История картины айвазовского девятый вал. Как появился «Девятый вал» И

Иван Константинович Айвазовский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 июля 1817 год, Феодосия - 19 апреля 1900 год, там же) - всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Работы Айвазовского И.К. наиболее любимы мной после творчества Сальвадора Дали. Несмотря на то, что стили у них совершенно разные, в них меня притягивает яркая искорка, настоящее, которое хочется держать в руках и любоваться бесконечно, греть душу.

Айвазовский наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию; в совершенстве владел 6-ю языками.

Самое излюбленное произведение любителей живописи – это, конечно же «Девятый вал». Популярность пришла к Айвазовскому тут же, как только прошла демонстрация в 1850 году. Многие ходили смотреть на картину несколько раз, поток людей не иссякал, это напоминало паломничество. «Девятый вал» представляет противоборство человека и стихии. Стихия страшна по своей силе и в то же время прекрасна. Гребень девятого вала грозно поднимается над людьми, которые пытаются спастись на обломках судна. По морским легендам, самая страшная волна девятая, отсюда и название картины. Айвазовский с мастерством выписывает пену этого девятого вала. Солнце разрывает завесу туч, и здесь красок художник не жалеет. Люди борются со стихией, это смотрится не трагично, а очень красиво, что говорит об академизме работы. Картина написана самыми яркими красками палитры, с разными оттенками – это принцип романтизма.

Большинство созданных картин Айвазовского о море – это воображение мастера. Творчество его плодовито. Он написал 6000 тысяч картин. Больше половины приходится на морские пейзажи. Это целый справочник о море. Хотя картины никогда не были написаны с натуры, что удивительно, с какой точностью описаны детали. Еще одна принципиальность художника, он никогда не делал подготовительных набросков. Картины художника звучат, шумят прибоем, воют ветрами и хлопают парусами. У каждой бури свое лицо, свои повадки.

У всех картин Айвазовского есть одна особенность – это луч света. Эта деталь всегда важна для художника. Ведь именно с неба он пишет свои работы, вне зависимости от размера холста. Таинственное состояние природы интересовала романтиков, Айвазовский не был исключением, он потрясающе пишет лунные ночи. Славу ночного мастера ему принесли итальянские ноктюрны. Айвазовский любил изображать ночные виды Константинополя.

История создания шедевра «Девятый вал» позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской. Он детства слышал рассказы моряков об опасностях и приключениях, случавшихся с ними в плавании. По древним морским поверьям, девятый вал – самая мощная и страшная из идущих одна за другой во время шторма волн (древние греки считали самой опасной третью волну, а римляне – десятую). Позднее физики объяснили это явление принципом интерференции: несколько волн сливаются в единый вал и срабатывает эффект синергии.

В ХХ в. в советском искусствоведении бытовала традиция истолкования сюжета картины как политической аллегории: неизменно вспоминалась волна революций, прокатившаяся в 1848 г. в Европе, и безвременная кончина В. Белинского. Однако вряд ли к автору «Девятого вала» это имеет какое бы то ни было отношение. Художник большую часть жизни провел в приморском городе – Феодосии, и был просто влюблен в морскую стихию, особенно в моменты шторма. Буря Айвазовского – это природное явление, прекрасное в своей мощи и свободе, и не стоит тут искать подтексты и скрытые смыслы. Кроме того, роковое противостояние человека и стихии – типичная для романтических произведений тема.

Буря вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели. Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем: «Страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною».

Интересно то, что и эту, и большинство других работ художник писал не с натуры, а по памяти. Сам он так объяснял свою позицию: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину». С натуры он делал только наброски, а дальше работал над картиной в мастерской.

Для того, чтобы воспроизводить сюжет по памяти, нужно было работать очень быстро, чтобы не утратить первоначального впечатления и успеть запечатлеть увиденное. Поэтому Айвазовский писал по несколько часов кряду, иногда по 12 часов без перерыва, и не понимал художников, которые работают над картинами по несколько месяцев или даже лет. «Девятый вал» был написан за 11 дней. «Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – говорил он. А его техника написания волн удивляла знатоков живописи: он умел создавать движущуюся и почти прозрачную морскую волну. Эффект прозрачности достигался с помощью лессировки – нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Его лессировку критики называли виртуозной.

Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Люди приходили по несколько раз, чтобы снова увидеть «Девятый вал». Эту работу вместе с «Последним днем Помпеи» Брюллова называли высшим расцветом романтизма в российском изобразительном искусстве.

Статья взята отсюда

Картину Ивана Айвазовского «9 вал» сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику. Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.

Немного предыстории: почему Айвазовский выбрал 9 вал

Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.

«9 вал» Айвазовского: описание сюжета картины

Что же мы видим, взглянув на картину? Раннее утро, первые лучи солнца, пробивающиеся, чтобы осветить воды моря, вздымающиеся почти до небес, и кажущееся совсем низким небо, которое практически слилось с высокими волнами. Воображению даже страшно представить, какая необузданная стихия бушевала ночью, и что пришлось пережить морякам с потерпевшего крушение судна.

Описать «9 вал» Айвазовского не так легко, как кажется, ведь художник смог до восхищения тонко передать всю мощь, силу, величие и непередаваемую красоту морской стихии. На переднем плане этого буйства несколько спасшихся моряков, пытающихся удержаться на обломках мачт разбитого корабля. Они в отчаянии, но пытаются вместе противостоять огромной, вспененной волне, которая вот-вот на них обрушится. Удастся ли? Никто не знает…

Описание картины Айвазовского «9 вал» не будет полным, если не сказать, что весь драматизм и ужас запечатлённого сюжета не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны.

Колорит картины Айвазовского «9 вал» словно радостный гимн воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего. Никогда не сдаваться, и тогда даже вопреки безжалостным законам природы можно выжить!

Где находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня

На живописный шедевр могут полюбоваться все посетители Государственного Русского музея, где и находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня.

Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным, и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира. Особенно полюбилось жителями Японии, созерцавшим это творение на открытии Токийского музея Фудзи, известного теперь собственной уникальной экспозицией и регулярно проводимыми выставками искусства и творчества народов других стран. Когда спустя время, в честь 30-летия этого музея, администрация провела опрос посетителей о том, что за всё время их работы запомнилось людям больше всего – бесспорным лидером стал именно «Девятый вал».

Описание

«...он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, и одним движением кисти дал ему полную оснастку. Картина была готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст. Теперь на нем бушует море...» Так вспоминали современники о творческом процессе Ивана Константиновича Айвазовского.
Достоевский назвал художника «мастером без соперников» и сравнил его с французским писателем Дюма-отцом – по плодовитости и стремительности дарования. Удивительным образом судьба столько подарила одному человеку: талант импровизации и невероятную трудоспособность, признание публики и внимание сильных мира сего. И при этом – возвышенную романтическую душу, щедрое сердце и долгую-долгую жизнь. Жизнь, после которой осталось имя, подобное знаку или символу, но при этом понятное и знакомое каждому: АЙВАЗОВСКИЙ.


Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Художник использовал народное поверье о том, что, в общем ритме накатывающихся волн, одна всегда больше по размерам и несет особую опасность. В представлениях многих мореплавателей самым сокрушительным была - девятая волна. Герои Айвазовского, противостоят этой страшной волне с отчаянным мужеством и верой в спасение. Как только художник выставил картину в Москве, она была тут же признана абсолютным шедевром, о ней начали складываться легенды. А спустя полтора столетия родилась новая - удивительная – легенда…
Впервые эту картину Айвазовского показали в Японии при открытии в Токио нового тогда музея «Фуджи музей». А в 2003 году, в год 30-летия музея, администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений, виденных ими за эти тридцать лет, больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: "Девятый вал» Айвазовского". Вот так картина русского художника оказалась на юбилее Фуджи - музея.
После Токио полотно переехало в город Кобэ, где картину ждали с особым нетерпением. Девять лет назад в Кобэ случилось страшное землетрясение. Половина города была разрушена, погибли тысячи людей. Японцы вообще любят Айвазовского, но именно эта его картина вызвала в душах людей, переживших недавно страшную трагедию, особые чувства - ассоциации с их собственной драмой, ведь на полотне тоже было изображено стихийное бедствие и – попытка спасения.
«В луче света, который видят люди, спасающиеся на обломках корабля, японцы увидели надежду, - рассказала заместитель директора Русского музея по научной части Евгения Петрова. - На открытии зрители подолгу стояли у картины, многие плакали. И это было нам лучшей наградой за решение показать "Девятый вал" в Японии».
Н. Жукова

В этом году 29 июля исполнилось 199 лет со дня рождения выдающегося русского художника Ивана Айвазовского. За 82 года своей плодотворной жизни он создал около шести тысяч работ. Айвазовский прежде всего известен как мастер изображения безграничного морского пространства. Постоянно меняющаяся среда на его полотнах выглядит так живо, что зрители как будто слышат шум волн.

Российский маринист, живописец Главного морского штаба был известен в Европе, Парижский Совет Академий наградил его золотой медалью. Художник Иван Крамской говорил о маринисте: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».

Скопив немалый капитал благодаря популярности своих работ, Иван Айвазовский стал заниматься благотворительностью в своем родном городе Феодосии. Прославленный маринист был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», художник открыл школу искусств и картинную галерею, делал пожертвования на благоустройство города, занимался вопросами устройства водопровода в Феодосии и охраны памятников Крыма. При жизни Айвазовского Феодосия стала чуть ли не главным центром живописной культуры на юге России.

Свои картины художник писал не с натуры, а по памяти, используя схематичные рисунки. Не стала исключением и, наверное, самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» (холст, масло 221х332 см). Маринист написал ее в1950 году. Критики считают эту картину самым ярким произведением русской живописи романтического направления. Айвазовский изобразил море после сильнейшего шторма. Нескольким людям удалось спастись, зацепившись за обломок мачты, но на них вот-вот обрушится огромная волна – девятый вал, который у моряков считается самым разрушительным. Но теплый свет неба дает зрителям надежду, что выжившим после шторма удастся спастись. Существует легенда, что Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе. В 1944 году он потерпел кораблекрушение и чудом уцелел.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Картина «Девятый вал» выставлялась в Петербурге, затем в Москве. Работу приобрел император Николай I для Эрмитажа. Позже картина была передана в Русский музей, где находится до сих пор. Специально для выставки к 200-летию Ивана Айвазовского «Девятый вал» перевезли в Третьяковскую галерею. Экспозиция, в которую вошли около 150 живописных и графических произведений, будет работать с 29 июля по 20 ноября.

Три интересных факта об Иване Айвазовском

* У художника были армянские корни, его настоящее имя Ованнес Айвазян.
* Первая жена Айвазовского англичанка Юлия Гревс, которая родила живописцу четыре дочери, ушла от него. Причиной было то, что Юлия хотела жить в столице, а художник – в Крыму. Кстати, несколько внуков Айвазовского тоже стали художниками.
* В собрании воронежского музея им. И. Н. Крамского хранится две картины Ивана Айвазовского «Морской вид» и «Корвет в тумане».



Картина написана: 1850 г.
Холст, масло.
Размер: 221 × 332 см

Описание картины «Девятый вал» И.Айвазовского

Художник: Иван Константинович Айвазовский
Название картины: «Девятый вал»
Картина написана: 1850 г.
Холст, масло.
Размер: 221 × 332 см

Выходец из крымского курортного городка, сын священника, с неблагозвучной фамилией Гайвазовский, впоследствии достиг мировой славы как художник-маринист. Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость. Творчество Айвазовского наглядно представляет принципы романтизма в живописи – из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки. Окончив Императорскую академию художеств, юноша предпринял несколько неудачных попыток выставить свои картины, а потом вдруг начал обучение в классе по морской военной живописи. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму. Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал».

Маринистическая тема подразумевает романтику, вселяющую страх. Еще древние цивилизации задумывались над губительной силой стихии, восхищались безбрежными водами и страшились их изменчивости. Греки считали третью волну во время шторма самой губительной, римляне – десятую, а жители Восточной Европы – девятый вал.

Картина Айвазовского с одноименным названием не пугает, она успокаивает, ведь передает торжество жизни – в неравной борьбе со стихией остались уцелевшие люди.

Первое, что броситься вам в глаза – это небо, играющее оттенками желтого, оранжевого и фиолетового. Из-за облаков чуть проглядывает солнце, начинает загораться рассвет. Ночью была буря. Где-то вдали накатывает девятый вал, а выжившие моряки, с трудом уместившиеся на обломке мачты, со страхом ждут его. Море на полотне – не безбрежно синее, а изумрудно-живое, темное, с вкраплениями розового отблеска заката.

Еще один момент – свет. Многие из тех, кто был в Феодосии и своими глазами видел полотно, ищут подсветку. Блики солнечных лучей на неспокойном море настолько загадочны, что придают творению Айвазовского объем и реалистичность.

У каждого, кто хоть раз увидел «Девятый вал» до предела обостряются все чувства. Художник ни в одном произведении не достиг такой анатомической точности изображения, как в этом. Биографы связывают это с тем, что Айвазовский пережил подобное в Бискайском заливе, а судно, на котором он находился в тот момент, похоронили все европейские и российские газеты. Наверное, увидев своими глазами дикость морской стихии, мастер не смог удержаться от того, чтобы ее не запечатлеть.

Психологизм картины используется в наши дни на многих психологических тренингах. Группка выживших после бури знает и видит, что надвигается последняя волна – та самая убийца. Карабкаясь на мачту из последних сил, каждый из них поддерживает товарища. Люди не теряют надежду, ведь знают, что минует девятый вал и выживших спасут.

Следующий психологический маневр мастера – «на грани», когда бездна вот-вот заберет человеческие жизни или даст им шанс уцелеть. Вы можете лишь представить, что произошло ночью, какая трагедия случилась, и сколько людей не уцелело.

Причем выживших мужчин на мачте вы замечаете не сразу – настолько ярко изображение рассвета. Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. Если принять во внимание, что в среднем команда судна тех времен составляла больше сотни человек, то ощущается весь ужас ночного шторма. Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. Возможно, девятый вал заберет его жизнь вместе с тем человеком, что тянет руку к небу, будто посылая мольбы о спасении. Трое других стараются поддерживать друг друга, чтобы не соскользнуть со спасительной мачты. Именно они, кажется, выживут после разрушительной волны, но сейчас, по замыслу художника, олицетворяют надежду на спасение.

Глядя на неистовую борьбу человека и стихии, многие из вас вспомнят Хемингуэя и его «Старика и море». Однако, если писатель изображает диалог человека и стихии, то маринист передает жизнь самого водного пространства.

Колористика картины потрясающая – все переходы цветов настолько плавны, что порой невозможно определить, где начинается море и заканчивается небо. Одно лишь можно сказать с уверенностью – небо занимает большую часть холста. Облака имеют объем лишь в левой части холста, в правой они покрыты дымкой.

Четко прописаны волны, которые спокойны в нижней части. С дальнего расстояния они кажутся зелеными, но если вы подойдете ближе, то увидите здесь нефритовые, изумрудные, черные, лиловые, оранжевые оттенки. Синий присутствует только в левом нижнем углу картины, причем не как цвет, а как отблеск игры света на воде.

Еще один момент «Девятого вала»– движение. Облака, стремительно бегущие по небу, пена волн и люди представляют законченную и целостную композицию полотна. Посмотрев на картину, вы заметите, что цвета сменяют друг друга подобно тем самым валу разбушевавшегося моря. Поначалу возникает туман, который слегка начинают отогревать солнечные лучи. Они подсвечивают изумрудный девятый вал, а после появляется темно-синяя волна, которая таит в себе жуткие и мрачные недра моря.

Интересна судьба картины. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, очередь желающих увидеть «Девятый вал» была сравнима лишь с потоком в Лувр к «Джоконде». Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали ее цветовую гамму с «Последним днем Помпеи» К. Брюллова.

Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой. Дальнейшая судьба автора полотен «Рожь», «Золотая осень» известна всем – от искусствоведов до Википедии.

Айвазовский был предан маринистической теме до конца своих дней. До него российская маринистика практически не существовала, художник стал ее создателем и гуру. Мастер был поэтом моря, романтиком стихии, который изображал морскую гладь и опасность вод на холсте, подобно Байрону на бумаге.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.