Д с лихачев беседы о культуре. Сборник работ Д.С.Лихачёва «Русская культура

Д.С. ЛИХАЧЁВ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Т.К. Донская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются взгляды Д.С.Лихачёва на особенности развития русской культуры, и литературы в том числе, и искусства.

Ключевые слова: культура, литература, искусство, история, жанры, стиль, взаимосвязь, Древняя

В своих многолетних исследованиях древнерусской литературы - основном предмете своих филологических изысканий, Дмитрий Сергеевич Лихачёв всегда подчёркивал идейно-тематическую и образно-эстетическую взаимосвязь литературного произведения с той эпохой, в которой оно создавалось: «...всё общество оказывает своё заметное и незаметное влияние на судьбу памятника» (см. его блестящую работу «Слово о полку Игореве» и культура его времени», 1985). Поэтому он не мог не обратить внимания на общие тенденции социально-политического, экономического, художественно-эстетического, духовно-нравственного развития государства и его народа во времени, оказавшего влияние на основные мотивы, сюжеты, художественные образы, типичные для того периода в развитии литературы, в контексте культуры которой она исследовалась. Новаторство Д.С. Лихачёва как филолога, литературоведа и культуролога заключается ещё и в том, что он выявил, сформулировал и охарактеризовал эстетический стиль монументального историзма в искусстве и культуре Древнерусского Средневековья. «Это стиль, - пишет учёный, - в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется монументальным, величественным^.. ,>В этот период развито особое «панорамное зрение», стремление подчёркивать огромность расстояния, сопрягать в изложении различные, удалённые друг от друга географические пункты, подчёркивать различие общественного положения, создавать произведения, рассчитанные на вечность и доминирование в окружающем ландшафте - городском и природном»1. Особенно этот стиль ярко проявлялся в летописании. Так, оценивая княжение умершего князя Владимира Мономаха, летописец пишет: «...а се княже седение: мир держа с околными сторонами, с Ляхы и с Немци, с Литвою, одержа землю свою величеством олны по Татары, а семо по Ляхы, по Литву (Ипатьевская летопись, 1289 г.). Автор «Слова о погибели Русской Земли» говорит о её былом благополучии опять-таки с высоты огромных дистанций: «ОтсЬле до Угоръ, и до Ляховъ, до Чаховъ, от Чаховъ до Ятвязи и от Ятвязи до Литвы, до Неецъ, от Немец до КорЬлы, от КорЬлы до Устьюта, гдЬ тамо бяхуТоймици погании, и за Дышючим морем, от моря до Болгарь, от Болгарь до Буртась, от Буртась до Чермисъ, от Чермисъ до Моръдви, - то всё покорено было богом христианскому языку поганьскыя страны». «В сущности, -заключает Д.С. Лихачёв, - всё «Слово о погибели.» написано как бы с высот этого «ландшафтного зрения»2.

1 Лихачёв Д.С.. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л., 1985. С. 275.

2 Там же, с.276.

Когда Дмитрий Сергеевич, неизменно обращаясь к Древнерусской литературе и искусству, напоминает нам: «Муза истории Клио, провозвестница славы, есть и муза истории литературы. Это самая строгая из муз. Она редко кого удостаивает вниманием» (так высоко он оценивал труд учёных, посвятивших себя истории литературы и искусства!), то можно с удовлетворением сказать, что эта строгая Муза «поцеловала» Д.С.Лихачёва: его литературоведческие исследования всегда теснейшим образом связаны с историей и культурой исследуемого им любого художественного произведения тысячелетней истории русской литературы и искусства. «Слово и изображение были в Древней Руси связаны теснее, чем в новое время. И это накладывало свой отпечаток и на литературу, и на изобразительное искусство. Взаимопроникновение - факт их внутренней структуры»3. Более того, считает учёный, «отражая мир, искусство вместе с тем его преображало, строило свои «модели» мира, боролось с хаосом формы и содержания, организовывало линии, цвет, колорит, подчиняло мир или части мира определённой композиционной системе, населяло окружающее идеями там, где их без искусства нельзя было заметить, обнаружить, открыть». Кром того, «организующая сила искусства направлена, разумеется, не только на внешний мир. Упорядочение касается и внутренней жизни человека. Это особенно ясно видно, когда человек находится в унынии, испытывает горе, мечется в собственном несчастии. Преодолеть душевный хаос, в который ввергает его несчастье, помогает поэзия, музыка, особенно песня...не всякая песнь, не всякое музыкальное произведение, не всякое поэтическое.. .но такое, которое близко состоянию поражённого горем человека.<.. .>Здесь именно и помогает антихаотическая направленность искусства. Искусство не уничтожает горя, оно уничтожает хаотичность душевного состояния горюющего человека», - отмечает учёный-гуманист, посвятивший всю свою долгую подвижническую творческую жизнь выявлению общих функций литературы как особого вида искусства и частных -применительно к русской литературе как древнейшей литературы славянского мира и Европы в целом: «Русская литература конца XIV - начала XV в. несёт в себе, с одной стороны, черты уравновешенности, уверенности в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру старого Киева и старого города Владимира, а с другой - поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени. Вместе с тем в ней явственно сказывается органическая связь с культурой всего восточноевропейского Предвозрожденья»4. В этом плане, например, житийная литература (выдающимся автором житийного жанра XIV-XV вв. был Епифаний Премудрый), воинские повести («Повесть о разорении Батыем Рязани»), летописи, устные героические сказания, плачи («Слово о погибели Руськыя Земли»»), иконы и иконы с клеймами, созданными Максимом Греком, Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным и другими выдающимися русскими иконописцами XIV-XV вв., слово как жанр художественной и публицистической литературы («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона) и др. жанры древнерусской устной и письменной литературы XI-XVII вв. являются богатейшим источником познания бытовой и духовно-нравственной жизни наших далёких предков, продолжавших героические традиции Киевского государства, особенно - времени Владимира Мономаха.

Эпоха Владимира Мономаха (1053-1125) ознаменовалась расцветом художественных ремёсел, укреплением православия на языческих окраинах, появлением выдающихся литературных памятников.

Художественные ценности древнерусской литературы отмечены в исследованиях Ф.И. Буслаева, А.С. Орлова, В.П. Адриановой-Перетц, Н.И. Гудзием, И.П. Ерёминым и

3 Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С. 14.

4 Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2006. С. 103.

их последователем - академиком Д.С. Лихачёвым. Западные же учёные не видят в ней эстетических ценностей, а лишь средство исследования «загадочной русской души», объявив её культуру «культурой великого молчания». И это в то время, когда величайшее выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII век!) посвящено глубокому и прозорливому размышлению о судьбе Русской земли, родном Отечестве: «Невесёлая година въстала», когда «начяша князи сами на себя крамолу ковати, а погании с всех стран прихождаху с победами на землю Русскую»...Автор, проявляя себя человеком с государственным мышлением, как истинный патриот Земли Русской, с точки зрения заботы о государственных интересах и боли за родную землю и её народ, видит причину поражений удельных князей в борьбе с кочевниками в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Поэтому центральным образом в «Слове.» является образ Родной земли, и автор обращается к князьям с горячим призывом прекратить распри и объединиться перед лицом внешней опасности, чтобы «загородить Полю ворота», постоять «за землю Русскую», защитить южные границы Руси. Осуждая князей за поиски личной славы, он прежде всего выступал за честь и славу Русской земли.

Выступая обличителем антипатриотического, эгоистического поведения удельных князей, автор «Слова.» напоминает им о победоносных походах великого киевского князя Владимира Мономаха против степняков, наносивших урон простому народу, несли разорение городов и сёл, население страдало от их поборов и бесчинств. Владимир заключил «двадцать без одного» мирных договоров с половцами и покончил с их грабительскими вторжениями, разрешив проблему окончательно с половецкой опасностью.

Очень многим вся древнерусская литература известна только по одному памятнику - «Слову о полку Игореве», из чего делается вывод о «низком уровне культуры Древней Руси». Заслуга академика Д.С.Лихачёва в том, что он и его ученики и коллеги по Пушкинскому дому опровергли это ошибочное мнение, так как Русь до нашествия Батыя была представлена выдающимися памятниками зодчества, живописи, прикладного искусства, историческими произведениями и публицистическими сочинениями. Она поддерживала культурные связи с Византией и многими европейскими странами (так, Владимир Мономах был женат на английской принцессе Гите). Культура домонгольской Руси была высокой и утончённой. На этом фоне «Слово о полку Игореве» не кажется одиноким, исключением.

Став великим князем (1113), Мономах сосредоточил в своих руках военные силы всей Руси. Двадцать лет при нём Киевская Русь жила в мире и покое. Объединение удельных княжеств под верховной властью Владимира Мономаха способствовало культурному развитию Руси, подъёму городов, расцвету ремёсел, зодчества и иконописи, налаживанию торговых связей между русскими княжествами и зарубежными странами. Образованный и деятельный правитель, он стал инициатором создания нового княжеского летописания, которое получило в дальнейшем широкое развитие, став ценнейшим источником историко-культурных знаний о Древней Руси. Например, в 1116 году по указу Мономаха была предпринята попытка переработка летописи, так как она не затрагивала его княжения. Игумен Выдубицкого Михайловского монастыря Сильвестр переработал статьи с 1093 по 1110 год. «Своим призывом к прекращению княжеских междоусобиц и к сплочению вокруг Владимира Мономаха летописец превратил «Повесть временных лет» в законченное произведение, точно отвечающее политическим запросам своего времени»5.

5 Савинов А. Владимир Мономах. Воитель за Русскую землю. Ярославль, 2013. С. 39.

Так о какой «культуре великого молчания» может идти речь, когда созидательная деятельность Владимира Мономаха снискала ему славу не только умелого политика и дипломата, но и созидателя русской культуры: по богатству и значению Киев считался третьим городом после Константинополя и Кордовы. По летописным данным, в Х1 веке на Руси было почти 90 городов. Так, получив от отца во владение Ростов, князь Владимир первым делом поправил деревянный Успенский собор, возведённый ещё во времена Владимира Святого, и укрепил детинец. В итоге Ростово-Суздальская земля из дремучего языческого края превратилась в оплот православия и мощный форпост на северо-восточной границе Киевской Руси. Тот же подход к укреплению городов от иноземных нашествий и строительство православных храмов он сохранил во время княжения и в Смоленске, и Киеве, и Чернигове, и Берестове, вотчине Мономашичей, а Спасо-Преображенский собор в нём - сделал родовой усыпальницей. Не случайно Дмитрий Иванович Московский (Донской) в своей политической и социокультурной стратегии, направленной на сплочение удельных княжеств перед Куликовской битвой, всячески подчёркивал продолжение им героических традиций Киевского государства, объявив себя наследником Владимирского княжения, князья которого первыми назвали себя «всея Руси», считая себя потомками киевского князя Владимира Мономаха, носили титул Великих князей, заимствовав его у киевских. Тем самым «идея киевского наследия крепнет и занимает всё большее место в политических домогательствах московских князей, соединяясь с идеей владимирского наследства в единую идею возрождения традиций государственности домонгольской Руси», - делает вывод Д.С. Лихачёв6.

XIV век - век Предвозрождения - эпоха нарождающегося гуманизма и сложения национального самосознания во Франции, Италии, Англии, Германии, Чехии и на Руси. Важнейшими показателями этого времени являются 1) призывы к единству и прекращению феодальных распрей, 2) оформление единого общенационального языка, 3) сложение национальной культуры, 4) рост общественного значения национальной литературы. «Вот почему, - считает Д.С. Лихачёв, - национальное своеобразие русской культуры XIV-XV вв. выражено особенно отчётливо. Крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена теме государственного строительства. Русская архитектура всё сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение

исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров» .

Однако, отмечает отечественный исследователь, «движение это совершалось в русле

8 -религиозного сознания» , что повлияло на создание национальной русской школы

живописи, величайшим представителем которой выступает Андрей Рублёв.

Исследователи древнерусской литературы (Н.К. Гудзий, Д.С. Лихачёв, В.Чивилихин и др.) особенно выделяют из произведений периода татаро-монгольского нашествия «Повесть о разорении Батыем Рязани», считая её по идейно-художественной значимости выдающимся произведением после «Слова о полку Игореве». В.Чивилихин пишет в своём историко-публицистическом романе-эссе «Память»: «Русская литература, всегда выражавшая нравственные народные идеалы, откликалась на невиданное бесчеловечие и разоренье родной земли произведениями высокого гуманистического смысла. Муромо-рязанцы, испытавшие первый, самый страшный удар орды, создали галерею прекрасных женских образов, олицетворяющих великие человеческие идеалы -любовь, верность, братство, сострадание, поведали о взаимопомощи и бесстрашии, об уме и самообладании русских людей; это было бесценным оружием наших предков, попавших под иго завоевателей.»9. Но так же мужественно бился народ не жалея

6 Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2006. С. 94-95.

7 Там же, с. 97.

9 Чивилихин В.А. Память. М., 2007. С. 98.

живота своего за каждый город и за каждое поселение на родной земле, следуя традиции, идущей от князя Святослава: «На родной земле умри, но не сойди!», проявляя массовый героизм, поэтому каждый город брался татарами с бою.

Когда малосведущие зарубежные «учёные» говорят о времени «великого молчания» Руси в период татаро-монгольского ига, клевеща на русский народ за его, якобы, «рабскую покорность», то им следует ответить словами великого Пушкина из бессмертного публицистического стихотворения «Клеветникам России» (1831), не потерявшего своей злободневности и сегодня:

О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? Оставьте нас. И ненавидите вы нас. За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, пред кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?...

Более того, исследования отечественных историков (Б.Д. Грекова), филологов (В.И. Адриановой-Перетц, Ф.И. Буслаева, В.В. Колесова, Е. Озерова и др.), искусствоведов (М.В. Алпатова, И.Э. Грабаря и др.), фольклористов (А.Н. Афанасьева), археологов (В.Л. Янина) и др. опровергают эту негативную оценку иноземных «знатоков» истории Руси-России того трагического, но и героического времени, когда в народе и у его передовой части населения зрела мысль о свержении ненавистного татарского ига и находила отражение в различных произведениях народного, богословского и светского творчества.

Как пишет академик Д.С. Лихачёв, «постепенно, однако, Русь возрождается.<.>Именно здесь, в Москве, зреет мысль об объединении всей Руси. Московские князья принимают титул великих князей «всея Руси», московские летописцы ведут единственное в своём роде общерусское летописание, следя за событиями всех русских княжеств. Дмитрий Донской принимает на себя защиту общерусских интересов и от татар, и от Литвы. В Москву из Владимира переезжает в начале XIV в. русский митрополит, и это делает её религиозным центром всех русских земель»10. Под знамёна Московского князя собираются войска почти из всех русских княжеств, «и гром Куликовской победы отзывается почти во всех русских областях»: русские князья и городские общины обещали «держать его государство «честно и грозно», так как «всеми московскими князьями владела забота о государственном самосохранении», и это поняли русские люди и поддержали московских князей, которые взяли на себя обязанность защищать свой народ и свою землю от посягательств иноземных захватчиков11. Это единодушие всех слоёв населения с политикой московских князей подготовило политическое объединение страны в единое централизованное государство людей, для которых русский язык был родным на

10 Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. С. 89.

11 Там же, с. 89, 90, 91.

бескрайних просторах Земли Русской, а героическая история Киевского государства вдохновляла на избавление от татаро-монгольской орды.

«Внешняя опасность непрерывно тяготела над русскими княжествами. Именно поэтому, - утверждает Д.С. Лихачёв, - росло сочувствие населения сильной и «грозной» власти великого князя, способной дать народу защиту и «тишину»12. Позже, в Х1Х веке, выдающийся отечественной историк В.О. Ключевский сформулировал объективный закон существования монолитного государства: «Без общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов и стремлений людей не могут составить прочного общества<.. .>При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится

на силе нравственной»13. И призыв Великого Игумена Всероссийского: «Только единением спасётся Русь»! - услышал русский народ, вдохновился верой и надеждой на победу над иноземной ордой - и победил на Куликовом поле, Первом поле русской славы, чьи традиции живут и в наши дни в сознании нашего народа, готового на жертвенный подвиг во имя Свободы, Славы и Чести святого Отечества.

Житийная литература о подвигах князей-воинов, летописные рассказы о духовном подвиге Черниговского князя Михаила, устные и письменные былины о подвиге Евпатия Коловрата и о массовом героизме защитников Рязани, Владимира, Великого Новгорода, Пскова, Москвы, легенда о невидимом граде Китеже и многие другие устные и письменные памятники, сохранённые нашими предками чтобы свеча не погасла, -национальное достояние нашего народа, те духовные скрепы, о которых писал наш великий Гений:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

А.С. Пушкин

В годы татарщины единство церковной власти со светской по отношению к орде и к освобождению от её ига для всей Руси имело большое политическое значение. «Потому ведь и удалось московским князьям успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединившиеся духовные силы» в лице митрополита Алексия, прп. Сергия, основателя Троицкой обители, и Стефана Пермского, просветителя Пермской земли, и их учеников и последователей. «Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV в., делая его зарёй политического и нравственного возрождения Русской Земли»14. Так один из первых отечественных историков - В.О. Ключевский -убедительно раскрыл роль Русской Православной Церкви в духовном возрождении русского народа в период татаро-монгольского ига.

Этот историко-психологический феномен не менее убедительно объяснил академик Д.С. Лихачёв, обрисовав генетические истоки духовно-нравственного взаимодействия православной этики с традиционными ценностями русского этноса:

12 Там же, с. 92.

13 Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 75.

14 Там же, с. 67.

«Момент национального самосознания - один из самых показательных для эпохи нарождающегося гуманизма не только в России, но и во всей Европе. Таким образом, характерною чертою русского культурного подъёма было особое внимание к государственным интересам страны»15.

Вершиной художественного воплощения идеи объединения и жертвенной любви к родному народу и многострадальной Русской Земле явилось творчество Андрея Рублёва, особенно - в его знаменитой «Троице», принёсшей заслуженную мировую славу её творцу. Этический смысл иконы А. Рублёва «Троица» не ограничивается богословской идеей, поскольку назревшая в обществе потребность избавиться от ненавистного татаро-монгольского ига требовала единения всех сил русского народа. Как часто случалось в эпоху Средневековья, общечеловеческие мысли и чувства представлялись в религиозной оболочке. Но именно этот человеческий смысл «Троицы» гениального древнерусского живописца способен покорить сердце и современного зрителя и породить исторические и духовно-нравственные ассоциации с нашим неспокойным временем.

Культурные ценности не знают старения. Культурные достижения прошлого органично входят в настоящее. Современен Пушкин и автор «Слова о полку Игореве», В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Как закалялась сталь» Н. Островского, полемика между славянофилами и западниками Х1Хв. и между «почвенниками» и «западниками» ХХ-ХХ! вв. и т.д. «Изучение высоких памятников культуры прошлого никогда не может завершиться, замереть, оно бесконечно и позволяет бесконечно углубляться в богатства культуры. <.>Мы сейчас лучше понимаем Пушкина, Радищева, Достоевского <.> и особенно культуру народов СССР и т.д.», - полагает Д.С.Лихачёв. И что особенно важно, продолжает учёный, «обе литературы - древняя и новая - при этом вступают между собой в своеобразный диалог. Новая культура очень часто развивается в этих противопоставлениях и сопоставлениях со старой». А история русской культуры XVШ-XX столетий - это постоянный и чрезвычайно заинтересованный диалог русской современности с Древней Русью. Историческая тема становится доминирующей в прозе Х1Х в. (Г.П. Данилевский «Сожжённая Москва», «Вадим» М.Ю. Лермонтова, «Рославлев» М.Н. Загоскина и др.), в поэзии и драме («Руслан и Людмила» и «Борис Годунов» А.С. Пушкина), в музыке («Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусорского, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина), в живописи и скульптуре («Нестор-летописец» М.М. Антакольского, «Святая Русь» М.Нестерова, «Пётр Первый и его сын Алексей» Н. Ге, «Переход Суворова через Альпы» и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Царь Фёдор Иоанович» А.К. Толстого и др.), в которых поднимались актуальные для России вопросы о её прошлом и будущем Родины. И главная тема - роль народа в истории и культуре Руси-России.

Народ как создатель и носитель материальных и нравственных ценностей привлекает внимание не только деятелей культуры и искусства, но и учёных, видевших в героическом прошлом родного народа огромный потенциал творческих сил: Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Н.М. Карамзин, П. Каптерев, В.О. Ключевский, Н.И. Пирогов, Н. Погодин, К.Д. Ушинский и др., усматривавшие в образовании и просвещении народа важнейшее условие их гражданского воспитания в качестве активных созидателей Отечества нового времени. Отсюда большой интерес к народному искусству, в котором художественно выразительно проявились ментальные особенности творческой деятельности русского народа, повлиявших на творчество таких выдающихся подвижников русского народного искусства, как В.В. Андреев, А.С. Даргомыжский,

15 Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 96.

В.В. Стасов, М.П. Мусоргский, Ф.И. Шаляпин и др. Особая роль в собирании и пропаганде русского народного музыкального творчества принадлежит В.В.Андрееву, основателю первого в России оркестра народных инструментов, получившего признание во всём мире. К нему имеет прямое отношение русская пословица: «Песня - к сердцу, сердце - к Родине».

Д.С. Лихачёв, как и Б.Д. Греков, Е.И. Осетров, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин и др. исследователи древнерусской истории, литературы, культуры и искусства, убедительно доказал, что русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества, уходящих своими корнями в глубииу столетий. За многими оригинальными произведениями древнерусской литературы стоит фольклор как один из источников (см.: «Слово о полку Игореве», конец XII в.). «Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского языка», -пишут авторы «Истории русской культуры IX-XX вв.»16, подчёркивая тем самым самобытность, оригинальность и национальное своеобразие русской литературы, оказавшей огромное духовно-нравственное влияние на развитие мировой литературы, вобравшей в себя как живительный источник русское народное устное и письменное творчество, его животворящее начало...

Все авторы отмечают следующие отличительные особенности древнерусской литературы: публицистичность, отражение в содержании важнейших проблем общества и государства, преемственность с искусством и литературой Киевского государства, с народным творчеством, в частности, с героическими мотивами в его религиозных («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона) и светских произведениях («Слово о полку Игореве»), историзм. По выражению Д.С.Лихачёва: «Памятник сам по себе, в своём существе является фактом истории, истории культуры,

истории литературы и биографии писателя» . Поэтому призыв академика Д.С.Лихачёва к сохранению памятников прошлого, являющихся национальным достоянием русского народа и мировой цивилизации, - это путь международного и межличностного взаимопонимания и сотрудничества и обогащения духовно-нравственными ценностями через культуру и искусство каждого человека, стремящегося к миру и сотрудничеству, чтобы свеча не погасла...

Список литературы

1 История русской культуры 1X-XXвв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зелина; Под ред.Л.В. Кошман - М.: Дрофа, 2003. - 480 с.

2 Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вст. ст. и примеч. В.А.Алекссева / В.О.Ключевский. - М.: Правда, 1990. - 624 с.

3 Лихачёв, Д.С. Поэтика древнерусской литературы /Д.С. Лихачёв. - М.: Наука, 1979. - 360 с.

4 Лихачёв, Д.С.. Прошлое - будущему. Статьи и очерки / Д.С. Лихачёв. - Л.: «Наука», 1985. - 575 с.

5 Лихачёв, Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре /Д.С. Лихачёв. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2006. - 416 с.

6 Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. - М., 1989.

7 Савинов, А. Владимир Мономах. Воитель за Русскую землю/А.Савинов. - Ярославль: ЯПК АРВАТО, 2013. - 48 с.

8 Чивилихин, В.А. Память / В.А. Чивилихин. - М.: Алгоритм, 2007. - 627 с.

16 История русской культуры IX-XXвв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К.Сысоева, М.Р. Зелина; Под ред.Л.В. Кошман. М., 2003. С. 31.

17 Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. М., 1989. С. 10.

D.S. LIKHACHOV WROTE ABOUT THE RUSSIAN CULTURE AND ART

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

This article is about the Likhachov"s opinion of the development of the Russian culture including literature and art.

Keywords: culture, literature, art, history, genres, styles, interconnection, Old Rus.

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми мифами о ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Можно отметить поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом. Так же в русской истории играли огромную роль различие «теории», идеология, тенденциозное освещение настоящего и прошлого. В мире не было еще мифа о народе и его истории такого устойчивого, как тот, что был создан Петром Великим. Раз необходимо было большее сближение с Европой, значит, надо было утверждать, что Россия была совершенно отгорожена от Европы. Раз надо было быстрее двигаться вперед, значит, необходимо было создать миф о России косной, малоподвижной, раз нужна была новая культура, значит, старая никуда не годилась. Как это часто случалось в русской жизни, для движения вперед требовался основательный удар по всему старому. Один из наиболее «необходимых» нашему государству мифов – это миф о культурной отсталости России до революции. Так же, существует твердая уверенность и на Западе и на Востоке в том, что в России не было опыта парламентизма. Сейчас на Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку, но Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы обоих типов. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России, которая определяется тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти. Не случайно расцвет русской культуры в 18 и 19 в.в. совершился на многонациональной почве в Москве и, главным образом, в Петербурге. То, что страна, создавшая одну из самых гуманных универсальных культур, имеющая все предпосылки для объединения многих народов Европы и Азии, явилась в то же время одной из самых жестоких национальных угнетательниц, и прежде всего своего собственного народа – составляет один из самых трагических парадоксов в истории, в значительной мере оказавшийся результатом извечного противостояния народа и государства, поляризованности русского характера с его одновременным стремлением к свободе и власти. Но поляризованность русского характера не означает поляризованности русской культуры. Добро и зло в русском характере вовсе не уравнены. Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла. И культура строится на добре, а не на зле, выражает доброе начало в народе. Нельзя путать культуру и государство, культуру и цивилизацию. Самая характерная черта русской культуры – ее вселенскость, универсализм. В поисках национального своеобразия культуры мы должны, прежде всего искать ответа у литературы и письменности. Русский человек не живет настоящим, только прошлым и будущим – это самая важная национальная черта, далеко выходящая за пределы только литературы. Рядом с культом прошлого с самого начала в р. Литературе находилась ее устремленность к будущему. Это была мечта о лучшем будущем, осуждение настоящего, поиски идеального построения общества. Настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса. И это типично для русской истории. Русская литература как бы сжимает настоящ между прошлым и будущим. Неудовлетворенность настоящим составляет одну из основных черт русской литературы, которая сближает ее с народной мыслью: типичными для русского народа религиозными исканиями, поисками счастливого царства, где нет притеснения начальников и помещиков, а за пределами литературы – склонность к бродяжничеству, и тоже в различных поисках и устремлениях. Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов. Итак, место русской культуры определяется ее многообразнейшими связями с культурами многих и многих других народов Запада и Востока. Значение русской культуры определялось ее нравственной позицией в национальном вопросе, в ее мировоззренческих исканиях, в ее неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего, пусть иногда ложных, лицемерных, оправдывающих любые средства, но все же не терпящих самоуспокоенности. Русская культура иная по типу, чем культура Запада. Единственное, в чем она отсавала до 19-го века – это в науке и философии. В западном смысле этих слов. Сейчас, кроме стремления сохранить материальные остатки старой культуры надо развивать университетское образование.

Первая, под названием "Заветное", выпущена издательским, образовательным и культурным центром "Детство. Отрочество. Юность" Российского детского фонда. Ее редактор-составитель известный писатель, председатель РДФ, академик РАО Альберт Лиханов. Это прекрасно иллюстрированное издание - сборник коротких эссе, философских стихотворений в прозе, размышлений и отдельных записей Дмитрия Сергеевича Лихачева о векторах духовных исканий, о нравственных ценностях, к которым нужно стремиться каждому молодому человеку. Тексты сопровождены учебно-методическими рекомендациями для педагогов с учетом возраста детей и помогут учителю полноценно провести "Урок Лихачева".

Вторая книга - "Избранные труды по русской и мировой культуре" - издана Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, первым почетным академиком которого был Дмитрий Сергеевич. Это научное издание обобщающих статей Дмитрия Сергеевича Лихачева, где он размышляет о природе искусства, о смысле культуры, о русском языке и проблеме интеллигенции. В книгу включен один из последних "заветных" трудов Лихачева "Декларация прав культуры". Ее окончательный вариант разработан коллективом ученых СПбГУП под научным руководством Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Предлагаем вниманию читателей наиболее актуальные мысли Дмитрия Лихачева:

"Первобытные люди рисовали бизона с таким необыкновенным умением, как будто и прогресса в искусстве нет! Да, умение поразительное. Но ведь только бизон, только дикий бык, пещерный медведь. Для того чтобы изобразить цель охоты? Но тогда почему нет уток, гусей, перепелов? Ведь на них тоже охотились? Почему нет проса, репы, а ведь их сеяли?

И вот мне представляется, что изображалось в пещерах прежде всего то, чего боялись, что могло нанести смертельный вред. Человек рисовал то, что его страшило. Он нейтрализовал окружающий мир в том, что несло ему опасность.

Отсюда родилось искусство...

Спросят: как же - искусство призвано "успокаивать"? Нет, конечно... Искусство призвано бороться с хаосом, часто путем обнаружения, разоблачения этого хаоса, демонстрации его. Всякое обнаружение хаоса есть в какой-то мере внесение в него упорядоченности. Обнаружить хаос уже означает внести в хаос элементы системы".

"У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) - состояние природы противоестественное.

В чем же выражается культура природы? Будем говорить о живой природе. Прежде всего она живет обществом, сообществом. Существуют "растительные ассоциации": деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не со всеми. Сосны, например, имеют соседями определенные лишайники, мхи, грибы, кусты и т.д. Это знает каждый грибник... Под покровом ольхи растет сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая свое дело ольха...

Природа по-своему "социальна". "Социальность" ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов под корень, не засоряет рек..."

"У Земли, у Вселенной есть своя скорбь, свое горе. Но плачет Земля не слезами - пьяницами, уродами, недоразвитыми детьми, неухоженными, покинутыми стариками, калеками, больными... И еще плачет она без толку вырубленными лесами, обвалами берегов в переполненных слезами Земли водохранилищах, затопленными угодьями, лугами, переставшими лелеять на себе стада и служить человеку сенокосами, асфальтовыми дворами с вонючими баками, между которыми играют дети".

"... богатство языка определяется не только богатством "словарного запаса" и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептуальной сферы, носителями которой является язык человека и его нации...

Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации".

"Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!.."

"Человек - существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала "оседлость" в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других...

Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок - по отношению к своим родителям. Нового самого по себе как самодовлеющего явления не существует".

"Культура в конечном счете - цель, а не средство, не условие, не благоприятствующая среда. Природа миллиарды лет совершенствовала сама себя и наконец создала человека. Человек создан с огромными, до конца не использованными творческими возможностями. Для чего все это? Для того, очевидно, чтобы человек не прекратил собой это развитие, не замкнул на себе то, к чему природа стремилась миллиарды лет, а продолжил это развитие. Конечно, продолжение - это не создание еще более совершенного организма, а использование тех возможностей, которые уже есть в человеке, для создания произведений высочайшей культуры".

"У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и "государственных мужей") понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование... Вот и получается зачастую так, что явления, которые относятся к культуре, рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои - у писательских организаций, свои - у филармонии и музеев и т. д.

Между тем культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации".

"Миссия России определяется ее положением среди других народов тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти".

"Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности - это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, - это его не может уронить...

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной".

"Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того... Лишите человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентность".

Все ли так мрачно, Дмитрий Сергеевич?

Дмитрий Лихачев - не только культурная и научная вершина своей эпохи, но и человек, на которого мы привыкли ссылаться как на последний бесспорный гражданский авторитет для людей самых разных позиций и точек зрения. Социологи констатируют дефицит авторитетных фигур в современном российском обществе. Об этом наш разговор.

Лев Аннинский,

литературный критик и публицист:

Как-то, выступая, кажется, в Останкино, Дмитрий Лихачев спрашивал: "Можно ли притвориться знающим человеком?" И сам отвечал на свой вопрос: "Да, можно. Надо лишь запомнить некоторое количество фактов". "Можно ли притвориться умным человеком?" - спросил он далее. И, подумав, ответил: "Да, можно, запомнив некоторое количество связей между фактами". Наконец, прозвучал третий вопрос: "А можно ли притвориться интеллигентным человеком?" Ответ самому себе и всем нам был: "Нельзя". Лихачев был авторитетен и как гражданин, и как личность, и как великий ученый. Он был таким, каким нельзя притвориться.

Дефицит авторитетных людей есть всегда, более того, он должен быть. Основная задача таких людей - не поддаваться той дури, которая висит в воздухе. Мы хотим, чтобы все считали нас умными, поэтому время от времени от желания похвалы и популярности впадаем в эту дурь.

К тому же у нас какое-то лакейское отношение к власти. А власть - это просто люди, которые делают свое дело. Дворник - тоже власть, но во дворе, а регулировщик - на перекрестке. Каждый человек немножечко власть, и надо только знать свой участок власти, а не смотреть то и дело на Кремль и поругивать. Авторитет, заработанный на таком поругивании, я не признаю. Авторитет - человек влиятельный, властитель дум. Одно время я считал Солженицына таковым, в какой-то степени он им остается. Из тех, кто раньше был, - Толстой, Достоевский.

Максим Соколов,

публицист:

Авторитет Дмитрия Сергеевича Лихачева основывался на безукоризненной биографии, на том, что он пострадал при Сталине, на том, что плохих дел не делал, а, напротив, сделал очень много хорошего для русской культуры и как ученый, и как публичный деятель. Случаются такие уникальные совпадения факторов. Сегодня мы подобных авторитетов не наблюдаем. Это связано со многими обстоятельствами. Помимо того, что Дмитрий Сергеевич был действительно достойной личностью, немалую роль играло и уважение к роли ученого мужа, академика. Но за прошедшие с тех пор годы авторитет науки упал на очень низкий уровень, и трудно ожидать, чтобы даже вполне достойный ученый мог бы стать общественно признанным авторитетом.

Если говорить о сферах художественно-творческих, то литература тоже находится в достаточно жалком состоянии и ее общественная роль существенно меньше, чем в советские времена. Принцип "поэт в России больше, чем поэт" уже не действует. Что касается каких-то иных сфер, откуда могут появиться авторитеты, то их, в общем-то, не так много. Авторитетом, возможно, мог бы быть какой-нибудь военачальник, желательно спасший Родину. Но за последнее время, с одной стороны, не было таких серьезных войн, чтобы можно было говорить о генерале, спасшем Родину. С другой, многие порядки в наших Вооруженных силах не способствуют появлению такого авторитетного генерала. Говорить об авторитетном бизнесмене тоже сложно, здесь слово "авторитет" будет скорее ассоциироваться с чем-то совсем другим.

Дмитрий Быков,

журналист:

В современном, насквозь медийном обществе понятие авторитета стерлось. Одинаково авторитетен и тот, кто потратил полжизни на изучение проблемы, и тот, кого приглашают в ток-шоу: авторитетность заменилась степенью раскрученности. В нашем обществе не то чтобы наблюдался дефицит авторитетов как таковых, но прежде всего заметна страшная нехватка людей заслуженно авторитетных, то есть доказавших свое право вещать и советовать реальными заслугами и духовными подвигами.

Хотелось бы также, чтобы эта авторитетность была подкреплена интеллектом, а не только героическими деяниями: у нас в обществе очень не хватает умных людей, к которым бы прислушивались. Обычно духовный авторитет открывает рот - и оттуда в лучшем случае несется поток банальностей, а в худшем - такое, что хоть святых выноси. Между тем авторитет очень заинтересован в том, чтобы изрекать в основном банальности: иначе его живо развенчают. Властям совершенно не нужен авторитетный политик, мыслитель или писатель, который говорит объективно важные и правдивые вещи. Что касается Дмитрия Сергеевича Лихачева, не думаю, что в дни юбилея уместен подробный и вдумчивый анализ его личности, поскольку сам юбилейный повод исключает всякую объективность. Мне представляется, что в последние 20 лет своей жизни Дмитрий Сергеевич был государственным образцом интеллигента, фигурой статусной и символической. До реального академика и его научных заслуг никому не было дела, а тексты, которые он публиковал, исключая спонтанно наговоренное предисловие к первой публикации "Улисса", не содержали ничего нового, варьировали один и тот же набор бесспорных истин. Боюсь, Дмитрий Сергеевич воплощал собою тот тип интеллигента, который нужен власти: человека скромного, достойного, заботящегося прежде всего о выживании культуры, осеняющего и облагораживающего власть своим авторитетом (без особенной, впрочем, надежды на успех). Нашей же культуре, как мне представляется, нужен сейчас прежде всего внятный, острый и содержательный разговор о ее реальном состоянии. Подобную миссию осуществляют поэты Кушнер, Горбаневская; прозаики - Маканин, Иванов, Стругацкий, Успенский, Пелевин; критики и публицисты Разлогов, Москвина, Стишова, Дондурей, Аркус, Плахов. Они и есть духовные авторитеты сегодняшнего дня. Хотя бы потому, что пишу: а) честно и б) спорно.

Георгий Хазагеров,

доктор филологических наук:

Прежде всего в Дмитрии Лихачеве мне симпатичен его научный пафос - пафос личности. Весь курс древнерусской литературы у него выстроен как постепенное пробуждение и утверждение личностного начала. И благодаря этому мы можем в своем культурном сознании связать древнерусскую литературу с русской классикой и оттуда перебросить мост в современность. Древнюю Русь часто вспоминают спекулятивно: для того чтобы отстоять свою концепцию, обращаются к этому периоду с расчетом, что его плохо знают и помнят и поэтому любая теория тут пройдет. А для Лихачева это был полнокровный и полноценный период, он его очень хорошо знал.

Хотя сам Лихачев очень критически отзывался о своем языке и о себе как о стилисте, но его язык можно рассматривать как образец не только научной прозы, но и вообще как образец для нас в ситуации когда язык, к сожалению, становится антигуманитарным и антигуманным, наполняется техницизмами и технологизмами.

У нас не так много ученых (а среди филологов так вообще дефицит), которые состоялись как личности. А Дмитрий Сергеевич восполнял этот дефицит. Пока он был жив, всегда была надежда, что встанет и поправит. Он пережил все особенности советской эпохи и дожил до эпохи постсоветской, за ним был громадный опыт, неискривленный, осмысленный. В спорных случаях важно было знать, что по этому поводу сказал Лихачев. Что бы я у него хотел спросить сегодня: "Все ли так мрачно, Дмитрий Сергеевич, сегодня в культуре, которая, как нам кажется, разлезается, а вслед за нею разлезается и общественная ткань? Отстоим ли мы настоящую, непрофанированную русскую культуру и русский язык? И что нам сейчас делать, чтобы, в медицинском смысле слова, "реабилитировать" ее? Каких ориентиров держаться в образовательной политике - немецкой модели, американской или своего неиспользованного из глубоких тылов?".

Шкатулка для правнуков

Телеканал "Культура", одним из инициаторов создания которого был Дмитрий Сергеевич Лихачев, 28-30 ноября показывает цикл фильмов "Крутые дороги Дмитрия Лихачева". Три части этой ленты повествуют о пребывании на Соловках, взаимоотношениях с властью и о том, каким Дмитрий Сергеевич был в кругу семьи. Слово тем, для кого академик Лихачев был просто папой и дедушкой.

Вера Зилитинкевич,

внучка, профессор Манчестерского университета:

Общественная деятельность Дмитрия Сергеевича началась во время кампании Хрущева по закрытию церквей. Он никогда не был откровенным диссидентом, но очень часто совершал смелые поступки, на которые никто другой не решался. Это важно, учитывая, что он был арестован в возрасте 21 года и почти 5 лет провел в заключении. Если мы посмотрим на обычную биографию человека, который из довольно благополучной семьи попадает в лагерь, то увидим, что такие люди очень часто ломались. И смелость Дмитрия Сергеевича на этом фоне кажется особенно удивительной...

В день рождения дедушки его мама делала горячий шоколад. И мое первое воспоминание о нем связано с моими днями рождения - бабушка, Зинаида Александровна, всегда делала шоколад. И всегда, так же как, и на день рождения Дмитрия Сергеевича, пеклись пироги.

Мне мама моя всегда говорила, что со мной он был менее строг, чем с ней и с Верой, ее сестрой, когда они были маленькими. Они родились в 1937 году. Потом - война. Почти всю блокаду пробыли в Ленинграде. Потом - послевоенные годы, и с конца 40-х снова начинаются ужасающие проработки. А ведь если ты был один раз арестован, твои шансы снова быть арестованным страшно увеличивались. У меня такое ощущение, что та строгость, с которой он воспитывал дочерей, была связана с тем, что он ощущал внешний мир как страшный. И к жизни в этом мире надо быть подготовленным - иначе не выживешь нормальным человеком.

Сергей Михайлович Лихачев,

племянник, инженер-полковник в отставке:

Дмитрий Сергеевич был доволен своей личной жизнью. Он управлял семьей, конечно. Например, приходить домой надо было не позже 11 вечера - конечно, это касалось девочек. И если это правило не выполнялось, он реагировал довольно-таки бурно.

Зинаида Курбатова,

внучка, журналист, художник:

Дедушка с бабушкой прожили 63 года. И конечно, дедушка бы не состоялся, если бы рядом с ним не было такой жены, такого верного друга, соратника, человека, который всегда его вдохновлял, всегда ему внушал, что он самый лучший, самый красивый, самый талантливый. Что все враги отступят, все состоится, все произойдет так, как он задумал. Бабушка до последнего им восхищалась. Когда он уходил на работу, бабушка всегда на него смотрела и говорила, например: "Как подходит голубой костюм к голубым глазам!" Я даже пела песню: "На позицию девушка провожала бойца". И под это пение дедушка уходил в Пушкинский дом...

У нас всегда был очень четкий режим. Завтрак в определенное время, в час - обед, в четыре - чай, в семь - ужин. И если дедушка иногда усаживался за стол за пять минут до обеда, а мы накрывали на стол, то мы говорили: "Дедушка, что ты уселся, еще без пяти!"...

После его смерти я обнаружила шкатулку. Когда ее открыла, увидела надпись, сделанную дедушкой (он все любил надписывать): "в семейный музей". Там лежали личные письма, записки, кошелек, на котором рукой дедушки написано "это кошелек, который передали мне в ДПЗ осенью 1928 года родители", английский словарь - "книга пробыла со мной весь срок в СЛОНе", осколок снаряда - "осколок попал в Институт русской литературы в 1941 году".

Людмила Лихачева,

дочь:

Почему он так много успел? Потому что он не тратил себя - у него была одна жена, одна семья. Мама была за ним как за каменной стеной. При нас, при маме он не мог оценить ни одной женщины. Он даже не мог сказать: у нее красивая фигура. Я этого себе даже не представляю.

Страница 1 из 5

Д. С. Лихачев

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми мифами о ее истории, как Россия, и не один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский.

Н. Бердяев постоянно отмечал поляризированость русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом. Да и многое другое. Другая причина в том, что в русской истории играли огромную роль различные «теории», идеология, тенденциозное освещение настоящего и прошлого. Приведу один из напрашивающихся примеров: петровскую реформу. Для ее осуществления потребовались совершенно искаженные представления о предшествующей русской истории. Раз необходимо было больше сближения с Европой, значит, надо было утверждать, что Россия была совершенно отгорожена от Европы. Раз надо было быстрее двигаться вперед, значит, необходимо было создать миф о России косной, малоподвижной и т. д. Раз нужна была новая культура, значит, старая никуда не годилась. Как это часто случалось в русской жизни, для движения вперед требовался основательный удар по всему старому. И это удалось сделать с такою энергией, что вся семивековая русская история была отвергнута и оклеветана. Создателем мифа об истории России был Петр Великий. Он же может считаться создателем мифа о самом себе. Между тем Петр был типичным воспитанником XVII века, человеком барокко, воплощением заветов педагогической поэзии Симеона Полоцкого - придворного поэта его отца, царя Алексея Михайловича.

В мифе не было еще мифа о народе и его истории такого устойчивого, как тот, что был создан Петром. Об устойчивости государственных мифов мы знаем и по нашему времени. Один из таких «необходимых» нашему государству мифов - это миф о культурной отсталости России до революции. «Россия из страны неграмотной стала передовой... » и т. д. Так начинались многие бахвальные речи последних семидесяти лет. Между тем исследования академика Соболевского по подписям на различных официальных документах еще до революции показали высокий процент грамотности в XV-XVII веках, что подтверждается и обилием берестяных грамот, находимых в Новгороде, где почва наиболее благоприятствовала их сохранению. В XIX и XX веках в «неграмотные» записывались все староверы, так как они отказывались читать новопечатные книги. Другое дело, что в России до XVII века не было высшего образования, однако объяснение этому следует искать в особом типе культуры, к которой принадлежала Древняя Русь.

Твердая убежденность существует и на Западе и на Востоке в том, что в России не было опыта парламентаризма. Действительно, парламенты до Государственной думы начала XX века у нас не существовали, опыт же Государственной думы был очень небольшой. Однако традиции совещательных учреждений были до Петра глубокие. Я не говорю о вече. В домонгольской Руси князь, начиная свой день, садился «думу думать» со своей дружиной и боярами. Совещания с «градскими людьми», «игуменами и попы» и «всеми людьми» были постоянными и положили прочные основы земским соборам с определенным порядком их созыва, представительством разных сословий. Земские соборы XVI-XVII веков имели письменные отчеты и постановления. Конечно, Иван Грозный жестоко «играл людьми», но и он не осмеливался официально отменить старый обычай совещаться «со всей землей», делая по крайней мере вид, что он управляет страной «по старине». Только Петр, проводя свои реформы, положил конец старым русским совещаниям широкого состава и представительным собраниям «всех людей». Возобновлять общественно-государственную жизнь пришлось только во второй половине XIX века, но ведь все-таки возобновилась же эта общественная, «парламентская» жизнь; не была забыта!

Не буду говорить о других предрассудках, существующих о России и в самой России. Я не случайно остановился на тех представлениях, которые изображают русскую историю в непривлекательном свете.

Когда мы хотим построить историю любого национального искусства или историю литературы, даже когда мы составляем путеводитель или описание города, даже просто каталог музея, мы ищем опорные точки в лучших произведениях, останавливаемся на гениальных авторах, художниках и на лучших их творениях, а не худших. Это принцип чрезвычайно важный и совершенно бесспорный. Историю русской культуры мы не можем построить без Достоевского, Пушкина, Толстого, но вполне можем обойтись без Маркевича, Лейкина, Арцыбашева, Потапенко. Поэтому не сочтите за национальное бахвальство, за национализм, если я буду говорить о том самом ценном, что дает русская культура, опуская то, что цены не имеет или имеет ценность отрицательную. Ведь каждая культура занимает место среди культур мира только благодаря тому самому высокому, чем она обладает. И хотя с мифами и легендами о русской истории разбираться очень трудно, но на одном круге вопросов мы все же остановимся. Вопрос этот состоит в том: Россия - это Восток или Запад?

Сейчас на Западе очень принято относить Россию и ее культуру к Востоку. Но что такое Восток и Запад? О Западе и западной культуре мы отчасти имеем представление, но что такое Восток и что такое восточный тип культуры - совсем не ясно. Есть ли границы между Востоком и Западом на географической карте? Есть ли различие между русскими, живущими в Петербурге, и теми, кто живет во Владивостоке, хотя принадлежность Владивостока к Востоку отражена в самом названии этого города? В равной степени неясно: культуры Армении и Грузии относятся к восточному типу или западному? Думаю, что ответа на эти вопросы и не потребуется, если мы обратим внимание на одну чрезвычайно важную особенность Руси, России.

Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы явно обоих типов. С самого начала в истории трех народов, имевших общее происхождение - русских, украинцев и белоруссов, - играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое большое историческое сочинение «Повесть временных лет» XI века начинает свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, «англяне»). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не только в собственно Греции, но и непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане.

Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.

Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно-угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царь-град. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси.

Характерно следующее: стремление русских основывать свои столицы как можно ближе к границам своего государства. Киев и Новгород возникают на важнейшем в IX-XI веках европейском торговом пути, соединявшем север и юг Европы, - на пути «из Варяг в Греки». На торговых реках основываются Полоцк, Чернигов, Смоленск, Владимир.

Д.С. Лихачёв

О русской культуре

Россию упрекают. Россию восхваляют. Одни считают её культуру не­самостоятельной, подражательной. Другие гордятся её прозой, поэзией, те­атром, музыкой, иконописью... Одни видят в России гипертрофию государ­ственного начала. Другие отмечают в русском народе анархическое начало. Одни отмечают в нашей истории отсутствие целеустремленности. Другие видят в русской истории "русскую идею", наличие у нас сознания гипертро­фированной собственной миссии. Между тем движение к будущему невоз­можно без точного понимания прошлого.

Россия необъятна. И не только своим поразительным разнообразием человеческой природы, разнообразием культуры, но и разнообразием уров­ней - уровней во всех душах её обитателей: от высочайшей духовности до того, что в народе называют "паром вместо души".

Гигантская земля. И именно земля, почва. Она же страна, государст­во, народ. И недаром, когда шли на поклонение к её святыням, замолить грех или поблагодарить Бога, - шли пешими, босыми, чтобы ощутить её почву и пространство, пыль дорог и траву придорожных тропинок, увидеть и пережить всё по пути. Нет святости без подвига. Нет счастья без трудно­стей его достижения. Идти тысячи вёрст: до Киева, до Соловков1, плыть до Афона2 - и это тоже частица России…

Русская земля … была сравнительно слабо населена. Население страдало от этой вынужденной разобщённости, селилось преимущественно по торговым пу­тям - рекам, селилось деревнями. Враги приходили "из невести", степь была "страной незнаемой", западные соседи - "немцы", то есть народы "не­мые", говорящие на незнакомых языках. Поэтому среди лесов, болот и сте­пей люди стремились подать знак о себе высокими строениями церквей, как маяками, ставившимися на излучинах рек, на берегу озёр, просто на холмах, чтоб их видно было издали.

…Вот почему на Руси так любили странников, прохожих, купцов. И привечали гостей - то есть проезжих купцов. Гостеприимство, свойствен­ное многим народам, стало важной чертой характера - русского, украин­ского и белорусского. Гость разнесёт добрую молву о хозяевах. От гостя можно услышать и об окружающем мире, далёких землях.

Объединяющим началам в русской земле противостоят широкие пространства, разделяющие собой сёла и города. "Гардарйкией" - "страной городов" - называли скандинавы Русь. Однако между городами и сёлами тянулись безлюдные пространства, иногда трудно преодолеваемые. И из-за этого зрели в Руси не только объединяющие, но и разъединяющие начала. Что ни город, то свой норов, то свой обычай. Русская земля всегда была не только тысячей городов, но и тысячей культур. В Новгороде существовала варяжская божница3, была чудинцева улица - улица угро-финского племени чуди, даже в Киеве был Чудин двор - очевидно, подворье4 купцов из далёкой северной Эсто­нии на Чудском озере. А в XIX в. на Невском проспекте, проспекте веро­терпимости, как его называли иностранцы, была и голландская церковь, и лютеранская, и католическая, и армянская, и только две православные - Казанский собор и Знаменская церковь.

Культура всей Европы, всех европейских стран и всех эпох ока­зывается в зоне нашего наследия. Рядом с Русским музеем существует Эр­митаж, оказавший колоссальное влияние на развитие русской живописи. Перейдя Неву, воспитанники Академии художеств учились у Рембрандта и Веласкеса, у "малых голландцев", которые так повлияли на будущих передвижников5. Русская культура благодаря совмещению в ней различных на­следий полна внутренней свободы.

О чём же свидетельствует эта широта и поляризованность русского человека? Прежде всего - о гро­мадном разнообразии возможностей, скрытых в русском характере, о внутренней свободе русского человека, в котором сквозь завесу дурного может неожи­данно вспыхнуть самое лучшее, чистое и совестливое. Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных благ, но и духовных ценностей.

1 Соловки - группа островов в Белом море; на Соловецких островах расположен Соловецкий монастырь - важный духовный центр русского православия

2 Афон - полуостров в Эгейском море, один из важных центров русского православия и книжности

3 божница - полка или киот с иконами

4 подворье - дом с пристройками, принадлежавший иногороднему лицу и служивший для временных остановок, хранения товара

5Передвижники - группа художников-реалистов (И.Е.Репин, А.И.Куинджи, В.И.Суриков и др.), входивших в Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.)

В 2003 году в Москве был издан «Путеводитель по России для деловых людей», который содержит информацию для иностранных предпринимателей. Она помогает лучше понять знаменитый «русский характер».

Первое знакомство с русскими. Русский характер.

Русский характер, как и любой другой, был сформирован преимущественно временем и пространством. История и географическое положение наложили на него свой неизгладимый отпечаток. Века постоянной военной опасности породили особый патриотизм русских и их стремление к сильной централизованной власти; суровые климатические условия вызвали необходимость жить и работать сообща; бескрайние просторы – особый российский размах.

Очень много о национальном характере народа говорят его сказки. С них начинается формирование представлений о мире, о добре и зле, о нравственных ценностях. Интересно, что в России любимым героем сказок является Иван-дурак. Внешне неприметный, совершающий, на первый взгляд, глупые и ненужные поступки, не стремящийся ни к богатству, ни к славе, он в конце сказки получает в награду прекрасную царевну, а иногда и полцарства в придачу. В то же время его старшие братья – умники и прагматики – оказываются в дураках. Сила Ивана-дурака, и в этом выразился своеобразный народный идеал, в его простоте, искренности, в отсутствии в его характере меркантильности и прагматизма. Он отдает голодной зайчихе последний ломоть хлеба, поступок бессмысленный с точки зрения здравого смысла, а в трудный момент именно она приносит ему яйцо, в котором Кощеева смерть. Так милосердие награждается. Он наивен, жалостлив, непрактичен и немногословен, поэтому «умники» считают его дураком, а народ – своим героем.

Чувство общности

Чувство братства, присущее русским людям, вызывало восхищение иностранных наблюдателей во все времена. Американский сенатор в самом начале XX века писал: «Индивидуализм… неискоренимая черта англосаксонского характера. Русские имеют расовую тенденцию работать, основываясь на общественных принципах. В тех случаях, где подобные начинания, предпринятые американцами, англичанами или даже немцами, сначала будут прерваны ссорами, а в конце концов распадутся из-за неспособности членов объединения договориться между собой, русские прекрасно работают сообща, практически без всякого антагонизма».

Отношения между людьми

Отношения между людьми в России носят неформальный характер, и понятие дружбы ценится очень высоко. Будьте готовы к тому, что на обычный вопрос «Как дела?», вы получите от русского знакомого подробный отчет. Формальность иностранцев в данном случае часто обижает русских. Именно это заставляет русских свободно вмешиваться в дела знакомых, соседей и просто прохожих на улицах.

Отношение русских к своим недостаткам

Русские никогда не делали тайны из своих недостатков. Писатель Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889) считал неприятной национальной чертой русского человека то, что он вечно чем-то недоволен, всегда на что-то жалуется, кем-то обижен. Антон Чехов (1860-1904) отмечал неумение русского человека довести дело до логического конца, акцентировал внимание на его непрактичности. Писал Чехов и о том, что русский человек любит вспоминать, но не жить.

Русские действительно склонны к самокритике и самобичеванию. Но не надо забывать, что это оборотная сторона гордости и самолюбия. Русские часто жалуются на жизнь (поводов хватает), но вряд ли они оценят столь же критическое отношение со стороны постороннего человека.

^ Вопросы и задания для дискуссии

За что Россию упрекают и за что восхваляют? Что Вас восхищает, удивляет или смущает в России?

А.С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему - вот черта, отли­чающая образованность от дикости». Расскажите, какие истори­ческие события особенно повлияли на формирование русской ментальности и на качества русского характера.

Прокомментируйте высказывание Н. Бердяева «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли». Назовите как мож­но больше качеств русского характера, связанных с природой и климатом страны.

Что более всего русские ценят в жизни? Чем гордятся, например, немцы, американцы, итальянцы или дру­гие народы, а чем - русские? В чем русские талантливы и успешны, а что им дается с трудом? Как Bы можете это объ­яснить?

Какие качества характера русских Bы считаете положительными, а какие – отрицательными? Найдите как можно больше пословиц, которые передают черты национального характера русских. Прокомментируйте русскую пословицу «Наши недостатки- продолжение наших достоинств».

Что раньше значило по-русски слово "немец"? Подумайте, какая связь между словами "невесть" и "невеста". Можно ли считать, что «другой» для русских – всегда чужой (чужак)? Можно ли говорить об открытости русской культуры?

О каких чертах русского национального характера рассказали бы иностранцам Вы и почему? Предложите свои заглавия для разделов «Путеводителя».

Существует ли «счастье по-русски»? Почему русские уверены: «Горя бояться - счастья не видать»? Связывают ли они свое счастье с материальным достатком? Вспомните как можно больше русских пословиц о счастье.

Объясните, чего больше в русском авось:

А) меланхолии;

Б) легкомыслия;

В) философского отношения к жизни;

Г) безответственности;

Е) отсутствие привычки к профессиональному труду.

Как авось влияет на манеру русских трудиться? Прокомментируйте слова В.И. Даля: «Русский на трёх языках крепок: «авось, небось да как-нибудь». Есть ли в этой народной мудрости положительные моменты или есть только отрицательные?

Имеем ли мы право говорить о «национальном характере» или каждый человек неповторим?

Чувствуете ли Вы себя частью своего народа? Важно ли это для Вас?



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.