Мусоргский борис годунов биография. Самые известные оперы мира: Борис Годунов, М

В этой статье мы рассмотрим самое известное произведение М. П. Мусоргского - «Борис Годунов». Краткое содержание оперы будет расписано с особой внимательностью. Это произведение является программным для композитора.

Немного об опере

Произведение «Борис Годунов» (краткое содержание оперы представлено ниже) было создано в 1869 году, а первая постановка состоялась только в 1874. В основу произведения легли исторические события 1598-1605 годов, пришедшиеся на время и появление в Москве Лжедмитрия.

Однако сразу после завершения оперу отказались поставить. Еще две редакции и поддержка влиятельных друзей понадобились, чтобы произведение оказалось воплощенным на сцене Мариинского театра.

Либретто оперы «Борис Годунов» было основано на одноименном произведении А. С. Пушкина и материалах, взятых из «Истории государства Российского», принадлежащего перу Н. М. Карамзина.

Действующие лица оперы «Борис Годунов»

  • Борис Годунов.
  • Его сын Федор.
  • Его дочь Ксения.
  • Мамка (кормилица) Ксении.
  • Князь Шуйский, Василий Иванович.
  • Думный дьяк Андрей Щелканов.
  • Отшельник и летописец Пимен.
  • Самозванец, носящий имя Григорий.
  • Дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек.
  • Тайный иезуит Рангони.
  • Бродяга Варлаам.
  • Бродяга Мисаил.
  • Хозяйка корчмы.
  • Юродивый.
  • Пристав Никитич.
  • Боярин Хрущев.
  • Ближний боярин.
  • Иезуит Лавицкий.
  • Иезуит Черниковский.
  • Митюха.
  • 1-й крестьянин.
  • 2-й крестьянин.
  • 1-я баба.
  • 2-я баба.

Также участвуют в представлении бояре и их дети, приставы, стрельцы, паны, девушки, московские люди и калики перехожие.

Действие оперы разворачивается в России и Польше, длится с 1598 по 1605 годы.

Пролог. Картина 1

В Москве начинается действие произведения «Борис Годунов». Краткое содержание оперы переносит зрителей на дворовую площадь Новодевичьего монастыря, которая полна людей. Среди собравшихся ходит пристав и, беспрестанно поигрывая дубинкой, просит, чтобы все собравшиеся немедленно опустились на колени и начали молить Бориса Годунова о том, что он согласился стать царем. Тут выходит к собравшемуся люду Щелканов и сообщает, что не соглашается боярин, не желает стать царем российским.

Слышится пение калик перехожих. «Божьи люди», опираясь на спины своих поводырей, приближаются к стенам монастыря. Они раздают встречным ладанки и просят молиться о том, чтобы Борис был избран на царствование, только это спасет Русь.

Картина 2

Теперь краткое содержание оперы «Борис Годунов» переносит нас на величественное коронование. Действие разворачивается на площади Московского Кремля. Звонят колокола, бояре торжественно шествуют под своды Успенского собора. На паперти стоит князь Шуйский и громко произносит торжественное «Да здравствует царь Борис Федотович!». Все собравшиеся славят нового царя.

На паперть выходит Борис Годунов. Его мучают сомнения и мрачные предчувствия. Неспроста он не хотел венчаться на царствие. Однако царь велит созывать на пир московский народ.

Действие первое. Картина 1

Продолжается краткое содержание оперы «Борис Годунов» уже ночью. Перед зрителем предстает В одной из его келий пишет летопись Пимен, старец, повидавший на своем веку немало. Тут же, в углу, приютился и крепко спит Григорий, молодой монашек. Издалека доносится молитвенное пение.

Внезапно Григорий резко просыпается. Юноша видит, что Пимен бодрствует и решается открыть ему увиденный сон, который сильно встревожил монаха. А заодно просит старца и растолковать увиденное. Григорий пересказывает сон.

Грезы монаха заставляют Пимена вспомнить о прошлом, о тех царях, которые сменили свою порфиру и царский посох на «иноков клобук смиренный». С огромным любопытством слушает Григорий рассказы старца о смерти маленького царевича Дмитрия. Пимен также отмечает, что юноша и погибший царевич одного возраста. На ум Григорию неожиданно приходит коварный план.

Картина 2

Во многом благодаря этой опере прославился Модест Мусоргский. «Борис Годунов», можно сказать, стал венцом его творений. Но вернемся к самому произведению.

Литовская граница, корчма у дороги. В помещение заходят Мисаил и Варлаам - беглые монахи. С ними оказывается и Григорий. Добродушная хозяйка начинает угощать всех вошедших. Бродяги рады, они поют песни и пьют вино. Однако Григорий не разделяет их счастья. Юношу поглотили мысли о задуманном плане - выдать себя за погибшего Дмитрия. Именно поэтому бывший монах спешит в Литву. Он не совсем уверен в дороге, и начинает расспрашивать о ней хозяйку. Добрая женщина рассказывает о заставах, которые расставлены на всех дорогах - кого-то разыскивают. Однако это не помеха, так как есть и другие дороги, обходящие заслоны.

Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы. Они пристально следят за бывшими монахами, которые пируют. Видимо, сочтя их подозрительными, служители власти подходят к ним и начинают расспросы. Затем показывают царский указ, где говорится о том, что велено поймать чернеца Григория Отрепьева, который бежал из Чудова монастыря.

Внимание приставов привлекает юноша, сидящий отдельно от других. Но прежде чем к нему успевают подойти, Григорий выскакивает через окно на улицу. Все присутствующие бросаются его ловить.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле. Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну. Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении - месть за страшное, совершенное им злодеяние - умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Действие третье. Картина 1

Практически не отошел от пушкинского сюжета в своем произведении Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (краткое содержание это подтверждает) четко следует сюжету, намеченному поэтом.

Сандомирский замок, комната Марины Мнишек. Панну окружают девушки, которые неустанно восхвалят ее красоту. Однако Марине скучно, ей надоели льстивые речи. У нее другая мечта - с помощью женитьбы на оказаться на московском престоле.

Тут в дверях ее комнаты появляется Рангони. Этот человек, прикрываясь властью, которой наделила его церковь, просит Марину влюбить в себя самозванца, а затем убедить бороться на право оказаться на русском престоле.

Картина 2

Изображает Польшу опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov). Лунная ночь, Самозванец стоит у фонтана в саду и придается сладострастным мечтам о Марине. В этот момент к нему подходит Рангони. Иезуит начинает говорить о невероятной красоте Марии и постепенно выманивает признание в любви к панне у Самозванца. Недалеко гуляет толпа веселых и шумных гостей, которые уже начали праздновать победу польских войск над силами царя Бориса.

Самозванец прячет от них за деревьями. Вскоре вся компания возвращается обратно в замок, и Марина возвращается обратно в сад в одиночестве. Звучит дуэт, в котором молодые люди признаются в любви и строят честолюбивые планы на будущее.

Действие четвертое. Картина 1

Теперь возвращает зрителей в Москву Мусоргский. Опера «Борис Годунов» богата сценами, где одним из главных героев является русский народ. Так, изображается собор на площади которого собрались московские люди. Они обсуждают слухи и новости о приближающемся войске Лжедмитрия и известия об анафеме, наложенной на Гришку Отрепьева.

Неожиданно появляется юродивый в веригах, его преследуют босоногие мальчишки. Они дразнят юродивого и быстро доводят до слез. Оканчивается обедня. Начинается царское шествие из собора, сопровождающие его бояре раздают собравшимся милостыню. Затем появляется царь Борис, за которым следует князь Шуйский и остальные.

Народ становится на колени и просит у батюшки-царя хлеба. Тут же обращается к Борису и юродивый, жалуясь на мальчишек, и просит, чтобы царь зарезал их, как зарезал он маленького Дмитрия. Люди в ужасе расступаются. Стражники кидаются к юродивому, но Борис останавливает их и уходит, прося, чтобы блаженный помолился за его грешную душу. Однако их уст юродивого слышится приговор царю: не велит Богородица молиться «за царя-Ирода».

Картина 2

Действия разворачиваются в (Московский Кремль). Происходит чрезвычайное собрание боярской думы. В палаты входит Шуйский и сообщает, что только что случайно видел, как царь взывал к погибшему Дмитрию и отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова («чур, дитя»), появляется на собрании Борис Годунов.

Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.

Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает.

Картина 3

Тропинка через лес близ деревушки Кромы, расположившейся практически на литовской границе. По дороге идет толпа бродяг, которые ведут боярина Хрущева. Пленнику угрожают и злословят в адрес Бориса Годунова. В этой толпе и юродивый, опять окруженный оборванными мальчишками. И Варлаам с Мисаилом, рассказывающие о расправах и казнях на Руси, чем еще больше распаляют народ. Бывшие монахи призывают собравшихся встать на защиту законного наследника престола Дмитрия. Народ поддерживает их и желает смерти Борису.

Появляется Самозванец верхом на коне, а за ним - войско. Он объявляет себя русским царевичем Дмитрием Ивановичем и зазывает всех с собой в Москву. Собравшиеся прославляют Самозванца и направляются следом за ним.

На дороге остается лишь юродивый. Он поет скорбную песню, в которой предрекает горькие слезы и темную непроглядную беду.

Так заканчивается опера «Борис Годунов». Краткое содержание для детей может включать не все сцены. Желательно исключить те, в которых описываются страшные подробности гибели Дмитрия.

Борис Годунов русский царь (1598 1605) Образ в искусстве «Борис Годунов» опера Иоганна Маттезона (1710) «Борис Годунов» историческая трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» опера М. П. Мусоргского по пьесе А.… … Википедия

- «БОРИС ГОДУНОВ», СССР, Мосфильм, 1954, цв., 111 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. Экранизация одноименной народной музыкальной драмы М.Мусоргского в постановке Гос. академического Большого театра СССР. Балетмейстер … Энциклопедия кино

БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов Жанр музыкальная драма Режиссёр Вера Строева … Википедия

Борис Романович Гмыря на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

На почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом. Клавир , М. Мусоргский. Опера Мусоргского "Борис Годунов" - одно из ярчайших и одно из самых "проблемных" явлений своего жанра. От рождения ее сопровождают жаркие споры по вопросам истории, политики, эстетики,…
  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом , Мусоргский М.П.. "Борис Годунов" Мусоргского - выдающееся явление не только в отечественной, но и в мировой музыкальной культуре. Опера написана на либретто самого композитора, основой которого стала…

Опера (народная музыкальная драма) в четырех действиях с прологом Модеста Петровича Мусоргского на либретто композитора, основанное на одноименной трагедии А.С.Пушкина, а также материалах «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
ФЕДОР (меццо-сопрано)
КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
ВАРЛААМ (бас)
МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
ЛАВИЦКИЙ (бас)
ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия: 1598 - 1605 годы.
Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 27 января (8 февраля) 1874 года.

Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского. Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

«Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний - у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

Первая редакция (1870)
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2.
ДЕЙСТВИЕ II
Картина 3.
Картина 4.
ДЕЙСТВИЕ III
Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина 6. Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.
Картина 7. Заседание Боярской думы; смерть Бориса.

Вторая редакция (1872)
ПРОЛОГ
Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ II
(На картины не делится)
Ряд сцен в царском тереме в Кремле.
ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.
Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.
ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
Картина 2. Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным - частично - из первой редакции).

Поскольку «Борис Годунов» на оперных сценах мира чаще ставится во второй редакции Н.А.Римского-Корсакова, представляющей содержание оперы наиболее полно, мы в нашем пересказе будем следовать именно этой редакции.

ПРОЛОГ

Картина 1. Двор Новодевичьего монастыря под Москвою (теперь Новодевичий монастырь в черте Москвы). Ближе к зрителям выходные ворота в монастырской стене с башенкою. Оркестровое вступление рисует образ забитого, угнетенного народа. Занавес поднимается. Народ топчется на месте. Движения, как указывает ремарка автора, вялы. Пристав, грозя дубинкой, заставляет народ молить Бориса Годунова принять царский венец. Народ падает на колени и взывает: «На кого ты нас покидаешь, отец!» Пока пристав отлучается, в народе перебранка, бабы поднимаются с колен, но при возвращении пристава опять опускаются на колени. Показывается думный дьяк Андрей Щелкалов. Он выходит к народу, снимает шапку и отдает поклон. Он сообщает, что Борис непреклонен и, несмотря «на скорбный зов боярской думы и патриарха, и слышать не хочет о троне царском».

(В 1598 году царь Федор умирает. На царский престол два претендента - Борис Годунов и Федор Никитич Романов. Бояре за избрание Годунова. Его «просят» стать царем. Но он отказывается. Этот отказ казался странным. Но Годунов, этот выдающийся политик, понимал, что законность его притязаний сомнительна. Народная молва винила его в смерти царевича Димитрия, младшего брата царя Федора и законного наследника престола. И винила неспроста. «Современные летописцы рассказывали об участии Бориса в этом деле, конечно, по слухам и догадкам, - пишет В.О.Ключевский. - Прямых улик у них, понятно, не было и быть не могло (...) Но в летописных рассказах нет путаницы и противоречий, какими полно донесение углицкой следственной комиссии». Итак, Борису необходимо было, чтобы «всем миром» его молили принять царский венец. И вот он - в определенной мере блефуя - на сей раз отказывается: в принужденном взывании к нему «народа», согнанного и устрашаемого приставом люда, недостает «всеобщего» энтузиазма.)

Сцена освещается красноватым отблеском заходящего солнца. Доносится пение калик перехожих (за сценой): «Слава тебе, Творцу всевышнему, на земле, слава силам твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!» Теперь они появляются на сцене, ведомые поводырями. Они раздают народу ладонки и призывают народ идти с иконами Донской и Владимирской Богоматери к «царю во сретенье» (что истолковывается как призыв к избранию Бориса на царство, хотя впрямую они этого не говорят).

Картина 2. «Площадь в Кремле Московском. Прямо перед зрителями, в отдалении, Красное крыльцо царских теремов. Справа, ближе к авансцене, народ на коленях занимает место между Успенским и Архангельским соборами».

Оркестровое вступление рисует шествие бояр в собор под «великий колокольный звон»: им предстоит избрать на царство нового царя. Появляется князь Василий Шуйский. Он объявляет об избрании царем Бориса.

Звучит мощный хор - славословие царю. Торжественное царское шествие из собора. «Приставы ставят народ шпалерами» (сценическая ремарка в партитуре). Однако Борисом овладевает зловещее предчувствие. Звучит первый из его монологов: «Скорбит душа!» Но нет... Никто не должен видеть ни малейшей робости царя. «Теперь поклонимся почиющим властителям Руси», - произносит Борис, и вслед затем весь народ приглашается на царский пир. Под колокольный звон шествие направляется к Архангельскому собору. Народ ломится к Архангельскому собору; приставы наводят порядок. Сутолока. Борис показывается из Архангельского собора и направляется к теремам. Ликующий звон колоколов. Занавес падает. Конец пролога.

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов (за сценой). Григорий просыпается, его мучает проклятый сон, он снится ему вот уже третий раз. Он рассказывает о нем Пимену. Старый монах наставляет Григория: «Смиряй себя молитвой и постом». Но Григория манят мирские радости: «Зачем и мне не тешиться в боях? Не пировать за царскою трапезой?» Пимен предается воспоминаниям, он рассказывает, как сидел здесь, в этой келье, сам Иоанн Грозный, «и плакал он...» Дальше - воспоминания о сыне его, царе Федоре, который, по словам Пимена, «царские чертоги преобразил в молитвенную келью». Не ведать нам больше такого царя, ведь мы «владыкою себе цареубийцу нарекли». Григория интересуют подробности дела царевича Димитрия, каких он был лет, когда его убили. «Он был бы твой ровесник и царствовал» (в некоторых изданиях: «и царствовал б»), - отвечает Пимен.

Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение... В голове рождается честолюбивый план.

Картина 2. Корчма на литовской границе. Сюда пришли Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы, к которым присоединился Григорий: его цель - пробраться через границу в Литву, чтобы оттуда бежать в Польшу. Хозяйка приветствует гостей. Затевается небольшое пиршество, но все мысли Григория - о самозванстве: он намеревается выдать себя за царевича Димитрия и оспорить трон у Бориса. Варлаам затягивает песню («Как во городе было во Казани»). Тем временем Григорий расспрашивает хозяйку корчмы о дороге через границу. Та объясняет, как пройти, чтобы избежать приставов, которые теперь всех задерживают и осматривают, поскольку ищут кого-то, кто бежал из Москвы.

В этот момент раздается стук в дверь - являются приставы. Они всматриваются в Варлаама. Один из приставов достает царский указ. В нем говорится о побеге из Москвы некоего Григория из рода Отрепьевых, монаха-чернеца, которого требуется изловить. Но Варлаам читать не умеет. Тогда прочитать указ вызывается Григорий. Он читает и... вместо примет, обличающих его самого, вслух произносит приметы Варлаама. Варлаам, чувствуя, что дело плохо, выхватывает у него указ и, с трудом разбирая буквы, сам начинает читать по складам и тогда догадывается, что речь идет о Гришке. В этот момент Григорий угрожающе замахивается ножом и выскакивает в окно. Все с криками: «Держи его!» - кидаются за ним.

ДЕЙСТВИЕ II

Внутренние покои царского терема в Московском Кремле. Пышная обстановка. Ксения плачет над портретом жениха. Царевич занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукодельем. Борис утешает царевну. Ни в семье, ни в государственных делах нет ему удачи. На сказку мамки («Песня про комара») отвечает сказочкой царевич Федор («Сказочка про то и про сё, как курочка бычка родила, поросеночек яичко снес»).

Царь ласково спрашивает Федора о его занятиях. Тот рассматривает карту - «чертеж земли Московской». Борис одобряет этот интерес, но вид его царства наводит его на тяжкие думы. Звучит потрясающая по силе выражения и драматизма ария Бориса (с речитативом: «Достиг я высшей власти...»). Бориса мучают угрызения совести, его преследует образ зарезанного царевича Димитрия.

Входит ближний боярин и сообщает, что Борису «князь Василий Шуйский челом бьет». Явившийся Шуйский рассказывает Борису о том, что в Литве объявился самозванец, который выдает себя за царевича Димитрия. Борис в величайшем волнении. Хватая Шуйского за ворот, он требует, чтобы тот рассказал ему всю правду о смерти Димитрия. В противном случае он придумает ему, Шуйскому, такую казнь, что «царь Иван от ужаса во гробе содрогнется». На это требование Шуйский пускается в такое описание картины убиения младенца, от которого кровь стынет в жилах. Борис не выдерживает; он приказывает Шуйскому удалиться.

Борис один. Следует сцена, названная в партитуре «Часы с курантами» - потрясающий монолог Бориса «Ежели в тебя пятно единое...» Мерный бой курантов, словно рок, усиливает гнетущую атмосферу. Борис не знает, куда деться от преследующих его галлюцинаций: «Вон... вон там... что это?.. там в углу?..» Обессиленный, он взывает к Господу: «Господи! Ты не хочешь смерти грешника; помилуй душу преступного царя Бориса!»

ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)

Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке. Марина, дочь сандомирского воеводы, сидит за туалетом. Девушки развлекают ее песнями. Звучит изящно-грациозный хор «На Висле лазурной». Честолюбивая полька, мечтающая занять московский престол, хочет пленить Самозванца. Об этом она поет в арии «Скучно Марине». Появляется Рангони. Этот католический монах-иезуит требует от Марины того же - чтобы она обольстила Самозванца. И это она обязана сделать в интересах католической церкви.

Картина 2. Луна освещает сад сандомирского воеводы. Беглый монах Григорий, теперь уже претендент на московский престол - Самозванец, - поджидает у фонтана Марину. Романтически взволнованы мелодии его любовного признания («В полночь, в саду, у фонтана»). Из-за угла замка, оглядываясь, крадется Рангони. Он сообщает Самозванцу, что Марина любит его. Самозванец ликует, слыша передаваемые ему слова ее любви. Он намерен бежать к ней. Рангони останавливает его и велит скрыться, дабы не погубить себя и Марину. Самозванец скрывается за дверями.

Из замка выходит толпа гостей. Звучит польский танец (полонез). Марина проходит под руку со старым паном. Хор поет, провозглашая уверенность в победе над Москвой, во взятии в плен Бориса. По окончании танца Марина и гости удаляются в замок.

Самозванец один. Он сокрушается, что лишь украдкой и мельком успел взглянуть на Марину. Его обуревает чувство ревности к старому пану, с которым он видел Марину. «Нет, к черту все! - восклицает он. - Скорее в бранные доспехи!» Входит Марина. Она с досадой и нетерпением выслушивает любовное признание Самозванца. Оно ее не волнует, и не для этого она пришла. Она с циничной откровенностью спрашивает его, когда же наконец он будет царем на Москве. На сей раз даже он опешил: «Ужели власть, сияние престола, холопов подлых рой, их гнусные доносы в тебе могли бы заглушить святую жажду любви взаимной?» Марина ведет с Самозванцем весьма циничный разговор. В конце концов Самозванец вознегодовал: «Лжешь, гордая полячка! Царевич я!» И он предрекает, что посмеется над нею, когда царем он сядет. Ее расчет оправдался: своим цинизмом, хитростью и лаской она разожгла в нем огонь любви. Они сливаются в страстном любовном дуэте.

Появляется Рангони и наблюдает за Самозванцем и Мариной издали. За сценой раздаются голоса пирующих панов.

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. В последнем действии две картины. В театральной практике сложилось так, что в разных постановках первой дается либо одна, либо другая. Мы и на сей раз будем придерживаться второй редакции Н.А.Римского-Корсакова.

Лесная прогалина под селением Кромы. Справа спуск и за ним стена города. От спуска через сцену - дорога. Прямо - лесная чаща. У самого спуска - большой пень.

Ширится крестьянское восстание. Здесь, под Кромами, толпа бродяг, схватившая боярина Хрущова, воеводу Бориса, глумится над ним: она обступила его, связанного и посаженного на пень, и поет ему издевательски, насмешливо и грозно: «Не сокол летит по поднебесью» (на мелодию подлинно русской народной величальной песни).

Входит юродивый, окруженный мальчишками. (В постановках оперы, включающих так называемую вставную сцену «Площадь перед собором Василия Блаженного», этот эпизод переносится в нее, где он драматургически несравненно богаче и эмоционально сильнее, несмотря на то что сам Мусоргский партитуру этого эпизода оттуда изъял и поместил в сцену под Кромами.)

Появляются Варлаам и Мисаил. Рассказывая о пытках и казнях на Руси, они подстрекают взбунтовавшийся народ. За сценой слышны голоса Лавицкого и Черниковского, монахов-иезуитов. Когда они выходят на сцену, народ хватает их и вяжет. Оставшиеся на сцене бродяги прислушиваются. До их слуха доносится шум надвигающегося войска Самозванца. Мисаил и Варлаам - на сей раз по иронии судьбы - славят Самозванца (по-видимому, не признавая в нем беглого московского монаха Гришку Отрепьева, бежавшего некогда из корчмы на литовской границе): «Слава тебе, царевичу, Богом спасенному, слава тебе, царевичу, Богом укрытому!»

Верхом на коне въезжает Самозванец. Боярин Хрущов, в оторопи, славит «сына Иоаннова» и кланяется ему в пояс. Самозванец призывает: «За нами вслед на славный бой! На родину святую, в Москву, в Кремль, златоверхий Кремль!» За сценой раздаются удары набатного колокола. Толпа (в которой также и оба монаха-иезуита) идет за Самозванцем. Сцена пустеет. Появляется юродивый (это в том случае, если этот персонаж не перенесен во вставную сцену - Площадь перед собором Василия Блаженого); он предсказывает скорый приход врага, горе горькое Руси.

Картина 2. Грановитая палата в Московском Кремле. По бокам скамьи. Направо выход на Красное крыльцо; налево-в терем. Справа, ближе к рампе, - стол с письменными принадлежностями. Левее - царское место. Чрезвычайное заседание Боярской думы. Все взволнованы вестью о Самозванце. Бояре, полуграмотные, по-дурацки обсуждают дело и постановляют казнить злодея. Кто-то резонно замечает, что сначала-то его надо изловить. В конце концов сходятся на том, что «жаль, Шуйского нет князя. Хоть и крамольник, а без него, кажись, неладно вышло мнение». Появляется Шуйский. Он рассказывает, в каком плачевном состоянии находится теперь Борис, которого преследует призрак царевича Димитрия. Неожиданно перед взорами бояр предстает сам царь. Муки Бориса достигают предела; он никого не замечает и в бреду сам себя уверяет: «Убийцы нет! Жив, жив малютка!..» (Но в таком случае - все это понимают - Самозванец не самозванец, не Лжедимитрий, а Димитрий, законный царь.) Борис приходит в себя. Тогда Шуйский приводит к нему старца Пимена. Борис надеется, что беседа с ним успокоит его измученную душу.

Пимен входит и останавливается, пристально глядя на Бориса. Его рассказ - о чудесном исцелении слепого старца, который услышал голос детский: «Знай, дедушка, Димитрий я, царевич; Господь принял меня в лик ангелов своих, и я теперь Руси великий чудотворец...», и «...в дальний путь поплелся...» (Царевич Димитрий канонизирован православной церковью - его тело при вскрытии гроба было найдено нетленным; установлены три празднества в его память: в дни его рождения (19 октября 1581), смерти (15 мая 1591) и перенесения мощей (3 июня 1606).)

Борис не может вынести этого рассказа - он падает без чувств на руки бояр. Бояре сажают его, он приходит в себя и тогда призывает царевича Федора. Одни бояре бегут за царевичем, другие - в Чудов монастырь. Вбегает царевич Федор. Умирающий Борис прощается с царевичем и дает ему последние наставления: «Прощай, мой сын! Умираю. Сейчас ты царствовать начнешь». Он прижимает к себе сына и целует его. Слышен протяжный удар колокола и погребальный звон. Входят бояре и певчие. Борис вскакивает и грозно восклицает: «Повремените: я царь еще!» Затем боярам, указывая на сына: «Вот царь ваш... царь... простите...» Fermata lunga (итал. - долгая фермата [остановка]). Царь Борис мертв. Занавес падает.

Нам остается рассказать о так называемой вставной сцене «Площадь перед собором Василия Блаженного».

Эта сцена, по первоначальному замыслу Мусоргского, составляла первую картину четвертого действия. Но, как свидетельствует в своей «Летописи» Н.А.Римский-Корсаков, после того как опера была отклонена дирекцией императорских театров, Мусоргский переработал ее, и сцена, в которой рассказывается о предании анафеме Самозванца, была упразднена, а юродивый, появляющийся в ней, был перенесен в сцену «Под Кромами». Для нас остается труднообъяснимым, как могло быть принято решение исключить из оперы ее, быть может, самый гениальный эпизод. Одним словом, сцена эта получила в конце концов статус «вставной» и в современных постановках оперы занимает место - вполне логично - в начале четвертого действия. Но поскольку более впечатляющей концовкой оперы - это мое личное мнение - является смерть Бориса, то есть картина в Грановитой палате (как это было задумано Мусоргским в первоначальном плане), место картины «Под Кромами» должно быть после сцены у собора, то есть она должна быть второй в этом действии. Затем, следовательно, картина в Грановитой палате.

Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. На сцене толпы обнищавшего народа. В толпе часто мелькают приставы. Оркестровое вступление передает настроение ожидания и настороженности. Входит кучка мужчин от собора; среди них Митюха. В народе возгласы (Митюха), что на обедне проклинали Гришку Отрепьева, а царевичу пели вечную память. У народа это вызывает недоумение: вечную память петь живому (ведь Димитрий, то есть Лжедимитрий, уже совсем близко)!

На сцену вбегает юродивый в веригах, за ним толпа мальчишек. Они дразнят его. Он садится на камень, штопает лапоть и поет, покачиваясь. Он хвастается имеющейся у него копеечкой; мальчишки вырывают ее у него. Он плачет. Из собора начинается царское шествие; бояре раздают милостыню. Показывается Борис, за ним Шуйский и другие бояре. К Борису обращается юродивый и говорит, что его обидели мальчишки, и он просит Бориса, чтобы тот велел их наказать: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Шуйский намеревается наказать юродивого. Но Борис останавливает его и просит юродивого молиться за него, Бориса. Но юродивый отказывается: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!» Народ в ужасе расходится. Юродивый поет: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие».

А. Майкапар

Судьба оперы «Борис Годунов» - это судьба революционного произведения искусства, и прославляемого и гонимого. Ее значение было сразу же понято в близком окружении Мусоргского. Другие, напротив, из конформистских соображений, вследствие консервативного вкуса и отсутствия веры в новое, сделали все, чтобы провалить ее после успеха первых представлений. Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Федор Шаляпин. Эта редакция вызвала замешательство среди музыковедов и поклонников оригинальной версии «Бориса». Редактор нарушил порядок сцен, некоторые убрал, изменил наиболее смелые гармонии и сместил метрические деления, что отразилось на акцентировке, наконец он по-новому оркестровал партитуру, в которой сам Мусоргский хотел кое-что переделать, и выполнил, конечно, работу мастерски, со знанием дела, но блестящий колорит который в результате приобрела опера, казался далековатым от изначальной мрачности трагедии. Со временем были внесены и другие поправки, наряду с предпринимавшимися попытками возобновить оригинал Мусоргского (который все же требует исправлений хотя бы в инструментовке).

В 1928 году вышло академическое издание П. А. Ламма, в то время как опера получала все большее признание, которое объясняется двумя факторами: влиянием, оказанным «Борисом» с его мелодико- гармоническими новшествами, почерпнутыми в музыке Древней Руси, на эволюцию новых европейских течений, начиная с импрессионизма; созданием благодаря оригинальнейшему чередованию картин историко-политической драмы исключительной силы и гуманизма, в которой различные особенности русской культуры, особенно лингвистические, словно высечены на камне. В опере сталкиваются царь и народ; огромная власть и одиночество сопряжены с предательствами; присутствие народа (хора) подчиняется закону столь же бурной, сколь и бессмысленной смены власти. Между тем голоса, противопоставленные друг другу, образуют живое тело Руси, олицетворяют ее судьбу, которую раскрывает музыка в торжественных аккордах, выдвинутых на передний план гармоническими басами, воплощая движение ко все тому же, неизменному в течение веков итогу: разорение, тирания, горестный мистицизм, суеверия.

Следует признать, что Мусоргский пошел по трудному пути, если учесть, что перед нами жанр традиционной музыкальной драмы. Опера включает всего один любовный дуэт, и тот освещен холодным светом государственных интересов и вставлен в насмешливую раму именно потому, что музыка их как бы не замечает, вся проникнутая восторженным лирическим порывом встречи Марины и Самозванца. В целом звуковое богатство и роскошь зрелища вовсю развернуты в этом широком, лишенном условности полотне, их можно найти в народных песнях, в хорах и в партиях действующих лиц, на короткое время выступающих из хора как протагонисты. Огромное число энергичных, живых лиц, а не избитых типов традиционного театра составляют подлинный кладезь тех национальных богатств, за которые ратовала «Могучая кучка». Мусоргский открывает ей далеко не благостные подлинные ритмы и мотивы народной музыки или имитирует их. Толпа поет, утверждая себя в действительности. Народные типы - калеки, пьяницы, бродяги-монахи, крестьяне - все эти пестрые образы живой многолюдной толпы, речь которых глубоко эмоциональна, свидетельствуют о том, как растет сила иллюзий, невзирая на беды, в то время как царь угрожает и умоляет в бесплодной надежде удержаться на троне. Когда муки совести ненадолго оставляют Бориса, голос его выражает глубокую печаль, но для упрямых фактов одной ее мало. Почти в начале, после празднества коронации, эхо истории, полной непрерывных коварств, звучит, словно во сне, в келье Пимена, вырастает из сокровенных намеков, множит свою таинственную сеть, которой не страшны никакие препятствия: именно старец, суровый монах, окончательно добьет преступного властелина. Преследуемый ужасными призраками, он бродит и бормочет словно экспрессионистская жертва. Он погубил чистое, невинное существо, и вот ответ погибшего. Умирающему царю не остается ничего другого, как взывать к небу о помощи, не для себя, но для детей, тоже невинных жертв, как и младенец Димитрий. Эта молитва трогает самые сокровенные струны человеческой души, которых не смог коснуться ни один другой персонаж оперы. Борис прощается, осененный благодатью. В последнем действии толпа предается лихорадочному, пагубному веселью. Беззащитный голос юродивого звучит обвинением их бреду.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. "Радость, восхищение, любование были всеобщими«,-вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.

«Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, - писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

Музыка

«Борис Годунов» - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана - на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них-песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта-драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

М. Друскин

Дискография: CD - Philips (авторская редакция). Дирижер Федосеев, Борис (Ведерников), Самозванец (Пьявко), Марина (Архипова), Пимен (Маторин), Варлаам (Эйзен). CD - Erato (авторская редакция). Дирижер Ростропович, Борис (Р. Раймонди), Самозванец (Полозов), Марина (Вишневская), Пимен (Плишка), Варлаам (Тезарович). CD - Decca (редакция Римского-Корсакова). Дирижер Караян, Борис (Гяуров), Самозванец (Шписс), Марина (Вишневская), Пимен (Тальвела), Варлаам (Дяков). «Мелодия» (редакция Римского-Корсакова). Дирижер Голованов, Борис (Рейзен), Самозванец (Нэлепп), Марина (Максакова), Пимен (М. Михайлов).

Опера начинается с того, что народ взывает Бориса Годунова к восхождению на трон. Он не хочет царствовать, так как понимает всю сложность политической обстановки. Его одолевают тяжкие думы и ощущение неминуемой беды.
Годунову не везет ни в политических делах, ни в семейных; все это - наказание за убийство царевича. Шуйский сообщает о том, что в Литовском государстве появился Самозванец - Дмитрий. Однако Борис, одолеваемый тяжкими муками совести начинает расспрашивать его о гибели царевича. Он настолько сильно переживает, что ему начинает видеться призрак покойного.

Далее мы переносимся в Сандомирский замок, где певицы развлекают Марину Мнишек. Женщина настроена решительно, и желает взойти на престол влюбив в себя Самозванца. Иезуит Рангони поддерживает ее в этом, и хочет чтобы "москалей" обратили в веру католическую.

Народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и предвкушает скорое освобождение от гнета Бориса.

Боярская дума в Кремле. Шуйский рассказывает о душевных терзаниях государевых. Входит Годунов. Летописец рассказывает о том, как один слепой прозрел помолившись на могилке царевича. Государь не выдерживает и теряет сознание. Придя в себя он зовет Федора, дает ему наставления и умирает.

На лесной дороге, недалеко от Литовской границы, народ подстегиваемый Мисаилом и Варлаамом глумится над Хрущевым и попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца. Народ славит его предводителя.

Юродивый предрекает народу новые страдания.

Трагедия "Борис Годунов" говорит о том, что власть в России не должна быть замешана на крови. В противном случае страдать будут все. Народ является движущей силой истории, и он же остается в проигрыше. А правитель лишившийся поддержки, любви и доверия народа обречен.

Картинка или рисунок Опера Борис Годунов

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Быстрей, быстрей Голявкина

    Ученики шестых классов шефствуют над первоклассниками. В их обязанности входит помогать малышам одеваться после занятий. В школе организуют соревнования между шефами. Победит тот класс, который быстрее оденет

  • Краткое содержание Сенька Некрасова

    Сенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.

  • Краткое содержание Карамзин Бедная Лиза

    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» начинается с рассказа автора о своих прогулках по Подмосковью. Он описывает красивую природу, любуется видами. Прогуливаясь в очередной раз, он приходит к развалинам монастыря.

  • Краткое содержание Белов Скворцы

    Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен. Рассказ начинается с того, как мама делает уборку и тщательно натирает самовар песком. Мальчику ничего не остаётся как только

  • Краткое содержание Мольер Тартюф

    В доме господина Оргона все идет не так как надо, по-крайней мере, для домочадцев, которые просто были недовольны тем, что их отец и муж госпожи Оргон – ведет себя таким образом.

Редакции Бориса Годунова Мусоргского – это богатая история и бурный творческий процесс. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создавалась стремительно: осенью 1868 года композитор стал работать над либретто по материалам Пушкина и Карамзина, а к зиме 1869 года готовое сочинение предстало перед Дирекцией императорских театров.

С этого момента дело приняло новый оборот, в результате которого сочинение обросло рядом редакций и было представлено публике лишь спустя 5 лет после создания.

О редакциях Мусоргского…

Музыкальная история, пожалуй, не может назвать иной оперы, представленной в стольких различных редакциях, как «Борис Годунов» Мусоргского.

Первая из них – 1869 года – была отражением основного замысла композитора о противопоставлении народа и царя. Мусоргский видел в народе «великую личность, одушевленную единой идеей» и реализовал эту задачу в первой редакции сочинения.

Вероятно, по этой причине первоначальный вариант оперы подвергся критике со стороны Дирекции императорских театров. В качестве аргумента было выдвинуто отсутствие весомой женской партии, которая считалась обязательным атрибутом оперной постановки. Модест Мусоргский ввел в сочинение персонаж возлюбленной Лжедмитрия Марины Мнишек, что потребовало целого польского акта, а также выполнил другую традицию оперного жанра – эффектный финал, в котором представил восстание народных масс под Кромами.

Вторая редакция, представленная театральному комитету в 1872 году, также была отвергнута. Римский-Корсаков относил причину этого к новаторскому музыкальному языку своего товарища, который «поставил в тупик почтенный комитет».

Тем не менее силами окружения Мусоргского опера была поставлена зимой 1874 года в Мариинском театре. Но спустя 6 лет исчезла из репертуара. Спустя еще год не стало самого Мусоргского (1881). Ситуация со снятием «Бориса» из списка репертуарных спектаклей повторилась в Москве: в 1888 году опера впервые прозвучала в Большом театре, но выдержала только 10 представлений.

…и других

Изучая наследие Модеста Мусоргского, современные музыкальные критики отмечают, что наибольшей стройностью и самодостаточностью отличается именно первая версия «Бориса Годунова», связывая это, в том числе, с отсутствием необходимости следовать чужой воле. Однако в таком виде сочинение впервые прозвучало уже в СССР – в Ленинграде в 1928 году по восстановленной музыковедом Павлом Ламмом редакции 1869 года.

Первым к редактированию оперы приступил Николай Римский-Корсаков. Версия, в которой некоторые «шероховатости» языка Мусоргского были сглажены и частично переделана оркестровка, была представлена под управлением Римского-Корсакова в зале Петербургской консерватории в 1896 году.

К слову, в партии Варлаама в ней выступил Федор Стравинский – отец 14-летнего Игоря, будущего великого композитора. В этой же редакции пел и другой великий русский музыкант – Федор Шаляпин. В роли царя Бориса он впервые появился в 1898 году и представлял оперу в качестве солиста в ее первых заграничных постановках (Париж в 1908, Лондон в 1913, Нью-Йорк в 1921).

В 1959 году в Ленинграде опера прозвучала в новой версии, представленной Дмитрием Шостаковичем. Изменения, которым советский классик подверг сочинение, коснулось исключительно оркестрового письма и во многом было исполнено в стиле самого Мусоргского.

Необходимо отметить, что в ХХ веке «Борис Годунов» нашел свое место в мировом оперном репертуаре. В 1948 году опера была вновь поставлена в Большом театре гениальным составом постановщиков: дирижер Н. Голованов, режиссер Л. Баратов, художник Ф. Федоровский, хореограф Л. Лавровский. Данная версия была восстановлена в 2011 году и сейчас «Борис Годунов» – один из старейших спектаклей главного театра страны.

23 ноября 2017 года . Постановка 1998 года представит сочинение М. Мусоргского в первоначальной редакции.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.