Проблемы школьного естественнонаучного образования. Дидактические основы естественнонаучного образования (Теория и практика реализации гуманитарной парадигмы) Симонов Вячеслав Михайлович Научно естественное образование

  • Естественно-научное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения. Естественно-научное образование включает в себя математику, как самостоятельные направления и области абстрактного знания и как язык и логический аппарат обозначения и операций с обозначениями количественных и пространственных качеств и свойств изучаемых явлений, объектов и систем объектов всевозможных размеров, форм и качеств.

    Считается, что естественно-научное образование не должно включать в себя что-либо из гуманитарных и общественных дисциплин: лингвистику, психологию, социологию, педагогику, юриспруденцию, государство и право, политологию, экономику, финансы и так далее.

    Естественно-научное образование начинается в семье в процессе воспитания ребёнка. Родители дают своему ребёнку базовые представления и знания об окружающих объектах, обучают азам счёта. Естественно-научное образование продолжается в дошкольных учреждениях, в школе, лицее и углублённо преподаётся и совершенствуется в высших учебных заведениях.

Связанные понятия

Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.

Библиотекове́дение - научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.

Научная школа - оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Музыка́льная педаго́гика (англ. Music Pedagogy) - отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.

Структу́рная лингви́стика - языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Креативная педагогика - наука и искусство творческого обучения. Это - разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогикa (от англ. critical - Critical pedagogy). Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего.

Глобали́стика - междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире.

Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. "Коррекционная педагогика" - понятие гораздо более узкое, чем "специальная педагогика". Термин используется...

Общая теория систем (теория систем) - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

Методоло́гия нау́ки , в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение - форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

– это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.

Естественнонаучное образование

имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук - биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.

Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают общее и специальное Е. о. Систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных наиболее общих законов природы осуществляются в средней общеобразовательной школе (См. Средняя общеобразовательная школа) начиная с младших классов (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии даёт школьникам общие представления о различных формах движения материи, о законах развития природы и др.). Общее Е. о. получают учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты вузов независимо от избранной специальности.

Специальное Е. о. (подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения) осуществляется в университетах, педагогических, с.-х., медицинских, геологоразведочных, а также в некоторых технологических и технических высших и средних специальных учебных заведениях. Основными учебно-научными центрами Е. о. являются Университеты .

В период бурного развития научно-технической революции, когда наука всё в большей степени становится непосредственной производительной силой общества, Е. о. приобретает особо актуальное значение. Научно-техническая революция сопровождается быстрым развитием физики, химии, математики и астрономии, а также биологической науки во всём её многообразии. Особенно интенсивно развиваются такие разделы биологии, как биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, генетика, гистология, что способствует глубокому познанию основных процессов жизни на уровне клеток, субклеточных структур и молекул. Специалисты, получившие образование в области микробиологии, микологии, генетики, биохимии, вместе с инженерами, технологами, химиками осуществляют целый ряд биологических синтезов, которые не могут быть выполнены чисто химическим путём (биосинтез антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, аминокислот и др. биологически активных соединений). Успехи современной физики, химии, биологии и др. естественных наук связаны с бурным развитием математики и проникновением её в эти науки. Вместе с тем развитие естествознания способствует бурному прогрессу науки и техники. В период взаимного проникновения одних наук в другие в зонах соприкосновения отдельных наук возникают новые, наиболее быстро развивающиеся направления.

Н. С. Егоров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Естественнонаучное образование" в других словарях:

    Естественно научное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно следственные связи… … Википедия

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - одшш составляющих общего образования, охватывающая комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о природе. Предусматривает две главные цели: а) формирование научной картины мира и адекватного миропонимания; б) подготовку… … Профессиональное образование. Словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Энциклопедия социологии

    ОБРАЗОВАНИЕ - англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Толковый словарь по социологии

    ОБРАЗОВАНИЕ - 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… … Российская социологическая энциклопедия

    Совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …

    VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    - (ИЕСЭН НГПУ) Головная организация Новосибирский государственный педагогический университет Тип государственный Директор Канда … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Буданов. Буданов Владимир Григорьевич Дата рождения: 1955 год(1955) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Книги

  • Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. В 2-х томах , Резникова Вера Зиновьевна, Страут Е. К., Лаврентьев А. А.. Часть 1. Сборник статей состоит из двух томов, в которые включены материалы, описывающие становление и развитие методик преподавания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.…
  • Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. В 2 томах (комплект из 2 книг) , . В сборник включены материалы, описывающие становление и развитие методик преподавания предметов естественнонаучного цикла: математики, физики, химии, биологии, географии, трудового и…
1 Образование, наука и культура представляют собой важнейшие сферы развития любого государства. При недооценке этих трех сфер государство неизбежно обрекает себя на прозябание на задворках цивилизованного мирового сообщества. Проблемы образования, актуальные во все времена, сделались особенно актуальными и острыми сегодня в связи с проводимой в нашей стране модернизацией образования и недавно одобренными правительством РФ основными направлениями реформы школ и высших учебных заведений, которые вызывали немало критических замечаний .

Естественные науки (физика, химия, биология, математика) формируют научно - технический потенциал страны, лежат в основе научно-технического прогресса, обеспечивают надежность технологических решений и конкурентноспособность производимой продукции на мировом рынке. Поэтому подготовка специалистов по естественнонаучным специальностям и направлениям является приоритетной и важной задачей высшей школы. Однако мы не можем заявить, что наше естественнонаучное образование, играющее ключевую роль в формировании современного специалиста, находится на должном уровне, так как экономика у нас неконкурентноспособна, российская продукция по качеству уступает зарубежной и подавляющая часть промышленных товаров ввозится из-за рубежа. По-видимому, те знания, умения и навыки, которые получают выпускники наших вузов, не отвечают уровню современных мировых стандартов.

Одной из основных проблем естественнонаучного образования является разрыв между достижениями самих естественных наук и уровнем естественнонаучного образования. В условиях быстрого увеличения объема естественнонаучного знания неизбежно встает вопрос, чему и как учить. Можно пойти по пути максимальной специализации знаний, сужения круга изучаемых дисциплин и концентрации усилий на узкопрофессиональной подготовке. Можно, напротив, взять за основу широкую подготовку, позволяющую увидеть все многообразие научной мысли, однако не имеющую глубины и не предусматривающую специализации в какой-либо области знаний. Наверное, оптимальным будет такое их сочетание, которое позволит осваивать новейшие достижения науки и техники на базе серьезной фундаментальной естественнонаучной подготовки. Пути решения данной проблемы видятся, во-первых, в усилении активной творческой работы преподавательского корпуса в направлении формирования взаимосвязанности фундаментальных естественнонаучных дисциплин, во-вторых, в интеграции естественнонаучного образования с академической наукой. Взаимосвязанность естественнонаучных дисциплин (мультидисциплинарность) способна обеспечить более глубокое понимание глобальных проблем человечества и нахождение путей их решения. Расчленение знания по отдельным дисциплинам не является присущей человечеству особой чертой. Например, в эпоху Ренессанса высоко ценили широту кругозора человека. Мы смогли бы достичь нового ренессанса, устранив тенденции расчленения знания по дисциплинам. При этом все-таки следует помнить, что наряду с широтой научного кругозора специалист будет иметь особенно глубокие знания в одной из дисциплин. Касаясь интеграции образования и науки, можно отметить вовлечение в этот процесс целого ряда высших учебных заведений и положительные результаты, достигнутые в ходе интеграции. Так, на базе КемГУ как головного исполнителя в период 1997-2004 г.г. в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» был выполнен комплекс тематически единых исследований в области фундаментального материаловедения, в которых участвовали преподаватели и сотрудники НГУ, ТПУ, СибГИУ и ученые из институтов Сибирского отделения РАН; результаты работы нашли выражение в создании новых кафедр-лабораторий, проведении регулярных научных конференций по физико-химическим процессам в материалах, проведении молодежных научных школ и конкурсов работ молодых ученых по материаловедческой тематике и, как следствие этого, повышении уровня подготовки молодых специалистов.

Современные естественнонаучные дисциплины являются фундаментальными дисциплинами, располагающими огромным фактическим материалом, объем которого растет год от года. В условиях быстрого увеличения естественнонаучного знания классическая модель образования, при которой основу составляет лекционный курс, а семинары, практические и лабораторные занятия лишь закрепляют знания, полученные на лекциях, не состоятельна и на смену ей выдвинуты новые модели, характеризующиеся высокой степенью индивидуализации обучения и усиления самостоятельной работы студентов. Одной из таких моделей, получивших достаточно широкое распространение, является модульно - рейтинговая технология обучения, в основе которой лежит модульное построение учебной дисциплины и рейтинговая система контроля и оценки знаний .

Внедрение модульно-рейтинговой технологии сопряжено с созданием необходимого методического обеспечения, которое должно включать в себя рабочую программу курса, лекционный материал, вопросы и задачи для контроля усвоения лекционного материала, индивидуальныезадания, контрольные задания, программы коллоквиумов, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе студентов, список рекомендуемой литературы. Это является трудоемким делом. Развитие компьютерных технологий позволяет по-новому решить многие из указанных выше задач. Актуальным является создание учебных электронных учебных пособий, рассчитанных для использования в локальных и глобальных сетях и для специализированной навигации в поисках смежных изучению данной дисциплины ресурсов.

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия вузы России взяли стратегический курс на усиление фундаментализации естественнонаучного образования путем перехода к многоуровневой системе высшего профессионального образования, включающей бакалаврский и магистерский уровни . В ряде вузов такая система была внедрена. В связи с вхождением России в Болонский процесс двухуровневая подготовка по схеме бакалавр-магистр вновь сделалась предметом активного обсуждения. Сама по себе двухуровневая система высшего образования, имеющая немало привлекательных моментов, возражений не вызывает. Однако тотальный переход на двухуровневое образование нецелесообразен по нескольким причинам, среди которых необходимо назвать следующие:

  • лицензирование подготовки магистров требует более высокого (по сравнению с подготовкой дипломированных специалистов) уровня развития научных исследований, поэтому далеко не каждый вуз получит разрешение на магистерскую подготовку и в этом случае он сможет готовить только бакалавров, оставив таким образом свой регион без квалифицированных специалистов;
  • с учетом состояния рынка жилья и уровня материального обеспечения молодых специалистов миграция специалистов внутри страны маловероятна, поэтому реализация только двухуровневой системы лишит некоторые регионы перспективы экономического и культурного развития.

Наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы представляется схема многоуровневой подготовки, предусматривающая возможность перехода обучаемого по завершении бакалаврского уровня обучения как на уровень магистра (2 года обучения), так и на уровень дипломированного специалиста (1 год обучения). Академическая подготовка бакалавров, предполагающая последующую эффективную подготовку магистров, легко может быть трансформирована в подготовку бакалавров со специальностью, на базе которой в течение одного года легко организовать эффективную подготовку дипломированного специалиста.

Качество образования всегда было и остается актуальной проблемой для естественнонаучных факультетов. Важным фактором, побуждающим уделять самое серьезное внимание проблеме качества, стала начавшаяся в стране модернизация образования и новая стратегия развития образования в XXI веке, ориентированная на создание информационной цивилизации, императивом которой является опережающее развитие образования . Чтобы занять достойное место в глобальной информационной цивилизации будущего, России необходимо обеспечить целенаправленное использование системы образования для решения как социальных, так и экономических задач, а одно из требований здесь - качественное образование. Среди проблем, остро касающихся естественнонаучного образования, следует выделить такие проблемы, как оценка качества образования и управление качеством. Казалось бы, естественной основой оценки качества должен выступать Госстандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к уровню подготовки специалистов. Однако эти требования не сформулированы в том виде, чтобы можно было однозначно оценить степень соответствия нормативам уровня подготовки выпускников. Качество образования как категория рыночной экономики представляет набор свойств образовательного продукта (подготовленного специалиста), оцениваемый потребителем. Оценка здесь зависит от состояния экономики в регионе, от профиля специалистов, их востребованности на рынке труда и других конъюнктурных факторов. До настоящего времени нет единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества высшего образования, хотя проблеме построения системы менеджмента качества на основе международных стандартов уделяется большое внимание .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Модернизация образования// Поиск, № 22 (576), 2 июня 2000 г.
  2. Спорное образование // Российская газета, № 277 (3654), 15 декабря 2004 г.
  3. Где ресурсы для нового курса? Правительство одобрило приоритеты развития образования // Поиск, интернет-газета науч. сообщества. опубл. 17 декабря 2004 г. (www.poisknews.ru).
  4. Основы проблемно-модульной технологии обучения/ А.И. Галочкин, Н.Г. Базарнова, В.И. Маркин и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.- 101 с.
  5. Денисов В.Я., Мурышкин Д.Л., Чуйкова Т.В. Модульно-рейтинговая технология в курсе органической химии // Физико-химические процессы в неорганических материалах: доклады 9-й международной конф., 22-25 сентября 2004 года: в 2 т./ КемГУ- Т.2.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- С. 288-290.
  6. Информационные материалы для участников совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России». 26-27 ноября 1992 г.- Москва, 1992. - 69 с.
  7. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Вестник высш. шк., 2000. № 1. С. 3-15.
  8. Проблемы обеспечения качества университетского образования: Материалы Всероссийской научно-методич. конф. Кемерово, 3-4 февраля 2004 г. - Кемерово: ЮНИТИ, 2004.- 492 с.

Работа представлена на II конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 29 декабря 2004 г.

Библиографическая ссылка

Денисов В.Я. ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 43-45;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8453 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Главная задача естественно-научного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам возможность успешно овладевать основами тех знаний, которые накоплены современными науками о неживой и живой природе. Так как накопление это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме, поэтому содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественно-научного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных исследований и освещает их теоретическое значение с позиций диалектического материализма на доступном школьникам уровне научности. В статье показана роль межпредметных связей в формировании естественно-научных знаний учащихся общеобразовательных школ. Отмечается, что овладение учащимися системой естественно-научных знаний во многом зависит от методов обучения, реализуемых учителем, а также от методов учения, реализуемых самими учащимися. Использование межпредметных связей в процессе обучения прививает учащимся культуру умственного и физического труда и учит их самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели.

естественнонаучное образование

межпредметные связи

самостоятельная работа учащихся

1. Берлянт А.М. Картография: учеб. для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – С. 226-227.

2. Воробьева О.В. О роли автономии как образовательной цели в овладении иностранным языком // Мир педагогики и психологии. – 2016. – № 4. – С. 12-15.

3. Григорьева Е.Я., Малеева Е.А. Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. - URL: https://www.?id=12621 (дата обращения: 13.02.2017).

4. Матрусов И.С. Учителя географии о методах обучения и воспитания школьников: сб. статей по материалам Шестых всесоюз. педчтений. Кн. для учителя / И.С. Матрусов, М.В. Рыжаков. – М. : Просвещение,1985. – С. 10.

5. Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... док. педагог. наук (13.00.02) / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2004. – С. 17-18.

6. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1980. – С. 12-27.

7. Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Использование статистического метода в преподавании географии в школе: учебно-методическое пособие для учителей географии и студентов вузов естественно-географических направлений. – Уфа: БГПУ, 2016. – С. 70.

В развитии современного образования наблюдается тенденция объединения знаний из разных научных областей, так как лишь на стыке нескольких направлений формируется целостное представление об окружающем мире, открываются новые горизонты познания. Данный процесс интеграции также является необходимым компонентом школьного образования и реализуется через использование принципа межпредметных связей в обучении.

Современные естественно-научные дисциплины включают огромный пласт знаний, которые раскрывают сущность природных явлений. К сожалению, эти знания не всегда понятны учащимся общеобразовательной школы. Это объясняется тем, что в школьных программах они представлены в виде:

  • отдельных научных фактов;
  • понятий;
  • законов.

Они изучаются в рамках разных учебных дисциплин: окружающего мира, биологии, географии, физики, химии. Непосредственно с этими учебными предметами связано и математическое образование, позволяющее использовать систему математических знаний и умений для анализа, прогнозирования и моделирования различных природных явлений и процессов .

Главная задача естественно-научного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам условия для освоения основ тех знаний, которые накоплены на сегодня науками о Земле. Так как накопление это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме, поэтому содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественно-научного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных исследований и освещает их теоретическое значение с позиций диалектического материализма на доступном школьникам уровне научности.

Освоение системы естественно-научных знаний происходит на основе методов обучения, а также на основе методов учения, реализуемых учащимися. Учитель использует как (стандартно принятые в школе) словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, работа с текстом учебника и др.), так и практические методы обучения (практика наблюдения за различными объектами, процессами и явлениями, проведение учебных экспериментов, постановка и решение разнообразных расчетных задач, моделирование, построение графиков, составление аналитических таблиц и т.д.). Наблюдения в большей степени стимулируют чувственное познание; эксперименты, моделирование, графики, задачи и задания математического характера возбуждают все процессы познавательной деятельности школьников и особенно усиливают абстрактное мышление.

Требования ФГОС к предметным результатам освоения также предполагают владение умениями проведения наблюдений за отдельными объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, владение умениями анализа и интерпретации разнообразной информации. Для познания и сравнения различных природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений, оценки степени природных, антропогенных и техногенных изменений, поиска и анализа цифровой информации можно использовать статистический метод обучения, главными задачами которого являются формирование умения выбирать различные статистические данные и рассчитывать необходимые показатели, их понимание и объективная интерпретация. Применение статистического метода предполагает наличие компетенций, формирующихся при изучении математики. Конечно, в первую очередь речь идет об умении работать с численной информацией, представленной в таблицах, на диаграммах, графиках, о навыках устных, письменных и инструментальных вычислений, построения различных графиков. Часто при проведении наблюдений и исследований требуется лаконично представить выводы с использованием специфической терминологии, приведением логических обоснований и доказательств.

При изучении курса школьной географии востребованы различные показатели, позволяющие объяснить, сравнить, проанализировать многие природные и социально-экономические процессы:

1) абсолютные показатели, показывающие объем, площадь, длину и другие величины изучаемых объектов и явлений (объем добычи полезных ископаемых, площадь территории, протяженность границ, численность населения, годовое количество осадков и т.д.). Как правило, они выражаются в натуральных и стоимостных единицах измерения (м3, км2, км, чел., мм и т.п.). Выбор единицы измерения определяется сущностью объекта и его величиной;

2) относительные показатели, представляющие собой результат соотношения двух показателей в цифровой мере (показатели структуры, динамики, сравнения, интенсивности). Результат может быть выражен в долях, процентах, промилле, именованных единицах измерения (чел./км2, руб./чел., мм/м2);

3) средние величины, характеризующие типичный уровень какого-либо показателя (среднемесячные температуры, среднегодовая численность населения, средняя урожайность).

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по географии требуется проанализировать динамику производства в субъектах РФ, оценить и сравнить ресурсообеспеченность стран мира, оценить роль различных видов деятельности в экономике, определить коэффициент естественного прироста и миграционный прирост в субъекте РФ за определенный год. Расчет и интерпретация представленных показателей предполагает владение умениями и навыками, приобретенными на уроках математики и закрепленными на уроках географии.

Для эффективного применения статистических показателей надо придерживаться следующих правил :

  • используемые статистические данные должны служить аргументами определенных теоретических положений;
  • количество и содержание рассчитываемых статистических показателей должно соответствовать целям и задачам исследования;
  • соблюдать правила составления и оформления таблиц и графиков;
  • используемые статистические данные должны соответствовать критериям конкретности (Specific), исчисляемости (Measurable), территориальной определенности (Area-specific), реалистичности (Realistic) и определенности во времени (Time-bound) - эти требования принято обозначать аббревиатурой SMART.

Использование массива различных данных о различных явлениях и процессах позволяет оценить их размер, уровень развития. Применение всего этого разнообразия методического богатства учителями в действии не только расширяет и углубляет естественно-научные знания школьников, но и развивает их мыслительную активность, наблюдательность, память, воображение.

Умение оценивать реальную ситуацию формируется в ходе активной учебной деятельности, которая может включать моделирование. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства учащимся 9 классов можно дать следующее задание: «В деревне Новосёлово жители занимаются мясо-молочным животноводством. Это обусловлено как природно-климатическими, так и историко-культурными факторами. В настоящее время главной проблемой для сельчан является реализация продукции. Предложите свои варианты решения проблемы. Какой информации вам недостает?». Решая проблему, учащиеся используют знания из математики, географии, экономики, биологии, средств массовой информации. В результате у школьников совершенствуются приемы мыслительной деятельности, реализуются теоретические знания.

Отметим, что решение такого рода задач помогает ученикам обрести самостоятельность в принятии решения, то есть усиливает автономию учащегося. У школьников вырабатываются :

  • способности к самостоятельному приобретению знаний и умений;
  • основы критического мышления;
  • самостоятельность мыслительной деятельности, которая позволяет им приходить к определенным выводам, решениям, рекомендациям.

Такой процесс предполагает особенную форму обучения: у учащихся есть свобода выбора объема, темпа освоения материала и т.д. Данная модель обучения накладывает обязательства и на преподавателя, которому необходимо :

  • сделать содержание учебных программ, форм обучения и контроля открытым и доступным для учащихся;
  • отказаться от роли единственного источника информации;
  • выступать в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
  • обеспечивать необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
  • стимулировать умения в само- и взаимоконтроле достигнутых результатов.

Воспитательная сила естественно-научного образования прежде всего заключается в его диалектической сущности и научном богатстве, в органических связях с природой и различными общественными сферами, в его влиянии на чувства, ум и сознание учащихся. По этой причине оно является для школьников мощным источником знаний, обеспечивает их идейно-нравственную закалку, стимулирует жажду к познанию природы и стремление к активному участию в труде на производстве после окончания школы.

Интересные точки соприкосновения можно найти между программами разных предметов, все зависит от желания и возможностей учителей-предметников - на стыке этого взаимодействия могут возникать новые знания, новые области знания, познания, применения. Приведем в качестве примера изучение связи между математикой и географией (а точнее разделом географии - морфометрией).

Наиболее важные математические понятия и навыки формируются в течение достаточно длительного времени. Это позволяет учащимся на разных ступенях обучения последовательно усваивать важнейшие понятия, умения и навыки и способствует углубленному изучению программы в целом.

Своевременное овладение математическим аппаратом обеспечивает подготовку учащихся к изучению физики, химии, биологии посредством математических методов и с позиций современной математической теории, в частности теории множеств и теории математической логики.

Зарождение геометрии связывают с измерениями земной поверхности, а морфометрия, представляющая собой приложение геометрии к изучению современного состояния рельефа, появилась задолго до геоморфологии, изучающей происхождение и развитие рельефа. Трудности математического описания происхождения и развития рельефа исключили на некоторое время из поля зрения геоморфологов математические методы исследования. Но практические нужды по-прежнему требовали точных данных о формах рельефа и их изменениях во времени, и получением этих данных вынуждены были заняться инженеры. Современные приложения математики к изучению рельефа являются в значительной мере заслугой геодезистов, гидротехников, путейцев, строителей, мелиораторов, инженеров-геологов, геофизиков.

Изначально морфометрия и картометрия развивались благодаря анализу рельефа по топографическим картам, но потом их стали обширно использовать в океанологии, экологии, геологии, ландшафтоведении, планетологии, экономической географии и географии населения. В итоге сформировалась тематическая морфометрия. Разделы и объекты исследования тематической морфометрии отображены на рисунке .

Использование учителями-предметниками «стыковых тем» значительно повышает научный уровень обучения, помогает улучшить качество освоения учебного материала, влияет на методы преподавания, которые использует учитель, а также на методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Кроме того, активное использование межпредметных связей позволяет оптимизировать процесс преподавания предметов естественно-научного цикла и тем самым уменьшить все возрастающую учебную нагрузку на учащихся.

Разделы и объекты тематической морфометрии

Использование межпредметных связей в условиях обновления содержания образования и стремительно меняющегося оснащения учебного процесса достижениями технического прогресса способствует повышению качества знаний учащихся по предметам общеобразовательных школы. Межпредметные связи способствуют доказательности объяснений географических явлений, показывают единство научного знания, отражающее единство мира. И.С. Матрусов отмечал: «Воспроизводить на уроках необходимые географические знания из смежных предметов, показывать их связь можно разными методическими приемами. Во-первых, ссылка учителя на материал, изучаемый в смежных предметах (запись исторических дат, биологических терминов, химических символов или формул и т.д.). Во-вторых, формулировка вопросов для восстановления в памяти сведений межпредметного значения. Можно также давать индивидуальные опережающие задания по соответствующему учебнику, чтобы вспомнить нужное понятие, факт и др.» .

В заключение отметим, что сегодня учитель должен активизировать учебный процесс, вызвать у ученика потребность трудиться, трудом добывать знания: самостоятельно или под руководством учителя. Многие проблемы, возникшие перед школьной образовательной системой, связаны с быстро увеличивающимся объемом человеческих знаний. Облегчить усвоение и применение этих знаний школьниками можно через использование межпредметных связей. Проблема использования межпредметных связей в обучении не новая, но очень актуальная, ибо она позволяет :

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить качество усвоения знаний школьниками;
  • повысить уровень образованности учащихся за счет расширения предмета познания;
  • научить самостоятельно приобретать новые знания из разных источников;
  • научить учащихся пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в реальной жизни;
  • развивать у учащихся наблюдательность, логическое мышление, творческую активность;
  • сформировать у учащихся целостную картину окружающего мира;
  • совершенствовать содержание, методы и формы организации обучения;
  • «дойти», «достучаться» до каждого учащегося, умело воздействуя на его чувства и разум.

Библиографическая ссылка

Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А., Якимов М.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://?id=26170 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра экологии и природопользования

РЕФЕРАТ

по экологическому образованию

Естественнонаучное образование в России в середине 19 века

Выполнила: студентка 4 курса

группы ЭПб-111

Лукьянова Е.С.

Проверила: ассистент

Вострикова Ю.В.

Волгоград 2015 г.

естествознание экологический обучение школьник

Общий подъем мысли в 60-е годы связан отчасти с появлением книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Передовой частью российского общества ставится вопрос о воспитании у детей материалистического объяснения природы, основанного на непосредственном наблюдении натуральных объектов и осмысливании взаимосвязей между ними.

Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Любена, талантливого немецкого педагога, выступившего в качестве реформатора школьного естествознания в 30-е годы XIX в. Им была написана первая методика естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание природы шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивного метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними. В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя. Это был, несомненно, прогрессивный подход в преподавании естествознания. Однако содержание учебников ботаники Н. И. Раевского, зоологии Д. С. Михайлова, построенных на принципах Любена, не соответствовало методическим рекомендациям. Они были перегружены однообразным систематическим материалом и не развивали мышление учащихся.

К середине XIX в., когда растущая и крепнущая буржуазия России искала внутренние рынки и новые объекты приложения капитала, сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни вылилось в движении, названном «отечествоведением». На его основе возникло «родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на меньшую территорию. Оно вызвало к жизни так называемое «родиноведческое» направление естествознания и географии в школе того времени.

Огромное влияние на развитие этого направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).

К. Д. Ушинский считал природу одним из «могущественных агентов воспитания человека», а естественную историю - предметом, самым «удобным для приучения детского ума к логичности». Великий педагог писал: «У детей есть общее безотчетное и естественное стремление к природе, и они с любовью занимаются наблюдениями над окружающими их предметами, вследствие этого у них появляется множество вопросов, которые могут быть решены только на основании начал наук». Это доказывает, что «первоначальное умственное образование должно начинаться с изучения естественных наук».

Всю систему изучения природы, усвоения представлений и понятий о ней Ушинский рассматривал в объяснительном чтении, выделяя при этом метод наблюдений как на иболее эффективный в познании природы. В свои книги «Родное слово» (1864) и «Детский мир» (1868) он включил богатый материал о живой природе, предполагающий проведение наблюдений и опытов. Знакомство детей с природой К. Д. Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или сообщений учителя ребенок мог проверить личным опытом.

Талантливого педагога поражала пропасть между патриотическим воспитанием детей на Западе и в России. «Возьмите любого маленького швейцарца, и он изумит вас твердым и чрезвычайно подробным знанием своей родины… То же самое вы заметите у маленьких немцев и англичан, а еще более у американцев…». В то же время русский человек «…весьма часто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что касается какой-нибудь небольшой реки…, то и говорить нечего, если только ему самому не приходилось купаться в ней».

К. Д. Ушинский считал, что исправить такое положение можно введением в российские училища предмета, основанного на чувственном восприятии окружающей природы, - отечествоведения. «Легко себе представить, - пишет К. Д. Ушинский, - сколько ярких и верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного обязательного курса».

Под влиянием идей К. Д. Ушинского в России стали появляться новые учебники естествознания и географии, основанные на принципе «отечествоведения» (современного краеведения).

Огромное влияние оказали идеи К. Д. Ушинского на педагогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмитриевича Семенова (1835-1902) - талантливого педагога-географа.

Он начал совместную работу с К. Д. Ушинским в 1860 г. Д. Д. Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпусках.

В 1862 г. вышли три части «Уроков географии» Д. Д. Семенова. К. Д. Ушинский дал этому учебнику высокую оценку.

В предисловии к учебнику автор писал: «Лучше всего начинать преподавание географии с окрестности той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнений близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия различных явлений природы…». Так были впервые выражены основы краеведческого принципа обучения.

Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изучению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории. «Единственным руководством для учеников должна быть книга для чтения с местным характером, где были бы подобраны статьи, касающиеся известной местности, на которой живут дети».

Д. Д. Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем характеризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.

Весь курс отчизноведения Семенов предлагал пройти за два года. На первом году, который он называет «отрывочным», учитель «говорит только о том, что доступно детям и постепенно переходит от легчайшего к более трудному, от знакомого к…незнакомому». На втором году «все отрывочные сведения сводятся в одну цельную картину, в связное описание целого края».

В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации: по парообразованию воды и конденсации паров, определению сторон света по компасу, измерение атмосферного давления барометром и др.

Деятельность Д. Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествоведения.

В противовес систематике и морфологии К. Линнея во второй половине XIX в. в России стало популяризоваться биологическое направление, ставшее впоследствии фундаментом экологии (позднее оно было выдвинуто в Германии в трудах Ф. Юнге и О. Шмейля). Российское биологическое направление (или метод) было обосновано в работах профессора Московского университета К. Ф. Рулье, который предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. Он заявлял: «Полагаем задачею, достойною первого из первых ученых обществ, назначить следующую тему для ученого труда первейших ученых исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных, и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни посреди определенных условий».

Эта задача была необычной для того времени, она требовала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от германских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде. При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа.

Говоря о процессе обучения, К. Ф. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность, выше которой может быть только изучение природы.

Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Александра Яковлевича Герда (1841-1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.

Учебник «Мир божий», написанный А. Я. Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2-х частей - «Земля, воздух, вода» и «Растения, животные, человек». В нее же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения.

Такое построение курса педагог справедливо обосновал тем, что «наблюдения над минералами легче и проще наблюдений над растениями и животными, и в то же время приобретаются навыки проведения наблюдений… Знакомство с минеральным царством доставляет детям сведения, необходимые для полных наблюдений над растениями и животными. Животное необходимо рассматривать в связи со всей его обстановкой, растение - в связи с почвой, на которой оно произрастает, поэтому-то прежде всего следует ознакомить детей с минеральным царством…». Кроме этого, законы эволюции природы не могут быть познаны без понимания тех взаимосвязей, которые существуют между неорганическим и органическим миром.

А. Я. Герд считал, что «…прежде чем приступать к систематическому курсу естественных наук, преподавателю необходимо пробудить в детях интерес к природе, а это возможно лишь при непосредственном столкновении детей с естественными предметами в их естественной обстановке. Преподавание естествоведения должно по возможности начинаться в саду, в лесу, в поле, на болоте… Когда таким образом дети изучат окружающее, тогда можно перейти к растительному и животному миру отдаленных местностей, определяя и оживляя их сравнениями с хорошо известными картинами родины».

А. Я. Герд видел основу успешного преподавания естествознания в чувственном познании, «живом созерцании», строившемся на изучении природы своего края во время экскурсий. К формам обучения естествознанию А. Я. Герд добавил и разработал методику проведения практических занятий на предметных уроках в классе, базовым материалом для которых служила местная природа. Добытый в окружающей природе путем внеурочных наблюдений фактический материал, по мнению А. Я. Герда, создавал прочный фундамент для построения теории изучаемого вопроса. Таким образом, А. Я. Герд наметил пути взаимосвязи форм обучения и успешно осуществлял их в своей педагогической деятельности.

В 1883 г. Гердом было издано для учителей методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. В отличие от Любена на первый план педагог выдвигал развитие у школьников умений делать обобщения и выводы на основе наблюдаемых фактов Он призывал не ограничиваться индуктивным методом изучения естествознания, который сводит познание природы к описанию и сравнению, а рекомендовал применять и дедукцию, позволяющую устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. А. Я. Герд считал, что главная задача учителя - проводить на уроках грамотные объяснения, а дети, наблюдая природные объекты и проводя с ними опыты, будут учиться описывать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

А. Я. Герд требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета.

Следовательно, А. Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А. Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А. Я. Герда в теорию методики естествознания трудно переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Вновь вопрос об изучении окружающей природы начинает обсуждаться в конце XIX в. Этому способствовал журнал «Естествознание и география», где поднимались проблемы использования природного окружения детей при организации различных форм учебной работы. Особое внимание уделялось организации и проведению экскурсий в условиях города. «Отнюдь не излишне, но совершенно необходимо беседовать с учениками о таких предметах, которые они ежедневно имеют перед глазами. Крайне ошибочно было бы думать, что ребенок всматривается в то, что его окружает. Назначение школы, вообще, в том и состоит, чтобы приучить ученика останавливать свое внимание на тех предметах, по которым взор его до тех пор скользил без всякой мысли».

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широкой реформы школьного образования и обязательного введения естествознания в систему школьных предметов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая характеристика культуры XIX века в России. Достижения в воспитании и образовании. Дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского - учителя русских учителей. Принцип научности обучения, его содержание.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2015

    Даты жизни и деятельности великого педагога, основоположника русской педагогической науки. Его вклад в развитие мировой педагогики. Условия для выполнения образовательных и воспитательных задач. Работы Ушинского, содержание центральных идей его теории.

    презентация , добавлен 21.10.2016

    Объективные и субъективные причины, которые сдерживают развитие системы экологического образования в России. Сущность экологической ответственности. Экологическое образование в начальной школе. Особенности воспитания трудолюбия на уроках естествознания.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов. Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием регионального компонента. Уровнь экологического образования младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Анализ педагогических идей В.А. Сухомлинского и авторской методики воспитания всесторонне развитой и гармонической нравственно-чистой личности. Основные отличия педагогических концепций Сухомлинского и Макаренко. Основные направления реформы образования.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2013

    Теоретические основы и методы развития интереса, его роль в обучении младших школьников. Анализ степени заинтересованности к занятиям в системе дополнительного образования. Особенности применения методов стимулирования при обучении младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2010

    Жизнь и деятельность К. Ушинского, его вклад развитие мировой педагогической мысли. Актуальность основных положений учения об идее народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания. Значение его идей в наши дни.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    Основные положения педагогической концепции Л.Н. Толстого. История создания Яснополянской школы. Использование педагогических идей Л.Н. Толстого в современной начальной школе. Использование методов и приемов работы писателя в обучении и воспитании.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2017

    Жизнь и деятельность М.В Ломоносова. Перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей. Значение деятельности М.В Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения. Православные традиции в воспитании и обучении детей.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие, цели и задачи экологического образования. Принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников. Основные экологические представления в курсе "Окружающий мир". Внеурочная и внеклассная, игровая форма организации образования.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.