Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума


Произведение "Горе от ума" считается уникальным творением русской литературы не только за его актуальную проблематику, интересных персонажей и удивительный язык Грибоедова, но и за то, что эта комедия вобрала в себя отличительные черты трёх главных направлений литературы 19 века. "Горе от ума" является великолепно согласованной смесью из вроде бы несоединимых течений- классицизма, романтизма и реализма.

Первую и основную черту классицизма читатель видит в самом начале произведения в списке героев- говорящие имена и фамилии, по которым еще до прочтения у читающего складывается определенное мнение об каждом из персонажей.

Например:

Алексей Степанович Молчалин- по фамилии этого героя сразу становится понятно, что он немногословен и тих, своё мнение в различных ситуациях будет выражать нечасто. Так оно при прочтении и оказывается: Молчалин всегда соглашается с точками зрения окружающих, но не из-за неимения своей, но из личной выгоды. Этим свои качеством, кстати, он покарает сердце Софьи Павловны, для которой его молчание казалась очень таинственным и романтичным.

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

При дальнейшем чтении выявляется ещё одна черта классицизма: в основе сюжета лежит любовный треугольник. В комедии главный герой Чацкий испытывает нежные чувства к Софье, но она, увы, вместе с Молчалиным, который на самом деле притворяется, что взаимно влюблен в девушку.

Важной частью течения классицизма, представленного в "Горе от ума", является нравоучение от автора, в котором он показывает все пороки тогдашнего общества и предостерегает последующие поколения от их повторения. Это карьеризм, лживость, малодушие, действие только из корысти и личной выгоды.

Основной чертой романтизма в комедии Грибоедова является противопоставление бунтарской личности главного героя- пылкого, идеально образованного и чувственного Чацкого- порочному обществу- Фамусову, Молчалину, Скалозубу и другим членам "фамусовского общества". По началу, идеи московской элиты просто возмущали Чацкого, который открыто их оспаривал, но к концу произведения они довели его до состояния угнетения, поэтому Александру Александровичу пришлось покинуть Москву. В "Горе от ума" линия Чацкого является главной, его суждениям и внутреннему миру уделяется особое внимание.

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Чацкий за все произведение несколько раз говорил о том, что в России есть ужасная тенденция на слепое подражанье Европе, люди повсеместно заменяют родную речь французской и приглашают немецких учителей. Это также можно отнести к чертам романтизма, поскольку через эти строки автор призывает читателей не глупо равняться на другие страны, а вернуться к своим славянским корням, развивать свою, русскую, самобытную культуру.

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Немалая часть основных черт произведения относится к реализму. Вообще, на мой взгляд произведения "Горе от ума" наиболее относится именно к этому направлению, поскольку и персонажи, и ситуация наиболее приближены к реальной жизни.

Персонажи Грибоедова, как бы сначала читателю не казалось, не имеют четко отрицательных или положительных характеров. Они, как и в реальной жизни, являются обычными людьми, а не героями каких-либо важных событий, которые способны делать как добро, так и зло, и каждый из них выбирает то, что считает нужным. Ярчайшим примером этого является характер Чацкого. Да, он умен, честен, благороден, он понимает нынешние проблемы общества, но он по молодости своей абсолютно не сдержан и всегда говорит человеку прямо в лицо то, что о нём думает.

Еще одной чертов реализма считаются типичные характеры героев (с выраженной индивидуальностью) для определенного периода времени. К примеру, в России 19 века типаж "фамусовского" дворянина был основным для всего сословия. Это излишний вес, необразованность, жесткие устаревшие стереотипы, неприятие всего нового, особенно просвящения, как в высших, так и в низших слоях общества.

Также реализму характерно то, что персонажи произведения попадают в типичные для того времени ситуации и конфликты. Самый явный пример: конфликт Чацкого и "фамусовского" общества.

Грибоедов в "Горе" четко показал читателям свой нравственный идеал, воплотив его в Чацком.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкнове

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

    «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов». (И.А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает...

    Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...

    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...

I. Комедия «Горе от ума» писалась в то время, коща на сцене господствовал классицизм, но в литературе в целом развивались романтизм и реализм. Возникновение на рубеже разных направлений во многом определило особенности метода произведения: в комедии есть как традиционно классицистические черты, так и черты реализма. Кроме того, можно говорить об элементах романтизма. II. ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА. 1. Соблюдается принцип трех единств: - единство времени и места: действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова; - формально существует одна сюжетная линия Софья-Мол- чалин-Чацкий, однако единство действия нарушается: общественный конфликт не укладывается в любовный сюжет (см.«Сюжет и конфликт «Горя от ума»). 2. Сохраняется традиционная «система амплуа»: - сюжет основан на «любовном треугольнике» (героиня, два любовника, удачливый и неудачливый); - отец, не догадывающийся о любви дочери; - горничная, устраивающая свидания влюбленных. Но есть и отступления от традиции: - Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! - С другой стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер одновременно (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого*). - Молчалин не подходит под амплуа 2-го любовника, ведь он удачлив в любви, по и под амплуа 1-го тоже не подходит, так как не идеальный, изображен с негативной авторской оценкой. Выходят за рамки амплуа и второстепенные в любовной интриге персонажи: - Лиза - не только субретка, но в то же время и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события: Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами, А при звездах не все богаты, между нами; Ну, разумеется, к тому б И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы... Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Ах! от господ подалей; У них беды себе на всякий час готовь, Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. - Фамусов - не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог «века минувшего». Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире. 3. Сохраняется принцип «говорящих фамилий». Можно выделить «говорящие фамилии» трех типов: 1) фамилии собственно говорящие, которые сообщают об одной важной черте героя. - ФАМУСОВ (от латинского fama - молва): Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Апексевна! Но качество, на которое указывает фамилия (боязнь сплетен, преклонение перед общественным мнением), не исчерпывает характера. В самой фамилии можно увидеть также указание на общественное положение героя: Ю. Тынянов предположил, что «Фамусов» имеет отношение к английскому «famous» - известный. Фамусов - достаточно известный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости - на погребенье, на крестины. . - ТУГОУХОВСКИЙ (действительно туг на ухо). Графиня бабушка о нем: ...глух, мой отец; достаньте свой рожок, Ох! глухота большой порок! - РЕПЕТИЛОВ (от французского repeter - повторять). Повторяет за Чацким (см. «Образная система «Горя от ума») и за Фамусовым с его гостями (о сумасшествии Чацкого). - МОЛЧАЛИН. Чацкий о Молчалине: Еще ли не сломил безмолвия печати?.. Вот он. На цыпочках, и не богат словами... Молчит, когда его бранят! Софья о Молчалине: При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит... 2) оценивающие фамилии: СКАЛОЗУБ, ХРЮМИНА, ЗАГО- РЕЦКИЙ, ХЛЕСТОВА. Здесь явно выражена авторская негативная оценка, хотя прямо не «говорится» об одной конкретной черте персонажа. 3) ассоциативные фамилии, то есть фамилии, указывающие на конкретный прототип: ЧАЦКИЙ (в рукописи «Чадский») - ассоциация с П. Я. Чаадаевым - философом, общественным деятелем (подробнее о нем см. разбор стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»). Однако ни одна фамилия не определяет характер полностью, так как характер не исчерпывается одной чертой. 4. Композиция также отчасти соответствует классицистическим канонам: - в комедии 4 действия: в третьем - кульминация, в четвертом - развязка; - действие начинают второстепенные с точки зрения любовной интриги персонажи (Лиза, Фамусов); Лиза дает короткие характеристики, вводит зрителя в суть дела: Эй! Софья Павловна, беда: Зашла беседа ваша за ночь; Вы глухи? - Алексей Степаноч! Сударыня!..- И страх их не берет! - но длинных монологов, характерных для экспозиции классицистических драм, нет. III. ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА. 1. Социальная и психологическая типизация. 1) Типичность характеров. Гончаров: В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. (*Милъон терзаний») См. «Образная система «Горя от ума». 2) Типические обстоятельства (см. «Век нынешний и век минувший»). 3) Точность в деталях (см. «Средства раскрытия сатирических характеров в «Горе от ума» и «Век нынешний и век минувший»), 2. Герой не только тип, но и индивидуальность. - ФАМУСОВ - не только типичный екатерининский вельможа по своим взглядам и убеждениям, но и при этом - любящий отец, - легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери: Ведь экая шалунья ты, девчонка.. Ой! зелье, баловница (жмется к ней и заигрывает), - человек, обладающий чувством юмора: Фамусов: ...не хочешь ли жениться? Чацкий: Фамусов: Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли. - СОФЬЯ способна и на глубокое чувство: Молчалин! как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! Зачем же ей играть, и так неосторожно? Кого люблю я - не таков: Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости,- всегда застенчиво, несмело... Ночь целую с кем можно так провесть! - и на подлость: пускает сплетню, что Чацкий сумасшедший. 3. Таким образом, кроме характеров, пафос изображения которых преимущественно положительный (Чацкий) или преимущественно отрицательный (Молчалин), есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в «мужа-слугу»), 4. В отличие от классицистических пьес, порок не наказан, а добродетель не торжествует. При появлении Чацкого Молчалин скрывается в своей комнате, затем является Фамусов, Чацкий произносит монолог Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Г)це оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! 5. Количество действующих лиц выходит за рамки классицистических канонов (5-10 персонажей): в комедии их более 20. 6. Введение внесценических персонажей (тех, о которых говорят герои, но которые сами на сцене не появляются) для типизации недопустимо в классицистическом произведении, так как разрушает единство действия (см. «Образная система «Горя от ума»). 7. Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей (см.«Средства раскрытия сатирических характеров в «Горе от ума»). IV. ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА. 1. Романтический характер конфликта: Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему фамусовскому обществу. Гончаров: Образовались два лагеря, или с одной стороны целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой - один пылкий и отважный боец, «враг исканий». («Мильон терзаний») 2. Наличие трагического пафоса. Гончаров называет роль Чацкого «страдательной»: «Чацкий сломлен количеством силы старой» - вынужден бежать из Москвы (см. «Чацкий как победитель и как побежденный»). 3. Мотив одиночества - самый характерный для романтизма: Душа здесь у меня каким-то горем сжата, И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Чацкий - один из прообразов «лишнего человека» в русской литературе XIX века. 4. Мотив изгнанничества: С кем был! Куда меня закинула судьба) Все гонят) все клянут) мучителей толпа!.. Вон из Москвы) сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, ГДе оскорбленному есть чувству уголок!... 5. Мотив путешествия также традиционно романтический. Подобно героям Байрона, Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от воспоминаний, от «мильона терзаний». у



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.