Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе


Евгений Базаров - молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни - отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это "непростительной дурью". В Романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря "мы", он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение - вполне оправданно. Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни - науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:" Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова - единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради неё. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А.С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.

Обновлено: 2017-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В романе Отцы и дети образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника.
С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно.
Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать.
И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.

Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

Другие сочинения:

  1. Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Болезнь Базарова сделана так сильно, Что я ослабел, и было такое чувство, как Будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который Read More ......
  2. На разных уровнях (в личном общении, в поступках людей, в природе, в общественных отношениях) читатель, вслед за автором, наблюдает явления (разной окраски, тональности и силы): словесные схватки за столом Кирсановых – дуэль Павла Петровича и Базарова – сословная идейная вражда Read More ......
  3. Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития – главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи – датой или Read More ......
  4. Тема дружбы – одна из ведущих в русской литературе XIX века. “Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен”, – так характеризовал А. С. Пушкин настоящую дружбу. Тема дружбы представлена и в романе И. С. Тургенева “Отцы Read More ......
  5. Сам И. С. Тургенев утверждал, что его Базаров – “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощушает – умирая, он произносит горькие Read More ......
  6. Как-то в беседе с Флобером Тургенев сказал: “Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое”. Любовь, по мнению писателя, заставляет человека раскрыться с лучших сторон. Почему же встреча Базарова с Одинцовой не Read More ......
  7. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не Read More ......
  8. Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею “полного и беспощадного отрицания”, не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское Read More ......
Трагическое одиночество Базарова

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии. Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру. А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! - говорит он. - Мы, физиологи, знаем, какие это отношения...». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы. Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм». Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни - «над чем посмеешься, тому и послужишь». И эту чашу герою суждено испить до дна. Трагическое возмездие приходит к Базарову через любовь к Одинцовой. Это чувство раскалывает его душу на две половины. С одной стороны, он остается убежденным противником романтических чувств, отрицателем духовной природы любви. С другой стороны, в нем просыпается одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он теперь уже начинает осознавать, что его служение прежним принципам оказывается слепым; что жизнь, на самом деле, гораздо сложнее того, что знают о ней физиологи. Уроки любви повлекли тяжелые последствия в судьбе героя. Его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь потерпели крушение. С их позиций он не мог разгадать две основные загадки, возникшие перед ним: загадку его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал, и загадку окружающего мира. Его неодолимо потянуло к высшим проявлениям жизни, к ее тайнам, к звездному небу над головой. Трагичное положение Базарова еще больше усугубляется в родительском доме, где его замкнутости и холодности противостоит огромная сила беззаветной, искренней родительской любви. И мечтательность, и поэзия, и любовь к философии, и сословная гордость - все то, что Базаров усматривал как проявление аристократической праздности, предстают пред ним в жизни его плебея-0тЦа. А значит, и поэзия, и философия оказываются вечным свойством человеческой природы, вечным атрибутом культуры. Герою уже не убежать от обступивших его вопросов, не порвать живые связи с жизнью, окружающей и проснувшейся в нем самом. Отсюда и его трагический конец, в котором видится что-то символическое: смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит себя при вскрытии трупа мужика. И только смерть дает ему выход из трагического одиночества, она словно искупает ошибочную односторонность его жизненной позиции. Таким образом, Тургенев в своем романе дает ясно понять, что трагизм Базарова - в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей.


Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

На страницах романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия - 1853-1861 годы - сложный для России период. Закончилась "позорная" для России война с Турцией. Конец 50 - начало 60-х годов XIX века - время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе - либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович - подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей. Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит.
Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович - выходец из старого аристократического общества. Несмотря на "энглизированность", явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: "Я эфтим хочу доказать, милостивый государь..." Базаров же гордится своим простым происхождением: "Мой дед землю пахал..." Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: "Каждый человек должен сам себя воспитывать". Базаров - талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками). Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. "С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться". А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами".
При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как "архаическое явление". Павел Петрович с первых минут почувствовал "тайное раздражение" к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: "Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас". Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: "Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции". Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему. Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он "всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его - его, Павла Кирсанова". Павел Петрович признается брату, что считает Базарова "шарлатаном", он желает проучить "самоуверенного выскочку". Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому "отрицанию". По своему мировоззрению Базаров - нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник". Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, "Рафаэль - дурак", а "Пушкин гроша ломаного не стоит". Но его высшая цель - служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, - чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества. В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: "Сперва нужно место расчистить, а строить - будут другие". Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, - тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом - опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова.
Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: "Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения". В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что "русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке". И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и "обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших". Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскрывается в их отношении к женщине. Евгений держится с Одинцовой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувствами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть "с ума не сошел". Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь - физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: "На других баб не похожа". Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он "старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела". Но все же "старая гвардия" все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное "влечение, род недуга". Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах. Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от "лекаришки". Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к "искусству Базарова".
По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий - наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь.
Жизнь Евгения - яркая, как вспышка молнии, его смерть - подвиг.
Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь - это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем. Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло.
В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий - его друг и товарищ - должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий - продолжатель традиций своего отца - Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников - карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. "Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов". Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в "Отцах и детях" Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила - разночинная интеллигенция.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы Шипицина Вероника Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Нижневартовск

2 слайд

Описание слайда:

… один из тех редких романистов, который почти никогда не фальшивит. Андре Моруа С таким знанием языков, с таким обширным разносторонним образованием и развитием ума, при громадной памяти и таланте, притом с таким понимание жизни народной, до Тургенева не вступал еще в литературу ни один из русских писателей. В.П Острогорский И.С. Тургенев. Рисунок Э.К. Липгарта. 1882г.

3 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев. Фотография А.И. Деньера. 1865г. Н.А. Добролюбов. Гравюра на стали. 1862г. Что же теперь создаст г.Тургенев? Н. Добролюбов. Дело было в августе месяце 1860г, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». И.Тургенев Этому роману Тургенев придавал очень большое значение: он хотел подвести в нем итоги всем своим разногласиям с Добролюбовым – всем спорам между либералами и демократами.

4 слайд

Описание слайда:

Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что их них выйдет, - я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я выбрал последние. И.С. Тургенев (по воспоминаниям Н.А.Островской.) «Отцы и дети». Титульный лист первого издания (с посвящением В.Г Белинскому) 1862г. Мне мечталось фигура сумрачная, дикая большая, до половины выросшая из почвы, сильная злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель… И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права.

5 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. На вид ему [Павлу Петрович] было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин; необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло среды замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность. И. Тургенев «Отцы и дети». Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров; он на своем веку пожуировал и подурачился, и, наконец, все ему надоело; пристроиться ему не удалось, да этого и не было в его характере… бывший лев удалился к брату в деревню, окружил себя изящным комфортом и превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Павел Петрович Кирсанов

6 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. Николай Петрович Кирсанов – человек лет сорока с небольшим; по складу характера он очень похож на своего сына, но у Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается на таком мировоззрении, которое дает пищу его воображению и приятно щекочет его нравственное чувство. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Николай Петрович Кирсанов. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г.

7 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Базаров. Иллюстрация П.М. Боклевского 1870г Длинное и худое [лицо Базарова], с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойствием, улыбкой и выражало самоуверенность и ум… И.С. Тургенев «Отцы и дети» Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я предал ему резкость и бесцеремонность тона… И.С. Тургенев … Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… …Рафаэль гроша медного не стоит… …Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник… Евгений Васильевич Базаров

8 слайд

Описание слайда:

Базаров «владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно» И.Тургенев Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне он скорее признает соотечественника. Вы и говорить то с ним не умеете. И.Тургенев «Отцы и дети». Из спора Базарова с Павлом Петровичем Почтовая станция. Акварель неизвестного художника. «Отцы и дети». Базаров на прогулке и деревенскими ребятами. Рисунок П.Ковалевского 1898г «Отцы и дети». Приезд Аркадия Кирсанова и Базарова. Рисунок П.Ковалевского 1898г

9 слайд

Описание слайда:

Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? Анна Сергеевна Одинцова Евгений Базаров Вам хочется полюбить, … а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие Базаров «Отцы и дети» Нет, бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете… Одинцова «Отцы и дети»

10 слайд

Описание слайда:

… Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать Базаров о родителях. «Отцы и дети». Василий Иванович Базаров. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Арина Власьева Базарова. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. Ты их любишь, Евгений? Люблю, Аркадий. Они тебя так любят! Базаров – Аркадию «Отцы и дети» … Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди.. Д. Писарев

11 слайд

Описание слайда:

Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг. Старики родителе на могиле сына, картина В.Г. Перова. По мотивам романа И.С Тургенева «Отцы и дети» 1874г. - Я нужен России… нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? - Прощайте, прощайте… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Базаров «Отцы и дети». Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней … часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женой. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой. Приблизятся к ограде, припадут на колени, и долго и горько плачут… И.С.Тургенев «Отцы и дети» Я хотел сделать из него [Базарова] лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.