татьяна может поведать природе свои горести, мучения души, страдания сердца. В то же время Татьяна делится с природой и цельностью своей натуры, возвышенностью помыслов и стремлений, добротой и любовью, самоотверженностью. Только в единении с природой находит Татьяна гармонию духа, лишь в этом видит она возможность счастья для человека. Да и где еще искать ей понимания, сочувствия, утешения, к кому еще обратиться, как не к природе, ведь она «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Как она сама напишет Онегину в письме, «ее никто не понимает». У природы находит Татьяна успокоение, утешение. Итак, у Пушкина проводятся параллели между стихиями природы и человеческими чувствами. При таком понимании природы граница между ней и человеком всегда подвижна.

Слайд 8

В романе природа раскрывается через Татьяну, а Татьяна – через природу. Например, весна – это зарождение любви Татьяны, а любовь в свою очередь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнем оживлено.

Татьяна, которая полна поэзии и жизни, для которой так естественно чувствовать природу, влюбляется именно весной, когда душа ее открывается для перемен в природе, расцветает в своей надежде на счастье, как расцветают первые цветы весной, когда природа пробуждается ото сна. Татьяна передает весеннему ветерку, шелестящим листьям, журчащим ручьям трепет своего сердца, томление души. Символично само объяснение Татьяны и Онегина, которое происходит в саду, а когда «тоска любви Татьяну гонит», то «в сад идет она грустить». Татьяна входит в «келью модную» Онегина, и вдруг становится «темно в долине», и «луна сокрылась за горою», словно предупреждая об ужасном открытии Татьяны, которое суждено было ей сделать («Уж не пародия ли он?»). Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна прощается с родным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернется обратно:

Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует…

Прости ж и ты, моя свобода!

Куда, зачем стремлюся я?

Что мне сулит судьба моя?

В этом проникновенном обращении Пушкин ясно показывает, что Татьяну нельзя отделять от природы. И ведь Татьяна должна покинуть родной дом, именно когда наступает ее любимое время года – русская зима:

Татьяне страшен зимний путь.

    Слово учителя

Бесспорно, что одна из главных целей, для которой в роман вводится образ Татьяны, заключается в противопоставлении ее Онегину, лицемерию и несовершенству света. Наиболее полно это противопоставление отражено в единении Татьяны с природой, в ее близости к своему народу. Татьяна – живой пример неразрывной связи человека со своей страной, с ее культурой, с ее прошлым, с народом.

Через природу России Татьяна связана со своей культурой и народом. Мы уже знаем, что автор связывает имя Татьяны с «воспоминаньем старины», но наиболее символичным моментом в этом плане становится песня девушек, которую слышит Татьяна Ларина перед встречей с Онегиным.

    Сообщение ученицы 4. Слайд 9.

Таня является поистине «народной» героиней в романе. Обратимся к последней главе романа:

она мечтой

Стремится к жизни полевой

В деревню к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Живая нить, связывающая Татьяну с народом, проходит через весь роман. Отдельно в композиции выделен сон Татьяны, который становится знаком близости к народному сознанию. Описания святок, предшествующие сну Татьяны, погружают героиню в атмосферу фольклорности:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Отметим, что Вяземский к этому месту текста сделал примечание:

Пушкин сам был суеверен.

Следовательно, через связь Татьяны с русской стариной мы чувствуем родство душ героини и автора, раскрывается характер Пушкина. В Михайловском Пушкин начал статью, где писал:

Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.

Отсюда напряженный интерес к приметам, обрядам, гаданиям, которые для Пушкина, наряду с народной поэзией, характеризуют склад народной души.

    Сообщение ученицы

Слайд 10

Более того, эпоха романтизма, поставив вопрос о специфике народного сознания, усматривая в традиции вековой опыт и отражение национального склада мысли, увидела в народных «суевериях» поэзию и выражение народной души. Из этого следует, что Татьяна – героиня исключительно романтическая, что и доказывает ее сон.

Итак, сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: Татьяна не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу. Пушкин целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини. Во время святок различали «святые вечера» и «страшные вечера». Неслучайно гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины.

Слайд 11

Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа двойной смысл. Являясь центральным для психологической характеристики «русской душою» героини романа, он также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.

Сон Татьяны – органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демонического» образу Онегина-вампира и Мельмота, который создался под воздействием романтических «небылиц» «британской музы».

Слайд 12

Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти. Это объясняет двойную природу сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляет ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

Запись с доски

8. Слово учителя (Слайд 13)

В последних главах романа Татьяна уже непосредственно представлена в свете. И что же? Нет, Татьяна также чиста душою, как и прежде:

Слайд 13

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей перед ним вначале. И это после письма ее к Онегину, где отразились все ее переживания, чувства, мечты детства, идеалы, надежды. С какой готовностью эта девочка доверилась чести Онегина:

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Чтение письма Татьяны к Онегину в исполнении Ольги Будиной.

Слайд 14 . В Москве Татьяна уже знает, чего ожидать от общества, она увидела отражение этого порочного света в Онегине. Но Татьяна, несмотря ни на что, верная своим чувствам, не предала своей любви. Светская придворная жизнь не коснулась души «милой Тани». Нет, эта та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, стала еще тверже в стремлении к искренности, истине, чистоте. Она удручена этой пышной жизнью, она страдает:

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой…

Простая дева,

С мечтами, сердцем прежних дней,

Теперь опять воскресла в ней.

Слайд 15

Итак, Татьяна уже не только муза Пушкина, поэзия, да и, пожалуй, сама жизнь, но и выразительница его идей, чувств, мыслей говорит Онегину:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина. Она высказывает правду поэмы. Именно в этих строках, пожалуй, заключен весь идеал героини. Перед нами русская женщина, смелая и духовно сильная. Разве может такая сильная натура, как Татьяна, основать свое счастье на несчастье другого? Счастье для нее, прежде всего, в гармонии духа. Могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокой душой, с ее сердцем?

Он вырвал у Евгения жесточайшее признание:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

В Татьяне еще раз видна сила духа русского человека, почерпнутая из народа. Татьяна – женщина такой душевной красоты, которая смиряла даже окружающую пошлость.

Но тем ужаснее трагедия Онегина. Ведь в речи Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, потому-то Онегин стоит «как громом пораженный». «Все козыри были у нее в руках, но она – не играла».

У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная – и непреклонная, ясновидящая – и любящая.

9. Работа по тексту романа . Найдите в тексте VIII главы примеры, подтверждающие общность взглядов поэта и героини на жизнь, на своих современников.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

1 ) Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    О ком на уроке мы сегодня говорили?

    Какие черты характера Татьяны мы сегодня обсуждали?

    Домашнее задание

    Выучить наизусть «Письмо Татьяны Онегину» (девушкам); «Письмо Онегина Татьяне» (юноши);

    Найти в романе лирические отступления, найти их идеи и темы.

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.





Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна... Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.


Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла и что ж? медведь за ней!


Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет И на порог ее кладет.



…За столом сидят чудовища кругом: Одни в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот… Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конской топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.




Мое! сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась...




Недвижим он лежал, и странен Был томный мир его чела. Под грудь он был навылет ранен; Дымясь из раны кровь текла. Тому назад одно мгновенье В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь, Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окны мелом Забелены. Хозяйки нет. А где, бог весть. Пропал и след.



В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. «Ну, что ж? убит», решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Зарецкий бережно кладет На сани труп оледенелый; Домой везет он страшный клад. Почуя мертвого, храпят И бьются кони, пеной белой Стальные мочат удила, И полетели как стрела.


Итак, слово-символ в контексте сна - многозначная семантическая структура, значения которой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора, во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрывать душевное состояние и будущее сновидца.


Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину, «мечтанье страшное», предвосхищение спасения. Избавления от влияния сил темных и непонятных ценой гибели души чистой, неискушенной, непорочной.

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Татьяна Ларина - первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад - все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», - писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям - все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна - вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», - писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», - замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин - герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна - дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы - они трагически разъединены.

Здесь искали:

  • русская душа татьяны лариной
  • в чем проявляется русская душа татьяны лариной
  • как раскрывается русская душа татьяны в романе евгений онегин


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.