О чем говорится в судьбе человека шолохов. Судьба человека, сюжет, история создания, экранизация

Сочинение

Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы... Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...»

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.

Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека. В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе - это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.

Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом - глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос-звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Все, что осталось в жизни Соколова - воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.

Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества - эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.
Нужен реферат, с

Другие сочинения по этому произведению

«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека») Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека" Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” Анализ произведения Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы (По рассказу "Судьба человека")

Судьба человека (значения)

«Судьба человека» - рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова . Написан в 1956-1957 годах. Первая публикация - газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Сюжет

С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

История создания

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

Экранизация

В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком , сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека » в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.

М.Шолохов - признанный мастер эпоса. В романе «Тихий Дон» ему удалось воссоздать масштабные картины одного из самых сложных периодов в истории России.

Не меньшими достоинствами обладает и небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение «Судьба человека». Анализ рассказа помогает определить идейный замысел автора и причину его большой популярности у читателя.

В центре внимания писателя-фронтовика - полная страданий жизнь обычного русского человека, пережившего гибель всей своей семьи и разрушение родного дома, самые опасные военные сражения и фашистский плен, ледянящее душу одиночество и отчаяние. Пройдя через все испытания, он сумел выстоять и взять на себя заботу о ребенке-сироте.

Памятная встреча в 1946 году

Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» правильнее будет начать с истории его создания. Спустя год после окончания войны жизнь свела писателя с незнакомым ему водителем, бывшим фронтовиком. Это случилось во время охоты у хутора Моховского. Во время привала к Шолохову подошли немолодой мужчина и мальчик - они направлялись к переправе на реке Еланке. Во время завязавшегося разговора путник (он так и не назвал своего имени) поведал невеселую историю своей жизни.

Последующий анализ рассказа, судьба человека, многое пережившего, произвели на писателя огромное впечатление. Он сразу решил написать о новом знакомом, но все откладывал задуманное. Непосредственным поводом послужило перечитывание зарубежных произведений о людях слабых и беспомощных. Тут-то и возникла мысль противопоставить им своего героя, а вместе с ней определилась и идея будущего рассказа. В результате за 8 дней было создано одно из лучших произведений не только о войне, но и о величии простого русского труженика и воина.

Композиция рассказа «Судьба человека»

Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием - «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая - трудно вспоминать прошлое - речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.

Анализ рассказа: от мирной жизни к войне

У Соколова многое складывалось так же, как у большинства русских людей: гражданская война и потеря близких, работа сначала на кулаков, затем, после переезда в город, смена нескольких специальностей, пока не выучился на шофера. Наконец, женитьба на хорошей девушке, дети, свой дом и налаженный быт.

Все это рухнуло в один момент: началась война, и Андрей отправился на фронт. С болью вспоминал он прощание с семьей, как оказалось, последнее. А дальше - передовая.

В условиях войны по-разному складывается - и это подчеркивает своим рассказом Шолохов - судьба человека. позволяет понять, что ни на минуту не задумывался герой о собственной жизни, если речь шла о спасении других. Подобных эпизодов было немало. Это и готовность прорываться сквозь огонь противника на передний край батареи, нуждающейся в боеприпасах. И первое убийство человека (что особенно страшно - своего!) в церкви, когда узнал о готовящемся предательстве. И готовность в плену, под дулом, защищать умирающих товарищей. Эти поступки характеризуют Соколова как человека справедливого, стойкого, мужественного: далеко не каждый способен жертвовать собой ради других.

Противостояние Мюллеру

Анализ произведения «Судьба человека» и в особенности сцены допроса показывает духовное превосходство русского пленного над немецкими офицерами. Необычайную смелость и благородство проявил в отношениях с известным своей жестокостью Мюллером герой. Нежелание выпить за успехи Германии и непоколебимая вера в победу своего народа, готовность спокойно принять расстрел и стакан шнапса за свою смерть, а также отказ от хлеба и сала голодного, истерзанного человека - эти качества вызвали уважение даже у фашистов. Все время разговора Соколов стоял перед ними с поднятой головой, не сломленный и отказавшийся признать их силу. Подаренная Мюллером русскому Ивану - «Ты храбрый солдат. Я … уважаю достойных противников» - жизнь стала нравственной победой последнего. А полученные хлеб и сало были поровну поделены между всеми пленными. Так анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает понять, кому по-настоящему обязана страна победой в этой страшной войне.

Освобождение из плена и новые удары судьбы

Подвигом Соколова стал и его побег. Даже в этот момент он думал о том, какую пользу может принести родине. Под двусторонним обстрелом - сзади немцы, впереди свои - он вывез связанного немецкого офицера, за что заслужил возможность подлечиться в госпитале.

А дальше - новый удар: сначала новость о гибели жены и дочерей, затем смерть сына в последний день войны. Насколько может быть К такому вопросу подводит повествователя и читателей анализ произведения. Судьба человека словно нарочно подбрасывает ему одно за другим испытания, и каждое последующее оказывается страшнее предыдущего. Только по-настоящему сильной личности дано все их достойно пережить и выстоять. Главное - найти источник спасения, каким для Андрея Соколова становится маленький Ваня.

Возвращение к жизни

Как несправедливо устроена жизнь - такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.

Судьба человека - анализ произведения это подтверждает - часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому - веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.

Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и

Значение рассказа

Публикация нового произведения М.Шолохова на рубеже 1956-57 годов стала настоящей сенсацией в литературе. Заслуга автора в том, что он на нескольких страницах сумел рассказать о непростом процессе возмужания и становления личности героя - типичного представителя русского народа. Через многое пришлось пройти Соколову, но он сумел сохранить в себе лучшие качества: человеколюбие, патриотизм, национальное достоинство.

Немаловажным был и тот факт, что в произведении автор впервые затронул вопрос о положении русских солдат в плену. Судьба человека, анализ рассказа главного героя буквально взбудоражили народ: Е.Пирмитин, посетивший в то время писателя, отмечал, что Шолохова завалили письмами благодарные читатели.

Интерес к рассказу не пропал и в наше время, а это есть лучшее признание заслуг автора.

М. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в поразительно короткий срок- всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей художественной силой.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал ему печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил писателя. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком». Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через десять лет. Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадательного народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.

В биографии Соколова отразилась история страны - трудная и героическая. Борьба, труд, лишения, мечты молодой республики были жизненным университетом миллионов людей его поколения. В небольшом по объему произведении перед нами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Скромный труженик, отец семейства жил и был по-своему счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной жизни: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи, и наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны - девятого мая. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

Страшным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких и крова, полное одиночество. Андрей Соколов вышел из войны победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье... Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Оставшись один на белом свете, Андрей Соколов всю сохранившуюся в сердце теплоту отдает сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому стал понемногу возвращаться к жизни. Маленький приемыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Анализ фйнала рассказа дает нам очень многое для понимания авторского замысла. Закончив свой рассказ о нелегкой судьбе, Андрей Соколов, взяв за руку приемного сына, отправляется в далекий путь, в Кашарский район, где надеется подыскать себе работу. «Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной». Глубокое авторское сочувствие к судьбе Андрея Соколова и Ванюшки звучит в словах: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?..»

Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы, достойный своего отца, своего великого народа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В финале рассказа звучит голос автора. Автор-повествователь, потрясенный рассказом своего собеседника, размышляет о его судьбе, задумывается о силе человека, о его возможностях, о его долге и праве. С глубоким сочувствием относится он к этому чужому, но ставшему ему близким человеку. Когда Ванюшка, расставшись с Шолоховым, повернулся и помахал на прощание розовой ручонкой, сердце писателя как будто сжала «мягкая, но когтистая лапа», а на глаза навернулись непрошеные слезы. Это слезы жалости и сострадания, слезы прощания и памяти о хорошем человеке. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая слеза...

Глубокое сочувствие писателя к судьбе простого русского человека, яркое повествование о нем нашло отклик в сердцах читателей. Андрей Соколов стал национальным героем. Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы, выносливость, душевная человечность, непокоренность, национальная гордость и достоинство советского человека - вот что типизировано Шолоховым в пошл ине русском характере Андрея Соколова.

«Судьба человека» -- произведение исключительно емкое по своему содержанию, по мыслям, вложенным в него. Суровая правда жизни выражена в этом рассказе, драматическом по характеру и эпическом по звучанию. Вновь раскрылась в нем народность шолоховского таланта, громадная сила его жизнеутверждающего искусства, великий гуманизм писателя-патриота, вера в свой народ, в его будущее.

М.Шолохов – рассказ «Судьба человека». М. Шолохов не раз обращался в своих выступлениях к проблеме русского характера. Писатель говорил «об упрямом характере у рус­ских людей», об их отзывчивости и великодушии и воскли­цал: «Вот он, русский человек! Русский солдат. Черт его знает, сумеем ли мы раскрыть его душу?».

Теме русского характера посвящен и рассказ Шолохова «Судьба человека», повествующий о событиях Великой Оте­чественной войны. Великую народную трагедию военного времени изображает Шолохов в этом рассказе. В небольшом по объему произведении перед читателем проходит жизнь ге­роя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов – мир­ный труженик, ненавидящий войну. Как величайшую драго­ценность хранит он в сердце память о довоенной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка… Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее…».

Этот человек стойко вынес все выпавшие на его долю ис­пытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны.

В тяжелейших условиях герой проявил смелость, выдерж­ку, самообладание, чувство собственного достоинства. В Ан­дрее Соколове отразилась одна из лучших черт русского на­рода – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины. Для него противоестественна война, но если она началась, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдат­ской службы. Верный своим понятиям о чести и долге, он уби­вает предателя, который хотел выдать немцам своего коман­дира. Чувство товарищества заставляет Андрея в критиче­скую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Соколов прекрасно знал об опасной обстанов­ке, когда возникла необходимость подвезти снаряды гаубич­ной батарее. И в этой ситуации у него не было никаких коле­баний: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?».

Огромная твердость духа, мужество, чувство собственного достоинства помогли герою выстоять во время встречи с Мюл­лером в немецком лагере, когда он отказался выпить за побе­ду немецкого оружия. И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения. Выдержав все удары судьбы, выстояв в немыс­лимых испытаниях, герой вновь обрел радость в жизни – лю­бовь маленького Ванюшки.

Критики не раз отмечали обобщенность, собирательность образа Андрея Соколова. Перед читателем предстает не про­сто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера, судьба целого поколения. Эта собирательность образа героя позволяет нам не только сопоставлять Андрея Соколова с ге­роями других авторов (с Василием Теркиным из одноименной поэмы А.Т Твардовского), но и говорить о фольклорной сим­волике произведения.

Попробуем сопоставить Соколова с героями многочислен­ных русских сказок о солдате, которому свойственны неко­торые постоянные черты характера: выносливость и терпение, находчивость в трудных ситуациях, даже в момент испыта­ния смертью. Испытание героя смертью – распространен­ный фольклорный мотив. Такое испытание Соколов прохо­дит многократно. После разрыва дальнобойного снаряда он потерял сознание. «Как остался я живой тогда – не пони­маю». Затем герой был на волоске от смерти, когда подошли немецкие автоматчики. Молодой немец даже хотел застрелить его, но его удержал пожилой ефрейтор. Потом чудом уцелел Соколов, когда после побега его настигли немцы с собаками. И во время вызова к немецкому коменданту смерть опять ми­новала его.

Сказочный солдат нередко мастер на все руки. Таков и Со­колов: он выполняет самую разную крестьянскую работу – плотничает, слесарничает, водит машины. В фашистском пле­ну ему приходится осушать болота, откатывать уголь в шахте, работать на силикатном заводе. Сама внешность его («здоро­вый и сильный, как дьявол») напоминает нам облик сказоч­ного богатыря.

В рассказе нередко используется Троекратность – излюб­ленный фольклорный прием. У Андрея Соколова было трое детей, трижды он теряет родных, трижды был ранен, трижды Мюллер предлагает ему выпить перед смертью.

В рассказе Шолохова присутствуют символические обра­зы, картины. Писатель идет от внешнего к внутреннему, от конкретно-предметного к философскому. Явления природы у него очеловечиваются, сопоставляются с жизнью героя. Так, через весь рассказ проходит образ ветра. Уже в начале пове­ствования говорится: «В конце марта из Приазовья подули теплые ветры…». Потом этот теплый ветер у Шолохова пере­ходит в военный ураган, ставший важным звеном в обрисов­ке жизненного пути Соколова. Символичен в рассказе и об­раз дороги. «В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать…», «…дорога вся насквозь артогнем простреливается», «вышел я на дорогу». Конкретно-предметный план дороги так­же постепенно перерастает в символ жизненного пути героя.

Таким образом, рассказ «Судьба человека» вырос на осно­ве фольклорных традиций, на основе народного мировоспри­ятия. Эти мотивы и традиции представляются необыкновен­но важными в раскрытии гуманистического содержания рас­сказа, в выявлении характерных черт русского национально­го характера.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.