Комментарий к роману "Евгений Онегин".  V

Вступительное слово к викторине
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — роман мирового уровня. Произведение это довольно сложное. Во-первых, оно было задумано как «свободный роман», свободный от всевластия заданных канонов. Во-вторых, в этом романе – судьбы поколений, а показать такое всегда трудно. Поэтому, несмотря на прославленную лёгкость стиха, известность сюжета, произведение к числу простых не отнесёшь. Но тем интересней проверить себя. И ответить на вопрос: «Насколько хорошо я знаю это сложное, но интересное произведение — «Евгений Онегин»?

Викторина по роману Пушкина «Евгений Онегин» содержит 17 вопросов. На каждый вопрос нужно выбрать верный ответ из трёх предложенных вариантов. Правильные варианты ответов отмечены.

1. Взаимоотношения каких двух главных героев составляют основу романа?
1) Евгения и Татьяны +
2) автора и Евгения
3) Ленского и Ольги

2. Какая глава романа посвящена характеристике Онегина в большей степени?
1) Глава 1 +
2) Глава 2
3) Глава 5

3. Место рождения Евгения Онегина?
1) Москва
2) Петербург +
3) Тверь

4. Какой танец легко исполнял Онегин?
1) Вальс
2) Полонез
3) Мазурку + Легко мазурку танцевал …»)

5. «Здесь барин сиживал один». Около какого предмета любил коротать время Онегин?
1) у камина + А вот камин, здесь барин сиживал один ».)
2) у стола, с померкшею лампадой
3) у портрета лорда Байрона

6. О каком герое идёт речь?
«…С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт ».
1) Об Онегине
2) О Катенине
3) О Ленском +

7. Продолжите фразу:
«Мы все учились понемногу…чему-нибудь и как-нибудь »
«Блажен, кто смолоду был молод, блажен…кто вовремя созрел »
«Учитесь властвовать… собою »

8. Какие слова послужили эпиграфом к Главе 5?
1) «О Русь!»
2) «О не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана!» Жуковский +
3) «Как не любить родной Москвы?»

9. «…ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена».
Дайте ответ на вопрос: «Гонялась за Онегиным..?»
Ответ : хандра

12. «К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин.
Вошёл…»
Что означает слово «Talon»?
Ответ: Talon – известный в те времена ресторатор. Ресторан Талона на Невском проспекте относился к числу самых респектабельных заведений.

13. Способен ли был Онегин к стихотворству?
Ответ: нет
«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить… »

14. Стихотворство Онегину не удалось. Но может быть, ему удалось писательство?
Ответ: нет
«Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен, ничего
Не вышло из пера его… »

15. Отделяет ли Пушкин Татьяну от её собственной семьи?
Ответ: да
«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой… »

16. Что пишет Пушкин по поводу имени «Татьяна»?
Ответ:
«…Оно приятно, звучно,
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!..»

17. О каком персонаже романа «Евгений Онегин» идёт речь?
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
…Он дамам к ручке не подходит;
Всё да нет; не скажет да-с
Иль нет-с… »
Ответ: об Онегине

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с Вами Евгения Онегина? Вы не против, надеюсь? :-))) Прошлый раз закончили вот тут вот:
Давайте начнем часть 2. Интересно же:-))
Итак, начнем с эпиграфа. Как я говорил в разборе первой части, у Пушикина в произведениях немало оных. В каждой главе они свои. И тут - очень забавно, ибо эпиграф 2 части - каламбур. И трактовать его может каждый по-своему. Звучит как
"O rus! .." И перевод внизу "О, Русь! ". Но суть в том, что это из Горация и с латыни можно перевести как "О, деревня! ". Забавно, верно? :-)

Ну давайте перейдем непосредственно к тексту.

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.


Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.

Ну тут вроде все понятно пока, за исключением нескольких моментов. Хотя хочу, чтобы Вы обратили внимание на мастерство Александра Сергеевича. Несколькими строчками он ввергает нас в скучающее состояние, вот настоящий мастер:-)

Итак, что тут может быть неясно. Прежде всего - это дриады. Не могу знать почему именно они здесь задумчивые, но возможно это напрямую связано с деревенским сплином. Вообще же так именовали нимф, покровительниц деревьев. Считает, что у каждого дерева есть своя нимфа, почти как ангел-хранитель у людей. Их там вообще немало разновидностей, но все они объединяются общим название дриады.

Обстановка дома явно устарелая и совсем не модная - не то, к чему привык Евгений. Впрочем, как мы увидим позже, его это не очень беспокоит. Изразцы - это этакий кафель того времени. Керамические плитки, коими, прежде всего, обкладывали печь. Особую популярность получили у нас в стране при Петре Великом, и Вы можете наблюдать печи с изразцами в домах его приближенных - да хотя бы в Меншиковском Дворце у нас в Санкт-Петербурге. Но если в первой половине 18 столетия были модны изразцы синие, сиречь кобальтовые, то в деревенском доме дядюшки эти изразцы пестрые. То есть мы имеем дело, скорее всего, с эмалевыми изразцами. Хотя как не крути, к моменту нашего повествования они уже давно вышли из повседневного обихода. Этакий ретроград. также как и штофные обои, то есть тканевые, обои. И определенно это был не дорогой шелк или велюр - лен или толстая шерсть. В те года только появились бумажные обои,и, соответственно, было крайне популярны и дороги. Впрочем, мода на штоф еще вернется. Только на дорогой и очень качественный.

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

В общем, все по-спартански....Тетрадь расходов, наливки, среди которых просто наверняка должен был быть знаменитый "Ерофеич" и яблочная вода. Кстати, крайне приятных и полезный напиток. Рецептура проста - натрите яблоко, залейте его литром воды, поставьте на час охладится в холодильник, а затем отфильтруйте. Просто и вкусно:-)

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Так как мы помним, что Евгений слыл и сам себя считал великим экономистом, он решил начать свои экономические преобразования с собственных,точнее полученных в наследство владений. По сути, конечно, ничего революционного, но.... все-же, все-же. Не вдаваясь в теоретические дебри, тут фишечка скорее всего была в том, что оброк, то есть арендная плата подушная с каждого зависимого крестянина, была довольно высокой. В результате, для того, чтобы оный оброк отдать, крестьяне жили чуть ли не впроголодь. Евгений заменил это всего барщиной, причем легкой. То есть отработкой своих обязанностей перед помещиком трудом на его земле. Если легкая, значит 2-3 дня в неделю крестьянин работал на барина и отдавал ему результаты своего труда, остальное на себя.

Забавна реакция соседей. Один увидел страшный вред, ибо явно не хотел давать воли и послаблениях крестьянам, вполне резонно считая, что в этом случае понесет убытки. Второй же лукаво улыбнулся, понимая, что если Онегин не будет заниматься хозяйством сам, или хотя бы не назначит грамотного и честного управляющего, то вскоре денег ему с барщины будет не хватать.

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

Евгению, еще недавно находящемуся в самом сосредоточении столичной жизни, определенно скучно общество его провинциальных соседей. Не о чем поговорить с ним, да и просто, видимо, нужные люди. Поэтому как только он услышит их приближение, тут же покидает усадьбу.
Забавно мнение о Евгении. Сосекди почему то считают его неучем, хотя вряд-ли их образование чем то отличается от их собственного. Более того, думаю мадам и Мусью Аббат вложили в Онегина на порядок больше знаний и теории. Впрочем, они дальше поясняют, почему он неуч. Во-первых, он формазон, то есть вольнодумец, а может быть и даже франкмасон, что для людей Екатерининской Эпохи было крайне нежелательно и даже опасно. Пьет стаканами вино, а не любимую всеми местными настоечку. Не целует даме руку, ибо не модно, да и вообще ретроградно. А еще не использует в речи словоерсы, сиречь не прибавляет с к некоторым словам, а значит крайне невоспитан.


Наяву прямо конфликт столичной штучки и провинции. Прямо как сейчас.

Ну и напоследок пару слов надо сказать о донском жеребце. Донская порода одна из самых самобытных в России, и очень распространена в век 19. пусть не очень красивый, а зачастую и попросту неказистая лошадка была чудо как вынослива, очень неприхотлива, хорошим здоровьем отличалась и чудесной скоростью. так что в седло, и..."нас не догонят" (с) :-)))
Продолжение следует...

Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Пятая строфа второй главы. Описание отношений между Онегиным и его деревенскими соседями-помещиками.
ТЕКСТ:
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,

Заслышит их домашни дроги,-
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

Рисуется картина тотального затворничества Онегина. Но как же в таком случае он «сошелся» с Ленским? С Зарецким? Как узнали соседи об его привычках, - что «к ручке не подходит» и пьет «одно» вино? Отчего, живя бирюком, Онегин вдруг так запросто вызвался ехать в гости к Лариным, а потом так же легко согласился ехать к ним на именины Татьяны? Концы с концами не сходятся у Александра Сергеевича…
Придется поправить – а что делать? «Если хочешь, что-то сделать хорошо – сделай это сам».
Вот МОЙ вариант строфы:

«Сначала все к нему езжали;
Но ПОЗЖЕ с заднего крыльца
УЖ СЛУГИ САМИ ПОДАВАЛИ подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
ЗАСЛЫШАТ их домашни дроги…»

Или вот еще, коряво, но тоже от души:

«К нему докучливо езжали,
Соседи, дядины друзья.
Со скуки принимал вначале,
Но позже – требовал коня
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит их домашни дроги,-

Или, вот еще, с еще большей отсебятиной:

«Сначала все к нему езжали,
Так надоели… Что с крыльца,
Гостей завидя, подавали,
С конюшни тотчас жеребца.
И от соседей по дороге,
Как заяц уносил он ноги».

А? Как заиграла строфа! Ай да kirovtanin, ай да сукин сын!

1. Глава вторая – писалась непосредственно после окончания первой. К 3 ноября 1823 г. были написаны первые 17 строф. В составе 39 строф глава была закончена 8 декабря 1823 г., а в 1824 г. Пушкин доработал и дополнил ее новыми строфами.
Кончая вторую главу, Пушкин сообщил друзьям о своем новом произведении. Он писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Вроде,Дон-Жуана“ – о печати и думать нечего, пишу спустя рукава» (4 ноября 1823). Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя. Бируков (цензор) ее не увидит» (16 ноября). А. И. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму,Евгений Онегин“, где захлебываюсь желчью. Две песни уже готовы» (1 декабря). По-видимому, нарисованная во второй главе картина крепостной деревни представлялась Пушкину настолько резкой, что он не имел никакой надежды на то, что эту главу цензура разрешит к печати.
Об этом же Пушкин писал и по окончании главы: «Об моей поэме нечего и думать: если когда-нибудь она и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге» (А. Бестужеву, 8 февраля 1824). Однако в дальнейшем, пересмотрев текст главы и сделав в нем некоторые сокращения и цензурные изменения, Пушкин направил главу в печать, и она не встретила в таком виде больших затруднений в цензуре.
Отдельной книжкой глава была напечатана в 1826 г. (вышла в свет в октябре) с указанием: «Писано в 1823 году» – и переиздана в мае 1830 г. ()

36. Так точно старый инвалид... – инвалид в языке начала XIX в. равнялось по содержанию современному «ветеран». ()

37. Строфы XX–XXII – строфы написаны в ключе романтической элегической поэзии и представляют собой пересказ бытовой ситуации (детство Ленского, его отъезд, дружба отцов-соседей и пр.) языком штампов русской романтико-идиллической поэзии 1810-х – 1820-х гг. В середине XXII строфы образы типа «игры золотые», «густые рощи», «уединение», «тишина», которые от постоянных повторений превратились в клише-сигналы элегико-идиллического стиля, сменяются олицетворениями (графически выражается в заглавных буквах): «Ночь», «Звезды», «Луна». Комментарием к этим строфам может быть отрывок из статьи Кюхельбекера. Ср.: «И нечто, и туманну даль» (2, X, 8). (



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.