Матренин двор основные проблемы. Анализ «Матренин двор» Солженицын

В декабре 1961 года А. И. Солженицын представил главреду журнала «Новый мир» Твардовскому второй рассказ (для ознакомления). Он назывался «Не стоит село без праведника», но практически сразу был переименован в «Матренин двор». Проблема состояла не только в содержании произведения, но и в названии, содержащем «религиозный термин». Опубликовать рассказ удалось лишь через год - в январском выпуске 1963 года самого читаемого в СССР литературного журнала.

Завязка сюжета

То время принято называть оттепелью. Для этого определенные основания были: многие миллионы недавних узников сталинских лагерей и ссыльные покинули места с тяжелым морозным или пустынным климатом и оправились в Европейскую часть Союза - не в крупные города (их туда не пускали), а в деревни и поселки средней полосы. Здесь, среди мягко шелестящих листвою лесов, возле протекающих тихих речек, долгострадальцам все казалось милым и уютным. Тем не менее жизнь даже в этих краях была непростой. Устроиться на работу оказалось непросто, хотя легче, чем совсем недавно, когда даже тачку бывшему заключенному не доверили бы. Эти обстоятельства не смущали рассказчика, от имени которого ведется повествование. Он ощущал насущную потребность в довольно простых вещах, а именно: устроиться работать в сельскую школу учителем математики, найти себе жилье. Это и были его «задачи первичные и проблемы поднятые». В Матренин двор его привела случайная знакомая, торговавшая на железнодорожной станции молоком. Других вариантов не оказалось, свободным местом обладала только пожилая женщина. Звали ее Матреной. Так и состоялось их знакомство.

Пенсия

Итак, шел 1956 год, в стране многое менялось, но колхозный быт оставался убогим. Многие аспекты крестьянской жизни постсталинской эпохи как бы мимоходом осветил Александр Исаевич в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы она стояла перед многими сельчанами необъятной страны. Колхозная пенсия - нищенская, восьмидесятирублевая (8 руб. новыми, послереформенными) - и та не полагалась женщине, честно оттрудившейся всю жизнь. Она ходила по инстанциям, собирала какие-то справки о доходах покойного мужа, сталкиваясь с постоянной тупой черствостью и недоброжелательным чиновничьим безразличием, и, в конце концов, добилась своего. Ей положили пенсию, а с учетом дополнительной выплаты за квартирование учителя (Игнатьича, от имени которого ведется рассказ), ее доходы приобрели, по сельским меркам, колоссальные размеры - целых сто восемьдесят рублей (после 1961 года 18 руб.) - «умирать не надо».

А еще машина торфа…

Торф

Да, этот вид топлива часто используется для отопления в местах с болотистым климатом. Вроде бы его должно хватать всем, но в жесткой советской реальности пятидесятых ощущалась недостача всего, что было нужно людям. Это положение в значительной мере сохранялось в течение всей советской эпохи. В Высоком Поле хлеба не пекли, продуктами не торговали, все это приходилось тащить в мешках из областного центра. Но, помимо снабжения населения съестным, А. И. Солженицын рассказывает о еще одной важной стороне крестьянской жизни в рассказе «Матренин двор». Проблема отопления руководством колхоза была полностью переложена на жителей деревни, и решали они ее самостоятельно и как могли: воровали торф. Игнатьич по наивности считал, что грузовик топлива - это много, что хватит его на всю зиму, а на деле требовалось втрое больше. Таскали торф на себе все женщины деревни - с риском быть пойманными, пряча украденное от председателя, который о тепле в своем доме, конечно, позаботился.

Личная жизнь

Домом Матрена владела просторным, когда-то добротным, но от времени и отсутствия мужских рук пришедшим в ветхость. История этого недвижимого имущества уходит корнями еще в дореволюционное время. Хозяйка была замужем, жила здесь давно, родила шестерых детей, ни один из которых не выжил. Матрена воспитывала племянницу как родную дочь, взяв ее из многодетной семьи брата своего мужа. Была и предыстория: будучи невестой, она собиралась выходить за Фаддея, нынешнего своего «дивиря», но не сложилось. Пропал он в Германскую без вести, а она не дождалась, вышла за его брата. Фаддей позже объявился, был очень сердит, но так уже и осталась Матрена с Ефимом.

Права на недвижимость стали причиной конфликта, возникшего между родственниками, уже решавшими, как они будут делить Матренин двор. Проблемы и аргументы, приводимые будущими наследниками, стали причиной многих противоречий и мистическим образом привели к гибели женщины.

Быт и одиночество

Деревня - особый мир, в которой правят свои неписаные законы. Матрену многие считают бестолковой. Она не ведет домашнего хозяйства так, как принято практически у всех. Хозяйкины материальные проблемы в произведении «Матренин двор» иллюстрированы отсутствием коровы и поросенка, без которых сельчане обычно обойтись не могут. Ее за это критикуют, хотя, казалось бы, какое кому дело до того, как живет одинокая пожилая женщина? Сама она вполне понятно объясняет причину такой нерадивости. Молоко ей дает коза, с которой хлопот по прокорму куда меньше (ей отнюдь не улыбается перспектива кормить пастуха, да и здоровье оставляет желать лучшего). Из живности у нее живут мыши, хромая кошка да тараканы, коих множество, - вот и весь «Матренин двор». Проблема старческого одиночества была, есть и будет.

Праведность

Теперь следует вспомнить о первоначальном варианте названия рассказа. При чем тут праведник, и почему это православное понятие применимо к самой обычной крестьянке, живущей в бедности, одиночестве и мало отличающейся от многих миллионов подобных ей женщин всего Советского Союза? Чем она отличается от других? Ведь не зря же Александр Исаевич хотел назвать свое произведение так? Какие проблемы в рассказе «Матренин двор» он поднимает?

Дело в том, что Матрена обладает важным человеческим качеством. Она никогда не отказывает другим в помощи, не делая при этом различия между «хорошими» и «плохими». Пришла председателева жена, дама важная, и с апломбом требует (не просит) выйти на работу, «помочь колхозу». Она даже не здоровается, лишь уведомляет, что нужно взять с собой. Больная пожилая женщина и хочет вроде бы отказаться, но тут же интересуется, к которому часу приходить. Что же касается соседей, то тут и просить не нужно Матрену - она всегда готова впрячься, не считая это даже услугой со своей стороны и отказываясь от любого материального вознаграждения, хотя оно ей бы ни в коем случае не повредило. Игнатьич ни разу не слышал от нее слова осуждения чьих бы то ни было действий, его хозяйка никогда не сплетничает.

Гибель Матрены

Пресловутый «квартирный вопрос» действительно портит наших, в общем-то, хороших людей. И персонажи произведения тоже страдают от этой проблемы. В рассказе Солженицына «Матренин двор» старик Фаддей стал выразителем суетливого корыстолюбия и чрезмерной хозяйственности. Ему не терпится получить часть завещанного наследства, причем прямо сейчас. Со строительным лесом проблемы: пристройка старухе не нужна, он хочет разобрать ее и перевести к себе. Само по себе ничего плохого не выражает, однако важно здесь отметить, что Фаддей знает, что Матрена не сможет отказать. Проблемы, поднятые в рассказе «Матренин двор», существуют в обществе независимо от уровня достатка. Скупость и торопливость, в конце концов, приводят к трагическому происшествию. Перегруженная сцепка саней со стройматериалами обрывается на переезде, машинисты не замечают ее и сталкиваются с трактором. Гибнут люди, в том числе и Матрена, как всегда взявшаяся помогать.

Похороны и поминки

Тонкий психологизм, ирония и даже мрачноватый юмор присутствуют в сцене прощания с главной героиней рассказа «Матренин двор». Проблемы и аргументы, зашифрованные в погребальных причитаниях и плачах разных персонажей, расшифровываются путем разъяснения их истинной подоплеки. Читателю невольно становится обидно, что над грубо сколоченным гробом Матрены, женщины при жизни доброй и бесхитростной, проносятся столь изощренные и интриганские потоки информации. Есть, правда, и люди, любившие покойную, они плачут искренне. Фаддей тем временем хлопочет: ему срочно нужно вывести имущество, пока оно не пропало, и он «решает этот вопрос», поспевая к поминкам, которые, как это часто бывает, завершаются почти веселым застольем. Все это в первую очередь обнажает нравственные проблемы.

В рассказе «Матренин двор», как и в других произведениях А. И. Солженицына, сливаются воедино досада писателя на суетно-корыстное и вера в доброе праведное начало.

Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие от намеревающихся поскорее перебраться в шумные города соотечественников. Данный факт объясняется длительным пребыванием в тюрьме, желанием отстраниться от общества, уединения и покоя.

Сюжетная линия

Для реализации своего намерения персонаж отправляется в местечко «Торф-продукт» для преподавания в средней школе. Скучные бараки и ветхие пятиэтажные дома его вовсе не привлекают. В итоге, отыскав пристанище в отдаленной деревне «Тальново», герою предстоит знакомство с одинокой, потерявшей здоровье, женщиной Матреной.

Отнюдь не зажиточное хозяйство в невзрачной избе составляют брошенная прежним хозяином колченогая кошка, потемневшее от времени зеркало и пара привлекающих посторонние взоры, иллюстрирующих продажу книг и урожайность, плакатов.

Контрасты

Акцентируя внимание на данных предметах незатейливого интерьера, автор пытается донести до читателя ключевую проблему прошлых времен - браваду официальной хроники событий исключительно ради показухи и невеселая действительность обнищавшей глубинки.

Параллельно мастер слова противопоставляет богатый духовный мир, выполняющей непосильный труд в колхозе, крестьянки. Проработав почти все лучшие годы, она не удостоилась пенсии от государства ни себе, ни полагающуюся ей при утере кормильца.

Личные качества

Попытки обретения хоть какой-то копейки оборачиваются препонами со стороны бюрократического аппарата. Вопреки непониманию окружающих и нечестных действий правящих властей, ей удается сохранить человечность, чувство жалости и сострадания к людям. Удивительно смиренная по натуре, она не требует к себе дополнительного внимания и излишнего комфорта, искренне радуясь имеющимся приобретениям.

Любовь к природе выражается в заботливом выращивании многочисленных фикусов. Из дальнейших описаний жизни Матрены, известно, что она могла бы избежать одинокой участи, ведь жилище возводилось для детей и внуков. Только во 2-ой части обнаруживается факт утраты ею шестерых детей. 11 лет прождала она с войны мужа после объявления его пропавшим без вести.

Подведение итогов

В образе Матрены воплощены лучшие черты русской женщины. Рассказчику импонирует ее добродушная улыбка, беспрестанный труд в огороде или при походе в лес за ягодами. Автор нелестно отзывается о ее окружении. Замена изношенной железнодорожной шинели на пальто и получаемая пенсия вызывают заметную зависть у односельчан.

В своем произведении писатель обращает внимание на чрезвычайное бедственное положение крестьян, их нерадостное существование со скудным собственным пропитанием и нехваткой денег для корма скота. Наряду с тем ярко проявляется недружественное отношение друг близко живущих людей.

Анализ рассказа Матрёнин двор Солженицына

В рассказе Александра Исаевича Солженицына повествуется о человеке, который хотел затеряться в глубинках России. При чем герой хотел по-настоящему спокойной, почти затворнической жизни. Он хотел устроиться учителем в школу. И ему это удалось. Но для того, чтобы работать в школе, ему нужно было где-то жить. Он прошел по всей деревне и заглянул в каждую избу. Везде было тесно. Вот и пришлось ему поселиться в большой и просторной избе Матрены Васильевны. Обстановка в избе была не из лучших: тараканы, мыши, трехногая кошка, старая коза и запущенность строения – все это по началу казалось страшным. Но со временем герой привык и освоился у Матрены Васильевны.

Хозяйку избы писатель описывает как старуху лет шестидесяти. Она ходила в рваных вещах, но очень их любила. У нее из хозяйства была все одна старая, облезлая коза. Матрена Васильевна перед читателем предстает обычной, но в то же время загадочной женщиной. Она в основном молчит, ничего не рассказывает, да и не спрашивает у героя ничего. Лишь однажды Матрена рассказала кусочек своей жизни герою. Как она собиралась замуж за одного брата, а вышла за другого, потому что первого брата не дождалась с войны. Все думали, что он умер. Так и вышла Матрена Васильевна за второго брата. Он был младше ее на год. Но никогда Ефим не тронул и пальцем Матрену. Придя с войны, старший брат бранился порубить их, но вскоре затих и нашел себе жену с тем же именем. На этом ее рассказ и закончился. И то рассказала она это все потому, что Фаддей пришел к ней, чтобы поговорить со школьным учителем Антошки, который жил у Матрены.

Читателю Матрена Васильевна представлена таким образом, что ее хочется пожалеть и помочь ей. Детей у нее не было. Так вышло, что они умирали после трех месяцев жизни. Так и получилось, что Васильевна взяла себе на воспитание одну из дочерей деверя. Девочку звали Кира. Воспитала и выдала замуж Матрена Васильевна дочку. Именно Кира хотя бы иногда, но помогала Матрене, а так женщина сама старалась выжить. Она, как и все бабы в деревне, воровала торф на болотах, чтобы согреваться холодными зимами. А питалась тем, что «Бог пошлёт». Матрена Васильевна была простодушным и добрым человеком, никогда не отказывала в помощи и ничего не брала, если помогала.

Избу, в которой жила героиня рассказа, Васильевна завещала Кире. Так вот наступил день, когда пришли разбирать половину избы, Матрена погоревала немного и пошла помогать доски грузить. Такая вот она была, Матрена Васильевна, всегда мужскую работу брала на себя. В этот день и случилось несчастье. Когда перевозили доски на санях через железную дорогу, тогда и раздавил почти всех поезд.

О Матрене Васильевне как-то горевали не по-настоящему все. Может от того, что так принято среди людей, что надо слезы лить по умершим, только поэтому вроде как люди плакали. Но читатель не увидит искренности в этих слезах. Все плачут лишь только потому, что так положено. Одна только приемная дочь горевала по-настоящему о Матрене Васильевне. Она на поминках сидела в стороне и тихонько плакала.

После смерти Матрены Васильевны все только и думали о том, кому что достанется из очень бедного имущества ее. Сестры кричали громко о том, кому что достанется. Многие другие высказывали, что кому обещала Васильевна. Даже муж брата думал о том, что доски, которые остались целые, нужно забрать обратно и пустить их в дело.

На мой взгляд, рассказ А. И. Солженицын хотел рассказать о простой русской женщине. Именно о такой, которая на первый взгляд не приметна, но если познакомиться и пообщаться поближе с ней, то раскроется вся ее многогранная душа. Автор рассказа хотел рассказать о крепком женском характере. Когда, претерпевая невзгоды и несчастья, падая, но снова поднимаясь, русская женщина всегда остается крепкой духом и не злится на простые житейские мелочи. Именно такие люди, неприметные и не требующие многого, как Матрена Васильевна, делают нашу жизнь легче. Когда такого человека не становится рядом, именно тогда люди осознают потерю и важность присутствия рядом именно этого человека. На мой взгляд автор отлично подобрал слова в конце рассказа «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.».

Любовь в жизни человека значит многое. Можно сказать, что вся человеческая жизнь состоит из любви. Из любви к друзьям, к семье, к родине, к домашним питомцам, к себе, к любимому человеку.

Спешите делать добрые делаКаждый человек в своей жизни сталкивается с добротой по отношению к себе или другим. Доброта - это то, что делает наше общество гуманнее и сострадательнее в стремлении дарить радость окружающим людям, проявлять искренние чувства.

  • Сочинение Янкель в повести Тарас Бульба Гоголя образ и характеристика

    Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» детально описывает не только все что происходило в Запорожской Сечи, но и каждого из уникальных отдельных личностей.

  • Тема урока : Александр Исаевич Солженицын.

    Анализ рассказа «Матренин двор».

    Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

    Ход урока:

    1. Слово учителя.

    История создания.

    Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» - произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

    Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

    2. Беседа по рассказу.

    1) Имя героини.

    - У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

    (Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

    2) Портрет .

    - Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    (Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

    3) Речь героини.

    Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

    (Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

    4) Быт Матрёны.

    - Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

    (Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

    5) Судьба Матрёны.

    Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

    (Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

    И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

    6) Образ Матрены среди родственников.

    Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

    (Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

    Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

    7) Трагедия Матрены.

    Какие приметы предвещают гибель героини?

    (Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

    8) Образ рассказчика.

    Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

    (Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

    9)- Какова тема рассказа?

    (Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы».

    Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

    (Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

    10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

    (Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

    Вывод:

    Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

    Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)


    Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение лучшие его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

    История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:

    • В основу рассказа легли воспоминания Солженицына о его жизни после возвращения из трудового лагеря, когда он некоторое время жил в деревне Мальцево, в доме крестьянки Матрёны Захаровой. Она и стала прототипом главной героини.
    • Работа над произведением началась летом пятьдесят девятого в Крыму, и была закончена в том же году. Публикация должна была состояться в журнале «Новый мир», но произведение прошло редакционную комиссию только со второго раза, благодаря помощи редактора А.Т. Твардовского.
    • Цензоры не хотели пропускать в печать рассказ с названием «Не стоит село без праведника» (это было первое название работы Солженицына). Они увидели в нем недопустимый религиозный подтекст. Под давлением редакции автор изменил название на нейтральное.
    • «Матренин двор» стал вторым произведением Солженицына после книги «Один день Ивана Денисовича». Оно породило много споров и разногласий, а после эмиграции автора его и вовсе запретили, как и все книги писателя-диссидента.
    • Читатели увидели рассказа только в 1989 году, в эпоху Перестройки, когда вступил в силу новый принцип политики СССР — гласность.

    Направление и жанр

    Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках . Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

    Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.

    Смысл названия

    Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.

    Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.

    Композиция и конфликт

    Рассказ делится на три главы.

    1. Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
    2. Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
    3. Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

    Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.

    Суть: о чём?

    Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.

    Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

    В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

    герои рассказа «материн двор» характеристика
    матрёна обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым.
    кира простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине.
    фаддей шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой.
    рассказчик игнатьич

    добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.

    Темы

    Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:

    1. Жизнь советской деревни – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, а их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив.
    2. Доброта – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.
    3. Отзывчивость – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.
    4. Судьба – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.
    5. Праведничество – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.

    Проблемы

    Проблематика рассказа «Матренин двор» — отражение проблем развития и становления СССР. Победившая революция не сделала жизнь народа проще, а лишь усложнила ее:

    1. Равнодушие — основная проблема в рассказе «Матренин двор». Жители деревни равнодушны друг к другу, им безразличны судьбы односельчан. Каждый старается прибрать к рукам чужую копейку, заработать лишнее и жить сытнее. Все заботы людей лишь о материальном преуспеянии, а духовная сторона жизни безразлична им также, как и участь соседа.
    2. Нищета – Солженицын показывает невыносимые условия, в которых живут русские крестьяне, на которых свалились тяжёлые испытания коллективизации и войны. Люди выживают, а не живут. У них нет ни медицины, ни образования, ни благ цивилизации. Даже нравы людей похожи на средневековые.
    3. Жестокость – крестьянская жизнь в рассказе Солженицына подчинена сугубо практичным интересам. В крестьянском быту нет места доброте и слабости, он жесток и груб. Доброта главной героини воспринимается односельчанами как «чудачество» или даже недостаток ума.
    4. Жадность – сосредоточием жадности в рассказе выступает Фаддей, который готов уже при жизни Матрёны разобрать её избу, чтобы приумножить своё богатство. Солженицын осуждает такой подход к жизни.
    5. Война – в рассказе упоминается война, которая становится очередным тяжёлым испытанием для деревни и косвенно становится причиной многолетнего раздора Матрены и Фаддея. Она калечит жизни людей, грабит деревню и разоряет семьи, забирая лучших из лучших.
    6. Смерть – смерть Матрены воспринимается Солженицыным, как катастрофа национального масштаба, ведь вместе с ней умирает та идеалистическая христианская Русь, которой так восхищался писатель.

    Основная идея

    В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин — необходимости духовного развития и любви к ближнему.

    Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.

    Чему учит?

    Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.

    Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».

    Критика

    Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ — истинным произведением искусства.

    К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, - как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти

    Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:

    …А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, - ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.

    «Матрёнин двор» вызвал настоящий взрыв в литературной среде и зачастую зеркально противоположные отзывы. В наши же дни рассказ считается одним из самых выдающихся прозаических произведений второй половины двадцатого века и ярким примером творчества раннего Солженицына.


    В рассказе Солженицына рассматриваются разные проблемы. Дом Матрёны - это Малая Родина. Он является воплощением долгой и трудной жизни. Смерть Матрёны очень символично. Отдав часть двора она потеряла часть себя. Косвенно в смерти Матрены виноват Фадей и желания его поживиться На чужом горе. Автор убеждён в том что злоба и корысть погубила избу и ее владельцу, Матрёнин двор - это особые устройства жизни, внутреннего мира, который был близок и понятен только самой главной героини. Героини неразрывно связано с этим местом, потому что вся жизнь прошла в нём. Матрёнин двор является воплощением привычно опыты для любого сельского человека, персонаж устраивай свою жизнь с трудом, но руководствуюсь только добротой и честностью. Таким образом, когда дом рушится погибает и его жительница.

    В рассказе "Матрёнин двор" рассматривается тема сострадания.

    Истинная ценность человека умение сострадать и быть добрым. Матрёна всё время на помощь другим, видела в этом свою жизненную цель. Она жила не для того чтобы удовлетворять свои потребности, а во имя блага других. Она прожила В этой деревне всю жизнь, приезжий учитель заботился Беспокоился о ней. Каким образом, даже после ее смерти люди не оценили достоинства души Матрёны. Матрёны автор воплощает нравственный идеал, всю полноту человеческого сострадания и милосердия. Своих поступках героини не преследовал корыстных целей и личные интересы. Помогал окружающим идти от чистого сердца, так Матрёна жертвует всем ради своих соседей и родных, не требуя ничего взамен.

    Обновлено: 2018-05-05

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме



    2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.