Когда родился йозеф гайдн. Йозеф гайдн краткая биография

Йозеф Гайдн (Haydn) – знаменитый немецкий композитор, родился в деревне Рорау (в Австрии) 31 марта 1732 г., умер в Вене 31 мая 1809 г. Гайдн был вторым из двенадцати детей бедного каретника. В детстве он проявлял необычайные музыкальные способности и сначала был отдан на выучку к родственнику-музыканту, а затем восьми лет попал певчим в Вену, в капеллу при церкви св. Стефана. Там он получил школьное образование, а также учился пению и игре на фортепиано и скрипке. Там же были им сделаны первые опыты в сочинении музыки. Когда Гайдн стал подрастать, голос его начал меняться; вместо него дискантовые соло стал петь его младший брат Михаил, поступивший в ту же капеллу, и, наконец, в 18 лет, Гайдна заставили уйти из капеллы. Пришлось жить на чердаке, давать уроки, аккомпанировать и т. п.

Йозеф Гайдн. Восковая скульптура Ф. Тейлера, ок. 1800 г.

Понемногу получали распространение (в рукописях) его первые сочинения – фортепианные сонаты, квартеты и др. В 1759 г. Гайдн получил, наконец, место капельмейстера у графа Морцина в Люкавце, где им была, между прочим, написана его первая симфония. Тогда же Гайдн женился на дочери венского парикмахера Келлера, сварливой, неуживчивой и ничего не понимавшей в музыке. С ней он прожил 40 лет; детей у них не было, В 1761 г. Гайдн поступил вторым капельмейстером в капеллу графа Эстергази в Эйзенштадте. Впоследствии оркестр Эстергази был увеличен с 16 человек до 30, и Гайдн, после смерти первого капельмейстера, занял его место. Здесь была им создана большая часть его сочинений, писавшихся обыкновенно к праздникам и торжественным дням для исполнения в доме Эстергази.

Йозеф Гайдн. Лучшие произведения

В 1790 г. капелла была распущена, Гайдн лишился службы, но был обеспечен со стороны графов Эстергази пенсией в 1.400 флоринов и мог, таким образом, отдаться свободному и независимому ни от кого творчеству. Именно в эту эпоху Гайдном были написаны его лучшие сочинения, имеющие наибольшее значение и в наше время. В том же году его пригласили в Лондон: за 700 фунтов стерлингов он обязался дирижировать там своими новыми, специально для этого написанными («английскими») шестью симфониями, Успех был громадный, и Гайдн прожил в Лондоне два года. Культ Гайдна за это время страшно возрос в Англии; в Оксфорде он был провозглашен доктором музыки. Путешествие это и пребывание за границей имели в жизни Гайдна особое значение еще и потому, что до тех пор он никогда не выезжал из родной страны.

Возвращаясь в Вену, Гайдн всюду по дороге встречал почетный прием; в Бонне он познакомился с молодым Бетховеном , который вскоре затем сделался его учеником. В 1794 г., следуя вторичному приглашению Лондона, он отправился туда и пробыл там два сезона. Вернувшись снова в Вену, Гайдн, которому тогда было уже свыше 65 лет, написал две свои знаменитые оратории «Сотворение мира» на слова Лидлея (по Мильтону), и «Времена года», на слова Томсона. Оба английских текста были переведены для Гайдна ван Свитеном. Постепенно, однако, старческая немощь стала одолевать Гайдна. Особенно тяжелый удар нанесен был ему вторжением французов в Вену ; спустя несколько дней после этого он умер.

Франц Йозеф Гайдн - один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную,наиболеезнáчимуючасть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии, 83 квартета, 52клавирныесонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Он с удивительной чуткостью воспринимал народные мелодии различного происхождения, характер крестьянских танцев, особый колорит звучания народных инструментов, какую-нибудь французскую песенку, ставшую популярной в Австрии. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом ижизненной энергией. «В залы дворцов, где обычно звучали его симфонии, с ними ворвались свежие струи народной мелодии, народной шутки, нечто от народных жизненных представлений» (Т. Ливанова, 352 ).

Искусство Гайдна родственно по своему стилю , но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка - не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы - все это становится возвышенным у Гайдна. Гармоничный и ясный взгляд на мир доминирует и в его музыке, и в мироощущении. Он всегда был общителен, объективен и доброжелателен. Источники радости он находил повсюду - в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми (например, с Моцартом, дружба с которым, основанная на внутреннем родстве и взаимном уважении, благотворно сказались на творческом развитии обоих композиторов).

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы - от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

Детские годы

Характер композитора формировался в трудовой атмосфере крестьянского быта: он родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе.

Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику (Франку), служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Уже тогда это был город, буквально наполненный музыкой. Здесь издавна процветала итальянская опера, проводились концерты-академии знаменитых виртуозов, при императорском дворе и домах крупных вельмож существовали большие инструментальные и хоровые капеллы. Но главное музыкальное богатство Вены - разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки - не только церковной, но и оперной - более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку. К сожалению, в капелле ценили только голос мальчика, поручая ему исполнение сольных партий; композиторские же наклонности, пробудившиесяуже в детские годы, остались незамеченными. Когда голос начал ломаться, Гайдна уволили из капеллы .

1749-1759 - первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками (изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле). Но одновременно это были и счастливые годы, полные надежд и веры в свое композиторское призвание. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна - зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.

Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).

В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность - место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония - D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки - Паулем Антоном Эстергази.

Период творческой зрелости

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала - вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Однако возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все его произведения, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайднапринять предложение Эстергази.

Живя в имениях Эстергази (Эйзенштадте и Эстергазе), и лишь временами наезжая в Вену, мало соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время этой службы величайшим мастером европейского масштаба. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер .

Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах. Так, в середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).

Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту - выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Миклош II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь призвали на службу, правда его деятельность теперь была скромной. Живя в своем собственном доме в предместье Вены, он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы («Нельсон», «Терезия» и т.д.).

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории - «Сотворение мира» (1798) и (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

В хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии тоже ставший известным композитором, работавшим в Зальцбурге), который обладал таким же прекрасным дискантом.

Всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa . Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность».

Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они – Бетховен, Моцарт и Гайдн – так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством и учился у Гайдна. Но о мы уже рассказывали в других статьях.

Сейчас у нас несколько иная задача – лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.

Представитель Венской классической школы Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора – в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с , который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым и берёт его в ученики.

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809)

По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.

Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.

104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.

Вокальные произведения:

Оперы

  • «Хромой бес», 1751 г.
  • «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир», 1777 г.

Оратории

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»

Симфоническая музыка

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения Й.Гайдна. Мне было интересно узнать некоторые факты из жизни этого композитора.

1. Хотя в метрике композитора в графе "дата рождения" написано "первое апреля", сам он утверждал, что родился ночью 31 марта 1732 года. Изданное же в 1778 году небольшое биографическое исследование приписывает Гайдну такие слова: "Мой брат Михаил заявлял, что я родился 31 марта. Он не хотел, чтобы люди говорили, что в этот мир я пришел "апрельским дураком".

2. Альберт Кристоф Дис, биограф Гайдна, писавший о ранних годах его жизни, рассказывает, как в возрасте шести лет тот также научился играть на барабане и принимал участие в процессии во время Страстной недели, где заменил внезапно умершего барабанщика. Барабан привязали к спине горбуна, чтобы маленький мальчик смог играть на нем. Этот инструмент до сих пор хранится в церкви Хайнбурга.

3. Гайдн начал писать музыку, совершенно не зная музыкальной теории. Однажды капельмейстер застал Гайдна за написанием двенадцатиголосного хора во славу Богородицы но даже не удосужился предложить начинающему композитору совет или помощь. По словам Гайдна, за все время пребывания в соборе наставник преподал ему только два урока теории. Как "устроена" музыка мальчик узнавал на практике, изучая все, что ему приходилось петь на службах.
Позднее он говорил Иоганну Фридриху Рохлицу: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения".

4. В 1754 году Гайдн получил известие о том, что в возрасте сорока семи лет умерла его мать. Пятидесятипятилетний Матиас Гайдн вскоре после этого женился на своей служанке, которой было лишь девятнадцать. Так у Гайдна появилась мачеха, бывшая на три года моложе его.

5. Любимая девушка Гайдна по неведомым причинам предпочла свадьбе - монастырь. Неизвестно зачем, но Гайдн женился на ее старшей сестре, которая оказалась сварливой и совершенно равнодушной к музыке. По свидетельству музыкантов, с которыми работал Гайдн, стремясь досадить мужу, она использовала рукописи его произведений вместо бумаги для выпечки. Ко всему прочему, супругам так и не удалось испытать родительские чувства - у пары не было детей.

6. Уставшие от долгой разлуки со своими семьями, музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой донести до князя их желание повидаться с родными и маестро, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, завершающая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора (это создает неустойчивость и напряжение, требующее разрешения) В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы передать своему патрону настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг. А Симфония №45 с тех пор так и называется - "Прощальная".


7. Джон Бленд, лондонский издатель, в 1789 году приехал в Эстерхазу, где жил Гайдн, чтобы заполучить его новые работы. С этим визитом связана одна история, объясняющая, почему Струнный квартет фа минор, соч. 55 № 2, назвали "Бритвенным". С трудом бреясь тупой бритвой, Гайдн, по легенде, воскликнул: "Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет". Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.

8. Гайдн и Моцарт впервые встретились в Вене в 1781 году. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику. Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца. Они очень различались по возрасту и темпераменту, но, несмотря на различия характеров, друзья никогда не ссорились.


9. До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес. Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо, из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде: "Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя. Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт".

10. Существует история, объясняющая почему Симфонию №102 си-бемоль мажор называют "Чудо". На премьере этой симфонии, как только умолкли ее последние звуки, все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение композитору. В этот момент с потолка сорвалась огромная люстра и упала как раз на то место, где совсем недавно сидела публика. То, что никто не пострадал, было чудом.

Томас Харди, 1791-1792

11. Принц Уэльский (позже король Георг IV) заказал Джону Хоппнеру портрет Гайдна. Когда композитор сел на стул, чтобы позировать художнику, лицо его, всегда жизнерадостное и веселое, стало против обыкновения серьезным. Желая вернуть присущую Гайдну улыбку, художник специально нанял горничную-немку, чтобы та, пока пишется портрет, развлекала именитого гостя разговором. В результате на картине (сейчас хранится в коллекции Букингемского дворца) у Гайдна не такое напряженное выражение лица.

Джон Хоппнер, 1791

12. Гайдн никогда не считал себя красивым, напротив, он думал, что природа обделила его внешне, но при этом композитор никогда не был обделен вниманием дам. Его жизнерадостный характер и тонкая лесть обеспечивали ему их благосклонность. Он был в очень хороших отношениях со многими из них, но с одной, миссис Ребеккой Шрётер, вдовой музыканта Иоганна Самуэля Шрётера, был особенно близок. Гайдн даже признался Альберту Кристофу Дису, что если бы был в то время холост, то женился бы на ней. Ребекка Шрётер не раз посылала композитору пламенные любовные послания, которые тот тщательно переписывал в дневник. При этом он поддерживал переписку с двумя другими женщинами, к которым тоже испытывал сильные чувства: с Луиджией Польцелли, певицей из Эстерхазы, которая в то время жила в Италии, и Марианной фон Генцингер.


13. Однажды друг композитора, знаменитый хирург Джон Хёнтер, предложил Гайдну удалить полипы в носу, от которых музыкант страдал большую часть своей жизни. Когда больной прибыл в операционную и увидел четырех дюжих санитаров, которые должны были держать его во время операции, он перепугался и в ужасе начал кричать и вырываться, так что все попытки прооперировать его пришлось оставить.

14. К началу 1809 года Гайдн был уже почти инвалидом. Последние дни его жизни были неспокойными: войска Наполеона в начале мая захватили Вену. Во время бомбардировки французов ядро снаряда упало недалеко от дома Гайдна, все здание затряслось, и среди слуг поднялась паника. Должно быть, больной очень страдал от грохота канонады, которая не прекращалась более суток. Но тем не менее у него все еще хватало сил успокаивать своих слуг: "Не волнуйтесь, пока папа Гайдн тут, с вами ничего не случится". Когда Вена капитулировала, Наполеон приказал, чтобы возле дома Гайдна выставили часового, который следил бы, чтобы умирающего больше не тревожили. Говорят, что почти каждый день, несмотря на слабость, Гайдн играл на пианино австрийский национальный гимн - как акт протеста против захватчиков.

15. Ранним утром 31 мая Гайдн впал в кому и тихо покинул этот мир. В городе, где хозяйничали вражеские солдаты, прошло много дней, прежде чем люди узнали о смерти Гайдна, так что его похороны прошли почти незамеченными. 15 июня в честь композитора устроили заупокойную службу, на которой исполнили "Реквием" Моцарта. На службе присутствовало много высших чинов французского офицерства. Сначала Гайдна похоронили на кладбище в Вене, но в 1820 году его останки перевезли в Эйзенштадт. Когда вскрыли могилу, обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могильщика на похоронах, чтобы взять голову композитора. С 1895 по 1954 год череп находился в музее Общества любителей музыки в Вене. Затем в 1954 году он, наконец, был погребен вместе с остальными останками в саду Бергкирхе - городской церкви Эйзенштадта.

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.

Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гайдна

Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.


Из-за упрямости шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.


Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.


Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.


Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был - Амадей Моцарт . Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.

Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.



Интересные факты

  • Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
  • Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
  • Певческий голос молодого Гайдна был столь впечатляющим, что его попросили присоединиться к школе церковно-хорового пения Собора Св. Стефана в Вене, когда мальчику было всего пять лет.
  • Хормейстер Собора Св. Стефана предложил подвергнуть Гайдна определенной операции, чтобы воспрепятствовать ломке голоса, но к счастью отец будущего композитора вступился и предотвратил это.
  • Когда в 47 лет умерла мама композитора, отец довольно быстро взял в жены молоденькую служанку, которой было 19 лет. Разница между возрастом Гайдна и мачехи была всего 3 года, причем "сын" оказался старше.
  • Гайдн любил девушку, которая почему-то решила, что жизнь в монастыре лучше, чем семейная жизнь. Тогда музыкальный гений позвал замуж старшую сестру возлюбленной - Анну Марию. Но это необдуманное решение ни к чему хорошему не привело. Жена оказалась сварливой и не понимающей музыкальные увлечения супруга. Гайдн писал, что Анна Мария его нотными рукописями пользовалась в качестве кухонной утвари.


  • В биографии Гайдна есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll "Бритвенный". Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный квартет получил такое необыкновенное название.
  • Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.


  • "Чудо" - именно такое название приписывают симфониям №96 D-dur и №102 B-dur. Все это из-за одной истории, которая произошла после того, как завершился концерт этого произведения. Люди поспешили к сцене, для того чтобы поблагодарить композитора и преклониться перед ним за красивейшую музыку. Как только слушатели оказались в передней части зала позади них с грохотом упала люстра. Пострадавших не оказалось - и это было Чудо. Мнения расходятся на премьере какой именно симфонии произошел этот удивительный случай.
  • Композитор больше половины жизни мучился с полипами в носу. Это стало известно хирургу, а по совместительству хорошему другу Йозефа Джону Хёнтеру. Врач порекомендовал прийти к нему на операцию, на что Гайдн сначала решился. Но, когда он пришел в кабинет, где должна была проходить операция и увидел 4 больших помощника хирурга, задача которых была удерживать пациента во время болезненной процедуры, гениальный музыкант испугался, вырывался и громко кричал. В общем, идея избавления от полипов канула в лета. В детстве Йозеф перенес оспу.


  • У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
  • Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.


  • Моцарт был в восторге от Гайдна и часто приглашал его на свои концерты и Йозеф отвечал взаимностью молодому вундеркинду и часто играл с ним в квартете. Примечательно, что на похоронах Гайдна звучал "Реквием" Моцарта , который умер на 18 лет раньше своего друга и учителя.
  • Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.
  • Гимн Германии и старый Австро-Венгенский гимн своей музыкой обязаны Гайдну. Ведь именно его музыка стала основой этих патриотических песен.

Фильмы о Йозефе Гайдне

По биографии Гайдна снято много познавательных документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:

  • Кинокомпания "Academy media" сняла 25 минутный документальный фильм "Гайдн" из серии "Знаменитые композиторы".
  • В просторах интернета можно найти два интересных фильма "В поисках Гайдна". Первая часть длиться чуть больше 53 минут, вторая 50 минут.
  • О Гайдне рассказывается в некоторых серий из документальной рубрики "История по нотам". С 19 по 25 серии, каждая из которых длиться менее 10 минут, можно изучить интересные биографические данные великого композитора.
  • Есть короткометражный документальный фильм от "Энциклопедии Шанель" о Йозефе Гайдне, который идет всего 12 минут.
  • Интересный 11 минутный фильм об абсолютном слухе Гайдна тоже без труда можно отыскать в интернет-сети "Абсолютный слух - Франц Йозеф Гайдн".



  • В "Шерлоке Холмсе" Гайя Ричи 2009 года звучит адажио из струнного квартета №3 D-dur во время сцены, где Уотсон и его невеста Мэри обедают с Холмсом в ресторане под названием "The Royal".
  • 3я часть концерта для виолончели используется в английском фильме "Хилари и Джеки" 1998г.
  • Концерт для фортепиано с оркестром звучит в киноленте Стивена Спилберга "Поймай меня, если сможешь".
  • Менуэт из 33й сонаты вставлен в музыкальное сопровождение фильма "Сбежавшая невеста" (продолжение известного фильма "Красотка").
  • Adagio e cantibile из сонаты № 59 используется в "Дневниках вампира" 1994 года с Бредом Питтом в главной роли.
  • Звуки струнного квартета B-dur "Восход солнца" раздаются в фильме ужасов "Реликт" 1997 года.
  • В великолепном фильме "Пианист", который получил 3 оскара, звучит квартет №5 Гайдна.
  • Также струнный квартет №5 доносится из музыки к кинолентам "Звёздный путь: Восстание" 1998 года и "Форт
  • Симфонии №101 и №104 можно найти в фильме "Повелитель приливов" 1991 года.
  • 33-й струнный квартет используется в комедии "Джордж из джунглей" 1997 года.
  • 3ю часть струнного квартета №76 "Император" можно найти в кинолентах "Касабланка" 1941г., "Булворт" 1998г., "Дешёвый детектив" 1978г, и "Грязная дюжина".
  • Концерт для трубы с оркестром звучит в "Большое дело" с Марком Уолбергом.
  • В "Двухсотлетнем человеке" по книге гениального писателя-фантаста Айзека Азимова можно услышать симфонию Гайдна №73 "Охота".

Дом-музей Гайдна

В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой "уголок" с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.

Практически все экспонаты в музее - личная собственность композитора при жизни. Рукописные ноты, нарисованные портреты, инструмент, за которым трудился Гайдн, и другие интересные вещи. Необычно, что в здании есть небольшое помещение предназначенное Иоганнесу Брамсу . Иоганнес очень уважал и почтил творчество венского классика. Этот зал наполнен его личными вещами, мебелью и инструментами.

К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Людвига Ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора как Франц Йозеф Гайдн , мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения и композиции Гайдна стояли у истоков всей классической музыки и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до нынешних дней.

Видео: смотреть фильм о Йозефе Гайдне



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.