Гусли садко, древнерусская скрипка и поющие стрелы. Гусли садко, древнерусская скрипка и поющие стрелы во образе калики перехожего

«Где песня льется, там счастливо живется»

С древних времен у славян были в почете самозвучащие инструменты. И по сей день нам известны звуки заливистых бубенцов и колокольчиков. А в раннем Средневековье компанию им составляли всевозможные свистящие и трещащие брунчалки, чуринги, била.

Такие инструменты изготавливались из подручных средств. Например, брунчалку можно реконструировать и сейчас. Если во время варки супа достать из бульона маленькую трубчатую кость и сделать посередине отверстие для нитки, при вращении она будет свистеть.

Брунчалка

Древнерусские удальцы любили подшучивать над девицами, гадавшими на Святки. Забравшись на крышу избы, они принимались вращать брунчалку над печной трубой. Тогда приятный свист превращался в мистическое гудение, пугавшее суеверных девушек.


Как звучит брунчалка

По схожему принципу действовала деревянная пластинка — чуринга. Кстати, у аборигенов Австралии чурингой называют тонкую деревянную пластинку с изображением священных знаков. По их поверьям, в чуринге заключается душа человека и его предков и, потеряв ее, обладатель погибает.

На Руси музыкальные инструменты тоже во многом выполняли функцию оберегов. Так, в представлении славянских племен свист и звон могли отпугнуть злых духов. Колокольчик на шею корове подвешивали не только для того, чтобы она не потерялась, но и для того, чтобы на нее ни леший, ни другая темная сила не позарилась.

К музыкальным инструментам ученые также относят «поющие стрелы», которые выполняли на Руси очень интересную функцию. Лучники проделывали в обычных стрелах отверстия так, что те во время стремительного полета жутко свистели и пугали противника.

«Старая песня на новый лад»

В славянских городах археологи находят большое количество прототипов современных и популярных музыкальных инструментов. В наше время барабан является непременным участником как рок-группы, так и симфонического оркестра. Его предшественник — било — тоже пользовался популярностью у славян. Его делали из железа, по которому били колотушкой и использовали в качестве церковного колокола. Било надолго закрепилось в русской музыкальной традиции, и после церковного раскола оно оставалось сигнальным инструментом у старообрядцев.


Как звучит било

Вы удивитесь, но уже в раннем Средневековье основным инструментом русских скоморохов была скрипка, вернее, ее славянский прототип — гудок. Это был деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами. О смычках мы можем только догадываться, что они делались в форме лука: материального подтверждения этому нет, так не был обнаружен еще ни один цельный смычок. Зато археологи находят деревянные колки, на которые натягивались струны, сделанные из жил животных. Конечно, полнота звука старинного гудка не сравнится со звучанием современной скрипки. Однако уже тогда были сделаны первые шаги в усилении звука с помощью деревянной деки и прорезей в ней, которые обеспечивают звуковой резонанс.


Гудок

Гудок и скрипка сильно отличаются друг от друга и обликом, и способом игры. Более неказистый древнерусский гудок имеет только 3 струны, которые располагаются в одной плоскости. Поэтому мелодия извлекается только с помощью первой струны, остальные же две остаются не зажатыми. На скрипке же каждая из 4 струн занимает свою плоскость, поэтому музыкальный диапазон гораздо шире.


Как звучит гудок

Скрипка — королева симфонического оркестра — появилась в России только после европеизации русского общества Петром I. О ее предшественнике мы знаем, что это был абсолютно светский инструмент, на котором в православии запрещалось играть в церкви. Хотя в Западной Европе аналогичные скрипичные прототипы были полноправными участниками церковных служб.

«Без песен мир тесен»

Как играли на гудке, установить было достаточно легко, чего не скажешь об игре на традиционных гуслях. Этот инструмент остался жив в памяти русского человека благодаря сказке о гусляре Садко, спускавшемся на дно озера Ильмень. К слову, именно гусли считаются наиболее древним русским щипковым инструментом, а не балалайка, которая получила распространение только в XVII веке.


Гусли

Облик гуслей и манера игры на них с веками изменилась до неузнаваемости. Традиционные гусли в XVIII веке сменились на исторические, а те — на оркестровые. Чтобы определить, как играли на «инструменте Садко», историкам пришлось сопоставлять знания сотрудников консерватории и опыт старожил отдаленных селений, где еще до войны были популярны наигрыши на исторических гуслях.


Как звучали древнерусские гусли

Современные гусли были специально созданы для фольклорных оркестров. Их конструкция позволила добиться ощутимого усиления звука, так как изначально гусли не были предназначены для игры на публике.

Русская музыкальная культура гораздо больше ценила сосредоточенность исполнителя не на аудитории, а на его внутреннем мире. Музыка была связующей нитью между человеком и высшими силами. И хотя ритуальная функция песен и мелодий спустя столетия практически сошла на нет, музыка продолжает быть средством, которое погружает нас в себя и помогает справиться с любыми проблемами.

инструмент Садко

Альтернативные описания

. (славянское) струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Европы (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес, фин. кантеле), Поволжье (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь)

Старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

Наколенная арфа

Музыкальный инструмент былинного Садко

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Инструмент, который заставил танцевать все подводное царство

Самогуды

Заставили Ягу плясать

Музыкальный инструмент Садко

Старорусское подобие арфы

Инструмент Бояна

Музыкальный инструмент сказочного Садко

Крыловидный инструмент

Старинный струнный щипковый инструмент

Лежачая арфа

. «арфа» Садко

Яровчатый иструмент

Инструмент в руках Садко

Струны Садко

Старинный русский музыкальный инструмент

Русский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

Старинный русский народный щипковый инструмент

Русский струнный щипковый музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент былинного Садко

. "Арфа" Садко

Ж. мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист м. гуслистка ж. гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик м. мастер, работающий, строящий гусли. Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ. Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда

Старинный русский муз. инструмент

Определить роль и значение музыки в сказках.

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал:

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.

Учитель :

Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.

Учащиеся : Приветствуем Вас!

2. Распевка

Распевка на мелодию Роджерса из к\ф “Звуки музыки”.

ДО – добавочная снизу,
РЕ – под первою всегда,
МИ – на первой притаилась,
Меж второй и первой – ФА,
СОЛЬ – застряла на второй,
Средь второй и третьей – ЛЯ,
СИ – на третьей поищи,
А под четвёртой снова – ДО.

3. Сообщение темы урока.

Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.

Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.

Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…

Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.

4. Повторение пройденного материала

Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы познакомимся поближе.

Слайд №5

Кроссворд

  1. Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский).
  2. Песня без слов, исполняемая на какой-либо гласный звук. (Вокализ).
  3. На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту… (ДО).
  4. Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка).
  5. Высокий женский голос. (Сопрано).

5. Изучение нового материала

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Это не просто былина, а сказка.

Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.

Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

Ответ: Садко играл на гуслях.

Гусли – старинный русский народный инструмент.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.

Слова учителя на фоне звучания музыки:

Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения.

Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?

Ответ: Опера

Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Ответ: Либретто

Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.

Слайд №10

Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…

Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?

Ответ: Сказка.

По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.

Вопрос: Где можно послушать оперу?

Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ

Слайд №11

Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.

Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?

Ответ: Мариинский театр.

Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.

Слайд №12

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.

Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?

Ответ: Оркестр

6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Используемый источник – DVD видео “Садко” Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки?

Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка.

Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Слайд №13

Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Ответ: БАС.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.

Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Слайд №13

Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Ответ: ТЕНОР.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Задание: Определите характер музыки.

Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.

Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13

Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.

Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.

Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…

7. Исполнение песни учащимися

Слайд №14

Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.

Приложение 2. Текст песни

8. Подведение итогов урока.

Слайд №15

Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.

Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?

Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски

Выставление отметок

9. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.

Опера-былина в семи картинах НиколаяАндреевичаРимского-Корсакова на либретто композитора и В. И. Бельского, основанном на старинных русских былинах.

Действующие лица:

Фома Назарьич , старшинаНастоятелиТенор

Лука Зиновьич , воеводановгородскиеБас

Садко , гусляр и певец в НовгородеТенор

Любава Буслаевна , его молодая женаКонтральто

Дуда Бас

Сопель Тенор

1-йудалый , скоморохМеццо-сопрао

2-йудалый , скоморохМеццо-сопрано

1-й волхв Тенор

2-й волхв Тенор

Варяжский заморскиеБас

Индийский торговыеТенор

Веденецкий гостиБартон

Окиан-море , царь морскойБас

Волхова , царевна прекрасная, его дочь Сопрано

молодшая, любимая

Видение - старчище могуч-богатырь Баритон

во образе калики перехожего

Новгородский люд обоего пола и всяких сословий, торговые гости новгородские и заморские; корабельщики, дружина Садко; скоморохи - веселые молодцы, калики перехожие - угрюмые старики; водяные, красные девицы, белые лебеди и чуда морские.

Балет

Царица Водяница Премудрая , жена царя морского, и двенадцать старших дочерей его, что замужем за синими морями. Ручейки - внучата малые. Среброчешуйчатые и золотоперые рыбки и другие чуда морские.

Время действия : полусказочное-полуисторическое.

Место действия : Новгород и море-океан.

История создания

Уже перечень действующих лиц с очевидностьюсвидетельствует, что эта опера-былина полусказочная, как и многое в наследии Н. А. Римского-Корсакова.

У Н. А. Римского-Корсакова два произведения,которые носят название «Садко» - музыкальная картина для оркестра и опера-былина. Первое было написано в 1867 году (и разобрано весьма объективно самим автором в его «Летописи моей музыкальной жизни»), второе - почти тридцать лет спустя, в 1896 году. Можно поражаться, насколько рано сформировался у Римского-Корсакова интерес к русской старине и народной культуре и какое глубокой развитие он получил на протяжении всей жизни композитора.

В начале лета 1894 года Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена, в котором он убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко». При этом он предлагал даже свой собственный план либретто. Это письмо послужило новым толчком для фантазии композитора. Он стал размышлять об опере. Своими мыслями Римский-Корсаков поделился с выдающимся знатоком русской культуры В.В.Стасовым. Тот написал ему большое письмо, в котором обращал его внимание на многочисленные варианты былины, призывал его как можно шире и ярче представить в опере картины реальной жизни и быта древнего Новгорода. Следует признать, что под влиянием Стасова Н. А. Римский-Корсаков несколько изменил первоначальный план оперы, в частности, создал первую картину, которой по первоначальному замыслу не было.

Практическую работу по написанию либретто взял на себя В. И. Бельский, который после этого своего первого опыта сотрудничества с композитором стал его либреттистом при работе над другими операми (одна из записей Римского-Корсакова: «...наведывался к нам В. И. Бельский, с которым у меня велись бесконечные обсуждения различных пригодных для меня оперных сюжетов»).

Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше - чудесном месте, где было большое озеро, огромный старинный сад, прекрасное купанье. «Помнится, что местом сочинения (...) часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, - вспоминал Римский-Корсаков. - Мостки шли среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой - раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о «Садко»». Следующее лето композитор провел там же и теперь работа над «Садко» шла безостановочно. Картины писались одна за другой (по первоначальному плану, то есть без жены Садко Любавы и, следовательно, без третьей картинны, которая появилась позже).

Полностью опера была закончена осенью 1896 года. Ее первым издателем был М. П. Беляев. Той же осенью опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием;

Император Николай II вычеркнул ее из репертуара. Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова 7 января 1898 года и прошла с большим успехом.

Сюжет и музыка

Вступление

(По первоначальному замыслу композитора Любавы, жены Садко, какперсонажа оперы не было. «В августе (1895 года. - А.М.), когда черновик всей оперы по первоначальному плану был окончен, - читаем в «Летописи моей музыкальной жизни» Н. А. Римского-Корсакова, - я стал подумывать о жене Садко. Смешно сказать, но в то время у меня сделалась какая-то тоска по фа минорной тональности, в которой я давно ничего не сочинял икоторой у меня в «Садко» пока не было. Это безотчетное стремление к строю фа минор неотразимо влекло меня к сочинению арии Любавы. Ария была сочинена, понравилась мне и послужила к возникновению 3-й картины оперы, прочий текст для которой я попросил сочинить Бельского»).

Дивно звучит хор девиц-красавиц («Глубь-глубокая, Окиан-море»), над которым парит колоратура (без слов) царевны морской.

Садко спускается в терем на раковине, запряженной касатками.. Он останавливается перед Царем; в руках у него гусли. Грозно приветствует его царь морской. Царевна же молит батюшку не гневаться, а просить Садко песню спеть. Садко играет и поет величальную песню («Синее море грозно, широко»). В ней три куплета, в каждом куплете две части: первая - певучая, широкая, вторая - припев-славление - бодрая, блестящая. В третьем куплете к Садко присоединяются сами царь и царевна. Тогда царь морской созывает все свое морское царство (слышны трубы бирючей царства подводного; их сигналы звучат за кулисами).

Туман рассеивается, на месте его виднеется Волхова-река широкая, соединенная с Ильмень-озером, освещенная лучами восходящего солнца. По реке в сторону озера бегут корабли. И теперь команда на них поет: «А и вверх по широкой реке бегут побегут тридцать кораблей, тридцать кораблей и един корабль. А и все корабли-то что соколы летят, а Сокол-то корабль легкой птицею, легкой птицею, белым кречетом» (ср. с песней корабельщиков и дружины в пятой картине). Все персонажи, которых мы видели в первой картине, вышли теперь встречать Садко. И дивятся все, что «протекла река широка в Новегороде». И река эта - Волхова. Все поют славу Садко, Волхове и окиан-морю синему.

© Александр МАЙКАПАР



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.