Проблема детства в произведениях. Роль детства в формировании личности

У большинства людей самые теплые и приятные воспоминания связаны с порой детства и юности. В это время человек учится сам держать ложку, завязывать ботинки, читать, писать, узнает много нового о мире вокруг, пытается общаться с другими. Родители объясняют ребенку понятия добра и зла, нравственности, совести, порицают или хвалят его. Таким образом, детство и юность играют важную роль в становлении личности человека. Именно в этот период закладываются духовные ценности, появляются первые осознанные желания, накапливаются знания, опыт общения, от которых зависит будущая жизнь человека.

Ярким примером влияния детства на становление личности является роман И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения – ленивый, апатичный дворянин Илья Ильич Обломов.

Он долго не встает с постели с утра, редко выходит на улицу, предпочитает много думать, но мало делать. Вскоре из главы «Сон Обломова» мы понимаем, что истоки его бездеятельности, ленивости, апатичности берут начало в раннем детстве. Илья Ильич был любопытным неглупым ребенком, которому хотелось узнать все о мире, окружавшем его, но размеренная спокойная жизнь жителей Обломовки оказалась губительной средой для становления и духовного развития личности.

"...Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?.."

Андрей Штольц – близкий друг Обломова. В романе он противопоставляется Илье Ильичу. Штольц воспитывался в строгой семье, пережил трудные времена. Он не любит мечтать, думает в меру и много делает, обладает твердым характером, что делает его отважным и смелым. Все эти качества воспитали в Штольце его родители, а точнее – среда, в которой он находился в детстве. В детстве Андрей получил «трудовое, практическое» воспитание, рано начал помогать в работе отцу, много и усердно учился. «...Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах..." Детство Штольца хоть и было трудным, однако оно лучшим образом повлияло на его личность, воспитало в нем такие положительные качества, как трудолюбие, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность.

Детство играет важную роль в становлении личности, так как взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил на ранних этапах своего развития. Ян Амос Коменский говорил: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.»

Детство – это самая светлая и чистая пора в жизни каждого человека. Трудно сказать, когда именно заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. Этой грани просто не существует: она настолько размыта, что почти неуловима. Мы все храним в памяти моменты из детства, ведь именно тогда всему учимся и радуемся с искренними, горящими глазами. Но Многомудрый Литрекон знает, что литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 о детстве найти непросто, ведь авторы чаще описывают взрослую жизнь героев. Вот поэтому он и подготовил для Вас интересную и полезную подборку аргументов.

  1. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» описывается детство Володи, который столкнулся с лишениями и голодом, будучи совсем еще юным мальчиком.Мама отправила его учиться в город, ведь сын демонстрировал хорошие способности к учебе. Но все то, что смогла собрать для ребенка бедная женщина, забирала себе родственница, у которой жил Вова. В итоге мальчику пришлось искать источники заработка в азартных играх, чем и воспользовалась его учительница, чтобы убедить гордого ученика принять помощь. Так, детство не всегда бывает беззаботным и радужным, поэтому необходимо ценить то, что у нас есть.
  2. В произведении Л.Н. Толстого «Детство» главный герой переживает счастливую пору детства: он безмерно любит своих заботливых и красивых родителей, чувствует в сердце зарождение первых чувств к Кате, дружит с братом и другими детьми. Все домочадцы, даже учитель и слуги, опекают Николеньку и относятся к нему хорошо. Но даже такое безмятежное детство неминуемо заканчивается: умирает мама героя, и он, проводив ее в последний путь, уже не чувствует в себе легкости и радости детской поры.
  3. В рассказе И. Бунина «Цифры» описывается детство любознательного и упрямого мальчика Жени. Он очень хотел узнать цифры и научиться считать, но дядя, который обещал это сделать, вновь перенес обучение на другое время. Герой обиделся, произошла ссора. Но взрослый человек вовремя понял, что ребенок не может ждать, что он по-другому видит мир и себя в нем. Дядя помирился с племянником и показал ему цифры. Этот пример показывает, как сильно дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, которые всеми силами оберегают их от трагической ранней зрелости.
  4. В произведении М. Горького «Детство» главный герой пережил не самую радостную пору, будучи ребенком. Его отец умер, мать строила собственную жизнь, а дедушка, у которого он жил, нещадно порол внука и бил при нем жену. Родные дяди постоянно спорили из-за денег, и только бабушка уделяла Лексею достаточно внимания. Именно поэтому ему было очень тяжело выбиться в люди и вырваться из нужды, ведь основы для личностного роста закладываются в детстве.
  5. Детство Лизы («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина ) прошло беззаботно. Она жила с любящими родителями, не знала нужды. Отец баловал дочь и жену. Но вот кормилец семьи скончался, и совсем еще юной девушке пришлось самостоятельно обеспечивать семью. Детство героини противопоставлено взрослой жизни, такой угрюмой и жестокой. Именно серьезные последствия детской беспечности столкнули ее с проблемами, вполне взрослыми. Лиза, не привыкшая к предательству, ошиблась и доверилась бесчестному человеку. Так и не достигнув моральной и психологической зрелости, она покончила жизнь самоубийством, не сумев справиться со взрослыми трудностями.
  6. По-настоящему трудно сохранить безмятежность детства в военные годы, когда даже ребенок не может чувствовать себя защищенным. Так, в произведении В. Быкова «Обелиск» маленькие герои рано повзрослели и решили отомстить местным полицаям за предательство и столкнуть их машину в реку. Но боевая операция сорвалась, а юные партизаны стали пленниками. Несмотря на заступничество их учителя, ребят казнили. Но память об их детском героизме жива до сих пор.
  7. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» показано детство Митрофанушки. Герою ни в чем не отказывают, он живет исключительно для себя и ради себя. Все, что нужно ему для счастья – это сытость и праздность. Такое избалованное детство развивает леность, эгоизм в человеке. Не остается ни одной положительной черты в характере «большого ребенка». Он привыкает, что ему все дозволено, поэтому не готов меняться к лучшему.
  8. Детство Гринева («Капитанская дочка» А. С. Пушкина ) воспитало в нем порядочного и честного человека. Родители передали сыну все свои ценности и жизненный опыт. Кроме того, благодаря наставничеству мудрого Савельича, Петруша Гринев познавал не только дворянскую роскошь, но и жизнь простого народа. Воспитатель учил барина бережно относиться к деньгам, демонстрировал самую сильную преданность службе, подаваяхороший пример юному офицеру. Так, грамотное воспитание закладывает фундамент в личность взрослого человека.
  9. Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» рисует обстановку, в которой проходило детство Остапа и Андрия. Здесь, в Сечи, казаки выросли и стали настоящими мужчинами. Отец всегда воспитывал сыновей в строгости, учил их быть верными и преданными Родине. Но суровость и патриархальность нравов Сечи оказала и другое воздействие на детей: то, что Тарас бил и не уважал свою жену, отложилось в памяти Андрия. Возможно, поэтому он и предал Родину: ему хотелось жить другой, более цивилизованной жизнью. На его примере становится очевидно, что детство во многом определяет судьбу личности.
  10. В. Г. Короленко в рассказе «В дурном обществе» создает образы маленьких детей, каждый из которых страдает. Вася не испытывает ни капли отеческой любви, он лишился матери в шестилетнем возрасте. Его новые друзья, Валек и Маруся, живут в подземелье, нищенствуют и голодают. Дети не ожесточились, напротив, они учат многих взрослых быть честными, в первую очередь, с самими собой, учат оставаться преданными дружбе. Детская смерть, изображенная в рассказе, заставляет задуматься о судьбе всех нищих ребят, которые не по своей вине оказались за чертой бедности. Такое детство вызывает сострадание и в то же время – гордость за силу духа таких ребят.

Введение ……………………………………………………………………….……..2

I . Детская литература …………………………………………………...….........2

II . Развитие темы детства в произведениях русских писателей……………....5

II .1 «Детство» М.Горького.……………………………………………….6

II .2 Тема детства в творчестве И.С.Шмелева.…………………………...6

II .3 Тема детства в повести А.П.Платонова «Котлован» ……………….7

Заключение …………………………………………………………………………..9

Библиография ……………………………………………………………………….1 0

Введение

Сегодня тема, выбранная нами, достаточно актуальна. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, эта тема всегда интересовала писателей, во-вторых, 2008 год объявлен в России годом семьи, в-третьих, из-за неблагоприятной социальной ситуации в нашей стране очень много обездоленных детей. И что, как не литература, привлечет внимание, предупредит людей: «Осторожно, дети!» Тема детства в литературе слишком объёмная, чтобы попытаться раскрыть её в одной работе, поэтому представляется логичным сделать небольшое обобщение и конкретизировать то направление, изучению которого и будет посвящена данная работа.

Можно много писать о детской литературе – книгах, созданных специально для детей и о детях, а также книгах, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими.

Целью исследования в данной работе станет детская литература как таковая и мотивы детства в литературе «взрослой». Задачи, стоящие перед нами, следующие:

    Проследить, как трансформировался этот мотив в литературе.

    Проанализировать, о чем думали писатели, изображая детей либо детство ребенка в своих произведениях.

Методы исследования, использованные нами:

    Изучение литературных источников.

    Сравнительный анализ произведений.

    Сопоставительный анализ образов героев произведений.

Объектом исследования стала тема детства в литературе, предметом – произведения М.Горького, И.Шмелева и А.Платонова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

I . Детская литература

Специально для детей были написаны сказки Г.К.Андерсена, «Алиса в стране чудес» Л.Кэролла, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Приключения Тома Сойера» М.Твена, почти все романы Жюля Верна, рассказы и повести А.П.Гайдара и многие другие произведения.

«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж.Свифта, сказки А.С.Пушкина, романы В.Скотта, Ф.Купера, А.Дюма, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Приключения барона Мюнхаузена» Р.Э.Распе, «Каштанка» А.П.Чехова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Овод» Э.Л.Войнич, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского писались не для детей. Но острота сюжета, богатство фабулы, благородство и нравственная чистота героев, их стремление к совершенству и мечта о будущем привлекают к ним внимание как взрослых, так и юных читателей.

Есть книги для детей, воспитывающие любовь к природе. Как тут не вспомнить М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки? Их рассказы о природе и животных учат любви и трепетному отношению к окружающему миру.

А сказки и фантастические повести - популярнейший жанр – не только в России. Они учат добру, справедливости, расширяют горизонты познания. Благодаря такой литературе можно вырастить пытливых ученых, бесстрашных путешественников, людей, умеющих мечтать и творить.

Особенно широкое распространение получила детская книга во времена Советского Союза. Ещё В.Г.Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. И книга в СССР была поставлена на службу воспитания ребёнка – человека – гражданина.

Современная русская детская литература выросла не на пустом месте. Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.

Итак, попробуем охватить взглядом весь этот увлекательнейший мир детской литературы. Здесь можно вспомнить Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина – Сибиряка, А.И.Куприна, В.Г.Короленко и многих других. Основоположниками советской детской литературы стали М.Горький, К.Чуковский, С.Я.Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и находили талантливых «бывалых людей» и убеждали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей. Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик Б.С.Житков, биолог В.В.Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фронтов гражданской войны пришел в детскую литературу А.П.Гайдар. Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А.Л.Барто, воспитанники ленинградской школы имени Ф.М.Достоевского, прославившие ее как «Республику Шкид», Г.Белых и Л.Пантелеев. Оставил занятия математикой ради работы в детской литературе Л.А.Кассиль…

Многие «взрослые» писатели обогатили детскую литературу своими произведениями: «Три толстяка» Ю.К.Олеши, «Белеет парус одинокий» В.П.Катаева, «Золотой ключик» и «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Два капитана» В.А.Каверина, рассказы М.М.Пришвина, М.М.Зощенко, А.П.Платонова, повести С.Т.Григорьева.

Образ положительного героя находится в центре детской литературы. В книгах советских писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер. Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн. Был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги юных партизан, навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки Динго» Р.Фраермана, с Симой Крупицыныой из «Великого противостояния» Л.Кассиля, Саней Григорьевым из «Двуз капитанов» В.Каверина, Антошкой из повести З.Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю.Коринца «Привет от Вернера», Гавриком и Петей из «Белеет парус одинокий» В.Катаева и Крошем А.Рыбакова.

Детская книга – настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизненный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н.Носова, А.Алексина, В.Драгунского, Ю.Сотника, Ю.Коваля, Л.Давыдова. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, - характерное свойство многих книг этих талантливых писателей. Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в книге не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А.Алексина, это порой кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила детской литературы. Особенно богата юмором поэзия для самых маленьких, встречающая ребенка, едва он начинает овладевать речью. Среди первых книжек малыша – стихотворные сказки, забавные стихи-перевертыши, считалки, потешки, колыбельные песенки. Еще не научившись читать, ребята уже знают наизусть многие стихи К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Д.Хармса, В.Берестова, Б.Заходера.

Многообразна детская проза. Любовью ребят пользуются «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Баранкин, будь человеком!» В.Медведева, «В стране вечных каникул» А.Алексина, сказки А.Волкова, Е.Шварца, Е.Пермяка. Широко распространены рассказы, повести и романы о семье, школе, мирном труде, о годах Великой Отечественной войны, адресованные детям и юношеству, птинадлежащие перу А.Л.Пантелеева, А.Алексина, А.Рыбакова, Н.Богданова, Р.Погодина, В.Крапивина, С.Полетаева и других писателей. Есть книги и о современной армии и о спорте. Разнообразным интересам ребят отвечают фантастические произведения И.Ефремова, В.Обручева, А.Казанцева, Г.Адамова, А.Беляева, К.Булычева, братьев А. и Б.Стругацких.

Благодаря своему гуманизму, тематическому и художественному богатству российская детская литература имеет высокий авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип детского писателя: художника и педагога одновременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности. Он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина.

II . Развитие темы детства в произведениях русских писателей

Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития.

В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство, но представляла его абстрактно: богатый ребенок - бедный ребенок. Благотворительность была единственной сферой деятельности богатого ребенка: он был хорош потому, что не делал того-то и того-то, будучи послушным, а если что-то и делал, так только добро. Сфера проявления добродетельности для бедного ребенка была шире. Бедное дитя часто бывало благороднее и смекалистее дворянского ребенка: оно вытаскивало маленького дворянина из воды, выручало в трудную минуту и было способно на тонкие чувства.

В процессе развития детской литературы традиционная для нее пара "добродетельный - порочный" перестает быть обязательной и заменяется иной антитезой: "чувствительный - холодный". Это новое понимание ребенка, уходящее корнями в сентиментализм, окрепла в эпоху романтизма и составило основу романтической концепции детства. Начала разрабатывать эту концепцию детская литература, но уже в 40-50 годы XIX века, ее осваивает и "большая" литература. Детство представляется как пора невинности и чистоты. "... Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению... Да, мы должны учится у детей, чтобы достигнуть видения истинного добра и правды. Такова поэтизация детства в русской классике: "Детстве" Л. Н. Толстого, "Детских годах Багрова-внука" С. Аксакова. Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни: пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские Ростовы...

XX век внёс свои коррективы. Величайшие социальные потрясения не могли не отразиться на литературных произведениях и изображении в них темы детства. В этих рассказах, романах, повестях уже сказывается социальный подход к обрисовке темы. Огромное влияние общественного уклада на жизнь ребенка оставляет свою печать. Писатели задаются множеством вопросов и пытаются вместе с читателями найти ответы на них (впрочем, некоторые проблемы, например, мотив «слезы ребенка» поднимали и писатели XIX века, так что даже здесь можно увидеть - в некотором смысле – также традиционный подход).

II .1 «Детство» М.Горького

Повесть Горького «Детство» (1914г.) уже разительно отличается от повести «Детские годы Багрова-внука» Аксакова С. Т. и «Детства» Л.Н.Толстого.

Детство, изображённое Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребёнка, но и русская жизнь в определённую эпоху. Герой Горького всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому.

Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно движется повествование: картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребёнка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребёнка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с необыкновенным человеком – бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алёшей; инквизиторским развлечениям дядьёв противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алёша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние оказали на Алёшу те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой». Можно сделать вывод, что своим произведением Горький пытается привить любовь к душевно щедрому, стойкому, талантливому русскому народу.

II .2 Тема детства в творчестве И.С.Шмелева

Эта мысль обращает память к роману И.С.Шмелёва «Лето Господне». Сам писатель вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. <…> Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. <…> Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог».

Вопрос о цене социальных преобразований (поднятый ещё писателями XIX века) встает на протяжении всего творчества Шмелева. Потеря Бога в душах людей – вот что страшит автора романа «Лето Господне». И тема детства для него – это выход из положения неверия. Она помогает писателю вновь прийти к вере, к Богу.

Всё, о чем рассказывается в автобиографическом цикле Шмелева (романы «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное»), увидено глазами семилетнего мальчика Вани, но за ним стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший тот путь, который его герою ещё только предстоит. Отсюда – соединение силы художественного изображения (яркость, красочность, «материальная ощутимость» действительности – ведь ребенок почти лишен рефлексии, все его внимание устремлено на окружающий мир) с глубиной философского осмысления изображенного.

В жанре автобиографического повествования Шмелев следовал традиции русской классической литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Темы» Н.Г.Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина). О новарторстве Шмелева, которое не только выделяет роман среди произведений этого жанра, но и делает его уникальным в русской литературе, замечательно сказал И.А.Ильин: «С тех пор, как существует русская литература, впервые художник показал эту чудесную встречу – мироосвящающего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой. А мы, читатели, видим, как лирическая поэма об этой чудесной встрече разрастается, захватывает весь быт взрослого народа и превращается в эпическую поэму о России и об основах ее духовного бытия… [Шмелев] показывает нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребенка».

II .3 Тема детства в повести А.П.Платонова «Котлован»

Повесть «Котлован» - произведение в некотором смысле эпохальное, захватывающее важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х гг. – индустриализацию и коллективизацию.

Повесть соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру и лирику.

Мы не станем рассматривать все сюжетные линии, возьмем только одну – связанную с девочкой Настей.

Что хотел сказать писатель, вводя эту героиню в сюжетную канву произведения? Чтобы понять это, нужно, пусть вкратце, но вспомнить сюжет. Он прост.

Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сиротку Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню – для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится ее могилой.

Имя Настя в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безвестности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы – когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой матери: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти – «воскресшее» - завершается повесть. Настя действительно однажды вернулась к жизни – Чиклин находит ее в комнате, где умирает ее мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил ее в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остается не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человечества», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим затихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщетными.

Тема детства у Платонова перекликается с темой детства в классической литературе. В русском культурно – философском обиходе смерть ребенка означает безнравственность мироустройства и социального порядка (вспомним роман Достоевского «Братья Карамазовы»).

В повести «Котлован» тоже умирает ребенок, ради которого, собственно, все и строилось. А это – приговор утопическому миру «Котлована».

Следовательно, Платонов намеренно вводит в нить повествования тему детства. Именно она помогает писателю показать всю несостоятельность коренной ломки мира.

Заключение

Мы рассмотрели два огромных раздела русской литературы, связанных с детством и детьми, с отображением темы детства как в детской литературе, так и в литературе, которую можно назвать «взрослой».

Детская литература ориентирована на становление личности и изображение этого процесса в историческом развитии государства.

Классическая русская литература XX века, как и литература XIX века, вводит тему детства, рассматривая её с позиций философских и социальных.

Какой вывод можно подвести данному исследованию?

Самые чистые, самые искренние, самые непосредственные на Земле – дети. Они – самое лучшее, что есть у человечества. Ради них надо жить и поверять свои поступки людям. По-моему, именно это и хотели сказать своими произведениями лучшие писатели XX века (и не только), обращаясь к теме детства.

Библиография

    Барахов В.С. Литературный портрет. – Л.: Наука, 1985

    Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. – М.: Художественная литература, 1970

    Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987

    Платонов А.П. Избранное. М., 1989

    Силуэты: очерки о русских и советских писателях / под ред. А.А.Лиханова – М: Правда, 1986

    Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец… (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)За хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили. (18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует. (По В. Пескову)

Ответ:

В предложенном для анализа тексте В.М.Песков затрагивает проблему воспитания в сложные годы войны. Вопросы воспитания подрастающего поколения в любое время стояли и должны стоять в обществе на первом месте. От того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее общества. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами.

Размышляя о своем поколении, чье взросление пришлось на военные годы, Песков не только рассказывает о том, какими практическими умениями они владели, эти маленькие «мужички», способные подшить валенки, почистить колодец или отбить косу, но и обращает внимание на их стремление к чтению. Как с жадностью прочитывали книги, пересказывали их друг другу, росли, мужали, узнавая новое, взрослея. Автор считает, что жизненные трудности делали подростков более самостоятельными, пробуждали желание узнать что-то новое и полезное. В.М. Песков уверен в том, что «уроки, мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы».

Вспомним знаменитого Илюшу из романа И.А. Гончарова «Обломов», который привык к тому, что всё делают за него; он не способен заботиться о себе сам. Его детское стремление что-то узнать, постичь, сделать самому постепенно затухало, подавлялось позицией родителей, запрещавших бегать на овраг, самостоятельно одеваться. В итоге в Обломове развелась беспомощность, страх перед любым действием. Это произведение является прекрасной иллюстрацией к данной проблеме.

Полная противоположность Илье Обломову – герои повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» – Настя и Митраша. Осиротевшие дети всё умели делать сами, жили взрослой жизнью, много работали, как и все в деревне. При этом дети еще и учиться успевали.

Жизнь может складываться по-разному, поэтому нужно стойко относиться к жизненным ситуациям и надеяться, прежде всего, на себя. «В нужное время в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

Здесь собраны наиболее популярные проблемы детства, которые затрагиваются авторами разных направлений и эпох. Каждая из них отражена в заголовках, под которыми вы можете найти подходящие аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Все эти примеры можно скачать в таблице в конце статьи.

  1. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.
  2. В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви. Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются. Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.
  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева. Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера. В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

Влияние и роль детства в жизни человека

  1. Молодой монах Мцыри — ключевая фигура одноименного произведения М.Ю. Лермонтова. Он всю свою жизнь тосковал по родной земле горного Кавказа. Личная трагедия героя состоит в его невольничестве, которое не дает ему возможность вернуться к себе домой. Монолог юноши перед смертью содержит детские воспоминания, в которых появляются и отец, и сестры, и вечерний очаг. Но главным для Мцыри является то – что его детские воспоминания отсылают героя к мысли о призрачной и далекой свободе, к которой так стремится юная душа. Таким образом, детские воспоминания, связанные с чувством вольности и счастья, послужили стимулом к роковому побегу героя.
  2. Проблема влияния детских воспоминаний на человека актуализируется в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . Накануне жестокого убийства молодому студенту Родиону Раскольникову снится сон-воспоминание из детства. В нем главный герой предстает маленьким мальчиком, тонко и мучительно чувствующим сострадание по отношению к убиенной пьяным Миколкой лошади. Автор неслучайно включает этот сон в повествование. Данное воспоминание ставит под сомнение теорию Раскольникова, говоря о том, что никто не имеет право распоряжаться чужой жизнью. Но идеологическое начало все же перевешивает в сознании Родиона, и он все-таки убивает старуху. Однако мысли из детства не отпускают его, именно они положили начало противоречию в душе преступника.
  3. Детская нищета

    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых. Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства. Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».
    2. Проблема равнодушия взрослых

      1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании. Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы. Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.