Проблемы и литературные аргументы. Аргументы Аргументы из литературы на тему ответственность человека

В повести М.А. Булгакова главным героем является профессор Персиков. В результате научного опыта случайно происходит преломление света и возникает открытие: луч жизни. Под воздействием этого луча организмы начинают интенсивно развиваться и становятся невероятно агрессивными. Применить на практике «красный луч» или луч жизни поручается малообразованному комиссару Рокку. В результате вместо возмещения погибших куриц из странных пятнистых яиц выводятся гигантские змеи, крокодилы и начинают размножаться с невероятной скоростью. Полчища чудовищ пожирают на своём пути всё живое, двигаясь по направлению к столице. Ужас и паника охватывают жителей Москвы. Разъярённая толпа убивает профессора, считая его виновником происшедшего. Булгаков решает проблему при помощи фантастики: в ночь с 18 на 19 августа внезапно ударивший мороз в 18 градусов уничтожает всех чудовищ, и всё заканчивается благополучно. Однако автор призывает быть осмотрительней при проведении научных изысканий, а особенно при применении ещё не проверенных на опыте открытий.

2. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Профессор Преображенский – выдающийся исследователь в области евгеники – науки, занимающейся проблемами омоложения. Он решает поставить опыт, поставив опыт на собаке. После пересадки гипофиза и яичников пёс, подобранный на улице, превращается в удивительно наглого, жестокого и безнравственного типа. Принимая фамилию Шариков, пёс начинает требовать осуществления своих прав. Проявляя сущность преступника, гипофиз которого был пересажен ему от Клима Чугункина, он пишет донос на своего создателя, желая завладеть жилплощадью. Отчаявшись решить проблему мирным путём, профессор проводит повторную операцию, возвращая пса. Эксперимент может быть непредсказуемым, предупреждает М.А. Булгаков.

3. А.Р. Беляев «Человек-амфибия»

Доктор Сальватор – выдающийся учёный, пытаясь спасти больного мальчика, пересадил ему жабры акулы. В результате Ихтиандр – так звали мальчика – стал иметь возможность находиться под водой так же, как и на земле. Но живущие в округе люди принимают молодого человека за морского дьявола. И всё бы ничего, но на него устраивают охоту, пытаясь изловить грозу морей, отпугивающую ловцов жемчуга. Молодого человека всё-таки обманом заманили в ловушку, поймали и заставили ловить жемчуг. История закончилась печально. Пострадали все: арестован и содержится в бочке со стоячей водой Ихтиандр, страдает Гуттиэре, доктор Сальватор находится в заключении. Люди не готовы принять открытие науки, потому что они суеверны и трусливы.

4. Джордж Оруэлл «1984»

Создание нового государства на основе всеобщего подчинения одному авторитету (Старший брат) – то есть тоталитарному государству, является экспериментом, который влечёт за собой непредсказуемые последствия. Уинстон Смит и Джулия полюбили друг друга внезапно и страстно, что совершенно недопустимо в сверхдержаве Океании. Здесь не позволительно любить, потому что объектом любви является только государство и Старший брат. При тотальной слежке их вскоре находят и арестовывают за мыслепреступление. Подвернутый пытке Уинстон сначала терпит все испытания, но перед последним испытанием крысами, он не выдерживает и предаёт Джулию. Его освобождают. Оказавшись на свободе, Смит вдруг понимает, что вся эта любовь – ересь и что, на самом деле, он любит только Старшего брата.

Об ответственности

Иногда человек одним поступком может изменить свою судьбу.

Проблема текста состоит в следующем: человек часто идёт на поводу своих желаний; боится ответственных решений; боится того, что труд его будет неимоверно тяжёлым. Но больше всего некоторые люди боятся рутины и скуки в том деле, которое им поручили.

Комментируя проблему, можно утверждать, что в таких ситуациях человек иногда пытается уйти от сложностей, изме­нив род деятельности. Штурман Шаталов, казалось бы, остался верен долгу. Он всего лишь оставил работу с документами и на­просился в трудный рейс на остров, где сломался маяк. Этот поход на вельботе по штормящему морю ему казался крайне заманчивым. Во-первых, он оставлял работу с ненавистными документами. Во-вторых, если поход окажется удачным, его, как ответственного за мероприятие, могут отметить и даже продвинуть по службе…

Авторская позиция обозначена чётко: каждый человек, бе­рясь за какое-то дело, должен представить себе, какова его роль в этом деле. При этом он должен оценить меру ответственно­сти, которая падает на его плечи. Он должен представить и то, какими могут стать результаты его поступка, его участия в этом деле. И чаще всего скоропалительные решения человека приво­дят к непредсказуемым, даже трагическим последствиям.

И ещё автор считает, что выполнять профессиональные обязанности, в чём бы они ни заключались, человек должен неукоснительно. От работы ведь не уйдёшь ни в каком случае, и нужно иметь волю и силу характера, чтобы не искать лёгких путей, не увиливать от трудностей, а настойчиво делать то, что обязан делать.

Я соглашаюсь с позицией автора и её правильность под­тверждаю следующим примером. С.С. Гейченко, многие годы руководивший Пушкинским музеем в Михайловском, расска­зывал о смотрительнице музея Александре Фёдоровне Фёдо­ровой. Она была деревенской жительницей, из местных. И гра­моту она постигла к старости, когда пришла работать в музей. Всё оживало от тепла её рук. Содержание залов, порядок в хра­нении экспонатов, книги, бумаги, вещи Пушкина, бдительный присмотр за состоянием дома и усадьбы - во всё она вникала, обо всём знала. В ней посетители музея находили черты Арины Родионовны, любимой няни Пушкина. Её любовь к главному делу жизни сочеталась с добротой и сердечностью - качествами настоящей русской женщины.

Верность своему профессиональному долгу и преданность профессии военного можно показать и на примере князя Ан­дрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Как офицер штаба, он должен был ознакомиться с обстановкой в армии Багратиона накануне Шенграбенского сражения. Но он принял участие в кровопролитном бою, откатывая орудия вместе с капитаном Тушиным, и защитил Тушина на военном совете у Багратиона, назвав его настоящим героем событий.

Человек выбирает для себя многие жизненные пути, и один из важнейших - его путь в профессии. Таков вывод.

Здесь искали:

  • проблема ответственности
  • примеры ответственности в литературе
  • примеры ответственности из литературы

В предложенном тексте Иосиф Моисеевич Фейгенберг поднимает проблему ответственности за поступки. Каждый человек сталкивается с непростым выбором, в котором боится ошибиться. Страх заставляет перекладывать принятие решения на других людей, уходить от вопроса.

Данная проблема актуальна на протяжении всего существования людей. Автор в предложении 12 делает акцент на том, что абсолютно каждый человек вынужден принимать «очень важные и нелёгкие» решения. Действительно, в обилие мелких бытовых вопросов иногда встревают важные дилеммы, поиск ответа на которые является долгим и мучительным. Также Иосиф Моисеевич Фейгенберг в предложении 18 отмечает желание «снизить ответственность» из-за страха о последствиях. Человек лишает себя возможности принять решение, и результат, каким бы он ни был, не будет принадлежать ему.

Позиция профессора по рассматриваемой проблеме очевидна: необходимо нести ответственность за свои поступки и не перекладывать её на других людей, даже если кто-то посоветовал сделать именно так.

Я полностью согласна с мнением Иосифа Моисеевича Фейгенберга. Без сомнений, боязнь принятия решений должна быть преодолена, ибо расплата за малодушие – потеря авторитета в обществе. Никто не застрахован от ошибок, но держать ответ за их последствия необходимо абсолютно всем.

В качестве доказательства своего мнения приведу аргументы из художественной литературы. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму денег. Несмотря на бедственное финансовое положение его семьи, деньги были выплачены, честь молодого человека не пострадала. Необдуманный поступок героя привёл к весьма неприятным для Ростовых последствиям. Но Николай, как настоящий дворянин, вынес этот груз ответственности.

Аналогичная ситуация прослеживается в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Едва покинув родительское гнездо, Пётр Гринёв проиграл сто рублей, что вызвало гнев его дядьки-слуги. Савельич категорически отказывался выдавать требуемую сумму, однако Гринёв настоял. Поступок молодого человека был импульсивным, но честь, которую надо «беречь с молоду», он сохранил. Безусловно, герой ругал себя за легкомыслие, однако своё слово сдержал.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что ответственность за свои поступки нужно нести самому. В противном случае, будет потеряна честь, авторитет и самоуважение.

Показать текст целиком

(1) Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом существует огромная разница.
(2) В школе ученики сдают экзамен, в случае неудачи иногда пересдают. (З)Жизненные экзамены - это поступки, их не сдают, а совершают и в случае неудачи иногда серьёзно расплачиваются. (4)«Перепоступить» невозможно - возможно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации.
(5) На школьном экзамене в интонации ответа ученика, а иногда и в самой формулировке ответа звучит оттенок неуверенности: «скорее всего», «мне кажется», «я думаю». (6)При оценке ученика традиционно учитывается лишь совпадение его ответа с правильным, степень уверенности ученика в правильности его ответа учитывается очень мало. (7)В жизни же надо не

Просто высказаться о возможных действиях - нужно решиться на их выполнение, на поступок.
(8) Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь вероятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие.
(11) И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок.
(12) Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями.
(13) Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её решения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.
(17) Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20)Однако попытки переложить на кого–то принятие решения - это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё–то, а моё решение поступить так, как кто–то мне посоветовал (или даже приказал). (22)3начит, я (или в том числе и я) несу ответственность за последствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам.
(24) Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.
(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение?
(26) Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?
(27)Но опыт показывает, что коллективно принятое решение (принятое по голосованию большинством) может оказаться хуже, чем решение любого участника этого голосования, если бы он был один и чувствовал на себе полную ответственность. (28)Такая попытка принятия «коллективного решения» ведёт к коллективной безответственности: любой участник голосования может разрешить себе не чувствовать на своих плечах полный груз ответственности.
(29) Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников - изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя - принять решение. (ЗО)Такой совет, безусловно, полезен.
(31) Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Боро–динской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (ЗЗ)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву.
(34) Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.
(35) Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (Зб)Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед ис

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У нас в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,АДРЕС ДЛЯ ПОСЫЛОК,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,ПОСЫЛКУ МОЖНО ОТПРАВИТЬ ДЕЛОВЫМИ ЛИНИЯМИ,данные мои там забиты,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] И еще у нас есть петиция,если не затруднит вас подпишите.http://chng.it/cPmmdqsk Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Проблемы и литературный аргументы

1. Проблема нравственного отношения человека к природе. Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? На этот вопрос пытается ответить произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла материнская земля». Природа формирует весь душевный склад человека.

2. Проблема сохранения русского языка . Проблема бережного отношения к языку. Проблема экологии языка. как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка приобретает масштабный характер и призывал бережно относиться к языку в стихотворении в прозе «Русский язык». Родной язык – это духовая опора человека.

3. Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи , бескорыстия . Платонова Юшка из одноимённого рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование.

4. Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?) В повести «Живи и помни» муж-дезертир появляется в окрестностях родной деревни. Он труслив и эгоистичен. Не несёт ответственности перед родными, думает только о себе.

5. Проблема исторической памяти, сохранения духовного наследия. « У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит распутинская героиня Дарья из повести «Прощание с Матёрой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен. Кладбище разорено, сожжено. Почему человек не задумывается о последствиях своих действий? Какую память о себе он оставит?

6. Проблема преобразующей силы добра и любви . Образ Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», княжна Марья Болконская из романа «Война и мир». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения.

Воланд - воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

7. Проблема истинного патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм? Наташа Ростова из романа Л. Толстого «война и мир» отдаёт подводы раненым под Бородино.

8. Проблема беззаветной любви к людям. В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость. Данко ради спасения людей жертвует своей жизнью.

9. Проблема места подвига в жизни. Данко – герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького – совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе.

10. Проблема взаимоотношения детей и взрослых. Можно ли избежать конфликта поколений? Это одна из острых проблем нашего века. 1. В рассказе И. Бунина «Цифры» повествуется о ссоре дядя и мальчика, об их непростых отношениях. 2. В романе «Отцы и дети» показано непонимание между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чёрств по отношению к старикам, чем приносит им огорчения. Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

11. Проблема смысла жизни и назначения человека. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», - говорит герой рассказа «Парадокс» В. Короленко. Калека от рождения нашёл смысл жизни, своё предназначение. И герои и Пьер Безухов находятся в поисках смысла жизни и приходят к высокой цели: служению народу. Евгений Онегин, Печорин находятся в поиске смысла жизни. Илья Обломов, герой одноимённого романа Гончарова, не сумел перебороть себя, не раскрыл своих лучших качеств. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти.

12. Проблема истинной красоты человека . Наташа Ростова и Марья Болконская –любимые героини – обладают душевной красотой. Героини живут ради близких, любимых.

13.Проблема духовной деградации человека . мастерски показывает процесс разрушения человеческой личности в рассказе «Ионыч». Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. «Берегите в себе человека»,-призывает читателя Чехов.

14. Проблема ответственности человека перед другими людьми. Господина Н, героя повести Тургенева «Ася», можно назвать легкомысленным, безответственным, потому что он не захотел взять на себя заботу о другом человеке. Любовь Аси его «смущала». Он испугался своих чувств и порвал с любящей его девушкой отношения.

15.Проблема трагической любви. Трагическую историю любви бедного Желткова поведал нам А. Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь к богатой женщине стала для него высшей ценностью в жизни.

16. Проблема несправедливости социального устройства общества. Герой рассказа «После бала» видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима из рассказа «Муму», талантливого Левшу из одноимённого сказа Лескова, «маленького человека» Башмачкина из произведения «Шинель».

17. Проблема воспитания (обучения). Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки.

в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.

18. Проблема бездушного отношения к старикам. Паустовского «Телеграмма» - это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери.. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

19. Проблема оценки таланта современниками.

М. Булгаков (судьба Мастера и его романа);

песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках , «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.

20. Проблема героической повседневности войны

Героические будни войны - метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В. Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь - смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо…

21. Роль книги в жизни человека. В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.

Влияние искусства, истинное искусство

22. Влияние искусства, культуры на человека. В рассказе «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

23. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье. Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

24. Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях

Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.

25. Научный прогресс и нравственные качества человека. В повести М. Булгакова «Собачье сердце» доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

26. Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка . «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.

Положительные процессы, связанные с изменением языка. 1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.

2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».

27. Духовное совершенствование человека. 1) «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).

2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

28. Проблема духовности в современном мире. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

29. Проблема нравственной прочности человека, совести. «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

30. Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека . «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».

31. Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме . «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.

«Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

32. «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой . Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

«Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.

33. Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) . В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.

«Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

34 . Проблема дружбы .1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова.

2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).

3) («19 октября », «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

35. Проблема любви . , лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.

Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

Поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

Лирика Пушкина «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

36. Проблема ревности . Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.

37. Проблема выбора жизненного пути . 1. , роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.

2. , роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

38. Проблема героизма, предательства . В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.

В. Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.

39. Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий . , комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

40. Проблема интеллигентности . Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

«Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т. к. они люди думающие, рефлексирующие.

Комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

41. Человек и война . «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

42. Проблема одиночества человека в современной мире. «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т. д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

43. Проблема внутренней культуры человека. Внутренняя красота, красота души не зависит от внешней красоты человека. В произведении В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» главный герой Квазимодо имеет устрашающий вид, но как прекрасен его внутренний мир!

44. Проблема совести. Человеком чести, долга, совести был главный герой повести «Капитанская дочка» Петруша Гринёв. «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»,- говорит он Пугачёву, находясь на волосок от смерти. Зато ничто не помешало Швабрину перейти на сторону врага. А ведь он такой же офицер.

45. Проблема сверхличности (эгоцентризма). Главный герой поэмы «Демон» не принадлежит к миру людей, он изгнан из рая, вынужден существовать между небом и землёй. Он уверен в своей исключительности и считает людей лишь средством, позволяющим прервать скуку.

46. Проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество). в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» открыто и смело рассказывает миру о том, как тоталитарное государство перемалывает своими жерновами то, что не хочет подчиняться.

47. Проблема семейных традиций. В автобиографической повести «Лето Господне» обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт вплетаются русские праздники – символ вечного движения жизни. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель идеалов святости, добра и красоты. Забвение традиций не принесёт России мира – такова основная мысль автора.

48. Проблема медиапространства . Телевидение может быть средством просвещения, но вместе с тем оно представляется и опасным средством. Сидя перед экраном телевизора, не перестаём удивляться «великому русскому языку». Это не язык Пушкина, Тургенева, Куприна… Сколько грамматических, стилистических ошибок! Обидно за русский язык. Как сказал: «Звуча у Пушкина как девиз, язык наш корчится в тоске».

49. Проблема чести и бесчестия.

Прочитав повесть "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин - носители двух принципиально различных мировоззрений.

50. Любовь к родине.

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

Тема Родины поднимается в произведениях С. Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

51. Нравственные качества человека.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.

Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.

51. Благодарность родителям.

Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

52. Произведения, которые учат мужеству

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории. Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным. Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.

Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.

53 . Сострадание и милосердие. Чуткость.

1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

54. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ.

Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,- и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Народу же остается одно - “безмолвствовать”.

55. .Проблема самоформирования.

В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.

Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

56. Проблема понимания внутренней красоты.

Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.

57. Тема родительской любви.

Поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне.

58.Человек и война .

«Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

59.Проблема зависимости человека от социальных сетей. «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» - таков лейтмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои «Одиночества в сети» встречаются в интернет-чатах, рассказывают истории из своей жизни. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча... На мой взгляд, книга не о любви, а об одиночестве. «Виртуальная» любовь – это не любовь. Что, впрочем, доказано в конце книги главной героиней.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.